Linkuri accesibilitate

Ernest Vardanean

Саудовская Аравия под давлением США продолжает наращивать объемы добычи, и к концу ноября королевство побило исторический рекорд – 11,2 млн. баррелей в сутки. Почему под давлением? Есть версия, что после убийства журналиста Джамаля Хашогги кронпринц Мухаммед оказался на плотном «крючке» у Трампа: хозяин Белого дома будто бы пообещал наследнику Саудовского престола неприкосновенность и международную поддержку в обмен на поддержание высоких темпов добычи, то есть низких цен. Для этого ваххабитская монархия не только наращивает добычу, но и опустошает нефтехранилища, в том числе находящиеся за рубежом. В результате, по данным на конец ноября, мировая добыча превышает спрос на 1,2 млн. баррелей в сутки, сообщают «Финансы».

Но Аравия находится под еще одним ударом: в июне конгресс США дал ход законопроекту «Против картелей по производству и экспорту нефти», который лежал на полке 18 лет. Он объявляет вне закона картельные сговоры и предлагает распространить на ОПЕК действие антимонопольного «Акта Шермана», который более столетия назад использовался, чтобы раздробить нефтяную империю Джона Рокфеллера, уточняет цитируемое издание. В частности, закон дает правительству США право подать в суд против стран ОПЕК за «ограничение производства и распространения нефти» на рынке США, «ограничение торговли» нефтью и манипулирование ее ценой.

Закон еще летом получил одобрение юридического комитета Палаты представителей, а уже после убийства Хашогги его рассмотрение начал Минюст США. «Очевидно то, что стремление нефтяного картеля повлиять на цены на нефть путем установки квот на добычу привело к росту расходов американских потребителей», - сообщает агентство Bloomberg со ссылкой на свои источники.

А пока американцы нарастили экспорт нефти до рекордного объема в 3,2 млн. баррелей в сутки. Заметьте – это только экспорт, а не вся добыча! Общая добыча в США достигла 15,9 млн. баррелей в день – это больше, чем у России и Саудовской Аравии по отдельности, пишет РБК. Всё дело в том, что за последние десять лет американские нефтяники пробурили 114 тыс. скважин на территории Пермского нефтеносного бассейна (не путать с Пермским краем в России). Только один этот участок дает 3,6 млн. баррелей в сутки, и там же имеется огромный объем попутного газа. Рынок «голубого топлива» в бассейне Permian перенасыщен и останется таким до конца 2019 года, когда заработает трубопровод Gulf Coast Express Pipeline, который позволит перенаправить топливо в другие районы США и выровнять внутренний рынок, сообщают «Финансы».

Оценка запасов нефти на этом гигантском месторождении по сравнению с 2016 годом увеличена с 20 до 46,3 млрд. баррелей, а газа – более чем в 17 раз. По новым расчетам, это 281 трлн. кубических футов против 16 трлн. в докладе двухлетней давности, пишут «Финансы» со ссылкой на данные Геологической службы США. По новым оценкам, запасы месторождения Permian входят в число крупнейших в мире.

С другой стороны, научно-технические достижения позволили значительно удешевить процесс добычи сланца, поэтому скважины будут прибыльны даже при цене в 30 долларов за баррель, а это очень плохая новость для Саудовской Аравии и особенно России, где себестоимость добычи выше и, соответственно, ниже рентабельность.

Между тем, в 2019 году американцы еще больше потеснят конкурентов. Ожидается, что экспорт вырастет еще на 2 млн. баррелей в день, но на этом пути есть препятствие: транспортные перевозки забиты под завязку, и сейчас в США активно прокладываются новые трубопроводы от месторождений к морским портам. Возможно, через два года у американцев будет семь новых нефтепроводов. В результате к концу 2020 года США смогут экспортировать более 4,6 млн. баррелей нефти в день.

Дальше – больше. Следующим этапом, пишет РБК, может стать реализация инфраструктурного плана Трампа, который предполагает выделение 1,5 трлн. долларов за 10 лет на перестройку изношенной национальной инфраструктуры, в том числе нефте- и газопроводов, мостов, дорог, аэропортов и водопроводов. «Столь массивное обновление инфраструктуры должно позитивно повлиять не только на американский нефтегазовый сектор, но и на сталелитейную и угольную промышленность», - говорится в материале.

Этого потока цифр, я уверен, вполне достаточно, чтобы укрепиться в мысли, которая, возможно, «достучалась» пока не до всех: мир больше не будет прежним. Недавно Трамп откровенно заявил, что по мере снижения цен на нефть у США остается всё меньше стимулов сохранять военное присутствие на Ближнем Востоке (понятно, что главная причина – безопасность Израиля). То есть на корню ломается старая геоэкономическая парадигма «Ближний Восток есть точка приложения жизненных американских интересов ввиду огромных нефтяных запасов, которые американцы там добывают». Но если даже этот регион теряет значимость, что уж говорить, например, о Каспийском море?

Нет, мы пока не может утверждать, что США отовсюду уходят – они всегда уходят, чтобы остаться. Дело в другом: если Трамп сохранит президентство после 2020 года (а вероятность очень высока), он сделает процесс глобальной переоценки ценностей необратимым. И тогда система американской внешней политики будет строиться не по критерию наличия или отсутствия нефтяных скважин в стране или регионе N., а по возможностям экспорта туда самой американской нефти или газа.

Европа хочет американской защиты от России? Прекрасно! Но пусть сначала купит американский газ! Аравийским союзникам США нужна защита от Ирана? Предоставим! Но сначала будьте добры «утопить» цены на нефть. И далее везде. Не знаю, хорошо это или плохо, но это данность сегодняшнего мира и наиболее вероятный сценарий будущего.

* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă

Часть 1

Читайте также:

Лебединая песня нефти? Часть 1 / Часть 2 / Часть 3

Дать газу. Турция теряет позиции в Восточном Средиземноморье

Уходит в историю непростой 2018 год. На огромном пространстве от Америки до Центральной Европы и Ближнего Востока он отметился не просто очередной порцией новостей, а цепочкой далеко идущих событий, которые позволяют говорить об их долгосрочном и глубинном характере. На Ближнем Востоке снова «что-то не так», но уже под другим углом – к этой теме мы вернемся отдельно. В Центральной Европе продолжает шествие «консервативная революция», которая дошла до сверхлиберальной Швеции и почти либеральной Испании и, более того, перекинулась на далекую Бразилию. К этому мы тоже вернемся.

В Соединенных Штатах продолжает действовать «трампизм», несмотря на жесткое сопротивление со стороны части истеблишмента и СМИ. Одна из топовых тем – стремительный выход США на ведущие роли в добыче и экспорте нефти. А точнее, Вашингтон обошел Россию и Саудовскую Аравию, став крупнейшим нефтедобывающим государством мира. Удивительно? Но ведь все последние 30 лет мы живем в эпоху перемен! Одной больше, одной меньше. И всё же это больше, чем просто «новинка» мировой политики и экономики. Мы привыкли считать США страной, которая при своих огромных запасах нефти (преимущественно Мексиканский залив и Аляска) привыкла покупать чужую нефть. Под эту «особенность» была заточена вся международная политика с середины ХХ века. Но теперь ситуация меняется…

На торгах Лондонской биржи 24 декабря февральские фьючерсы на нефть марки WTI опустились ниже отметки в 45 долларов за баррель. Топливо марки Brent подешевело до 53 долларов. Динамика будет яснее, если напомнить, что это самый низкий показатель с июля 2017 года. В конце ноября издание «Ридус» опубликовало хороший обзорный материал, раскрывающий причины создавшейся ситуации. Это и стремительный рост добычи в США, причем как обычной, так и сланцевой нефти. Это и сохранение определенного объема иранского топлива на мировом рынке, поскольку американцы разрешили Китаю, Индии, Японии, Южной Корее, Тайваню, Турции, Греции и Италии продолжать закупки у Исламской Республики. Кроме того, Россия и Саудовская Аравия нарастили добычу, а решение ОПЕК+ от 7 декабря о сокращении добычи на 1,2 млн. баррелей в сутки в первой половине 2019 года пока что не оказало серьезного воздействия на рынок.

Несколько красноречивых цифр. С начала октября до начала декабря нефть падала семь недель подряд, причем только за одну неделю ноября марка Brent подешевела почти на 12%. А ОПЕК предсказывает, что мировой спрос на нефть вырастет лишь на 1,3 млн. баррелей в сутки. При этом картель, как уже написано выше, сократит добычу на 1,2 млн. в сутки. Однако добыча в США увеличится минимум на 2 млн. баррелей, так что попытки ОПЕК обречены на провал. Как пишет издание «Финансы» со ссылкой на данные Минэнерго США, избыток станет рекордным с 2015 года, когда цена Brent рухнула до 12-летнего минимума в 27 долларов за баррель.

Но вот еще один неприятный звонок для нефтяного картеля. Маленький Катар снова решил показать характер и объявил о решении покинуть ОПЕК и сосредоточиться на добыче природного газа и экспорте сжиженного топлива. Доха утверждает, что решение не носит политического характера и не имеет отношения к дипломатической блокаде, которой подвергают Катар его арабские соседи с июня 2017 года. По большому счету, выход эмирата из ОПЕК не окажет серьезного влияния, поскольку объем добычи нефти в этой стране довольно скромен: 600 тыс. баррелей в сутки, или 1,8% общего объема в картеле.

Как пишут «Финансы», Катар в ближайшие шесть лет увеличит объем поставок сжиженного природного газа с 77 млн. до 110 млн. тонн в год, введя в строй четыре дополнительные производственные линии. В нефтяном эквиваленте производство возрастет с 4,8 до 6,2 млн. баррелей в сутки.

Президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов считает, что выход Катара из ОПЕК приведет к расколу позиций стран Ближнего Востока по энергоносителям. «Теперь будет отдельная позиция Ирана, Катара, шиитов в Ираке, даже Венесуэлы. ОПЕК начнет модернизироваться, и ведущую роль займут не ее участники, как ни парадоксально, а большая тройка: США, Россия и Саудовская Аравия», - сказал эксперт в интервью РБК.

Экономический обозреватель «Немецкой волны» Андрей Гурков считает, что стабильности ОПЕК угрожает совсем другое – самостоятельная игра Саудовской Аравии, которая пытается лавировать между Россией и США. С другой стороны, Аравия продолжает конфронтацию с Ираном, который, в свою очередь, совместно с Катаром продолжает разработку гигантского газового месторождения «Южный Парс/Северное». Выходом из ОПЕК, пишет эксперт, Катар обозначает для себя конец нефтяной эпохи.

Впрочем, картель тоже не сдается. Издание «Финансы» со ссылкой на агентство Bloomberg сообщает, что страны, несущие основную нагрузку в рамках сделки по предстоящему сокращению добычи, обещают ее продлить или даже увеличить объемы сокращений. Ирак, Кувейт и Эмираты согласились с Саудовской Аравией о продлении сделки еще на полгода в 2019-м. «Планируемые сокращения были тщательно проанализированы, но если они не сработают, мы всегда сможем провести внеочередное заседание ОПЕК, в прошлом мы так уже делали», - сказал в Кувейте Сухейль аль-Мазруи, который также занимает пост президента ОПЕК.

Продолжение следует

* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă

Încarcă mai mult

XS
SM
MD
LG