Почему Платформа DA решила выдвинуть Андрея Нэстасе в качестве кандидата на пост президента Республики Молдова? К чему приведет это решение? И поможет ли конкуренция мобилизации избирателей правого фланга? На эти вопросы в интервью Свободной Европе отвечает политолог Игорь Волницкий.
Свободная Европа: Андрей Нэстасе будет кандидатом партии «Платформа „Достоинство и правда“» (PPDA) на осенних президентских выборах. В партии признали, что настаивать на отборе единого политически нейтрального кандидата от демократических сил бессмысленно. Как вы объясните это единогласно принятое решение Платформы DA?
Игорь Волницкий: С точки зрения политической тактики и стратегии решение Платформы DA действительно можно и понять, и даже объяснить. Давайте вспомним 2016-й год, когда Андрей Нэстасе снял свою кандидатуру в пользу г-жи Майи Санду. Что последовало после тех президентских выборов? Платформа DA, по сути, осталась в тени, а рейтинг лидера партии значительно снизился. И еще неизвестно, где была бы сейчас PPDA, если бы не досрочные выборы мэра столицы 2018-го! Так что с точки зрения самосохранения, позиционирования на политической арене и тактики Платформа DA выбрала верную стратегию. Но, повторюсь, исключительно с этих точек зрения!..
Свободная Европа: Как вы думаете, почему в Платформе DA уверены, что их лидер в качестве «кандидата объединит» другие политформирования в попытке победить Игоря Додона на осенних выборах? Этому противоречат итоги опросов общественного мнения, по крайней мере, сейчас...
Игорь Волницкий: Оба главных представителя проевропейских правых сил – и Андрей Нэстасе, и Майя Санду – после отставки правительства оказались на обочине большой политики, в определенной изоляции, чего нельзя сказать об их партиях. Оба политика остались без высокиз постов, и в ближайшие месяцы мы увидим, кто из них сможет оказаться в выигрышном положении. На данный момент, исходя из опросов, большей популярностью обладает г-жа Майя Санду, но у каждого из обоих свои особенности, и ситуация может измениться.
Свободная Европа: Но судя по тем же опросам, кандидаты PAS и PPDA не могут пока выиграть выборы – ни вместе, ни по отдельности, то есть, если бы у них и был единый кандидат, это вовсе бы не значило, что они победят. А когда каждая партия выдвигает своего кандидата, то, быть может, они вспомнят местные выборы и провал г-на Нэстасе в Кишиневе –в городе, где правые никогда не проигрывали? Не кажется ли вам, что две партии, принимая решения по кандидатам в президенты, несколько оторвались от реальности?
Игорь Волницкий: Верно, и по опросам пока у проевропейских правых – не лучшие шансы на победу, но это лишь подтверждает то, о чем я уже говорил: оба лидера находились у власти четыре месяца в 2019 году, люди это воспринимали по-разному, но теперь у них нет госдолжностей. И потому сейчас они на деле должны доказать, что способны победить Игоря Додона на выборах. Поэтому я и выделил специфичность каждого из лидеров.
Активизировалась партия «Шор», мы отмечаем небольшой рост рейтинга Ренато Усатого, плюс появились новые левые – партия г-на Мунтяна и Ткачука
Возможно, г-н Нэстасе решил вспомнить 2015 год – время, когда он пришел в политику. И Платформа «Достоинство и правда», и сам г-н Нэстасе появились на волне антиправительственных протестов. Если г-н Нэстасе надеется возобновить протесты, тогда у него, наверное, есть шансы к осенним выборам увеличить рейтинги – и свой, и партии. Что же касается остальных проевропейских правых партий…
Свободная Европа: Давайте не будем спешить. Можно ли объяснить решение Платформы DA тем, что они сделали выводы относительно результатов тех протестов – тогда Платформа играла весьма заметную роль, а вот политический капитал в большей мере достался партии «Действие и солидарность»?
Игорь Волницкий: Если Платформа «Достоинство и правда» планирует проводить акции протеста (не знаю, будут ли они такими же, как в 2015-м, да и вообще – можно ли их сравнивать!..), тогда можно понять, почему Андрей Нэстасе решил пойти на такой шаг. Он на площади чувствует себя куда лучше, чем в кабинетах МВД, в правительстве или парламенте. Чего не скажешь о г-же Санду! Эти два политических лидера хоть и представляют проевропейские правые силы, но они совершенно разные по сути.
Они дополняют друг друга, но сейчас сложилась особая ситуация, и г-н Нэстасе, видимо, заметил это, и он пытается получить максимум возможного. Не исключено, что вас удивит то, что я скажу, но я считаю, что сколько бы кандидатов ни было на правом фланге в первом туре президентских выборов, это все равно никак не повлияет на их шансы в финальной битве за кресло главы государства.
Например, случится так, что при наличии 4-5 кандидатов от правых партий г-н Нэстасе или г-жа Санду выйдут во второй тур, с результатом в 20%, а конкуренцию им составит, допустим, Игорь Додон, который получит 40%. Это не будет означать, что правые потерпели поражение в первом туре. Мы же знаем, что проевропейские правые во втором туре способны объединиться, мобилизоваться и показать определенный результат.
Лидеры правых партий должны это учитывать. Не стоит рубить с плеча и сжигать все мосты в первом туре, потому что, возможно, им придется объединить усилия. Так что 2-3 или даже пять кандидатов – не так уж важно.
Свободная Европа: То есть, вы исключаете победу Додона уже в первом туре?
Игорь Волницкий: Нет, не исключаю. Победа Игоря Додона в первом туре вполне возможна, но это зависит не от числа кандидатов от проевропейских правых, а от количества кандидатов на левом фланге. Не надо забывать, что в последнее время активизировалась партия «Шор», и, помимо этого, мы с коллегами отмечаем небольшой рост рейтинга лидера «Нашей партии» Ренато Усатого. Плюс ко всему, появились новые левые – партия г-на Мунтяна, Ткачука, Зураба Тодуа и т.д.
Если бы ДПМ твердо решила перейти в оппозицию, шансы на то, что правительство Кику удержится у власти, стремительно бы снизились
Так что у Игоря Додона полно забот на время первого тура, и все они относятся к ситуации на левом фланге. Ну, и у проевропейских правых тоже есть свои вопросы.
Свободная Европа: Есть мнение, что значение президентских выборов преувеличено, и что главной целью проевропейских сил должна стать победа на выборах парламента, досрочных или очередных...
Игорь Волницкий: Совершенно верно, в Республике Молдова слишком много внимания уделяют должности президента, хотя в действительности это символический пост.
Ту полноту политической власти, которой сейчас обладает Игорь Додон, относится не к посту главы государства. Мы знаем, что успел сделать Игорь Додон, находясь в кресле президента, – его постоянно отстраняли в период правления Демократической партии. Потом ситуация поменялась, и находящаяся у власти Партия социалистов обеспечивает политическую поддержку президенту Додону.
Свободная Европа: Некоторые говорят, что поддержка есть и со стороны Демпартии.
Игорь Волницкий: Да, ДПМ тоже оказывает поддержку. И, кстати, Демократическая партия должна, наконец, решить, что ей делать дальше – или они идут во власть, или уходят в оппозицию. Это, с моей точки зрения, поменяло бы баланс политического уравнения. А сегодняшний расклад менять надо!..
Свободная Европа: Что вы имеете в виду, вы считаете, что возможный новый выход депутатов из состав Демпартии мог бы привести к отставке действующей власти и к досрочным парламентским выборам?
Игорь Волницкий: Действующее правительство однозначно миноритарное. В какой степени оно технократическое – это уже другой разговор. Если бы Демпартия твердо решила перейти в оппозицию, шансы на то, что правительство Кику удержится у власти, стремительно бы снизились, а также не исключено, что выросла бы вероятность проведения досрочных выборов.
Протесты вполне естественны для демократии, пусть и такой слабой, как у нас
Свободная Европа: Но, судя по всему, отношения ПСРМ и ДПМ становятся все лучше и лучше.
Игорь Волницкий: Тут надо исходить из интересов Демократической партии. Очевидно, что ДПМ сейчас не готова к досрочным парламентским выборам, и это обеспечивает определенное политически комфортное положение действующей власти.
Демпартия находится в уязвимом положении – ей угрожают раскол, ряд внутренних процессов, которые они называют реформированием и перезагрузкой партии. Только все это дается им непросто, и до тех пор, пока ДПМ не решит свои проблемы, у правительства Кику есть причины чувствовать себя в безопасности.
Свободная Европа: А политическая атмосфера тем временем накаляется, вот и комбатанты все чаще высказывают претензии к власти. Как вы думаете, недовольство было связано лишь с датой 2 марта, либо тут более серьезный конфликт?
Игорь Волницкий: Да, конечно, это начало более масштабного процесса. Можно сказать, что действия ветеранов войны на Днестре вписались в специфический политический контекст.
В последнее время протесты проводила Группа гражданских инициатив во главе с бизнесменом Валентином Ешану, но не будем забывать и о протестах партии «Шор», и о митингах партии «Действие и солидарность».
Стартовал новый политический сезон, и действия ветеранов связаны именно с этим. А еще, конечно же, будут и другие протесты. Это характерно для начала политического сезона, для предвыборного 2020-го года. Неважно, сколько их будет, протесты вполне естественны для демократии, пусть и такой слабой, как у нас, в Республике Молдова. Важно только не пересекать «красные линии» и делать выводы из уроков истории.