Linkuri accesibilitate

«„Черных списков“ больше нет. Каждый может приехать на левый берег» (ВИДЕО)


Президент Молдовы Игорь Додон и лидер Приднестровья Вадим Красносельский (слева), 4 ноября 2019-го
Президент Молдовы Игорь Додон и лидер Приднестровья Вадим Красносельский (слева), 4 ноября 2019-го

Вторая часть интервью президента Республики Молдова Игоря Додона кишиневскому бюро Свободной Европы. Первая часть – здесь.

Свободная Европа: В последнее время вы неоднократно подчеркивали необходимость перемен в правительстве. Почему?

Игорь Додон: После 3-го ноября!..

Свободная Европа: То есть до тех пор говорить ничего не будете?

Игорь Додон: Нет. Но и ждать осталось недолго.

Свободная Европа: На каком сейчас этапе находится процесс деолигархизации?

Игорь Додон: То, что происходит сейчас в некоторых государственных учреждениях, мне совсем не нравится.

Свободная Европа: А что там происходит?

Игорь Додон: Возьмем для примера действия транспортников и протесты. Мы договариваемся с Российской Федерацией, нам выделяют дополнительно 1250 разрешений на экспорт, эти разрешения поступают в наше министерство экономики, а там их продают – по тысяче или по пятьсот евро за штуку.

Свободная Европа: Продают сейчас – или продавали раньше?

Игорь Додон: Продавали с сентября и до настоящего момента. Люди платили по 500 – по 1000 евро за разрешение.

Свободная Европа: Кому платили?

Игорь Додон: Вот и я хочу спросить об этом! Неужели это и есть деолигархизация? Мы не вмешивались в процесс управления, дали им все министерства, все правительство... И что происходит?

Свободная Европа: То есть, у вас нет ответа на вопрос о том, что происходит?

Игорь Додон: Ответа у меня нет. Откуда он может быть, откуда мне знать? Накануне я позвонил [российскому вице-премьеру Дмитрию] Козаку, говорю: «Дайте еще 500, потому что нас блокируют, дороги заблокированы». А нам необходимы 5000! Ну, так шевелитесь, уважаемые партнеры по коалиции, премьер-министр и министры, идите и договаривайтесь!

Через две недели будет доклад, пусть почитает. Надеюсь – еще на посту премьер-министра…

Свободная Европа: Министр экономики г-н [Вадим] Брынзан говорил, что совсем недавно он обсуждал эти вопросы с [премьер-министром России Дмитрием] Медведевым на саммите СНГ.

Игорь Додон: Я не знаю, с кем и как он говорил, но вот мне опять пришлось вмешаться, и…

Свободная Европа: И вы уладили этот вопрос?

Игорь Додон: Нет, или – на очень короткий период, потому что 500 разрешений хватит разве что на неделю.

Свободная Европа: А что потом?

Игорь Додон: Этими проблемами должно заниматься правительство, иначе мне придется снова лететь в Москву и договариваться. Но я хочу, чтобы они разобрались в правительстве с этими пятьюстами разрешениями, которые нам выделят. Разобрались – и выяснили, что происходит, как ими торгуют...

Свободная Европа: Много говорилось о том, что вы, якобы, покровительствуете определенным представителям бизнеса...

Игорь Додон: Что за чушь?! Каким образом я покровительствую? Эти разрешения мы передаем в правительство. Что, это мы их распределяем?

И подобных примеров хватает, я не хочу сейчас распространяться на этот счет, но вопросов действительно много, очень много.

Свободная Европа: Кстати, Майя Санду отреагировала на ваши слова о необходимости перемен в правительстве, предложив поинтересоваться у Игоря Додона о том, что он сделал за три года на посту главы государства.

Игорь Додон: Через две недели будет доклад, пусть почитает. Надеюсь – еще на посту премьер-министра…

Свободная Европа: Вы надеетесь, да?

Игорь Додон: И сделаю все для этого возможное.

Свободная Европа: Энергетическая проблема уже решена?

Игорь Додон: Частично – да, но проблема еще есть, потому что Российская Федерация и Украина пока не договорились по транзиту. Мне известно, что на днях в Брюсселе состоялся раунд переговоров, результатов пока нет. В разговорах с российской стороной шансы на подписание договора о транзите оцениваются оптимистически. Впрочем, у нас есть несколько вариантов, которые позволяют надеяться, что Республика Молдова не останется без газа.

Свободная Европа: И что тарифы не увеличатся?..

Игорь Додон: Это стопроцентно – тарифы подниматься не будут, напротив, в следующем году они даже могут снизиться.

Свободная Европа: Вы это уже обещали, говорили, что возможности существуют...

Игорь Додон: И я сдержал свое слово. В этом году увеличения тарифов не было. Я свое слово сдержал.

Свободная Европа: Но вы ж говорили и о том, что возможно снижение тарифа.

Игорь Додон: В следующем году, в зависимости от динамики цен. Формула, которая обсуждается с «Газпромом», которая уже заложена в контракт (его планируется подписать в ближайшие 2-3 недели), позволяет надеяться в следующем году на снижение тарифов.

Шевелитесь, уважаемые партнеры по коалиции, премьер-министр и министры, идите и договаривайтесь!

Свободная Европа: Лидеры партии «Шор» – да и не только они – обвиняют вас в желании контролировать всю Республику Молдова. Как вы прокомментируете подобные обвинения? Но вначале – как вы оцениваете феномен Оргеева и Бельц? Что там происходит, по-вашему?

Игорь Додон: Жители этих городов решили проголосовать за тех, кто с ними «поделился». Мы должны уважать их выбор, нравится он нам или нет. Это – демократия, это право и выбор гражданина.

Если есть какие-либо нарушения в процессе голосования, то нужно наказать тех, кто их допустил. Я слышал, что на некоторых участках нарушения были, что кто-то из конкурентов на выборах даже оспаривал какие-то действия. Центризбирком должен разобраться, есть уполномоченные государственные органы. Но если выборы прошли без нарушений, были свободными, то надо уважать решение граждан, нравится нам это или нет.

Свободная Европа: Но все же эти два муниципия стали неким феноменом для молдавского общества?

Игорь Додон: Я бы не называл это «феноменом». Люди решили проголосовать именно так – мы уважаем их выбор и желаем успехов тем, кто возглавил городские администрации.

Свободная Европа: Как я уже говорила, лидеры партии «Шор» утверждают, что вы стремитесь сконцентрировать всю власть в своих руках. А недавно они обвинили вас и в каких-то корыстных интересах, связанных с международным аэропортом Кишинева, заявили даже, что у вас есть на примете компания, готовая к получению под контроль аэропорта…

Игорь Додон: В предвыборных кампаниях со стороны политических оппонентов звучат много политических заявлений. Мы не стали отвечать на все эти попытки вовлечь нас в политические дебаты – и не намерены реагировать и в дальнейшем. У нас нет таких интересов.

Это не критика ради критики, пусть никто не обижается. Просто я называю вещи своими именами

Свободная Европа: Какова же участь аэропорта?

Игорь Додон: Я считаю, что международный аэропорт Кишинева был сдан в концессию с нарушением закона – этот факт подтвержден и парламентской комиссией, и правительством, поэтому его надо вернуть в управление государства. А еще – потому, что это довольно прибыльный инфраструктурный объект.

Свободная Европа: И чем дело кончится?..

Игорь Додон: Насколько я понял, правительство пытается добиться расторжения контракта через суд. Надо идти вперед и добиваться...

Свободная Европа: То наложен арест, то арест снят…

Игорь Додон: Мне не хотелось в ходе выборов проводить заседания Высшего совета безопасности, но на следующей неделе, скорее всего, мы вернемся к этому вопросу. Другая важная тема для обсуждения Высшим советом безопасности – то, что происходит в сфере безопасности дорожного движения. Есть проблемы, выросло...

Свободная Европа: Да, очень много ДТП…

Игорь Додон: Увы! Тут надо разбираться, это вопрос безопасности государства. Еще заметно возрос уровень преступности, правда, не обо всем говорится открыто, но число особо тяжких преступлений сильно увеличилось. Этот вопрос надо обсудить – и мы все рассмотрим на Высшем совете безопасности.

Свободная Европа: Если Андрей Нэстасе станет мэром Кишинева, социалисты будут претендовать на портфель министра внутренних дел?

Игорь Додон: Мы говорим о министерствах. Не надо строить предположения «если бы да кабы». Посмотрим, как проголосуют на сей раз жители столицы...

Свободная Европа: Г-н президент, почему не прекращается отток населения? Почему люди продолжают уезжать? И как вы относитесь к миграции?

Игорь Додон: В июне, после того как я и мои коллеги взяли на себя риск и ответственность управления, у граждан Республики Молдова появилась надежда – и отток немного замедлился. Была определенная эйфория, я думал, что подобная тенденция сохранится, что все пойдет к лучшему. Но ожидания людей не оправдались, они были разочарованы режимом Плахотнюка и связывали большие надежды с нынешним правительством…

Когда я выхожу с какими-то критическими оценками – это не критика ради самой критики, пусть никто не обижается. Просто я называю вещи своими именами. И буду продолжать это делать, так как вижу, что люди разочарованы.

Прошло три, потом четыре месяца, граждане ждут результатов, но нельзя же постоянно перекладывать вину на кого-то другого и кивать на трудности! Надо работать, надо показывать конкретные результаты. Я хочу этого, и люди, уверяю вас, оценят такой подход.

Свободная Европа: А есть точная статистика, данные об уехавших гражданах?

Игорь Додон: Я затребовал эту информацию – масштабы сегодняшней миграции, но знаете, установить точное число очень сложно.

Свободная Европа: Есть сезонная миграция – одни уезжают, другие возвращаются…

Игорь Додон: Да, все именно так.

Свободная Европа: И точное число не известно?

Игорь Додон: Лично мне – нет. Когда я получу информацию, обязательно обнародую эти данные.

Свободная Европа: Скажите, а какова сейчас доля в ВВП денежных переводов от мигрантов?

Игорь Додон: Их доля очень значительная, думаю, экономика страны в большой степени держится именно на этих переводах.

Разгорелся небольшой скандал, они позвонили и Фраттини, и кому только было возможно

Свободная Европа: Около 20%, насколько мне известно?

Игорь Додон: Как экономист, я считаю, что внутреннее потребление в значительной степени обеспечивают именно переводы из-за рубежа. Если бы не они, государственный бюджет бы рухнул. Я говорю это искренне и на полном серьезе. Сейчас объем переводов снижается, и эта тенденция будет продолжаться, поэтому надо искать другие стимулы, которые послужат толчком для развития экономики. Эти механизмы можно найти только в реальном секторе экономики, так что надо искать новые направления. Надо инвестировать в туризм – этот сектор у нас практически не освоен, мы не используем его потенциал и на 5%, и вообще у нас нет государственной политики в сфере туризма.

В реальном секторе экономики есть компании, готовые открывать новые рабочие места, но при условии, что государство им в этом поможет. Необходима четкая политика в плане рабочей силы – у нас же нет люде!.. Я побывал в Зоне свободного предпринимательства в Бельцах, там очень толковый руководитель, Чебан, я даже хочу представить его к госнаграде, честно!.. Я видел, как он продвигает интересы Республики Молдова. Вот такой министр нам нужен, Валентина, говорю искренне, такой министр нам не помешает!

Свободная Европа: То есть, вы считаете, что г-н Брынзан – слабый министр?

Игорь Додон: «Вместо кого» – об этом я не говорил.


Свободная Европа: Почему диаспора голосует иначе, не так, как избиратели в самой Молдове?

Игорь Додон: Диаспора разная, она есть и на Западе, и на Востоке. Надо всем обеспечить право выбора, а не так, как у нас принято: там открываем сто избирательных участков, а вон там – десять! Это их право, это наши граждане – и они должны быть активными...

Свободная Европа: Расскажите, пожалуйста, что обсуждали вы с [лидером Приднестровья Вадимом] Красносельским, и какой вам видится развязка приднестровской проблемы. Вы сказали, что в аппарате главы государства существует концепция, которая предполагает широкую автономию Приднестровья. Майя Санду, как глава правительства, заявила, что в краткосрочной перспективе решение приднестровского конфликта она не видит. Как дальше будут развиваться отношения между Кишиневом и Тирасполем?

Игорь Додон: Давайте все по порядку. Во-первых, недавняя встреча с г-ном Красносельским была очень продуктивной. Мы детально обсудили, как выполняются обязательства, которые стороны взяли на себя в рамках протокола «Берлин плюс» 2016 года: четыре пункта – в интересах Кишинева, четыре – в интересах Тирасполя.

«А с леем нам что делать?!» – «Так введите его у вас!» – «Нет, мы так не хотим…» – «Тогда другой вариант: расплачивайтесь этими деньгами с MoldovaGaz»

Мы оба отметили наличие позитивной динамики по ряду пунктов; признали необходимость решить вопрос с телефонией, и возможно, что в ближайшие 2-3 месяца вопрос удастся закрыть.

Другой важный вопрос – свобода передвижения, это для нас очень важно. Удалось найти конкретные проекты, которые могут создать первый прецедент, чтобы наши граждане и с одного, и с другого берегов Днестра могли передвигаться беспрепятственно, не подвергаясь контролю. Это первый прецедент, и это уже хорошо, для меня это одна из первоочередных задач на краткосрочный период.

Свободная Европа: В Тирасполе все еще существуют «черные списки» нежелательных лиц?

Игорь Додон: Нет, мы договорились с Тирасполем – и здесь я особо хочу отметить усилия г-на [вице-премьера по реинтерации Василия] Шовы, его настойчивость и непреклонность. Он заявил так: «Пока вы не закроете эти списки, вперед мы не продвинемся!» Разгорелся небольшой скандал, они позвонили и г-ну [спецпредставителю ОБСЕ Франко] Фраттини, и кому только было возможно; изнутри тоже было давление, но тот стоял на своем: нет – и все! И мы своего добились. С 18-19 сентября «черных списков» больше не существует. Каждый может приехать на левый берег Днестра без проблем. Лично я собираюсь как-нибудь отправиться туда вместе с семьей. Я-то видел Бендерскую крепость, мне ее Красносельский показывал, а вот дети мои там не были. Еще хочу показать им Тигину [город Бендеры – ПРИМ. РЕД.].

Свободная Европа: А что с банковской проблемой?

Игорь Додон: Один из вопросов, который мне хотелось бы особо отметить, – это проблема банковских счетов. Здесь тоже есть разные оценки. Представители Тирасполя утверждают, что только 26 приднестровских предприятий открыли счета в коммерческих банках Республики Молдова; наша статистика оперирует другими цифрами – более 440 предприятий. И у меня в голове – я же экономист – сразу загорается «красная лампочка»: подождите секундочку…

Свободная Европа: Официально – 26, неофициально – свыше четырехсот.

Игорь Додон: …что происходит?.. Ведь вполне могут найтись умные, предприимчивые ребята, которые откроют там какое-то предприятие, оформят здесь временную регистрацию, откроют банковский счет как хозяйствующий субъект из Приднестровья – и начнут проворачивать операции на правом берегу Днестра, не платя налогов. Это уклонение от уплаты налогов! Вот накануне я провел совещание с руководителями Нацбанка и представителями правительства, мы обсудили эти вопросы.

«Ладно, мы можем покупать электроэнергию не у вас, договоримся с украинцами!» – «Нет-нет-нет!»

Относительно банковских счетов я сказал: «Давайте разберемся с этими 400 предприятиями, которых нет на учете на левом берегу Днестра, но у нас они проходят как приднестровские». Это один вопрос – уклонение от уплаты налогов; надо посмотреть, узнать, что и в каком объеме проводят через эти предприятия, с этим мы сейчас разбираемся.

Второй важный момент – как быть с конвертацией лея. Республика Молдова приобретает… то есть, Кишинев, компания Energocom приобретает электроэнергию у Кучурганской ГРЭС, это прямая операция, мы покупаем электроэнергию напрямую, и, разумеется, мы считаем такой расклад неправильным, потому что это – территория Республики Молдова, и расплачиваться мы можем только в национальной валюте. А они, разумеется, хотят в долларах…

Я сказал им: «Нет! Доллары мы вам давать не можем, вы – часть Молдовы». И платим в леях. В прошлом году они получили два миллиарда леев. Вопрос: что им делать с этими миллиардами? Я сказал, что тут есть два варианта. Первый: что они делали с этими миллиардами раньше? Существовали различные схемы, с помощью которых они конвертировали леи. В этом должны разобраться компетентные органы: как именно конвертировали эти деньги в доллары? Они говорят: «А с леем нам что делать?!» – «Так введите его у вас!» – «Нет, мы так не хотим…» – «Ладно, тогда другой вариант: расплачивайтесь этими деньгами с MoldovaGaz, за поставки газа, вы ведь за него не платите».

Свободная Европа: Хорошая идея!

Игорь Додон: Они так не считают. Им это не нравится.

Тогда я говорю: «Ладно, в этом случае мы можем покупать электроэнергию не у вас, мы договоримся с украинцами!» – «Нет-нет-нет!»

Вот сейчас и обсуждаем все эти моменты – прежде всего мы внутри коалиции. Не время пока вдаваться в подробности на этот счет, но мы в этом направлении работаем.

Свободная Европа: И дело дойдет и до политического урегулирования?

Игорь Додон: Нет. Мы не готовы обсуждать этот вопрос.


И с г-ном Красносельским не готовы формально его обсуждать, и в Кишиневе мы к этому не готовы. В Кишиневе – даже если у президента и есть определенная концепция, разработанная еще два года назад – необходим консенсус между президентом, парламентом и правительством.

Меня радует, что в последнее время возобновил работу трехсторонний координационный механизм, в который входят представители администрации президента, правительства и парламента. Там мы обсуждаем текущие проблемы, но, кто знает, со временем, может, перейдем и к другим темам.

Свободная Европа: А что предполагает ваша концепция?

ИгорьДодон: Сначала надо все обсудить в рамках этого координационного механизма, а потом посмотрим – если удастся найти общий язык, то будем двигаться дальше.

XS
SM
MD
LG