Linkuri accesibilitate

Виорел Фурдуй: «Никто не может сказать, какую партию представляет или чьи интересы продвигает тот или иной мэр»


Конгресс местных властей Молдовы (CALM) скептически воспринял письмо 713-ти мэров в адрес европейских институтов. Местные избранники выразили разочарование резолюцией Европарламента о приостановлении макрофинансовой помощи, в частности, по причине признания выборов в Кишиневе недействительными. Исполнительный директор CALM Виорел Фурдуй считает, что это обращение негативно отражается на центральной власти.

Свободная Европа: Что следует понимать, по вашему мнению, из этого обращения 713 глав местных администраций в адрес европейских институтов по поводу приостановления финансовой помощи, обещанной Молдове Европейским союзом?

Виорел Фурдуй: Прежде всего, необходимо отметить, что это не инициатива Конгресса местных властей Молдовы…

Свободная Европа: С вами, значит, не посоветовались?

Виорел Фурдуй: Нет, потому что на протяжении многих лет Конгресс показывал, что он занимается конкретными проблемами, проблемами децентрализации, местной автономии, укреплением потенциала местных органов власти – на этих направлениях мы сфокусированы и не рискуем вмешиваться в другие сферы, в том числе, связанные с политикой. Это нетрудно увидеть по нашей работе и по нашим реакциям.

Свободная Европа: И все-таки, под этим письмом поставили свои подписи 713 местных избранников. Это впечатляющая цифра – если учесть, что в стране 898 мэрий.

Виорел Фурдуй: Практически у каждой партии в Молдове есть свои территориальные структуры, именуемые ассоциациями местных избранников, в рамках которых, естественно, принимаются какие-то решения, вырабатываются позиции политического характера. Объяснить их суть и предназначение довольно сложно. Я это говорю как знаток темы, как специалист в области местного публичного управления, в том числе, в вопросах их взаимодействия на внешнем плане.

И должен сказать, что это довольно странное обращение, потому что проблемы, которые поднимаются в письме, совершенно не входят в компетенцию местных администраций. Эти проблемы касаются фундаментальных реформ в системе правосудия, прав человека, избирательного процесса, пересмотра системы выборов… В этих направлениях местная администрация не может похвастать какой-то особой ролью.

Более того, во всех этих реформах ей отводились весьма скромная, чтобы не сказать – ничтожная – роль, она не участвовала в процессах, с ней никто не консультировался. Например, при территориальной реорганизации судов никто не интересовался мнением местных органов власти – хорошо ли это, плохо ли, как надо сделать. Точно так же и с реформой центральной власти. Местная администрация, по сути, в ней не участвовала. Мнением Конгресса местных властей тоже никто не интересовался, когда принимались решения по реформированию правительства, сокращению количества министерств и т.д. Хотя в плане мер по имплементации Стратегии реформы публичной администрации Конгресс признан партнером правительства... Так что это письмо, мягко говоря, немного странное.

Свободная Европа: Ранее и 27 председателей районов подписались под аналогичным обращением.

Каким боком местная администрация связана с судебной системой, с пересмотром избирательной системы?

Виорел Фурдуй: Что ж, флаг им в руки. Складывается впечатление, что где-то в сфере местной публичной администрации на уровне руководящего состава образовался явный дефицит квалифицированной экспертизы, потому что подобные действия не только не способствуют достижению поставленных целей, они и контрпродуктивны и могут породить совершенно иные реакции.

Свободная Европа: Но на данный момент эти обращения идут на пользу власти?

Виорел Фурдуй: Не думаю. Скажу больше: по моему мнению, напротив, они подтверждают определенные опасения наших европейских партнеров по поводу отношений с местными органами власти и другими госинститутами. В последнее время, в конце 2017-го – начале 2018 года Совет Европы через Конгресс местных властей привлек внимание, принял несколько резолюций, в которых отмечался тот факт, что в сфере местной демократии, местных органов власти происходят вещи, противоречащие определенным стандартам и принципам демократии.

Например, в резолюции по делу Киртоакэ и муниципия Кишинева, резолюции по фактам арестов, давления на местные администрации ясно говорилось о существовании серьезных проблем. Поэтому я очень сомневаюсь, что появление такого письма поможет достичь поставленных целей.

Свободная Европа: Г-н Фурдуй, но власть, когда будет вести диалог с внешними партнерами, найдет достаточно аргументов, чтобы убедить их в том, что на внутреннем уровне на нее оказывается сильное давление, в том числе со стороны органов местного управления, с требованием объяснений по поводу приостановления финансирования.

Виорел Фурдуй: Возможно, авторы этого письма и преследуют такие цели, желая обосновать свою линию, но на самом деле полемика между европейскими структурами и правительством Республики Молдова разворачивается вокруг вопросов, которые выходят за рамки компетенций местных органов власти. Использовать это в качестве аргумента невозможно. Каким боком местная администрация связана с судебной системой, с пересмотром избирательной системы, с медиа и другими вопросами?

Свободная Европа: С признанием выборов в Кишиневе недействительными…

Виорел Фурдуй: К отмене выборов местная администрация тоже никоим образом не причастна, потому что вопрос касается порядка толкования Конституции, это компетенция парламента, а не органов местного управления.

Свободная Европа: Какой вывод делаете лично вы – Молдова приближается к Евросоюзу, топчется на месте или, напротив, пятится назад?

Мы очень надеемся успеть выйти со своими предложениями, убедить улучшить документ

Виорел Фурдуй: Судя по тому, как внедряются реформы и как чувствуют себя люди здесь, в Республике Молдова, – есть серьезные поводы для опасений. Просто надо посмотреть, как отреагировали, например, институты Евросоюза и Совета Европы на те или иные вопросы. Повторю еще раз: по нашей линии уже есть беспрецедентный случай, когда на третьем пленарном заседании Конгресса местных властей обсуждаются проблемы Республики Молдова, такие как местная демократия, децентрализация, консолидация местной автономии, давление на мэров и т.д.

Свободная Европа: А диалог между местной и центральной властью на каком сегодня уровне?

Виорел Фурдуй: Это еще один аспект. Одна из самых больших проблем состоит в том, что нас не слышат. В 2016 году были очень хорошие периоды в этом смысле, шел активный диалог, результативный для всех сторон, – и для власти, которая пользовалась хорошей репутацией, и на уровне европейских институтов, включая Совет Европы, а также для местной власти, на уровне которой был принят ряд важных законов, в частности, о порядке изменения назначения земель, о доступе к Конституционному суду и др.

Результатом активного диалога стали позитивные изменения закона о Дорожном фонде, но потом во все это вмешалась политика, и ситуация осложнилась до предела. Начались аресты мэров, давления разного порядка – и раскол проявился во всей своей силе. Потом мы снова попытались наладить диалог, и сейчас налицо определенное его улучшение, но опять же…

Я приведу один пример – посмотрите на качество этого диалога. Недавно правительство предложило увеличить зарплаты мэров, буквально накануне это решение принято – повысить зарплату лиц, исполняющих ответственные государственные должности в местных органах власти. Это мэры и их заместители, председатели районов и их заместители, а также персонал, обеспечивающий техническое обслуживание и соответствующее функционирование местных органов власти...

Но нас ждал сюрприз: оказывается, эта категория чиновников будет получать «поощрительные выплаты» в размере до 50% от должностного оклада, в зависимости от средств, доступных для этой цели, в бюджетах местных государственных органов власти. И тут возникает множество вопросов относительно того, как будет внедряться этот механизм, ведь ресурсы на осуществление этой инициативы в госбюджете предусмотрены только до конца года, а в остальном каждой мэрии придется выкручиваться самостоятельно.

Вначале было около ста независимых мэров. Неаффилированные мэры в стране еще есть, но очень сложно в Молдове сохранить независимость

Проблема в том, что эта инициатива и то, как она была подана – скрытно, без консультаций со специалистами в области местного управления, и то, что вообще неизвестно, материализуется ли она в конченом счете… Потому что, повторяю, посмотрите, как все преподнесено: зарплата не просто увеличивается на 50%, чтобы было всем ясно, что ни один фактор, политический или еще какой, не сможет вмешаться, – условие – «до 50%», и при том неясно, кто решает, сколько именно составляют «до 50%». Есть и другие нюансы... Инициатива должна пройти через парламент и, как я понял, в срочном режиме. А мы очень надеемся успеть выйти со своими предложениями, убедить улучшить документ, сделать его действительно эффективным.

Свободная Европа: Я правильно поняла – из 898 мэров обращения к европейским организациям подписали 713? Что будет с теми, кто не подписал?

Виорел Фурдуй: Знаете, за последнее время у нас были и другие схожие ситуации, эти декларации об объединении, например…

Свободная Европа: Вы видели список тех, кто подписал обращения?

Виорел Фурдуй: Нет, не видел, но было бы очень интересно на него посмотреть. Надеемся, такая оказия нам представится, и мы поговорим об этом более предметно. Но у нас были заявления, например, о признании конкретных чиновников персонами нон-грата. Знаете, эти заявления в значительной степени отличаются декларативным характером, если можно так выразиться, но судьба остальных… Не думаю, что они должны пострадать, потому что, мне кажется, дальше идти уже просто некуда.

Свободная Европа: Сколько аполитичных мэров сегодня в Молдове?

Виорел Фурдуй: Что касается политической принадлежности, политической ангажированности – в Молдове ситуация в этом смысле очень запутанная и непростая, особенно после выборов 2015 года. Уверен, никто сегодня не может сказать, какую партию представляет или чьи интересы продвигает тот или иной мэр.

Насколько я помню, вначале было около ста независимых мэров. Неаффилированные мэры в стране еще есть, но очень сложно в Молдове сохранить независимость – как, впрочем, и аффилированность «не с той» партией. Такая ситуация в целом вредна для демократической системы Молдовы, потому что при каждой смене власти начинается давление на местные органы в надежде, что это поможет подольше удержаться на гребне волны. Но, увы, скоро приходится все это проходить заново. И такое «массовое переселение» совсем не на пользу Молдове, поэтому проблема номер один сейчас – создать децентрализованную административную систему, при которой местная власть не зависит от финансирования из центра, а зарплаты персонала не привязаны к партийной принадлежности или аффилированности. Если ничего не изменить в этом смысле, так и будем прозябать и топтаться на месте.

Сейчас доверие к правовым органам Молдовы на нуле, поэтому мы имеем то, что имеем

В последнее время в органах местной власти, особенно на уровне руководящего состава, полное разочарование и дезориентация. Очень много хороших мэров настроены уйти. Я говорил с руководителями нескольких местных администраций, которые готовы идти собирать клубнику, потому что у них есть семьи, дети, которых нужно кормить, – и это позор. Это позор для всей системы управления, когда сельский или районный руководитель настолько ограничен в своих возможностях, и его подвергают такому давлению, что мало не покажется. Как это уживается вместе?! Поток заявлений про борьбу с коррупцией, транспарентность на словах – и такое вот явление… Просто диву даешься. Все, что было сделано, – а сделано немало за последние 10-15 лет на локальном уровне, – сделано исключительно за счет энтузиазма самих мэров.

Часто очень трудно объяснить: почему эти люди вынуждены принимать многочисленные делегации при драматичной скудности собственных ресурсов ради того, чтобы заключить какое-то партнерство? Зачем им обивать пороги кабинетов различных чиновников в надежде заполучить проект, скажем, на строительство канализации, дороги, или чтобы решить какие-то другие проблемы? Почему им приходится, в конечном счете, менять свою политическую окраску, подстраиваться под эту донельзя централизованную и, я бы сказал, крайне изощренную систему – иначе проблем вообще не решить?

И во всем этом, к большому сожалению, прослеживается глубокая связь с тем, что происходит в системе правосудия. Если бы нашей юстиции можно было доверять, то любой гражданин в этом государстве, в том числе руководители местных администраций, могли бы обратиться в суд и отстоять свои права. К сожалению, сейчас доверие к правовым органам Молдовы на нуле, поэтому мы имеем то, что имеем, – и сотни подписей, и другие очень неприглядные вещи, которые обязательно вернутся бумерангом к тем, кто их инспирирует и контролирует.

XS
SM
MD
LG