Linkuri accesibilitate

Ион Ляху: «Не о чем вести диалог с Приднестровьем. Единственное направление — Москва»


Игорь Додон и Вадим Красносельский в Голеркань
Игорь Додон и Вадим Красносельский в Голеркань

Бывший представитель Молдовы в ОКК — про отношения Кишинева и Тирасполя

Встреча президента Игоря Додона и лидера Приднестровья Вадима Красносельского может состояться в первой декаде сентября в резиденции главы государства в Кондрице. Об этом Додон заявил в интервью Свободной Европе. По словам президента, стороны обсудят стартовую площадку для урегулирования приднестровского конфликта. Бывший представитель Молдовы в Объединенной контрольной комиссии Ион Ляху напоминает, что полномочия президента сильно ограничены, и в одиночку тот не может принимать почти никаких решений.

Свободная Европа: Игорь Додон подтвердил, что в первой декаде сентября состоится его очередная встреча с главой Приднестровья Вадимом Красносельским. Вам понятен смысл и целесообразность этого диалога?

Ион Ляху: Мне кажется, речь идет о двух аспектах отношений. Первый связан с личностью Игоря Додона, который, будучи избранным главой государства, де факто лишен возможности проявить себя в этой должности и порадовать свое самолюбие, показывая внешним партнерам и собственным гражданам, что он – президент, что Москва позволяет ему время от времени встречаться с Красносельским. А тот, в свою очередь, извлекает выгоду из этих встреч, укрепляя авторитет среди местного населения.

Но есть и другая сторона, совершенно неподобающая для главы государства, вне зависимости от сложившихся у него отношений с другими ветвями власти. Думаю, Додону поручены какие-то конкретные задачи, которые он и выполняет в рамках диалога с Красносельским. На Кристину Лесник, которая уполномочена вести диалог с Тирасполем, возложены вопросы, которые я бы назвал официальными. И мы узнаем лишь о том, что «встреча состоялась», что «договоренности достигнуты» – или нет. А вот как шел диалог между Додоном и Красносельским, каковы последствия встречи – это неизвестно.

А проблем очень много, и здесь кроются интересы координатора Республики Молдова г-н Плахотнюка... Который, в силу занимаемой позиции, лишен возможности лично провести такую встречу. И в этом случае его замещает г-н Додон.

Свободная Европа: А в чем состоит интерес г-на Плахотнюка?

У нас есть внешние партнеры, а те в некоторой степени больны либерализмом и чрезмерной снисходительностью

Ион Ляху: От чисто коммерческих – и до политических, ведь приближается 24 февраля, день выборов, на которых приднестровской стороне отводится роль не просто участника. Для региона зарезервировано несколько мандатов в парламенте Республики Молдова. Приднестровье поделено на два одномандатных округа, следовательно, регион может рассчитывать на два мандата. Не считая партийных списков – в них тоже войдут представители Приднестровья, которые будут бороться за места в парламенте.

Свободная Европа: Игорь Додон открыто говорит, что он рассчитывает на голоса свыше 200 тыс. избирателей Приднестровья. По его мнению, эти 200 тыс. голосов могут поставить заслон унионистскому движению и положить конец дискуссиям о возможной евроатлантической интеграции Республики Молдова.

Ион Ляху: То, что он не скрывает своих надежд – это ясно каждому, ведь не так уж и много других проблем, по которым он может открыто высказывать свое мнение. Но одно дело – говорить публично, для прессы, и совсем другое – выполнять какие-то спецзадания. Что я имею в виду? То, что он должен выработать тактику и идеологию, которые обеспечат, чтобы эти 200 тыс. граждан проголосовали «так, как надо».

Свободная Европа: Я спрашивала Игоря Додона, известно ли ему, о чем беседует Вадим Красносельский с российскими официальными лицами. Он ответил, что раньше ему об этом мало что было известно, а сейчас он в курсе, что именно обсуждают представители Тирасполя и Кремля.

Ион Ляху: Здесь я склонен верить г-ну Додону. Я заметил одну деталь: в последнее время, за последние, скажем, полгода Москва немного охладела к Красносельскому. Например, были приложены огромные усилия для того, чтобы изменить отношение к экономке региона. Красносельский надеялся на серьезные инвестиции, тогда как буквально на днях он признался в интервью одному европейскому изданию, что его ожидания не оправдались.

Все они немного со странностями, в каждом столбе им мерещится враг

Я думаю, это связано с тем, что Москва ждет результатов наших парламентских выборов, и, в зависимости от результатов, решит, как вести себя с Тирасполем. Поэтому у Додона, в принципе, нет причин замалчивать этот вопрос, ведь проблема действительно сводится к тому, какое задание получил он в Москве.

Свободная Европа: Г-н Ляху, власти Молдовы говорят о возможном сближении двух берегов Днестра. А тираспольский лидер – как и все его предшественники – не устает повторять, что законы Приднестровья и Республики Молдова не позволяют говорить об изменении формата существования, и что «обе республики являются унитарными государствами». О каком диалоге тогда вообще может идти речь?

Ион Ляху: Не о чем вести диалог с Приднестровьем, с Тирасполем, единственный пункт назначения – Москва. Туда и надо ехать, там нужно вести переговоры. Но у нас есть еще и внешние партнеры, от которых мы зависим... А те в некоторой степени больны либерализмом, больны чрезмерной снисходительностью – и, по их мнению, ситуация сложилась такая, что очень многое зависит от Тирасполя, диалог с которым может сдвинуть воз и создать условия для более быстрого урегулирования конфликта.

Редкую неделю в Тирасполь не приезжает представитель какого-либо посольства, аккредитованного в Республике Молдова, или какой-либо международной организации или института. И если эти структуры, которые во многом помогают и нам, считают нужным вести диалог с Тирасполем, то не стоит Кишиневу игнорировать эту возможность. Тем более, что диалог приносит и какие-то конкретные результаты.

Игнорируют, притворяются, что ничего не видят, но подобное поведение никуда не годится!

Мы с вами обсуждали ситуацию с фермерами – определенности в этом вопросе пока никакой нет, но многие в Кишиневе уже поспешили поставить галочки в своих послужных списках: «Сделали! Решили! Переходим к другим вопросам!» Подождите немного, господа хорошие, поживем – увидим... Но политическая ситуация такова, что без галочки им никак не обойтись.

Свободная Европа: То, что Красносельский едет в Кондрицу, вас не удивляет?

Ион Ляху: В некоторой степени – да. Все они немного со странностями, в каждом столбе им мерещится враг. А во-вторых, они считают ниже своего достоинства приезжать в Кишинев, они мнят себя руководителями больших государств, которые встречаются где-то «на нейтральной территории». Но деваться некуда, приходится подчиняться обстоятельствам. Додон предложил: «Поедем ко мне в Кондрицу, угощу вас чаркой доброго вина». И те согласились.

Свободная Европа: Игорь Додон не стал уточнять, что именно будет обсуждаться на предстоящей встрече. А Вадим Красносельский скобки раскрыл, сказав, что в первую очередь в повестке - вопросы экологии Днестра, проблемы строительства Украиной гидроузлов. Кроме того, возможно, речь пойдет и о продлении ротации российских военных.

Ион Ляху: Они называют несколько вопросов, которые, на первый взгляд, важны, соответствуют их уровню, и если не касаются напрямую, то, по крайней мере, интересуют значительную часть населения. Тем самым они преподносят себя как руководителей, которые поднимают и решают важные проблемы рядового населения. Но они не хотят принимать в расчет элементарную вещь: у Додона нет никаких полномочий на правом берегу Днестра! Да и Красносельский тоже ограничен в правах и рычагах. Решение любого более или менее важного вопроса, в том числе, связанного с экологией Днестра, требует определенных механизмов, включая финансовые. А подобными механизмами он не располагает, с такой-то дырой в бюджете в 70% разве можно что-то решить?..

Они оба стремятся укрепить свой имидж за рубежом, сохранить статус президента – и заявляют, объявляют, утверждают... Правда, на том берегу это поставлено лучше, чем у нас. Идеологический аппарат работает более точно, более изощренно, они из ничего могут раздуть событие региональной, как минимум, важности!

Они надеются найти способ влияния на Кишинев

Свободная Европа: Игорь Додон встретится с Вадимом Красносельским в Кондрице после того, как на левом берегу Днестра с большой помпой отметят 28-летие «независимости ПМР».

Ион Ляху: В Кишиневе пытаются закрыть на это глаза. Это тоже тактика, которая давно уже используется. Да, игнорируют, притворяются, что ничего не видят, но подобное поведение на уровне государства, на уровне глав государств никуда не годится! И если Додон приглашает Красносельского к себе в гости сразу же после 2 сентября, то он словно говорит ему: «Делайте все, что хотите, для нас это не имеет никакого значения, для нас важно то, что предлагаем мы». И в этом тоже есть элемент самоутверждения г-на Додона.

Свободная Европа: Но они планируют обсуждать и вопрос продления ротации российских военных! Несмотря на то, что официальный Кишинев запретил доступ через аэропорт российским военным, которые следуют в Приднестровье. Почему этот вопрос может быть темой для обсуждения в таком формате?

Ион Ляху: В Приднестровье действительно есть проблемы с кадрами.

Свободная Европа: С военными?

Ион Ляху: С военными. Буквально пару дней назад состоялась встреча так называемого министра обороны Олега Обручкова с матерями солдат-срочников, где ему пришлось объяснять, почему молодые солдаты нередко остаются в воинских частях сверх положенного времени. Им физически не хватает солдат для несения службы. В такой ситуации для них, естественно, очень важно 100-процентное обеспечение численности миротворческого контингента. В марте, если я не ошибаюсь, состоится ротация, т.е. отслужившие 12 месяцев солдаты демобилизуются, а на их место приходят другие. И, конечно, если их заменить некем, то появляются проблемы.

Свободная Европа: А ротации препятствует Кишинев?

Ион Ляху: Они надеются найти способ влияния на Кишинев.

Свободная Европа: Как именно?

Ион Ляху: Ну, способов много!..

Свободная Европа: Значит, власть с различных международных трибун требует вывода российских войск с территории Республики Молдова, а вот по этому вопросу можно и договориться?

Ион Ляху: Это как раз тот самый момент, о котором мы сто раз уже говорили! Есть Оперативная группа российских войск – ОГРВ, и есть миротворческий контингент. Миротворческий контингент в составе 389 российских военных подчиняется Объединенной контрольной комиссии, они находятся в Зоне безопасности на Днестре на законных основаниях.

Свободная Европа: В Молдове приближаются выборы, и маловероятно, что приднестровским вопросом будет кто-то серьезно заниматься…

Приднестровье – составная часть Республики Молдова. Здесь и обсуждать нечего

Ион Ляху: Ни Европейский союз, ни Миссия ОБСЕ в Молдове не согласны с таким подходом. Выборы – выборами, на это есть Центральная избирательная комиссия и другие структуры, которые занимаются подобными вопросами. А в отношении проблем урегулирования есть специальные учреждения, с которыми они взаимодействуют. Кристина Лесник – вице-премьер именно по приднестровской проблематике, так что – будьте добры, собирайте чемоданы – и в Рим!..

Свободная Европа: Можно ли считать провалом, что за 27 лет независимости официальному Кишиневу не удалось воссоединить два берега Днестра путем предоставления особого статуса Приднестровью в составе Республики Молдова?

Ион Ляху: Да! Я отношусь к тем, кто считает, что нельзя даже ставить вопрос таким образом – с Приднестровьем или без!

Приднестровье – составная часть Республики Молдова, от Каменки до Троицкого – наша территория, территория Республики Молдова. Так что здесь и обсуждать нечего.

Свободная Европа: Кто-то говорит, что Приднестровье – это камень на шее Молдовы.

Ион Ляху: Да, это камень, – но это наш камень.

Свободная Европа: И камень может утянуть на дно?

Ион Ляху: Может, может… Что ж, значит, такова наша судьба.

XS
SM
MD
LG