Linkuri accesibilitate

«Несостоявшееся государство — да, мы вынуждены признать этот факт»


27-я годовщина провозглашения независимости Республики Молдова, центральная площадь Кишинева
27-я годовщина провозглашения независимости Республики Молдова, центральная площадь Кишинева

Политический аналитик Игорь Боцан — о протестах оппозиции и реакции властей

Игорь Боцан: Власти отметили очередную годовщину независимости, окруженные металлическим забором по всему периметру площади Великого национального собрания и охраняемые кордонами полицейских. С другой стороны, очень многие наши граждане празднуют День независимости, протестуя против всего того, что происходит в Республике Молдова. Такая вот ситуация, а потому я считаю, что противостояние в День независимости более чем символично – и говорит само за себя.

Свободная Европа: Захваченное государство, раздробленное государство – какое угодно, только не благополучное! Как мы дошли до жизни такой?

Игорь Боцан
Игорь Боцан

Игорь Боцан: Несостоявшееся государство – этот термин, по всем признакам, уже получил здесь, в Молдове, прописку. Ровно год назад экс-председатель Конституционного суда Александру Тэнасе дал стране такую оценку. Наверное, это правда, если учесть и события от 5 июля, когда в принятой резолюции Европейский парламент тоже оценивал ситуацию в Молдове и произошедшие здесь события.

Госаппарат понимает, что все мы оказались в болоте, но никто не знает, как Молдове выбраться

Несостоявшееся государство – да, можно сказать, что спустя 27 лет после провозглашения независимости мы вынуждены признать этот факт.

Свободная Европа: Сильная, как никогда, поляризация, политизация – такова наша реальность?

Игорь Боцан: Все гораздо печальнее, потому что на 27-летие независимости мы вынуждены признать, что победа на выборах уже не имеет никакого значения, ее запросто конфискует судебная система, если не удалось это сделать другими процедурными методами. И мы все видели, как все было проделано довольно убедительно, если можно так выразиться, – первая инстанция, Апелляционная палата, Высшая судебная палата и, наконец, вишенкой на торте – оценка Высшего совета магистратуры, который поддержал решения инстанций. А затем последовала резолюция Европейского парламента.

Это очень, очень печально – то, где оказалась Республика Молдова после 27 лет независимости!..

Свободная Европа: За все эти годы независимости протестный дух присутствовал всегда, независимо от того, какие партии были у власти – справа или слева. А сегодня кто-либо принимает в расчет требования протестующих? И почему смирились те, кто составляет огромную армию чиновников?

Игорь Боцан: Именно протестное движение привело к независимости Республики Молдова! Как минимум, Декларация о независимости была принята именно там, на площади Великого национального собрания. Затем активные протесты проходили в 2002 году, когда были предприняты попытки изменить в школьной программе наименование курса истории. Потом последовали протесты 2009-го.

Думаю, протесты – это очень важный и символичный момент... При очень туманных обстоятельствах сгорела Декларация о независимости Республики Молдова – и это следует запомнить. Затем был сравнительно мирный период, да и не просто мирный, а наполненный позитивными ожиданиями, когда на саммите в Брюсселе Европа пересмотрела отношение к нашей стране и сделала определенные авансы, предложив на краткосрочный период очень существенную финансовую поддержку – в размере около 2 млрд евро.

На европейской интеграции действующая власть поставила крест

Тогда и началась так называемая «история успеха», которая встретила поддержку со стороны самых высокопоставленных представителей международных институтов и великих держав, таких, как США, Германия и других. Но потом грянул поворотный момент – [убийство бизнесмена Сорина Пачу на охоте в заповеднике] Pădurea Domnească, политический кризис, кража миллиарда…

То, что имеем мы сегодня, – это отголоски кражи века! У протестов и их продолжения есть общая точка отсчета – это кража миллиарда. Более того, очень скоро ситуация приняла крайне опасный поворот: вместо того, чтобы установить местонахождение выведенных денег, вместо того, чтобы вернуть средства и наказать виновных, главный протагонист этой аферы, осужденный судом первой инстанцией и фигурирующий в двух расследованиях компании Kroll, человек, из-за которого налогоплательщикам Молдовы придется раскошелиться на сотни тысяч евро, пользуется поддержкой со стороны действующей власти! Ведь это ему, Шору, дают зеленый коридор для усиления позиций его политической партии, а кроме того, по всем признакам, не прочь помочь ему избежать суда в результате участия в выборах.

Социальные магазины, у которых нет никакого юридического статуса, никаких законных рамок для работы – это ни что иное, как способ укрепления электората партии «Шор», ностальгирующего по прошлому. Все это вместе взятое, да плюс пренебрежение волей кишиневских избирателей и формируют список требований протестующих. И мы видели реакцию властей... Так что очень грустно от того, что происходит в Республике Молдова, особенно в свете последних событий – игнорирования воли избирателей и покровительства главного выгодоприобретателя кражи миллиарда.

Ну, а чиновники наверняка знают оценку [генсека Совета Европы] Ягланда, высказанную в 2015 году – о том, что Молдова – захваченное государство. Чиновники прекрасно знают, где принимаются наиболее важные решения по Молдове: не в правительстве, не в парламенте и не в аппарате президента, а в центральном офисе Демпартии. И эти высокопоставленные чиновники послушно идут в офис этой партии, где обсуждаются решения и провозглашаются так называемые «проекты для Республики Молдова».

Мы все видели, что натворил Шор, и что творит и Додон, и Плахотнюк с его фондами

Я вовсе не уверен, что они чувствуют себя комфортно. Госаппарат понимает, что все мы оказались в болоте, но никто не знает, как Молдове из него выбраться. На европейской интеграции действующая власть поставила крест, мы видели, как был принят пакет законов под занавес весенне-летней сессии парламента – безо всякой оглядки на положения закона о прозрачности процесса принятия решений, при полнейшем игнорировании реакции внешних партнеров по развитию.

Свободная Европа: И что это – начало конца государства Республика Молдова? Чего ждать в дальнейшем?

Игорь Боцан: Когда аннулируются результаты выборов – это и есть финальная точка демократии. Поэтому, когда сторонники медиахолдинга Демпартии говорят, что оппозиция «начала предвыборную кампанию», они искажают действительность. Какой смысл начинать предвыборную кампанию до тех пор, пока не будет ясности в вопросе о том, каким образом была конфискована победа на выборах здесь, в Кишиневе?

Попытка обвинить оппозицию в том, чего она не делала, – просто потому, что она и не может этого делать в нынешней ситуации – это свидетельство того, что уже нельзя говорить о демократической власти в нашей стране. И нельзя говорить потому, что ситуацию полностью контролирует только одна партия, пришедшая к власти четыре года назад с 15% мандатов. А сегодня она контролирует абсолютно все!

Большинство глав местных администраций – 2/3 из них – перешли в Демпартию, каждый третий депутат парламента переметнулся туда же. И всем абсолютно ясно, что для подобной миграции в ряды партии, которая не пользуется особой популярностью, нет других мотивов кроме политической коррупции – об этом нужно говорить во всеуслышание! Потому что в программе работы правительства Филипа есть пункт о борьбе с политической коррупцией. Но в то же время парламентское большинство трижды (!) отказывалось принимать декларацию, осуждающую политическую коррупцию.

Это серьезные вещи, которые граждане чувствуют и понимают, поэтому будущее нашей страны сейчас выглядит в самых мрачных тонах.

Свободная Европа: А тогда есть ли вообще у Молдовы будущее?

Игорь Боцан: Разумеется, будущее у Республики Молдова может быть. Все зависит от граждан. Мы все видели, что натворил Шор, и что творит и Додон, и Плахотнюк с его фондами – все это показывает, насколько уязвимо наше общество, насколько оно обеднело, что радуется каким-то подаркам, которые являются, по сути, проявлением той же коррупции. А граждане счастливы! Но эти благодетели плюют на человеческое достоинство. Все, что происходит сегодня с точки зрения социологии, показывает, каким обществом мы являемся, и чего на самом деле заслуживаем, мирясь с подобными вещами.

«Да, он украл. Но он делится с нами. Это наш новый Ленин». Очень важный месседж для г-на Додона и его социалистов!..

Если вы заметили, те, кто протестовал, проявили понимание по отношению к сторонникам Шора. Этим людям, скорее, сочувствовали, потому что им пришлось принимать мелкие подарки и пакеты с просроченными продуктами. Как там в эфире Свободной Европы говорил один из покупателей социальных магазинов: «Да, мы знаем, что это просроченные продукты. Но мы их берем, потому что они дешевле».

Это диагноз нашему обществу, вернее, определенному сегменту граждан с мизерными пенсиями, которые для того, чтобы выжить, вынуждены принимать подачки политических партий. Хотя партии не имеют ни морального, ни юридического права действовать таким образом.

Свободная Европа: Почему властям удается удерживать людей в состоянии унижения? И почему никак не пробудится чувство достоинства в сердцах, душах и умах граждан Республики Молдова?

Игорь Боцан: Потому что все карательные инструменты захваченного государства находятся в руках одной партии или нескольких партий. Это произошло в 2009-2010 гг, когда были приняты законы о тотальной политизации всех учреждений. Правда, потом это было оспорено в Конституционном суде, но на момент принятия постановления КС в декабре 2010 года все было уже сделано по новым правилам, и только выгодные партиям люди заняли ключевые должности в правовых и контролирующих структурах.

Вот были протесты и манифестация г-на Шора: по сути, был же у нас прецедент 7 июня 2015 года. Тогда Либеральная партия г-на Гимпу поступила аналогичным образом: сорвала мирный протест, участники которого требовали возврата украденного миллиарда. А сейчас, конечно, г-н Гимпу рассказывает, как трудно ему было выстоять! И прогнозирует апокалипсические сценарии для страны – и это после того, как он сам участвовал в сценариях, которые сегодня претворяет в жизнь власть!

Свободная Европа: А есть у нас люди, которые могут прийти в большую политику, и которые готовы к определенным жертвам?

Игорь Боцан: Я абсолютно уверен, что такие люди есть – они были всегда. Проблема в том, хотят ли они себя проявить, есть ли смысл включаться в политику Республики Молдова или нет. Я думаю, такие личности есть. Я знаю людей, которые были послами, учителями, учеными – и которые действуют. И есть еще лидеры оппозиции, а их месседж, что бы там ни говорили, предельно ясный и четкий.

Украли миллиард. И вместо того, чтобы тех, кто это сделал, привлечь к ответственности, их продвигают. Это неправильно, и это может понять каждый гражданин Молдовы. Но я сделал еще одно открытие: есть граждане, говорящие: «Да, он украл. Но он делится с нами. И мы ему за это благодарны. Это наш новый Ленин».

Это очень важный месседж для г-на Додона и его социалистов!..

Свободная Европа: Ничего ценнее свободы не существует?

Игорь Боцан: Свобода – очень ценная вещь. Я уверен, что люди всегда будут стремиться к свободе и к тому, чтобы никто и никогда их больше не унижал так, как их унижали на 27-м году независимости – здесь, в Республике Молдова.

XS
SM
MD
LG