Linkuri accesibilitate

«Просто России плевать на договоры, на контракты, на соглашения»


Экс-министр сельского хозяйства Валериу Косарчук — о встрече Игоря Додона с Владимиром Путиным

Президент Игорь Додон заявил, что его российский коллега Владимир Путин пообещал с 1 января 2019 года отменить в порядке исключения пошлины на овощи и фрукты из Молдовы, послабления продлятся шесть месяцев. По мнению Додона, временная отмена пошлин приведет к возобновлению экспорта на российский рынок. В интервью Свободной Европе бывший министр сельского хозяйства Валериу Косарчук заявил, что Россия игнорирует нормы международной торговли.

Свободная Европа: Все мы слышали заявление, которое сделал президент Игорь Додон, вернувшись из Москвы, где он в седьмой раз встретился с Владимиром Путиным. Президент РФ обещает с 1 января 2019 года отменить таможенные пошлины на импорт овощей, фруктов, консервной продукции и продуктов виноделия из Молдовы.

Валериу Косарчук: Меня вообще удивляют слова президента – с 1 января 2019 года у нас отменяются пошлины на экспорт товаров в Россию?.. Так этих пошлин и сейчас не должно быть, ведь мы являемся членами СНГ, у нас подписан договор в рамках Содружества, и он предусматривает свободную торговлю, в том числе с Российской Федерацией. А сейчас он хочет нас осчастливить накануне выборов! Оба этих дружбана – наш президент и российский... Еще говорит, что в этом году экспорт молдавских товаров в Россию вырос на 14%. Да, отдельные товарищи, может, и увеличили экспорт, из тех, что близки к молдавскому президенту – или к старшему брату из России, но в целом объем поставок в Россию в этом году сократился на 4%!

Не вижу никаких положительных изменений, все то же раболепие, все то же расшаркивание перед русским медведем...

И не остается вообще никаких сомнений по поводу сути той политики, которую ведет Москва, – это политика, направленная на доминирование и захват территорий. И молдавский президент оценивает это положительно.

Свободная Европа: Вы возглавляли минсельхоз. Скажите, сегодня все еще есть какие-то ограничения, введенные Россией в отношении и молдавских товаров? Потому что одни говорят – есть, другие – нет... И что, по сути, означает введенное и не отмененное эмбарго?

Валериу Косарчук: Дело в том, что официальных ограничений сегодня нет, есть пошлины, таможенные пошлины на импорт, которых, по идее, при нормальных отношениях между двумя цивилизованными странами не должно быть. Потому что Республику Молдова с Россией связывает договор о свободной торговле, и у нас сегодня не должно быть никаких препятствий в отношении экспорта, исходя из правил Всемирной торговой организации, членами которой являются обе страны.

Просто России плевать на договоры, на контракты, на соглашения и т.д. Поэтому я не верю в возможное изменение ситуации, сложившейся между Республикой Молдова и Российской Федерацией. И уж тем более не стоит верить тому, что Додон говорит сегодня, все эти слова и обещания – предвыборный пузырь, и ничего более: проголосуйте за нас, и мы вас осчастливим!.. Я не верю ни единому слову, и хочу обратиться ко всем, кто сегодня видит и чувствует это нравственное, моральное падение: не верьте вы в эти сказки, не поддавайтесь на эту ложь, все это – предвыборный трюк, и ничего более. Это хитрость – в надежде, что люди побегут голосовать за них, а те потом будут делать все что захотят. Так называемый президент уже два года находится во главе государства, он по семь-восемь раз за год ездит в Москву. Что он там ищет?! И почему именно с 1 января 2019 года?.. Почему не два года назад, когда он стал президентом? Кому и что неясно? Всем все прекрасно ясно...

На европейский рынок приходится 67% экспорта. Не надо разводить большой философии насчет выбора, который должна сделать Молдова!

Свободная Европа: Но все это время, что действовали ограничения на молдавские товары, представители Россельхознадзора и Роспотребнадзора приезжали в Республику Молдова, проводили проверки на предприятиях и давали разрешения на экспорт лишь некоторым компаниям, незначительной части молдавских предпринимателей. Игорь Додон говорил о сотнях производителей, которые получили право поставлять свою продукцию в Россию. С другой стороны, многие говорят, что речь идет лишь о тех поставщиках, которые проявляют определенные политические симпатии. Что вы скажете?

Валериу Косарчук: Да, это так. По сути, позволено возобновить экспорт только тем, кто лебезит перед действующим президентом Молдовы и всячески демонстрирует свои симпатии и лояльность в отношении президента России. А остальным, как говорится, только и остается, что примазываться как-то, чтобы попасть на тот рынок.

Повторяю: не надо говорить про ограничения или эмбарго, танцевать надо от международных договоренностей, одной из сторон которых являемся мы. И уважающая себя страна никогда не скажет, что только благодаря «личному вкладу» того и этого увеличился экспорт для дружбанов президента Республики Молдова. Ведь именно так и следует понимать то, что говорили г-ну Додону в Кремле. Поэтому я не вижу никаких положительных изменений в наших отношениях, все тот же субъективизм, все то же раболепие, все то же расшаркивание перед русским медведем...

Свободная Европа: Москва ввела ограничения на поставки вин много лет назад, чуть позже появились таможенные пошлины на ряд категорий товаров, включая овощи, фрукты... Аргумент, которым российская сторона объясняла свои действия, состоял в том, что Молдова подписала Соглашение об ассоциации с Евросоюзом.

Валериу Косарчук: Это лишь одна из причин, по которой Российская Федерация приостановила импорт и ввела различные эмбарго, ограничения и т.д. Потому что свободная Молдова ее не устраивает. Молдова, которая уважает себя, России не нравится.

Семь раз, вы говорите, он ездил туда – и для чего? Чтобы кто-то вытер ноги о нашу маленькую страну?

Когда мы подписали Соглашение об ассоциации и Договор о свободной торговле с ЕС, мы хотели стать свободными, получить возможность самим решать свою судьбу, не ожидая, например, чтобы Москва подсказала нам, как быть дальше. Поэтому их очень обеспокоило это Соглашение, они поняли, что Молдова может ускользнуть – вот и ввели все эти барьеры, чтобы поставить нас на колени. Но, слава Богу, мы сумели организоваться, а страны Европейского союза оказали нам существенную помощь, чтобы мы привели в соответствие с европейскими требованиями и стандартами наши товары, наши производства, технологии и т.д.

И мы переориентировали свой экспорт на Европу. Сейчас на европейский рынок приходится более 67% нашего экспорта, а это говорит о многом. Если в СНГ отправляется 14% экспорта – это тоже о многом говорит, так что не надо разводить большой философии насчет выбора, который должна сделать Молдова! Наш выбор – свободный путь, без всяких хомутов и удил.

Свободная Европа: Как вы можете объяснить тот факт, что многие из наших производителей с тоской вспоминают российский рынок и жалуются на трудности, связанные с выходом на новые пространства? Почему так трудно находит рынок сбыта крестьянам, которые производят сравнительно небольшие объемы сельхозпродукции?

Валериу Косарчук: Потому что, и я говорю об этом с болью и со знанием дела, мы не поддержали производителей, не помогли им наладить переработку и сбыт продукции, а это, можно сказать, определяющее звено в производственной цепи. Если виноград не удается продать в свежем виде, его необходимо переработать, пустить на вино или на сок. Если слива расходится плохо, значит, нужно ее переработать. То же самое – с мясом, молоком – переработать на месте, в Молдове.

Мы ежегодно импортируем продовольственную продукцию более чем на миллиард долларов. Почему? Потому что на внутреннем рынке предложения нет. А почему нет предложения на внутреннем рынке? Потому что мы не поддерживаем тех, кто хотел бы открыть перерабатывающие производства. Потому что наши села опустошены, и не без помощи этого прислужника россиян, который вместо того, чтобы призадуматься, почему наш крестьянин бросает все и уезжает за рубеж, почему он не возвращается назад, почему его семья тоже уезжает, почему наши села пусты, почему закрываются школы?.. Вместо этого он едет в Москву и кланяется. Семь раз, вы говорите, он ездил туда, чуть ли не каждый месяц – и для чего? Чтобы кто-то вытер ноги о нашу маленькую страну?

Свободная Европа: Власти знают об этих проблемах...

Политику в аграрном секторе надо менять на корню

Валериу Косарчук: Да, знают, но я сейчас больше говорю об этом влиянии, я говорю, что и здесь, дома, это не все понимают – не понимают, что поддерживать надо того, кто сегодня располагает, например, небольшим предприятием для переработки сырья на месте, чтобы он получил добавленную стоимость и перестал кому-то кланяться. И почему этого не делают?! Да потому что большинство нашего электората – это села, и людьми, знаете ли, каждый раз манипулируют на выборах, покупают обещаниями: мы сделаем то, мы сделаем это… Сейчас вот придумали эти «хорошие дороги для Молдовы», но никто не смотрит, как их строят, насколько они будут эффективны, как долго они выдержат в наших условиях...

Свободная Европа: А есть ли вообще будущее у сельского хозяйства Молдовы?

Валериу Косарчук: Есть! Но и нам надо хоть немного думать головой – и выбирать такую власть, которая бы заботилась об экономике нашей страны, а не только о собственном кармане. Перерабатывающий потенциал на месте – это задача сверхактуальная, чтобы мы вывозили не зерно, пшеницу, кукурузу, подсолнечник, а уже переработанную продукцию, которая обеспечила бы приток денег в Молдову. Потому что нашему крестьянину достается только треть всего дохода, вы вдумайтесь – треть! А остальные две трети идут экспортерам, тем, кто распределяет продукт через торговую сеть.

Помилуйте, какая демонополизация, когда монополизировано все

Политику в аграрном секторе надо менять на корню. Если мы хотим распоряжаться тем, что производим на месте, а не экспортировать сырье и импортировать обратно готовую продукцию втридорога – значит, надо вкладывать в мелких производителей, тех, кто может обеспечить перерабатывающий процесс по месту производства, создать элементарные условия для того, чтобы эти люди могли оставаться дома, чтобы наладить свою жизнь здесь, а не колесить по миру, рискуя остаться и без корней, и без семей. Мы собственными руками разрушаем себя как часть румынской нации, и разрушаем в собственном доме – в том числе, и тем, что проводим порочную аграрную политику.

Вы что, не видите, что творится в Молдове? Почему в этом году яблоки, которые идут на сок, стоят по 70-80 банов? Потому что те, кто сегодня занимается переработкой продукции, договорились между собой: «Зачем нам платить фермерам лишние деньги, глядишь, завтра-послезавтра они почувствуют себя независимыми и начнут диктовать условия? Лучше держать их на коротком поводке, как были бедными – такими пусть и остаются».

Почему, например, пшеница, кукуруза так упали в цене? Потому что один барон владеет портом, у другого – вагоны, которыми может пользоваться только его фирма, остальные – не подходи!.. Третьи предпочитают не расплачиваться вовремя с крестьянами, а крутить деньги еще хотя бы чуть-чуть через эти банки, которые, опять же, служат интересам молдавской мафии…

Свободная Европа: Власть же обещала демонополизацию?

Валериу Косарчук: Помилуйте, какая демонополизация, когда монополизировано все, и когда только определенные фирмы имеют доступ к банковским деньгам, джурджулештскому терминалу или вагонам, которыми вывозят на экспорт молдавскую агропродукцию?!

XS
SM
MD
LG