Linkuri accesibilitate

Даниел Ионицэ: «Позиция ЕС в значительной степени отражает мнение Бухареста» (ВИДЕО)


Ambasadorul României la Chișinău, Daniel Ioniță, despre raporturile dintre București și Chișinău
Așteptați

Nici o sursă media

0:00 0:34:11 0:00

Посол Румынии в Республике Молдова — об итогах 2018 года

В последние дни уходящего года в гостях кишиневской редакции Радио Свободная Европа – посол Румынии в Республике Молдова Даниел Ионицэ. Г-н посол, на днях при подведении итогов трех лет своего мандата премьер Павел Филип говорил в парламенте об отличных отношениях с соседями – с Румынией и Украиной. Да и вы в одном из последних интервью назвали отношения отличными. Но мы видим «прекрасные отношения» в тот самый момент, когда Евросоюз применяет санкции против Кишинева: приостановлена макрофинансовая помощь, сокращена бюджетная поддержка. Поводом стала стала деградация, по мнению Евросоюза, основ правового государства и демократии в Молдове. Еврокомиссар Йоханнес Хан выделил четыре момента, приведшие к санкциям: отмена итогов местных выборов в Кишиневе, отсутствие независимого правосудия, преследование оппозиции, а также давление на журналистов и монополизацию СМИ. Какова позиция Бухареста – конкретно, по этим четырем пунктам?

Даниел Ионицэ: Вы не забыли, что Румыния является членом ЕС? И, надеюсь, вы не допускаете того, что позиция Румынии может отличаться от позиции Евросоюза? Или вы считаете, что есть Евросоюз с Румынией – и есть Евросоюз без Румынии?

Свободная Европа: Это как?

Даниел Ионицэ: Это я вас спрашиваю!.. Насколько мне известно, формула сосуществования Евросоюза и Румынии – одна. Поэтому Румыния действовала и действует солидарно со своими союзниками и партнерами по Европейскому союзу. И позиция Евросоюза, озвученная на самом высоком уровне, в значительной степени совпадает – и отражает точку зрения Бухареста. Не надо забывать, что в феврале Совет по иностранным делам, в который входят министры иностранных дел всех государств-членов Европейского союза, принял ряд заявлений, в которых содержались не только выводы и оценки, но и критика по поводу определенных достижений, вернее, антидостижений Кишинева. Причем по самым разным направлениям.

Вместе с тем, позиция, выраженная на уровне высших европейских форумов, отражает, как отметили и вы, позицию комиссара Хана. В частности, я имею в виду заявление Европейского парламента, которое нашло поддержку в Страсбурге, в котором, естественно, были изложены все точки зрения. По сути, все европейские политические семьи имели возможность обсудить эти вопросы, дать оценки и высказать свое мнение.

Свободная Европа: Не считаете ли вы, что сигнал, который послан Кишиневу, может быть истолкован превратно? Люди могут оценить поддержку как признак того, что ценности Евросоюза – правовое государство и демократия – недостаточно важны для Румынии...

Даниел Ионицэ: Это исключительно ваше личное толкование!.. Я сказал, что мы безоговорочно поддерживаем европейский курс Республики Молдова, который основывается, прежде всего, на Соглашении об ассоциации между Республикой Молдова и ЕС, в нем нашли отражение европейские принципы и ценности. Многие из этих ценностей и принципов необходимо соблюдать беспрекословно: это правовое государство, демократия, основополагающие права человека. Это ценности, в которые все мы должны верить в одинаковой степени, не подвергая их сомнению. Это с одной стороны.

Нельзя вовлекать ЕС в предвыборную кампанию, которая уже в Кишиневе в полном разгаре

С другой, Румыния не раз говорила, что пока Молдова сохраняет приверженность демократическим ценностям и продолжает двигаться в сторону Евросоюза, то нет никаких причин для пересмотра отношений между Бухарестом и Кишиневом.

В-третьих, Соглашение о свободной торговле и его составляющее о свободных торговых обменах так же предполагают ряд обязательств, которые Республика Молдова обещала выполнить взамен получения прекрасных перспектив по укреплению своих отношений с Западной Европой. Это, повторяю, необсуждаемые аспекты, которые Румыния всегда поддерживает и поощряет. Но я не думаю, что нормально и естественно, прежде всего, со стороны Румынии было бы высказывать определенные мнения и оценки, которые наверняка будут истолкованы и использованы в политических целях!..

Приведу пример: нередко случалось, что нас абсолютно ни за что, ни про что обвиняли здесь во всех смертных грехах... Поэтому справедливо будет предположить, что и у Румынии должен быть свой голос, который можно интерпретировать как пристрастный в этой внутриполитической борьбе, который, по мере приближения февральских выборов, может получить, по нашему мнению, еще более широкий резонанс. Пример, можно сказать, показательный: одна из политических партий Молдовы обвинила нашего генконсула в Бельцах в попытке подкупа сторонников символических заявлений о породнении городов или об унире...

Свободная Европа: Да, помню.

Даниел Ионицэ: Но в этом случае не было ни толики правды, уверяю вас! Иными словами, мы ничего не делали, но на нас попытались повесить всех собак! А если бы что-то сделали, если бы что-то сказали – представляете, во что бы оно вылилось?!

Свободная Европа: Давайте я тоже приведу пример. 10 декабря, вы наверняка знаете, на совещании министров иностранных дел Евросоюза планировалось обсудить критическую резолюцию в адрес Республики Молдова. Но Румыния с помощью Венгрии ее заблокировала. Как бы вы прокомментировали этот факт – и как это воспринимать гражданам?

Даниел Ионицэ: Во-первых, вы просите меня прокомментировать новость, которая есть на сайтах…

Румыния – глубоко европейская страна, прочно вросшая в евроатлантические реалии

Свободная Европа: Новость подтвердили в МИД Румынии.

Даниел Ионицэ: Да, но эта новость изначально появилась на сайтах. Потом румынский МИД выступил с уточнениями. Уверяю вас: не только Румыния и Венгрия – там четыре государства выразили замечания, и не столько по сути выводов, сколько по своевременности принятия резолюции.

С другой стороны, посмотрим и на возможные последствия, на логику, которой мы тогда руководствовались. Возможно, если бы выводы были приняты, о них бы немного поговорили бы – да забыли. Но если резолюция не прошла потому, что Румыния и другие страны воспротивились ее принятию, – это уже новость, это сенсация, так почему бы ее не пообсуждать?.. Более того, я читал различные статьи и комментарии, в которых приводили определенные цитаты из того проекта резолюции... Я считаю, что цели резолюции, в конечном счете, были достигнуты.

Свободная Европа: А это была удачная идея – заблокировать резолюцию?

Даниел Ионицэ: Я не могу комментировать – и, надеюсь, вы меня поймете – решение Бухареста, потому что такого рода демарши всегда являются результатом глубоких анализов на самом высшем уровне государства. Могу только повторить, что я сказал чуть выше. Мы посчитали, что момент выбран не самый подходящий, что нельзя позволять вовлекать Евросоюз, в том числе, и подобными способами, в предвыборную кампанию, которая уже, нравится нам это или нет, в Кишиневе сейчас в полном разгаре.

Мы посчитали, что те выводы, которые содержатся в резолюции, вряд ли бы принесли ту добавленную стоимость, которую заслуживает ЕС. И мы не хотим рисковать добрым именем Евросоюза в Республике Молдова, вовлекая Евросоюз во внутриполитическую полемику. Не будем забывать, что в этом году у Евросоюза были и другие поводы для того, чтобы высказать свое отношение к событиям в Кишиневе. Я считаю, что само по себе оно просто потрясающе – что Евросоюз все еще заинтересован в том, что же происходит в Кишиневе.

Шансы на то, что румынское председательство в Совете ЕС войдет в историю, очень высоки!

Поэтому я призываю всех увидеть полную половину стакана, а не пустую. Стакан наполовину полон – в том, что на уровне Евросоюза есть люди, которым небезразлично то, что происходит в Молдове.

Свободная Европа: Но как это понимать рядовому гражданину? Лидер правящей партии в Румынии Ливиу Драгня выступил с речью, которую многие аналитики назвали антизападной. Что же должны понимать граждане Молдовы, для которых Румыния – связующая нить с ЕС?

Даниел Ионицэ: Думаю, надо спросить политических аналитиков, что и как надо понимать, исходя из различных выступлений румынских или иностранных политиков... Я как посол не могу комментировать политические заявления ни румынских, ни иностранных политиков.

Лилиана Барбэрошие и Даниел Ионицэ
Лилиана Барбэрошие и Даниел Ионицэ

Свободная Европа: Идет ли речь о какой-то смене акцентов Бухареста в отношении Евросоюза?

Даниел Ионицэ: Думаю, не должно быть никаких сомнений в том, что Румыния – глубоко европейская страна, прочно вросшая в европейские и евроатлантические реалии, член Евросоюза и НАТО. С 1 января к Румынии переходит председательство в Евросоюзе. Мы готовы принять на себя эту высокую ответственность, люди уже отобраны и готовы приступить к работе, запущены все необходимые материально-технические процедуры, есть программа председательства, которая была успешно представлена соответствующим структурам, в том числе Еврокомиссии и нашим партнерам по ЕС.

Румыния обеспечит председательство в Совете Европейского союза, а девизом этого председательства является: «Сплоченность – общая европейская ценность». Что из этого можно понять? То, что я и говорил: мы готовы способствовать дальнейшему сплочению по всем направлениям – экономическому, социальному... Мы надеемся, что в период председательства Румынии на европейском уровне произойдут некоторые очень интересные события. Так что шансы на то, что румынское председательство в Совете ЕС войдет в историю, очень высоки!

Свободная Европа: Что вы имеете в виду?

Даниел Ионицэ: В частности, саммит в Сибиу, запланированный на апрель, – это неформальный саммит глав государств и правительств Евросоюза. На нем будет обсуждаться будущее ЕС, которое наверняка начнет вырисовываться конкретнее, если в решении Великобритании о выходе из ЕС будет поставлена окончательная точка.

Свободная Европа: Поговорим немного о будущем Восточного партнерства. Премьер Виорика Дэнчилэ представляла приоритеты Румынии на период председательства в ЕС. Там вообще нет Республики Молдова, и ни разу не упоминается Восточное партнерство. Позвольте поинтересоваться: как сейчас оценивает Бухарест перспективы проекта Восточного партнерства?

Даниел Ионицэ: Не думаю, что речь там шла о Восточном партнерстве… Может, вы имеете в виду упоминание о каком-то саммите стран Восточного партнерства?

Румынская сторона хочет реализовать проект идеально – и безо всяких вопросов с чьей бы то ни было стороны

Свободная Европа: В том числе.

Даниел Ионицэ: Саммита, вероятно, не будет, и уж точно его не будет во время румынского председательства – саммита с государствами Восточного партнерства не будет. Но само Восточное партнерство по-прежнему находится в поле нашего зрения, это объект особого стратегического интереса. Румыния придерживается последовательной политики в отношении восточных соседей, этим же принципам Бухарест следует и в региональной политике, поэтому события у наших соседей не исчезнут с наших радаров.

А в отношении Республики Молдова что я могу сказать?.. Стратегическое внимание, которое Румыния всегда уделяла Молдове как одному из главных своих приоритетов, бесспорно, найдет отражение в различных форматах, различных стратегиях, мероприятиях и действиях, которые будут проводиться Румынией в последующие шесть месяцев – и в самых различных направлениях, от энергетического измерения и стратегии Евросоюза для Дунайского региона до тематики в целом по Восточному партнерству.

Свободная Европа: Поговорим и про энергетику. Евросоюз придает огромное значение повышению энергоэффективности своих соседей, считая, что таким образом снижается зависимость от поставок российского газа. Как вы полагаете, чем объяснить то, что взаимоподключение энергосистем Румынии и Республики Молдова движется настолько медленно?

Даниел Ионицэ: Относительно скорости, с которой продвигается этот проект, – я имею в виду газопровод «Унгень-Кишинев» – думаю, вопрос вам следует обсудить с теми, кто непосредственно занимается прокладкой труб. Что касается нас, румынской стороны, то мы считаем проект стратегически важным, прежде всего, для Республики Молдова. Потому что благодаря ему Молдова сможет обеспечить свою энергетическую безопасность и диверсифицировать маршруты и источники энергии.

Энергетические альтернативы всегда рассматривались нами как момент особой важности, и проект, о котором мы говорим, именно на это и направлен – на обеспечение альтернативных источников энергии для Республики Молдова. Компания Transgaz, которая через свое дочернее предприятие в Кишиневе Eurotransgaz взяла на себя строительство газопровода, располагает всеми необходимыми ресурсами – и финансовыми, и техническими.

Немного терпения, и не сегодня-завтра тарифы на роуминг будут отменены

Насколько мне известно, на начальном этапе были пройдены все ступени, нужные при организации по европейским нормам инвестиционных проектов подобного масштаба, – это тендеры, одинаковые требования к соискателям, соблюдение прочих условий, это повторное проведение тендера в случае отсутствия необходимого числа претендентов, и пр. А после можно перейти к следующему этапу – прямые переговоры, подписание контракта и т.д. Иными словами, насколько мне известно, румынская сторона хочет реализовать проект идеально – и безо всяких вопросов с чьей бы то ни было стороны.

Свободная Европа: А затянувшаяся история с отменой тарифов на роуминг между Республикой Молдова и Румынией… Попрошу вас сделать уточнения. Вначале говорили, что все дело – в Бухаресте, который тянет с отменой, потом бывший премьер Румынии Сорин Гриндяну заявил, что проблема – в Кишиневе, где, якобы, присутствуют какие-то интересы, связанные с компанией из Швейцарии, которая взимает эти сборы. Что там вообще происходит? Все ждали, что тарифы вот-вот будут отменены, но это было сделано лишь на день – в День Румынии…

Даниел Ионицэ: 22 ноября на совместном заседании правительств в Бухаресте была подписана декларация об отмене тарифов на роуминг между Румынией и Республикой Молдова. Первое декабря – день символический, и поэтому было решено дать возможность румынам вне зависимости от того, на каком берегу Прута они живут, поздравить друг друга – и разговаривать свободно, без оглядки на кошелек. С другой стороны, бывший премьер Гриндяну сейчас возглавляет компанию ANCOM, которая регулирует деятельность операторов связи, и то, что говорил Гриндяну, думаю, не потеряло силы. Было там два важных вопроса: первый – о возможной отмене тарифов на роуминг по части передачи данных, по голосовой почте, как говорил г-н Гриндяну, предстоит уточнить кое-какие моменты, которые касаются, в частности, стоимости телефонных звонков.

Но я уверен, что наши эксперты совместно с молдавскими коллегами найдут компромисс и выполнят решение, принятое на уровне премьер-министров двух стран. Поэтому немного терпения, и не сегодня-завтра тарифы на роуминг будут отменены.

XS
SM
MD
LG