Linkuri accesibilitate

«Плахотнюк начал исповедовать молдовенизм и приблизился к Додону»


Юлиан Кифу — о парламентских выборах в Молдове

Парламентские выборы, назначенные на 24 февраля 2019 года, станут серьезным экзаменом для избирателей и политиков Республики Молдова. Но еще более трудным испытанием станет формирование правящей коалиции после выборов, считает аналитик, специалист в области внешней политики, бывший советник президента Румынии и нынешний директор Центра по предотвращению и раннему предупреждению конфликтов Юлиан Кифу.

Свободная Европа: Предстоящие парламентские выборы в Республике Молдова – насколько они важны – и каковы их ставки?

Юлиан Кифу: Ставки достаточно высоки – власть в Республике Молдова на следующие четыре года. Помимо всего прочего, необходимо внимательно проанализировать ориентацию кандидатов с наибольшими шансами прохождения в парламент. Молдова разделена на три части, пусть и необязательно равные, пусть и с различным весом.

Кампания построена вокруг бинома ДПМ-Плахотнюк/ПСРМ-Додон, не так ли? Но в уравнении появился и Шор

Есть пророссийские социалисты, которые четко заявляют о своей политической, геостратегической ориентации на Россию. Есть власть, которая называет себя проевропейской, но в последнее время переименовалась в «про-Молдова», иными словами, молдавский национализм – на первом плане, и лишь потом – проевропейский курс. И есть проевропейская оппозиция, которая выходит на площадь, и она на этих выборах наверняка войдет в состав парламента.

Самая большая проблема не в том, кто и когда войдет, а кто составит большинство – хотя, если посмотреть на опросы, большого опыта в этом вопросе при новой системе выборов нет... Тем не менее, общее представление о том, что может произойти, имеется. Для этого необходимы СМИ, ресурсы и инфраструктура.

Самый поверхностный анализ показывает, что в Молдове нет политической силы, способной создать большинство. И это при том, что все категории соперников выглядят несовместимыми. По моему мнению, после выборов возникнет ситуация «вечного шаха», период нестабильности и неопределенности, когда будут предприниматься усилия по формированию нового правительства.

Не знаю, удастся ли это с первой попытки, или же придется сделать еще один «выстрел», провести очередной цикл выборов, или произойдут определенные метаморфозы в позициях партий и политических игроков, прежде всего, независимых – и тех, кто намерен избираться по одномандатной системе, чтобы, в конечном счете, появилась формула, определяющая и стратегический вектор страны, и скорость движения по этому пути.

Свободная Европа: Отдельные наблюдатели склонны верить, что будущая коалиция формируется уже сегодня – из трех игроков: Партии социалистов, Демпартии и, возможно, партии «Шор». Почему их всех объединяют? Потому что все они идут под лозунгом «про-Молдова»? Значит ли это, что тем самым они отказываются от геополитики, и что геополитический фактор теряет значение?

Юлиан Кифу: Это попытка завуалировать геополитический фактор, как-то его прикрыть. С другой стороны, когда три политических формирования работают в одном и том же пространстве, это значит, что они конкуренты, что они соперничают между собой, и одно обязательно будет воровать голоса у двух других. Не знаю, такова ли в действительности перспектива, знаю лишь, что вся кампания построена вокруг пресловутого бинома ДПМ-Плахотнюк/ПСРМ-Додон, не так ли? Но в уравнении появился и Шор.

Думаю, нельзя исключать ни одной формулы, но лично у меня есть большие сомнения на этот счет. Сомневаюсь, что в конечном счете ПСРМ согласится на коалицию с ДПМ, которая обязательно будет пытаться при каждом удобном случае ставить подножки. Как не могу представить себе и Демпартию, искренне желающую сильного партнера по коалиции в лице социалистов. Так что, как я уже сказал чуть выше, я вижу эти политические силы не очень совместимыми между собой. Но чем Бог не шутит?..

Прежде всего, об ответственности должны думать государственные мужи, которые занимаются политикой на этом пространстве. Легко делать политику виртуальную, с самыми фантастичными и безумно талантливыми людьми, самыми умными и прозорливыми бизнесменами, самыми благородными и наиболее прагматичными управленцами… Но проблема-то в том, что политику приходится делать с самыми обычными, рядовыми людьми, вполне конкретными и реальными... Именно здесь и начинается эта величайшая наука – политика, которая является искусством возможного.

Думаю, заслуга не в том, чтобы пройти в парламент и попасть в оппозицию, с мудрым видом повторяя, что, вот, мол, мои слова сбылись, бином-таки сформировал коалицию... Искусство политики – в том, чтоб удержать Республику Молдова на проевропейской волне.

Российская Федерация денег не дает. Если кто-то сомневается, то пусть поедет на левый берег Днестра и убедится

Свободная Европа: Кому выгодно нынешнее охлаждение отношений между Молдовой и ЕС?

Юлиан Кифу: Выгодно оно очень многим, чтоб не сказать – всем крупным игрокам. Выгодно ПСРМ, разумеется, потому что она очень легко может выступать со своим пророссийским месседжем. Выгодно и России, которую вполне устраивает отдаление Республики Молдова от Европы – и возможность развернуть здесь какие-то свои игры, в тылу Украины. В равной степени это выгодно и действующей власти, которая не считает себя обязанной придерживаться европейских принципов и ценностей, развязывает себе руки в предвыборном периоде – и может вести игру на более широком пространстве, в том числе, жонглируя промолдавскими лозунгами, то есть националистским месседжем, пресловутым молдовенизмом. Таким образом власть может получить дополнительные голоса, в частности, за счет электората коммунистов и социалистов. Это на руку и проевропейской оппозиции, которая в результате подобных игр докажет, что ее теория про бином состоятельна.

Плахотнюк покинул проевропейское пространство, начал исповедовать пророссийский молдовенизм и приблизился к Додону. В этих условиях мы остались единственными европейцами, настоящими европейцами, как я уже указал.

Европейскому союзу это тоже выгодно, так как очень трудно противостоять натиску подготовленных государств, которые проводят у себя реформы и стучатся в дверь ЕС, у которого есть и свои проблемы, в том числе, связанные с будущим Евросоюза. И в этом смысле я думаю, что в интересах ЕС – избавиться на какой-то более или менее продолжительный период от лишней головной боли. Сегодня ведь вообще сложно обсуждать проблему Республики Молдова на уровне Евросоюза...

Правда, в следующем году Румыния по ротации получит мандат председателя ЕС, и мы намерены организовать... Возглавляемый мною центр планирует провести на полях саммита в Сибиу конференцию на тему перспектив Евросоюза. Наша конференция называется «Будущее Европы», на конференцию приглашены и США, и Великобритания, и Турция, и балканские страны, и все три государства Восточного партнерства, заключившие соглашения об ассоциации с ЕС.

На этой конференции будет обсуждаться, по сути, будущее Евросоюза, в том числе судьба Восточного партнерства, поэтому Молдова может рассматривать форум как окно возможностей для себя – в той мере, в которой проевропейцы Республики Молдова, подлинные проевропейцы захотят использовать этот шанс.

Свободная Европа: А западные аналитики здесь, в студии Свободной Европы, говорили, что Москве хотелось бы удержать Республику Молдова в орбите своего влияния – и что, возможно, ей это удастся, если социалисты одержат убедительную победу. Но они так же дают понять, что Россия не сможет обеспечить Молдове должное развитие и будет спекулировать на этом, то есть попытается создать такую ситуацию, когда Молдову будет по-прежнему поддерживать Запад, но она, Россия, сохранит здесь свои интересы.

Юлиан Кифу: То есть, на деньги Запада и Румынии… Конечно, это традиционный и характерный для России стиль! И я считаю, что любая ответственная власть в Кишиневе, независимо от того, какого она цвета, должна предельно внимательно анализировать динамику экономических отношений и товарооборота, изучать источники доходов для Республики Молдова... Свыше 50% поступлений идут из Евросоюза или в результате двухсторонних обменов с Румынией, это – реальность.

А Российская Федерация денег не дает. Если кто-то сомневается, то пусть поедет на левый берег Днестра и убедится в том, как много денег дает Москва сепаратистскому региону. Да, Россия – мастер пускать пыль в глаза, создавать впечатление, что уж она-то оказывает мощную финансовую поддержку, но на самом деле это далеко не так, потому что у нее самой – серьезные проблемы. Правда, сейчас ситуация для нее немного улучшилась, цена нефти выросла на фоне выхода США из ядерной сделки с Ираном, можно ожидать какой-то небольшой шок и в начале ноября, 6-го числа, когда вступят в силу все санкции, в том числе энергетические, в отношении Ирана. Но в любом случае, не стоит уповать на то, что своими дополнительными поступлениями Россия поделится с Республикой Молдова.

Сейчас практически все деньги идут на военные цели, на милитаризацию, на силовые проекты России. Следовательно, с этой точки зрения все аргументы – что, говорили вы, утверждают там западные аналитики? – указывают предельно ясно и однозначно: экономические и торговые отношения можно поддерживать только с Евросоюзом, и прежде всего – с Румынией. Посмотрите на цифры!

Свободная Европа: Знатоки приднестровской проблематики говорят, что Москва с помощью Дмитрия Козака попытается внедрить проект по федерализации Республики Молдова. С другой стороны, часть аналитиков полагает, что и Восток, и Запад постараются обеспечить компромисс в приднестровском урегулировании. Сейчас благоприятный момент для того, чтобы урегулировать проблему?

Мы наутро проснемся и увидим, что Молдова состоит из пяти «государств в государстве». Вариант федерации – по модели России, а не Германии

Юлиан Кифу: Я думаю, прессинг на данный момент присутствует, есть интерес – и есть необходимость в успехе, в удачном решении. Российской Федерации такой успех нужен, Германия в нем заинтересована, есть надежда вернуться к Мезебергу, так что, возможно, не зря в Кишиневе на ключевых позициях находятся представители Берлина. Однако это не означает, что кто-то может навязать Республике Молдова любой вариант, и это не значит, что надо стоять по стройке «смирно», ожидая чьего-то расположения.

Свободная Европа: А вариант статуса для Приднестровья уже выкристаллизовался, как вы думаете?

Юлиан Кифу: Трудно сказать. Возможно, он и выкристаллизовался, если исходить из того, что даже вариант реинтеграции Республики Молдова может сгодиться, особенно на фоне былых разочарований г-на Козака по поводу своих неудачных усилий вокруг Молдовы, в частности, известного плана 2003 года, дополненных определенными интересами финансового порядка – оказывается, и сепаратистское Приднестровье представляет определенную финансовую выгоду и оборачивается неплохими дивидендами, в том числе финансовыми, для «божьих помазанников» различных мастей вокруг региона.

Я говорю так: максимум внимания – выводу российской группы войск из Приднестровья и, в первую очередь, вывозу вооружения. Думаю, сейчас условия созрели, у России нет никаких причин здесь оставаться, Крым полностью обеспечивает стратегические задачи России, поэтому подобный вариант возможен. И если такое движение произойдет...

Свободная Европа: Вы действительно верите в возможность возобновления процесса вывода российских войск?

Юлиан Кифу: Даже не знаю, что и сказать... Это возможно, хотя и не очень-то в это верится. Мы с вами заходим в дебри спекуляций... Что и как может указывать на то, что подобный момент приближается? Я думаю, что как только войска и вооружение будут выведены с территории Республики Молдова, и Россия, и Евросоюз получат мощные рычаги давления на Кишинев, чтобы вынудить его принять «мирный план», который на самом деле будет либо открытым планом федерализации Республики Молдова, либо завуалированным, когда мы наутро проснемся и увидим, что Молдова состоит из пяти «государств в государстве». Вариант федерации – но по модели России, а не Германии. И в этой Молдове будут автономные, по сути, республики, которые смогут диктовать свои условия, будут иметь право голоса и право вето в вопросах внешней политики и обороны.

Это в порядке ответа на вопрос о том, как все может произойти. Да, в тот самый момент, когда эти два элемента выйдут из игры, будьте уверены, что начнется мощное давление в сторону любого «мирного плана», включая возможный «план Козака», немного видоизмененного, без слова «федерализация»… Такая вот бархатная перчатка на железном кулаке.

Я не стопроцентный сторонник идеи Влада Сокора о десуверенизации Республики Молдова, но, думаю, подобные шаги при определенном сценарии вполне возможны. Я не утверждаю, что Российская Федерация будет так действовать уже завтра, я лишь сказал, что, если сигналы давления появятся, то можно ожидать и соответствующих последствий, противостоять которым окажется чрезвычайно нелегко.

Свободная Европа: Какие, по вашему мнению, сейчас планы у официального Кишинева по поводу сотрудничества с Бухарестом? Настроен ли Бухарест на укрепление сотрудничества, учитывая все то, что здесь происходит – высылка Георге Симиона, увольнение журналистов телеканала 10TV?..

Юлиан Кифу: Отвечу без увязки с данными двумя событиями, каждое из которых имеет свои внутренние соображения, необязательно связанными с властью. Георге Симиона высылали и раньше, он оспорил действия в суде, выиграл дело, и все разрешилось. И сейчас у него есть возможности опротестовать действия властей. А что касается 10TV, то это, в конечном счете, частная компания, не государственная, там действуют свои принципы деонтологии, определенные правила по отношению к работодателю, какие-то сугубо внутренние правила, в которые мне не хотелось бы углубляться.

Возвращаюсь к сути вашего вопроса. Не знаю, можно ли предпочтение, которое Демпартия и действующая власть отдали сейчас молдовенизму, курсу «про-Молдова» рассматривать как сигнал сближения с ПСРМ, как протянутую руку для будущего альянса. Возможно, это чисто предвыборный жест – для того, чтобы отнять голоса у соперников и создать для себя хотя бы видимость роста популярности, на который действующая власть вряд ли может рассчитывать. Возможно, это элемент тактики на будущее, которая, так или иначе, соприкасается с предвыборной тематикой. Не знаю. Об этом следовало бы спросить руководство Демпартии.

Ни Додон не может увезти Молдову в Сибирь, ни Санду и Нэстасе не могут переместить ее к Германии, ни унионисты – в Румынию…

С другой стороны, возвращаюсь к моему ответу на один из предыдущих вопросов, кстати, по поводу отношений с Румынией. Посмотрите на цифры – вы можете себе представить, скажем, что завтра экспорт, импорт, румынские инвестиции прекратятся? Действующее правительство, сегодняшняя власть, выдающая себя за проевропейскую, совершила много ошибок – и заслужила наказание на европейском уровне, следовательно…

Свободная Европа: Банк Transilvania сюда пришел, сейчас Blue Air приобрела акции Air Moldova...

Юлиан Кифу: ...а еще есть проект по поставкам газа, который близится к завершению… Следовательно, стратегическое присутствие Румынии здесь достаточно ощутимо, сотрудничество с молдавским правительством налицо. С тем правительством, которое есть...

Скажу еще раз: в отношениях между двумя соседними государствами, тем более, с учетом особых связей, которые между ними существуют, иной подход маловероятен. Не думаю, что возможны какие-то альтернативные отношения, которые позволили бы Республике Молдова достичь экономического роста, экономического развития без сильных связей с Европейским союзом, которые обеспечиваются через Румынию.

С этой точки зрения, думаю, любой, кто придет к власти, после определенного периода эйфории обязательно посмотрит статистику, увидит, как выглядит реальная ситуация в Республике Молдова, и очень быстро поймет, что ни президент Додон не может взять Молдову в охапку и увезти ее в глубь Сибири, ни Майя Санду, Андрей Нэстасе или кто-то другой не смогут переместить ее поближе к Германии, ни унионисты – в Румынию…

Молдова останется здесь – со своими гражданами и, увы, со своим сегодняшним политическим классом, со сложившейся административной системой, со своими экспертами и со своим гражданским обществом, которое в определенной степени уравновешивает ситуацию. Таковы реальности Республики Молдова.

Свободная Европа: Но рядовой гражданин иначе воспринимает ситуацию – по его мнению, национальные интересы отодвинуты на второй план, а на первый выходят групповые, партийные интересы или интересы отдельных олигархов.

Юлиан Кифу: Для государства, у которого есть проблемы с самоопределением, с установлением своей идентичности, с окончательным выбором вектора развития, думаю, это несерьезно – рассуждать о групповых, партийных интересах и противопоставлять их общенациональным.

Давайте не касаться слишком сложных тем, хотя лично я – сторонник идеи пересмотра Конституции, приведения ее в соответствие с Декларацией о независимости и постановлением Конституционного суда, то есть, возвращения к румынскому языку и румынской идентичности – если мы в принципе согласны с тем, что так называемая молдавская идентичность и румынская – тождественны, и что самоопределение в этих двух формах связано с культурой, историей, биографией, прошлым. Если мы сделаем этот шаг, то можно говорить о единении титульной нации, или как вам там хочется ее называть…

Свободная Европа: Не нам, а отдельным политикам...

Юлиан Кифу: ...каждый из них определяет это для себя, но все знают, в чем состоят реалии...

Думаю, в этом основной, а не гипотетический консенсус и воображаемое гражданское общество, которое могло родиться после 1789 года в период Французской революции, но которое не работало ни в одной стране мира. В современном мире после «холодной войны» нет такой конструкции. И уж тем более – в нашем мире, после 2014 года, когда национальные политики и национализм вспыхнули с новой силой, когда более 30% населения, граждан Европы голосуют за ксенофобов, исламофобов, евроскептиков и даже антиевропейцев.

Свободная Европа: Или популистов.

Юлиан Кифу: Популистов по определению! Вот такая ситуация...

XS
SM
MD
LG