Linkuri accesibilitate

«Демпартия плюнула на Соглашение об ассоциации и объявила войну США и ЕС»


Иллюстративная фотография
Иллюстративная фотография

Программный директор Центра политик и реформ Штефан Глигор — о власти, оппозиции и будущем парламенте

Спикер парламента Андриан Канду пообещал, что в Молдове будут обеспечены свободные, честные и прозрачные выборы, а также о том, что будут приняты все меры для того, чтобы внешние факторы не влияли на избирательный процесс. Свое заявление вице-председатель Демпартии сделал в ходе встречи со спикером Дании Пией Кьерсгор. В пресс-релизе не уточняется, о каких именно «внешних факторах» говорил Канду. Корреспондент Свободной Европы Валентина Урсу обсудила этот вопрос с программным директором Центра политик и реформ, адвокатом Штефаном Глигором.

Свободная Европа: Спикер Андриан Канду обещал внешним партнерам, что парламентские выборы в Молдове будут свободными, честными, прозрачными, что влияния со стороны внешних факторов ждать не стоит. Что он имел в виду?

Штефан Глигор: Г-н Канду пытается избежать непризнания парламентских выборов, которые не могут быть свободными, честными и репрезентативными, и это ясно уже сегодня, задолго до выборов. Почему? Потому что реформа системы выборов была проведена ради определенной партии и ее союзников, и это прекрасно известно нашим как американским, так и европейским партнерам.

Понимая реальную угрозу, что выборы не будут признанны соответствующими международным стандартам, г-н Канду пытается каким-то образом предупредить подобное развитие событий.

Свободная Европа: Он говорит, что будут приняты все меры для недопущения вмешательства внешних факторов. Значит ли это, что до настоящего момента подобные вмешательства имели место?

Штефан Глигор: Я думаю, что более года назад появились явные симптомы переориентации Демпартии на Россию, и, учитывая, что у США отлично отлаженная внешняя разведка, г-н Канду решил сыграть на опережение – и убедить американцев в том, что они не сотрудничают с Россией и не подыгрывают ее интересам. Иными словами, поклясться в своей верности, не дождавшись доказательств обратного.

Он пытается ввести в заблуждение наших партнеров, направить их – в который раз?.. – по ложному следу, под «честное слово» молдавской власти, которое в действительности честным никак не назовешь.

Свободная Европа: Так а по вашим наблюдениям внешний фактор влиял на избирательные кампании в Молдове?

Штефан Глигор: Республика Молдова – это пункт пересечения политических и региональных интересов, это граница Европейского союза и Североатлантического альянса. В то же время, на территории Молдовы дислоцированы российские войска, здесь складировано 20 тыс. тонн боеприпасов и вооружения, которые в 1999 и 2000 годах Россия обязалась вывезти – и не вывозит под абсолютно несостоятельными предлогами, например, что этому препятствует непризнанная приднестровская администрация, которую, согласно постановлению ЕСПЧ 2004 года по «делу Илашку», контролирует именно Россия. Поэтому иностранное вмешательство в наши дела безусловно присутствует.

Свободная Европа: А прямое вмешательство?

Штефан Глигор: Прямое вмешательство и было, и есть. Сейчас мы на этапе изучения этого вопроса. Прямое вмешательство Российской Федерации зафиксировано в ряде государств, и на этот счет поступает все больше информации – о вмешательстве в избирательные кампании в США, Венгрии, Польши, Румынии...

Уже идут разговоры о возможном непризнании этих выборов, подтасованных еще до официального старта кампании

Свободная Европа: Мы говорим о Республике Молдова.

Штефан Глигор: Всегда были и есть попытки вмешательства. Российская Федерация всегда располагала политическими силами, которые, по сути, непосредственно служили ее региональным и геополитическим интересам, а сегодня партия, готовая во всем услужить России, – это Партия социалистов во главе с Игорем Додоном, который…

Свободная Европа: Но этого никто не доказал.

Штефан Глигор: Что не доказал?

Свободная Европа: Что они пользовались какой-то внешней поддержкой в той или иной кампании.

Штефан Глигор: Но как это доказать, если патрон и влиятельное лицо, которое прикрывает их, в том числе от уголовного преследования, – это сам Влад Плахотнюк и Демпартия? В нашем распоряжении есть аудиозапись генерального секретаря партии, который говорил, что Игорь Додон – не враг им, и что надо помочь ему в избирательной кампании. Есть и другие интересные факты, доказательства. Чего стоит один только медиахолдинг Плахотнюка, который систематично уничтожал Майю Санду, фонтанируя самой несусветной ложью, а тем самым непосредственно помогая Додону стать президентом?..

Свободная Европа: Официально жн это не доказано? Государственными структурами?

Штефан Глигор: Не доказано, потому что госинститутов в настоящем смысле этого слова, юстиции, как отдельной и независимой власти в государстве, просто не существует. Поэтому наивно надеяться, что такая важная ветвь власти, какой является юстиция, будет действовать в соответствии с законом.

Свободная Европа: За парламентскими выборами будут следить наблюдатели, и власти, правительству следовало бы, как минимум, предоставить этот шанс – провести выборы в условиях максимальной прозрачности и свободы.

Штефан Глигор: Система выборов была перекроена таким образом, что она максимально соответствует интересам Демпартии и позволяет использовать политические позиции, которых добились ее сателлиты, – Партия социалистов, «группа Лянкэ» и многие другие политики на региональном и местном уровнях, которых за последние три года демократам удалось обратить в свою веру самыми разными методами.

Я не исключаю широкой кампании по фальсификации выборов, тщательно подготовленной с помощью госорганов

В Молдове более 700 мэров, и 80% из них подчиняются Демпартии. Естественно, все эти люди будут задействованы. Поэтому – да, предстоящие парламентские выборы нельзя назвать свободными. Потому что избирательная кампания с заведомо известным результатом «свободной, прозрачной и честной» не является.

Такая кампания не может называться «выборами»; и Демпартия, и сам г-н Канду прекрасно это знают и понимают, что на уровне европейских и американских канцелярий уже идут разговоры о возможном непризнании этих выборов, подтасованных еще до официального старта избирательной кампании.

Свободная Европа: И все уже готовятся к выборам, я имею в виду политический класс…

Штефан Глигор: Есть политические партии, есть люди, которые взвалили на себя этот крест и отправятся в бой независимо от того, равные там условия или нет. Но все, естественно, понимают, что угроза непризнания выборов вполне реальна, так как наша власть зашла слишком далеко.

Свободная Европа: А что будет в случае непризнания результатов выборов?

Штефан Глигор: Республика Молдова превратится в изолированное государство, которому придется строить – да и, по сути, страна уже их выстраивает – региональные отношения. Мы располагает всеми данными задачи и вправе утверждать, что Демпартия выстраивает свои будущие отношения вокруг оси Путин/Россия и Эрдоган/Турция.

У нас есть все основания полагать, что Демпартия идет по пути изоляции Республики Молдова, превращения в некое образование, которое предоставляет услуги по отмыванию денег на международном уровне – это единственный контекст, в котором можно использовать слово «международный» в отношении Молдовы – в том числе, посредством усиления контроля и влияния в приднестровском регионе.

И эти услуги по отмыванию денег на региональном и международном уровне будут предоставляться политико-криминальным структурам, которые имеют огромное влияние как в Румынии, так и в Украине. На наших глазах произошел целый ряд процессов, подтверждающих эти заявления.

Известно, что Владимир Плахотнюк ездил с визитом к президенту Эрдогану еще до Игоря Додона. И уверяю вас, что президент Эрдоган не интересуется и не встречается с людьми, которые не занимают официальных должностей в государстве, такими, как г-н Плахотнюк, который всего лишь председатель партии. Тот факт, что президент Эрдоган встретился с ним, говорит о существовании ряда договоренностей, в том числе финансовых, а также соглашений на региональном уровне. О чем именно идет речь? Позже мы представим подробный анализ.

Свободная Европа: И все-таки, о чем может идти речь?

Штефан Глигор: Это преждевременный вопрос...

Свободная Европа: Говорят, Демпартия рассчитывает на полмиллиона голосов. Почему именно полмиллиона?

Штефан Глигор: Известно, что на выборах президента, благодаря беспрецедентной мобилизации нашей диаспоры, участие в выборах приняли, если память мне не изменяет, 1 млн 600 тыс. избирателей. Так что 500 тыс. – это уже довольно амбициозная цель, 500 тыс. – это треть избирателей в целом, это значит 15-16 мандатов в парламенте, что очень много для партии, реальный рейтинг которой не превышает 3-4%, обеспеченных госаппаратом и теми, кто кормится за счет тендеров и т.д.

Поэтому я не исключаю широкой кампании по фальсификации выборов, тщательно подготовленной с помощью государственных органов, на самом деле призванных обеспечивать полностью противоположное.

Свободная Европа: И какова, по вашему мнению, ставка этих выборов?

Штефан Глигор: Эти выборы призваны узаконить фактический статус-кво Влада Плахотнюка в Республике Молдова, Плахотнюка и его союзников. Эти люди, эта группа лиц контролирует законодательную, исполнительную и судебную власть в стране, а также около 80% средств массовой информации. Проблема в суверенитете – в Республике Молдова сведен к нулю концепт суверенитета.

Цель можно достичь только путем массовых протестов, направленных против парламента

Свободная Европа: Суверенитет, который принадлежит народу?..

Штефан Глигор: ...и только народу! Есть все основания говорить о посягательстве на суверенитет. Я это знал, я это понимал – и я пытался доказать это в течение двух последних лет, но это оказалось крайне трудным делом, так как люди у нас наивные и доверчивые, они не обладают аналитическим складом ума и способностью мыслить на перспективу. Многие просто отказываются поверить в столь чудовищный сценарий, предпочитают прятать голову в песок.

Но на фоне аннулирования результатов местных выборов, которые прошли по пропорциональной системе в строгом соответствии с законом… Это были свободные и репрезентативные выборы. Да, были отклонения, но они не могли повлиять на окончательные итоги, и в результате явно неравной борьбы кандидат от оппозиции выиграл по пропорциональной системе в двух турах. А власть за семь, даже восемь месяцев до выборов перешла все границы, практически пренебрегла Конституцией, международными договоренностями, любыми законными рамками, Кодексом о выборах, просто-напросто проигнорировала выбор граждан, пренебрегла волей людей!..

Суверенитет предполагает, что воля народа является основой власти правительства, что они выражается через периодические и несфальсифицированные выборы, в ходе которых каждый из нас является соавтором принимаемых в стране решений. Но Демпартия сказала нам прямо: «Неважно, что думаете вы, неважно, за кого голосуете и кого хотите выбрать, в последней инстанции это нам решать, какой выбор вы сделали – хороший или плохой. И если он нам не нравится, мы можем его отменить!»

Сегодня они, за много месяцев до выборов, доходчиво объяснили, с доказательствами и примерами, какая участь у парламентских выборов.

Свободная Европа: И что тогда делать?

Штефан Глигор: Наши граждане стоят перед серьезным выбором: либо принять правила игры, которые им навязывают, и узаконить преступный контроль со стороны Демпартии над всеми ветвями власти, над всем, что относится к финансовым потокам. Либо не согласиться с этим подходом и попытаться ему противостоять, выйти на масштабные акции протеста и подчинить себе парламент, потому что парламент нас предал.

У Влада Плахотнюка перед народом нет никаких обязательств. Вся проблема в парламенте, в депутатах, которых мы выбрали, – и которые предпочли подчинение Владу Плахотнюку и его союзникам по Демпартии, а не народу, как предписано в Конституции. Народ должен призвать их к ответу, заставить их уважать свою волю, отказаться от смешанной системы выборов, перейти на улучшенную формулу пропорциональных выборов и провести репрезентативные и свободные выборы высшего законодательного органа.

Г-п Петтит оказался в очень непростой ситуации, потому что по сути Демпартия последовала его совету

Эту цель можно достичь только путем массовых протестов, направленных против парламента. Иными словами, нам надо идти к парламенту с внушительным, очень внушительным числом граждан, и потребовать вернуть наш суверенитет. Другого выхода нет!

Самый плохой сценарий – это легализация Демпартии по итогам парламентских выборов, непризнание выборов свободными, корректными и репрезентативными, а также изоляция Республики Молдова ее главными международными партнерами, в частности, США и Евросоюзом. Проигнорировав результатами местных выборов, Демпартия фактически плюнула на Соглашение об ассоциации и объявила войну Соединенным Штатам и Европейскому союзу.

Свободная Европа: ДПМ идет с новым лозунгом – «про-Молдова». Мы все слышали месседж, который поддержал, в частности, американский посол Джеймс Петтит после прощальной встречи с лидером Демпартии.

Штефан Глигор: Посол Петтит неоднократно, в том числе в рекламных материалах, которые снимало посольство, говорил и обращался к молдавским политикам с предельно ясным посланием: «Кончайте с разборками и начинайте работать на благосостояние государства и его граждан. Работайте для Молдовы!»

Но вот только послу Петтиту и в самых кошмарных снах не могло присниться, что быть «про-Молдова» – это значит разрушить концепт суверенитета, отменить Конституцию, свести на нет принцип разделения властей в государстве.

Г-п Петтит оказался в очень непростой ситуации, потому что по сути Демпартия последовала его совету. Он действительно неоднократно призывал быть «про-Молдова», но я уверен, что «про-Молдова» г-на посла в корне отличается от того, что понимают под этим слоганом Влад Плахотнюк и его союзники. Но г-н посол высказывал этот совет и, деваться некуда, ему пришлось поддержать свой призыв еще раз.

Проблема – в смыслах. Если попросить Джеймса Петтита дать определение термина «про-Молдова» и предложить Владу Плахотнюку сделать то же самое, то я уверен, что мы получим противоположные результаты. А если еще и сопоставить дела наших американских партнеров, которые не одно десятилетие помогали нам не только деньгами, но и технической, и законодательной, и экспертной поддержкой, – и дела Демпартии и Влада Плахотнюка в 2010-2014 гг. и в 2014-2018 гг., то все станет еще более ясным.

XS
SM
MD
LG