Linkuri accesibilitate

«Влад Плахотнюк давно мечтает о должности премьера, и сейчас он — кандидат №1»


Анатолий Голя — о молдавском обществе и парламентских выборах

В 2018 году молдавское общество стало еще более расколотым, политики занимались исключительно своими интересами, а правящая коалиция была озабочена тем, как удержаться у власти. Ну, а граждане остались одни – и с проблемами, и с невзгодами. Таким увидел уходящий год журналист и политический обозреватель Анатолий Голя.

Анатолий Голя: Для рядовых граждан Республики Молдова этот год войдет в историю как обычный год с нескончаемыми заботами и головной болью, с кучей проблем, которые, по идее, должны были быть решены, и власть обещала их решить – но не решила. Мы вступаем в новый год с одними обещаниями, в том числе предвыборными. Предпринимаются попытки сымитировать какие-то действия в надежде подкупить избирателей на последней стометровке до выборов.

Свободная Европа: Почему политики не выполнили своих обещаний?

Анатолий Голя: Политики были заняты собственными интересами и проблемами, забота у них одна – удержать власть, которая даст им возможность устроить свою дальнейшую судьбу.

Особо неприятно поразили манипуляции с Конституционным судом

Приближаются выборы, и может так статься, что после 24 февраля вчерашние депутаты, министры и другие высокопоставленные чиновники лишатся постов. Поэтому они подготовили запасные аэродромы, куда в случае неудачи смогут катапультироваться в комфортабельное кресло.

Свободная Европа: Вы ожидали кадровых перестановок?

Анатолий Голя: Не до такой степени!.. Перестановки можно было ожидать, скажем, в Координационном совете по телевидению и радио. Думаю, для всех большим сюрпризом стали рокировки в Конституционном суде, Совете по конкуренции, в НАРЭ и других структурах. Мало кто предполагал, что власть может вот так вот напролом продвигать своих людей на ключевые посты.

Особо неприятно поразили манипуляции с Конституционным судом, состав которого формально был изменен из-за добровольной отставки некоторых членов КС. Но мы-то понимаем, насколько их уход можно считать «добровольным»... И видим, что назначены люди, не слишком-то соответствующие требованиям и критериям, в том числе, тем, что предусмотрены законом.

Демократия станет более уязвимой, это однозначно

Назначения прошли без конкурса, можно сказать – вызывающе. Это тем более опасно, что Конституционный суд будет решать судьбу предстоящих парламентских выборов. А когда у Демпартии пять судей из шести – судьба выборов не вызывает никаких сомнений! Ее решат по улице Армянской, а даже не в Конституционном суде на ул. Лэпушняну.

Свободная Европа: Перманентное отстранение Игоря Додона от должности поставило под угрозу имидж главы государства?

Анатолий Голя: Во-первых, поставило под угрозу имидж главы государства и аппарата президента. Во-вторых, показало всему миру, что в Республике Молдова нет правосудия и нет законов, которые бы неукоснительно соблюдались. В этом смысле больше виноват, скорее, президент, чем парламентское большинство. Потому что в Конституции ясно сказано: если парламент проголосует за свое прежнее решение и повторно внесет его на утверждение президента, тот обязан его подписать.

Президент не выполнил своих обязанностей, а закон – для порядочных и честных людей, которые его чтят, каким бы тот ни был. По аналогии, можно вспомнить, что произошло в Румынии. Президент Клаус Йоханнис не согласился с отставкой Кодруцы Ковеси, но представил соответствующие разъяснения и сказал, что Конституция обязывает его подписать соответствующий указ при повторном обращении.

Свободная Европа: А есть вообще необходимость в институте президента?..

Анатолий Голя: Не знаю, есть ли необходимость в этом институте... За два года он показал всю свою неэффективность. Так было и до 2000 года, потому что и президент Снегур, и президент Лучинский постоянно жаловались на ограничения их прав принятия решений. Только президент Воронин мог действовать, располагая парламентским большинством. И было доказано, по сути, что президент может быть эффективным только при условии наличия лояльной ему парламентской коалиции. Спрашивается: зачем тогда все усложнять?..

Расчет будет делаться на так называемого премьера-технократа – лично я в технократов не верю

Логичной и нормальной представляется ситуация, когда партия, победившая на выборах в парламентской республике, выдвигает кандидатуру премьер-министра, а премьер руководит страной. Тем более, что и обсуждаемая реформа парламента – с сокращением числа депутатов со 101-го до 61-го – большой экономии бюджета не принесет. Это иллюзия, это ложь и попытка обмануть избирателей, которым кажется, что раз придется содержать меньше депутатов, то значит, что удастся сэкономить средства!..

Свободная Европа: Наоборот, демократия станет еще более уязвимой.

Анатолий Голя: Демократия станет более уязвимой, это однозначно. Если целью является экономия средств, то какой смысл проводить референдум, если он обойдется в 10 млн леев, выброшенных на ветер?.. Можно поднять вопрос об упразднении президентского института – разумеется, не сейчас, а после истечения мандата действующего главы государства. Бюджет у аппарата президента довольно большой, и экономия будет весьма ощутимой.

Свободная Европа: Какие у вас прогнозы на 2019 год? Легко ли, трудно ли будет формировать парламентское большинство в будущем законодательном органе страны, учитывая, что выборы пройдут по новой формуле – смешанной?

Анатолий Голя: За последние годы мы убедились, что политика в Республике Молдова непредсказуема. И что будет дальше – предполагать трудно. Прогнозы, в принципе, вещь неблагодарная, тем более, когда решения принимаются одним человеком или одной партией, да еще и нередко вопреки всякой логике. Трудно гадать, что и как будет.

Сегодня с уверенностью можно сказать лишь то, что 2019 год будет очень трудным, с политической и экономической нестабильностью, с мировым экономическим кризисом, о котором предупреждают международные институты, эксперты и МВФ – и кризис нас стороной не обойдет. В этой ситуации нам очень не помешала бы политическая стабильность и последовательность в решениях власти. Но этого не произойдет, потому что предстоят парламентские выборы, которые неясно, чем закончатся, в мае предстоят выборы в Гагаузии, да еще и в июне, скорее всего, местные выборы. Разумеется, нельзя исключить вариант повторных парламентских выборов, как говорят социалисты и президент Игорь Додон. И это станет настоящей катастрофой для Республики Молдова!..

Все пируэты отлично видны из Брюсселя, ответ которого, можно не сомневаться, будет соразмерным

Свободная Европа: А как вам такой вариант: Молдова с Владом Плахотнюком во главе правительства – это реально?

Анатолий Голя: Я допускаю все что угодно.

Свободная Европа: Влад Плахотнюк хочет занять эту должность?

Анатолий Голя: Влад Плахотнюк давно мечтает о должности премьер-министра, и сейчас он – кандидат номер один, если Демпартия победит на выборах. При возможной коалиции, неважно – с партиями справа или слева, возможен и один вариант, и другой. Расчет будет делаться на так называемого премьера-технократа – лично я в технократов не верю, потому что все они представители политических партий, но, можно не сомневаться, нам предложат имитацию премьера-технократа, который будет такой же «технократ» как и Павел Филип!

Свободная Европа: А отношения Молдовы с МВФ улучшатся?

Анатолий Голя: Рассчитывать на улучшение в 2019 году нереально! Республика Молдова однозначно упустит редкий шанс – председательство Румынии в ЕС, когда она могла бы получить какие-то привилегии благодаря позиции Бухареста. Но при нынешних отношениях между Кишиневом и Брюсселем Бухарест мало что сможет сделать для Республики Молдова.

У ЕС будет новая Европейская комиссия, Европейский парламент, который избирают в мае. Молдавской проблематикой займутся совершенно новые структуры. Брюссель неоднократно предупреждал: пусть никто в Кишиневе не надеется, что мы перевернем страницу и начнем все с чистого листа!.. Нет, в наших отношениях – точка с запятой, после которой мы продолжим с того самого пункта, где остановились. Ну, а остановились мы, надо признаться, на крайне плохом отрезке пути для Республики Молдова.

У нас нет отношений ни с Бухарестом и Киевом, ни с Брюсселем, ни с Москвой, ни с Берлином, ни с Лондоном

Мы остановились на намерении ввести императивный мандат депутатов, полностью пренебрегая рекомендациями Венецианской комиссии, на внесении изменений в Кодекс о выборах за два-три месяца до выборов без согласия европейских институтов!.. Все эти пируэты отлично видны из Брюсселя, ответ которого, можно не сомневаться, будет соразмерным. Кишиневу придется приложить очень много усилий, чтобы убедить Брюссель в том, что мы такие же европейцы, какими были в 2014 году, когда подписывали Соглашение об ассоциации.

Свободная Европа: Ну, а если отношения между Республикой Молдова и ЕС охладеют еще больше, то ведь могут улучшиться отношения между Кишиневом и Москвой?

Анатолий Голя: Трудно сказать, потому что Москва ставит только на одного игрока в Кишиневе – на Игоре Додоне. Если на выборах победит ПСРМ, то дальнейший курс Республики Молдова известен.

Несмотря на то, что за последний год месседжи Игоря Додона звучали достаточно лояльно в отношении Брюсселя, с приближением парламентских выборов и г-н Додон, и другие лидеры социалистов опять спекулируют на Соглашении об ассоциации, на том, что следовало бы его пересмотреть или вообще отменить. Очень многое зависит от результатов парламентских выборов!..

Что же касается официального Кишинева и парламентского большинства, то я не вижу с их стороны ни одного логичного и зрелого шага, направленного на улучшение отношений. Мы должны выстраивать хорошие отношения с Москвой, об этом постоянно говорят и европейские канцелярии. Экономическое сотрудничество никоим образом не противоречит Соглашению об ассоциации. Но политические амбиции Кишинева – как слева, так и справа – слишком завышены, чтобы восстановить отношения с Москвой и Брюсселем.

По сути, мы оказались на пороге 2019 года с полностью испорченными отношениями – и почти что со всеми сразу. Остались еще США, которые проявляют более терпеливое отношение к официальному Кишиневу, но здесь другой вопрос. А в остальном – у нас нет особо хороших отношений ни с соседями – с Бухарестом и Киевом, ни с Брюсселем, ни с Москвой, ни с Берлином, ни с Лондоном.

XS
SM
MD
LG