Linkuri accesibilitate

Джеймс Кирчик: «Молдову будто прокляли и обрекли на кошмарных политиков» (ВИДЕО)


Джеймс Кирчик
Джеймс Кирчик

Наблюдатель от Международного республиканского института — о ситуации в Молдове

Исследователь Брукингского института Джеймс Кирчик участвовал в мониторинге парламентских выборов в Республике Молдова в составе группы наблюдателей от Международного республиканского института (IRI). Эксперт побывал на избирательных участках юга страны и поделился своими впечатлениями со Свободной Европой.

Джеймс Кирчик: Я был в Кагуле, следовательно, могу рассказать только о том, что видел там. Больших нарушений в рамках нашего визита на юг страны обнаружено не было. Нас проинформировали об использовании админресурса в электоральных целях со стороны партии власти, в том числе госчиновников, которые в рабочие часы говорили людям, за кого надо голосовать.

В условиях демократии нет ситуаций, при которых «победителю достается все»

В день голосования особых нарушений тоже не было зафиксировано. Я слышал о попытках подкупа избирателей, но мы с подобными ситуациями не сталкивались. Вообще, должен сказать, что в селах Кагульского района желающих проголосовать было много. Люди выстаивали достаточно длинные очередь, и по часу, и два, чтобы проголосовать. Одна из проблем состояла в том, что на избирательных участках были установлены лишь по две кабинки для голосования.

В городе мы побывали на избирательном участке, специально открытом для приднестровских избирателей, – и там практически было пусто. Проголосовавших в тот день избирателей можно было перечесть по пальцам. Один из наших выводов, зафиксированных в отчете, состоит в том, что деньги государства, потраченные на открытие отельных участков для голосования, были израсходованы неэффективно! Это не дело, когда в одном населенном пункте люди толпятся в очереди, а в другом избирательный участок пустует.

Свободная Европа: Вам удалось побеседовать с избирателями, понять, какие надежды связывали они с этими выборами?

Джеймс Кирчик: Достаточно поверхностно... Но даже те люди, с которыми удалось поговорить, показались нам очень дезориентированными и разочарованными политическим классом, который обещает улучшить их жизнь, – но дальше обещаний дело не идет.

Я побывал во многих государствах Европы, и у меня сложилось впечатление, что Молдова действительно самая бедная страна в регионе. Совершенно очевидно, что нищета и отсутствие экономических возможностей – серьезный вызов для Республики Молдова. А еще я заметил, что практически нет молодежи. Очень много стариков – и очень мало молодых людей.

Нейтральная, очень бедная и коррумпированная страна, – и это как раз то, что больше всего устраивает Россию.

Свободная Европа: Вы впервые побывали в Молдове и вскоре уедете. В каком настроении вы покинете нашу страну, вы – оптимист или пессимист?

Джеймс Кирчик: Немного оптимизма вселяет блок ACUM, который, по всем признакам, является отражением законного недовольства граждан процветающей в стране коррупцией. Знаю, что блок оспорил итоги выборов, но, с другой стороны, из того, что я услышал, даже в этих условиях многие считают, что блок добился очень неплохого результата, их поддержали избиратели. Блок вышел на второе место по национальному округу и на третье – по одномандатным округам. А эту формулу [с утверждением смешанной избирательной системы] с самого начала можно рассматривать как преимущество для партий власти.

Свободная Европа: Поговорим о молдавских политиках. Чем объяснить, что большинство пришедших к власти политиков с умопомрачительной быстротой перенимают т.н. восточную модель поведения, например, модель Владимира Путина, и крайне тяжело осваивают западные принципы построения демократии?

Джеймс Кирчик: Деньги для многих – большое искушение, особенно в таких странах, как Республика Молдова, где есть структуры, которые облегчают путь олигархов к власти. Демократия ведь сложная вещь, и в условиях демократии нет ситуаций, при которых «победителю достается все».

В демократическом государстве властью нужно делиться, необходимо вести переговоры, создавать коалиции, и надо понять, что власть преходяща, и через год-два тебя сменят другие. Думаю, именно это многие не хотят – или не могут – понять.

Кроме того, здесь, в этом регионе, контроль за теми, кто находится у власти, далеко не так строг, как, скажем, в Германии или Франции. Если у человека много денег, он может купить СМИ, может влиять на органы, призванные бороться с коррупцией. Так что в подобных условиях очень трудно выстраивать демократическую систему.

Можно заметить, что такие страны, как Молдова, притормозили – и уже не двигаются в сторону Запада

Свободная Европа: А как можно эту ситуацию переломить?

Джеймс Кирчик: Один из вариантов – интеграция с Евросоюзом, с Западом в целом. Опыт соседних стран – Польши, Чехии, Словакии, других государств социалистического лагеря показывает, что эти страны, которые сегодня являются членами ЕС, живут куда лучше, чем прежде. Разумеется, Польша или Венгрия испытывают определенные проблемы с демократической системой, но при всем при том они более демократичны, чем 30 лет назад, и несравненно более развиты экономически. Думаю, это произошло благодаря членству в ЕС.

С моей точки зрения, Молдова может выбрать одно из двух: направиться в сторону Запада – или же отдать предпочтение Востоку. Но сегодня страна застряла где-то посередине, в зоне влияния Российской Федерации. Ваш президент – явный фанат Владимира Путина, он постоянно к нему ездит. Молдова находится в серой зоне, там, где ее хочет видеть Россия. Нейтральная, очень бедная и коррумпированная страна, – и это как раз то, что больше всего устраивает Россию. Москва не хочет видеть у своих границ демократическую страну, союзника США или члена ЕС.

Свободная Европа: Насколько Запад заинтересован сегодня в Республике Молдова? Несколько лет назад программа Восточного партнерства числилась среди приоритетов Евросоюза, а сегодня в повестке – Брекзит, миграционный кризис... Молдова обречена оставаться в этой серой зоне?

Джеймс Кирчик: Увы, Республика Молдова сегодня не фигурирует среди приоритетов ЕС, это место действительно занял Брекзит, плюс – кризис с мигрантами, кризис еврозоны, угроза растущего популизма в Польше, Венгрии или Румынии, где отмечаются серьезные проблемы с коррупцией. Так что, боюсь, Восточное партнерство на данный момент не входит в число приоритетов.

Свободная Европа: И что тогда следует ждать региону?

Джеймс Кирчик: Можно заметить, что такие страны, как Молдова, притормозили – и уже не двигаются в сторону Запада. По всем признакам, все так и останется, если местные политики не прозреют, не поймут сами и не объяснят людям, что единственная возможность выбраться из этой ситуации – это направиться в сторону Евросоюза, к демократическим ценностям. С печалью приходится констатировать, что Молдову будто прокляли и обрекли на кошмарных политиков.

Свободная Европа: И в завершение беседы – про отношения России и Запада. Российская Федерация сделала все, чтобы удержать под контролем страны региона – тут и аннексия Крыма, и конфликт на востоке Украины… Запад ответил санкциями. Но многие говорят, что санкции не были достаточно эффективными. Вы что думаете?

Джеймс Кирчик: С моей точки зрения, необходимы более жесткие санкции. Да, многие говорят, что они недостаточно эффективны, так как Россия не отказалась от Крыма и не ушла из восточных областей Украины. Я считаю подобный подход к проблеме поверхностным.

Вопрос в том, в какой степени санкции удержали Россию от новых враждебных действий в регионе. И в этом смысле надо признать, что если бы Запад не ответил вовремя, то Владимир Путин бы понял, что ему дали зеленый свет, что ему позволено делать все, что он хочет. Цель санкций – обозначение четких линий, показывающих, что такое поведение неприемлемо.

XS
SM
MD
LG