Linkuri accesibilitate

«В протестных акциях ДПМ много людей — в том числе из лагеря ACUM и социалистов»


Зампредседателя Демпартии Владимир Чеботарь — о ситуации в стране и развитии событий

Вице-председатель Демпартии Владимир Чеботарь заявил Свободной Европе, что сейчас без политических инструментов «невозможно выбраться из конституционного тупика». По его словам, это и побудило демократов пригласить на переговоры партии парламентского большинства. Владимир Чеботарь выразил надежду на то, что диалог начнется по возможности быстро, чтобы «не держать страну и людей в состоянии заложников». Вместе с тем, блок ACUM отверг возможность проведения каких-либо закулисных переговоров, и вместо общения в кулуарах пригласил демократов в парламент.

Свободная Европа: Г-н Чеботарь, когда демократы говорят, что «необходимы политические решения», это же в любом случае предполагает намерение оставить в стороне юридические решения и отмотать пленку назад – до определенной точки? Я правильно понимаю ваш призыв – обсудить политические решения?

Владимир Чеботарь: Необязательно именно так. Никто не собирается выходить за существующие или появившиеся в последнее время правовые рамки, но есть варианты, которые подлежат обсуждению только за столом переговоров. Чтобы эти решения материализовались, необходимы политическая воля и политическая гибкость – это в основе основ! С юридической точки зрения невозможно разблокировать сложившуюся ситуацию без политических инструментов, невозможно преодолеть образовавшийся конституционный тупик.

В любой стране президента, которого поймали на госизмене, который продает родину за миллион долларов в месяц, граждане подняли б на вилы

Свободная Европа: Можно ли отменить решения КС во имя разблокирования ситуации?

Владимир Чеботарь: Такого прецедента в Республике Молдова не существует. Лично мне неизвестно, есть ли такие примеры в других странах – не берусь утверждать, что их нет, я говорю лишь, что в Республике Молдова такой практики не было. И я не вижу причин для пересмотра сложившейся практики, это означало бы оказание политического давления на КС.

С другой стороны, мы можем – не переходя эту «красную линию» – найти легальные политические формулы. Такие формулы есть, они на виду, остается лишь обсудить их за столом переговоров с представителями политформирований, причастных к сложившейся ситуации. Необходимо принять определенные правила, определенные принципы, и от них уже двигаться в сторону выполнения соглашений.

Свободная Европа: Я не прошу вас приводить примеры из вашего списка, но мне хочется узнать ваше мнение насчет того, насколько реальными вам представляются решения, предложенные Центральным комитетом Партии коммунистов?

Владимир Чеботарь: Честно признаюсь, что в таком потоке информации и нынешнем водовороте событий я не успел ознакомиться с этими предложениями. Если вы вкратце расскажете мне их суть…

Свободная Европа: Они предлагают вернуться к состоянию на 2009 год и отменить все, что было после.

Владимир Чеботарь: Невозможно стереть все, что было сделано после! И вообще, ретроактивный характер правовых действий неприменим.

Свободная Европа: Но кто-то должен уступить, не так ли?

Владимир Чеботарь: Переговоры и компромисс предполагают уступки с обеих сторон.

Свободная Европа: Понятно. Но, в то же время, есть Демпартия – с чьей-то подачи или без – собирает народные дружины, или как их там называют… Что это – давление? Или волеизъявление народа?

Владимир Чеботарь: Хочу напомнить, что в 2016-м и 2015 году целый год на главных улицах столицы простояли палатки, собиралось много людей, – но это был мирный и демократический протест, ничего более. Я не вижу, в чем отличие между тем, что было тогда, и тем, что есть сегодня.

И если на тот момент эти действия рассматривались как мирный и демократический протест, то я не понимаю, почему это должно нас беспокоить, и почему надо доказывать, что люди протестуют мирно и выражают свою точку зрения демократическим путем? Более того, я считаю, что мы можем только радоваться и приветствовать тот факт, что эти права у людей есть, что они соблюдаются, и никто на них не посягает.

Странно видеть поведение людей, которые сегодня отворачиваются от предателя, а завтра восторженно называют его героем

Свободная Европа: Г-н Чеботарь, беспокоит не это. Просто есть много видеозаписей и масса доказательств того, что этих людей привозят сюда как на работу, как на рытье окопов – и я не верю, что вас представляют эти люди, идет ли речь о спортсменах крепкого телосложения, или о женщинах, которые вообще не понимают, что они здесь делают… Я, например, беседую с вами, и не могу поставить знак равенства между вами и теми людьми перед зданием Конституционного суда! Неужели вашего красноречия – или ораторского таланта г-на Канду – недостаточно, и без давления толпы никак не обойтись?..

Владимир Чеботарь: Знаете, такие же мнения, такие же объяснения звучали в публичном пространстве и в 2016 году.

Свободная Европа: Да, но прошло три года. В 2002 году тоже появился палаточный городок, помните? Что ж, это ваше решение, деньги-то не мои… Но почему и Шор в этом участвует?

Владимир Чеботарь: Мне не известно ничего лично о Шоре, но в протестных акциях Демпартии участвует очень много людей, в том числе из лагеря блока ACUM, и из лагеря социалистов – просто все слишком серьезно – то, что произошло. В любой другой стране президента, которого поймали на государственной измене, который продает свою родину за миллион долларов в месяц, граждане, уверен, подняли бы на вилы! А у нас…

Свободная Европа: Вы – юрист, и вам ли не знать, что пока человек не осужден, в отношении него действует презумпция невиновности. Я не его адвокат, и у меня тоже есть вопросы. Но у меня вопросы к обеим сторонам!

Владимир Чеботарь: Я не хочу ставить знак равенства между действиями г-на Додона и других лиц, не хочу давать оценки различным обвинениям, которые циркулируют сейчас в публичном пространстве. Когда речь шла о других, то никто не пытался остановить недовольных граждан, которым не нравился «этот человек», которые были готовы пригвоздить его к столбу позора; никто не пытался положить конец агрессивным нападкам в его адрес.

Свободная Европа: Я понял. Вы намекаете на Плахотнюка, который нередко подвергается остракизму.

Владимир Чеботарь: Я ни на кого не намекал. Просто мне странно видеть поведение людей, которые сегодня отворачиваются от, по их мнению, предателя и коррупционера, а завтра восторженно пожимают ему руку и называют его героем!.. Вы тоже такого же мнения, или видите эту ситуацию как-то иначе?

Мы сделаем все возможное, чтобы не допустить насилия

Свободная Европа: Вчера, например, я начал интервью с Игорем Боцаном как раз с этого вопроса: «Стал ли г-н Додон другим?» Был Додон, который посоветовал мне пить чай и не дергаться, это мы помним, и мое отношение к Игорю Додону не изменилось. Но я убедился, что политические соображения иногда трансформируют врагов в друзей, и потому, возможно, что и вы, демократы, могли бы быть рядом с социалистами.

Владимир Чеботарь: Вы обратили внимание, что идем мы не на все условия?

Свободная Европа: Да, не любой ценой. Но пока не доказано обратное…

Владимир Чеботарь: Все доказательства мы представили публично, посмотрим, с чем придут другие, пусть докажут, что не подписывали с ним соглашений.

Свободная Европа: Как вы считаете, когда можно будет начать переговоры и разрядить атмосферу?

Владимир Чеботарь: Мы еще накануне предложили начать диалог, сейчас слово – за нашими, скажем так, политическими коллегами – от них зависит, когда именно мы сядем за стол переговоров. Нам хотелось бы максимально ускорить этот процесс, чтобы не держать страну и людей в состоянии заложников этого конфликта.

Свободная Европа: Кто гарантирует, что насилия не будет?

Владимир Чеботарь: Мы сделаем все возможное, чтобы не допустить насилия; но и другой лагерь должен приложить все усилия и предотвратить любые проявления агрессии.

XS
SM
MD
LG