В 2018 году доверие к государственным институтам сильно пошатнулось, а это прямой индикатор кризиса и объясняет пессимизм молдавских граждан в отношении политики в целом. Ну, а 2019-й – поворотный и для парламента, и для всей Молдовы, - считает глава бухарестской Ассоциации «Эксперты по безопасности и глобальным вопросам» Анжела Грэмадэ.
Свободная Европа: Каким был 2018 год для Республики Молдова и ее граждан?
Анжела Грэмадэ: Для Республики Молдова это оказался достаточно трудный год, прежде всего, с политической точки зрения, я имею в виду и непризнанные выборы в Кишиневе, и ряд политических кризисов, которые не удалось преодолеть должным образом и оставить хорошее впечатление и на внутреннем, и на международном уровне, на наших внешних партнеров. Это, естественно, нанесло определенный репутационный вред, что наверняка отразится и в наступающем году. Эхо у подобных событий достаточно долгое...
Более того, и по социальной составляющей – много проблем. Допущена масса ошибок в выстраивании отношений с гражданским обществом, в организации диалога, отмечался неуважительный подход к советам и рекомендациям активистов. В этом смысле я бы отметила и все более ограниченный доступ граждан к журналистам, доступ в СМИ к определенной информации, представляющей общественный интерес.
Плюс к этому – серьезные проблемы в сфере правосудия! И их очень трудно решить в среднесрочный или долгосрочный период, если действующая власть или та власть, которая придет после выборов, не решится на самые широкие и радикальные реформы, с устранением всех лазеек, которые можно использовать во вред гражданам Республики Молдова.
Свободная Европа: Мандат парламента завершен. Много говорилось о том, сколько законов было принято – и насколько качественных. Какую вы бы поставили оценку этому законодательному органу?
Анжела Грэмадэ: Думаю, 6 или в лучшем случае 7 с минусом, большего парламент не заслуживает!.. Прежде всего, потому, что на фоне массы дебатов депутаты больше озабочены их формой, а не содержанием. Было очень много нормативных актов, содержание которых с точки зрения гражданского общества и опыта, который существует в Республике Молдова, оставляет желать лучшего. Не учитывались рекомендации внешних партнеров и активистов.
Президент настаивает на дополнительных полномочиях, но проявляет неспособность использовать и те рычаги, которые есть
В некоторых случаях не было публичных дебатов в парламенте по поводу тех или иных законодательных инициатив. Подобные факты осложняют законодательный процесс и возможности оценить его качество. Что же касается меня, то я лично очень сомневаюсь, что новый парламент, который будет сформирован 24 февраля 2019 года, окажется более эффективным. По той простой причине, что мы не знаем, каким будет его состав, не знаем, насколько хорошо будут подготовлены новые депутаты именно по части разработки и принятия нормативных актов. И эта неопределенность несет в себе реальный риск для политических стратегий и реформ в Молдове.
Свободная Европа: Конституционный суд неоднократно приостанавливал полномочия главы государства. Как вы оцениваете эту практику?
Анжела Грэмадэ: По моему мнению, подобная практика становится проблемой, потому что наносит ущерб репутации Республики Молдова и, в частности, аппарату президента. Подобные маневры вряд ли способствуют укреплению доверия.
Более того, президент настаивает на предоставление ему каких-то дополнительных полномочий и инициирует референдум на эту тему, но при этом проявляет полную неспособность использовать и те рычаги, которые есть в его распоряжении, чтобы стать настоящим посредником между всеми госструктурами Республики Молдова. С моей точки зрения, он и не хочет становиться посредником, перед ним другие задачи, которые не имеют ничего общего с национальными интересами Молдовы.
Я не верю, что президент Додон не попытается воспользоваться предстоящими парламентскими выборами, чтобы закрепить свои позиции в стране. Кстати, именно это дает понять и правящая в Молдове партия – у страны слабый президент. Думаю, это заставило г-на Додона пересмотреть немного свой подход к предстоящим выборам, попытаться как-то вырваться из-под давления парламента и партии власти. Не сомневаюсь, что мы станем свидетелями очень напряженной борьбы – и не обязательно борьбы проектов или борьбы идей.
При всех экономических реформах ничего не получится, если ситуация не изменится коренным образом
Схватка, по всем признакам, предстоит яростная, щедро сдобренная негативными моментами, в том числе личностного характера, а также связанными с реформами, которые Республике Молдова наверняка придется пережить в ближайшие месяцы, вплоть до призывов выйти на улицу, «на баррикады» и т.д.
Свободная Европа: Власть продолжает утверждать, что предпринимаются попытки улучшить жизнь граждан, что осуществляются реформы, что находятся средства для повышения пенсий и зарплат и улучшения инфраструктуры. С другой стороны, отток населения не прекращается. Как далеко может зайти этот процесс, и почему действия властей не обязательно совпадают с ожиданиями людей?
Анжела Грэмадэ: Мне довелось читать самые разные доклады и отчеты, разработанные не только сотрудниками официальных молдавских структур, но и в партнерстве с иностранными экспертами или европейскими институтами. И многие из этих документов ссылаются на прогресс Республики Молдова в реализации Соглашения об ассоциации и Соглашения о свободной торговле с Евросоюзом. Это, бесспорно, момент положительный.
Открыто много новых рабочих мест, в Молдову начали поступать кое-какие инвестиции – в банковский сектор и не только.
В страну пришел румынский банк Transilvania, получили продолжение энергетические проекты с Румынией, многие инвесторы выразили желание выйти с конкретными экономическими предложениями для Молдовы. Но проблема в том, что эти предложения не доводятся до сведения широкой молдавской общественности! И другая большая дилемма связана с тем, что система правосудия не работает так, как положено.
Но при всех экономических реформах, при всех улучшениях, которые наблюдаются в отдельных сферах, ничего не получится, если ситуация не изменится коренным образом по части инвестиционного климата, если и иностранные инвесторы, и граждане Республики Молдова не найдут в себе мужества перешагнуть, в том числе, через психологические барьеры, не обретут веру в судебную систему – иными словами, если у нас не будет независимой юстиции, эффективных органов по борьбе с коррупцией, а еще и конкретных результатов.
В отношениях с Россией мы действуем, исходя из меркантильных интересов нашей политической элиты
Не помогут и самые распрекрасные инициативы в налоговой сфере, поиски возможностей для увеличения зарплат определенным категориям бюджетников или работников, причастных к процессу принятия решений, – я имею в виду персонал различных органов центральной власти. Для меня очевидно, что отток населения необязательно продиктован бедностью или экономической бесперспективностью. Это явление связано исключительно с отсутствием стратегий по борьбе с коррупцией, отсутствием независимого правосудия, а также с неэффективной коммуникационной политикой на государственном уровне.
Свободная Европа: Что нового может принести 2019 год в отношениях Республики Молдова с Востоком и Западом?
Анжела Грэмадэ: Все зависит от того, как пройдут парламентские выборы 24 февраля 2019 года. До этого невозможно давать никаких оценок и прогнозов о том, какой год предстоит Республике Молдова, – сложный или более или менее стабильный. Лично я считаю, что первые два месяца будут довольно сложными, политические партии развяжут яростную борьбу за электорат – крайне неубедительную, кстати, с точки зрения состоятельности предвыборных платформ.
Должна сказать, что до настоящего момента ни в парламенте, ни в оппозиции нет политических партий, способных предложить и вынести на всеобщее обсуждение последовательную и серьезную стратегию развития Республики Молдова и взять на себя ответственность за ее претворение в жизнь. Я не вижу политической элиты, не вижу представителей политических партий, способных развернуть широкие и содержательные публичные дебаты в Республике Молдова, которые повысили бы доверие граждан к будущему парламенту.
Свободная Европа: А новая власть должна придерживаться четкой политики в отношении с Российской Федерацией и Евросоюзом?
Анжела Грэмадэ: Однозначно! Потому что нельзя отказаться от обязанностей, которые Республика Молдова взяла на себя, подписав Соглашение об ассоциации с ЕС, нельзя допускать серьезного отклонения от обязательств. С другой стороны, нам не удается расставить точки над «i» в вопросах, касающихся отношений с Российской Федерацией, мы не используем все инструменты, которые есть в нашем распоряжении. В отношениях с Россией мы действуем, исходя из меркантильных интересов нашей политической элиты, наших партий, которые выстраивают отношения, стратегическое партнерство с Россией в ущерб национальным интересам Молдовы.