Linkuri accesibilitate

Ион Ляху: «Здесь будет доминировать Тирасполь — точнее, не Тирасполь, а Москва»


Ион Ляху
Ион Ляху

6-7 декабря под председательством Италии в ОБСЕ состоится заседание Совета министров иностранных дел, посвященное приднестровскому урегулированию. Форум пройдет в Милане. В свою очередь, новый глава миссии ОБСЕ в Молдове Клаус Нойкирх обсудил в Тирасполе возможный декабрьский раунд переговоров в формате «5+2». Корреспондент Свободной Европы Валентина Урсу обсуждает эти вопросы с бывшим представителем Молдовы в Объединенной контрольной комиссии Ионом Ляху.

Свободная Европа: Уже не один год министры иностранных дел стран ОБСЕ призывают активизировать переговоры в формате «5+2№, они говорили и продолжают говорить о необходимости мирного и устойчивого решения конфликта – с предоставлением Приднестровью особого статуса, гарантирующего права населения. С чем на этот раз поедут в Милан главные участники переговорного процесса? Это очень интересно, если учесть, что в этом году неоднократно обсуждался ход выполнения так называемого пакета «Берлин плюс», который регулирует отношения между Кишиневом и Тирасполем.

Ион Ляху: Формально им есть с чем отправиться в Милан. Подписан ряд договоренностей, есть какие-то моменты, которые можно преподнести в качестве достижений по выполнению этих соглашений, есть направления, по которым идет работа, – ну, или, по крайней мере, складывается такое впечатление. Приднестровская сторона продолжает выступать с инициативами, которые молдавская сторона не отвергает...

Если победит Партия социалистов, Москва безо всяких переговоров дает указания – и план «Козак-2», «Козак-3» внедряется в жизнь

Свободная Европа: Это какие такие инициативы?

Ион Ляху: Разные! Например, они настаивают на необходимости окончательного решения вопроса с уголовными делами, заведенными в отношении ряда приднестровских чиновников. Они предлагают довести до конца вопрос о телефонной связи – фиксированной и мобильной. Они надеются, что в повестку дня будет включен вопрос о межбанковских отношениях между Кишиневом и Тирасполем – иными словами, они постоянно инициируют обсуждение все новых вопросов, что очень импонирует Западу.

В этих условиях и ОБСЕ, и посредники, и наблюдатели в переговорном процессе довольны – они довольны тем, что процесс не захлебнулся, не остановился... Вот такой позитивный фон – в надежде, что удастся решить и другие проблемы. А самое главное, что конфликт не перейдет в «горячую фазу»!

Свободная Европа: Почему участникам процесса не удалось пока встретиться и в формате «5+2»?

Ион Ляху: Скажу честно – не знаю, но мне кажется, что проблема опять-таки в Кишиневе. Кишинев отказался подписывать какие-то новые договоренности. А если Кишинев не взял на себя новых обязательств, не проявил готовности поставить точку в тех вопросах, принятых, так сказать, к производству, – с уголовными делами, телефонной связью и т.п. – итальянцы посчитали бесполезным созывать заседание из опасения «не навредить».

Потому что, согласитесь, лучше вообще не поднимать вопрос, чем нарваться на отказ. Так что на данный момент есть определенные проблемы, над которыми идет работа, и с этим бременем придется передавать председательство другому государству.

Свободная Европа: В начале года, когда мандат действующего председателя ОБСЕ получила Италия, Франко Фраттини был настроен очень оптимистично. Почему развеялись надежды и ожидания г-на Фраттини?

Ион Ляху: Он приступил к исполнению мандата на позитивной волне, на оптимистичной ноте. Когда он увидел, что подписаны берлинские протоколы, венские протоколы, увидел, что здесь встречи идут одна за одной, что представители стран-участниц прибывают сюда, чуть ли не наступая друг другу на пятки, и так далее, и тому подобное, – Фраттини подумал, что так будет и дальше.

Но многие инициативы застряли, потому что были обречены на застревание... Например, мост в Гура-Быкулуй. Да, там ездят грузовики мощностью до 10 тонн, но чтобы мост можно было эксплуатировать на всю мощность, его необходимо отремонтировать. Здесь уже договариваться труднее. А самое главное – представители Кишинева в ОКК проявляют твердую решимость, которую можно только приветствовать. Они заявляют категорически: либо вы отказываетесь от идеи своего терминала, либо транспорт вообще не будет там ездить. Точка!

И жить мы будем не по законам Республики Молдова, а по российскому законодательству...

Свободная Европа: А Тирасполь настаивает на своем контрольном пункте?

Ион Ляху: Еще как! Конечно, они там устанавливают свои структуры, строят помещения. Они хотят развернуть там полностью оснащенный терминал, как в Бендерах или в Кошнице. А Кишинев не согласен. И, видя все это, европейцы немного притормозили.

Свободная Европа: Во время начала председательства Италии в ОБСЕ Франко Фраттини был в восторге, а что же получается сейчас – председательство потерпело неудачу? Не помог даже тот факт, что у Фраттини отличные отношения с Владимиром Путиным?

Ион Ляху: Нет, о какой неудаче вы говорите? Я с самого начала говорил, что все впереди, что еще несколько председательств ОБСЕ будут работать на основании достигнутых договоренностей. Так что г-н Фраттини может с высоко поднятой головой передать председательство в ОБСЕ следующей стране, потому что за время его мандата все было положительно.

Свободная Европа: Действующий глава Миссии ОБСЕ в Молдове Клаус Нойкирх тоже не прочь добиться каких-то успехов?

Ион Ляху: Его ситуация посложнее. Он находится непосредственно на месте, курирует внедрение всех этих договоренностей, и каждый раз, когда происходит самое незначительное событие, ему приходится отреагировать первому.

Свободная Европа: Но по политической составляющей у Клауса Нойкирха есть хоть малейший шанс сдвинуть воз с места?

Ион Ляху: Я не думаю, что удача ему улыбнется в тот период, что он будет возглавлять Миссию ОБСЕ, и дело настолько продвинется, что Москва начнет переговоры по политической составляющей. Более того, мы находимся в ситуации, когда подобные переговоры даже не предвидятся. Если Москва решит, что в случае победы г-на Додона на парламентских выборах 2019 года…

Свободная Европа: Игорь Додон не может победить...

Ион Ляху: Допустим на секунду...

Свободная Европа: ...победить может Партия социалистов, а Игорь Додон – глава государства.

Ион Ляху: Да-да, это я не так сформулировал… Если победит Партия социалистов и ее союзники, Москва безо всяких переговоров дает указания – и план «Козак-2», «Козак-3» внедряется в жизнь!

Свободная Европа: То есть?

Ион Ляху: Федерализация Республики Молдова. Формально, отказ от…

Свободная Европа: Игорь Додон говорил, что необходимо провести референдум на обоих берегах Днестра, чтобы высказались граждане, и в зависимости от воли населения будет принято политическое решение.

Ион Ляху: Да, в риторике Додона звучат такого рода понятия, но это отнюдь не означает, что – все, и это окончательное решение.

Свободная Европа: Вы допускаете, что Россия может сказать Республике Молдова: «Возьмите Приднестровье – и вместе решайте свою дальнейшую судьбу»?

Ион Ляху: Я лишь сказал, что будет претворен в жизнь план «Козак-2», «Козак-3», но «Козак-2» и «Козак-3» могут коренным образом отличаться от плана «Козак-1», отличаться в сторону ухудшения условий для территориальной интеграции. Мы еще будет горько плакать при виде тех условий, которые нам навяжут!..

Свободная Европа: И какие условия могут появиться?

Ион Ляху: По сути, здесь будет доминировать Тирасполь – точнее, не Тирасполь, а Москва. И нам обязательно поставят условия: присоединиться к Договору о коллективной безопасности, вступить в Таможенный союз и т.д. И жить мы будем не по законам Республики Молдова, а по российскому законодательству...

Свободная Европа: Как это возможно? Ведь между нами Украина.

Ион Ляху: А это неважно: есть оперативная группа российских войск в Приднестровье. Кроме того, у них в следующем году тоже пройдут выборы, и неизвестно, какая участь ждет Украину.

Мне кажется, что достижения Приднестровья более эффективны, чем наши

Свободная Европа: Значит, вы даете понять, что если удастся прийти к каким-то договоренностям по проекту статуса Приднестровья, это будет означать лишь уступки со стороны Кишинева?

Ион Ляху: Ну, это и уступками не назовешь! Это означает радикальное изменение структуры нашей республики. Формально-то она наделена и суверенитетом, и независимостью, но де-факто станет гораздо более зависимой от России.

Свободная Европа: Кого эта ситуация беспокоит?

Ион Ляху: Мне кажется, беспокоит многих, но не в той степени, чтобы сформулировать идею до конца. 7-8 ноября замминистра иностранных дел и европейской интеграции посетила Москву...

Свободная Европа: Татьяна Молчан?

Ион Ляху: Да, Татьяна Молчан. Вы помните, каков был тон условий для возобновления отношений, озвученных г-ном Карасиным? Ультиматум за ультиматумом! В том смысле, что «не приближайтесь к российским офицерам, которые едут в Тирасполь», «ни слова против миротворческой миссии на Днестре», и т.д., и т.п.

Не помню остальные пункты, но все – в ультимативном тоне. И ни МИДЕИ, ни правительство не отреагировали на эту наглость. Ни единого слова…

Свободная Европа: И как вы это оцениваете?

Ион Ляху: Как сигнал к тому, что надо быть готовым к новым уступкам, к тому, что мы будем молчать и соглашаться.

Свободная Европа: А как должен был поступить Кишинев?

Ион Ляху: Как минимум, отреагировать и показать свое несогласие.

Свободная Европа: Но реакция Кишинева была изложена с трибуны ООН, в переговорах с внешними партнерами – Россия обязана вывести свою группу войск, действующую миротворческую операцию в зоне безопасности на Днестре необходимо преобразовать в гражданскую миссию.

Ион Ляху: И что? Что последовало?! Ведь решение ООН, или НАТО, или других международных структур надо выполнить!.. Что-то выполнено из той резолюции? Москва собирает чемоданы?..

Свободная Европа: Игорь Додон сейчас настаивает на идее нейтралитета, который обеспечил бы консенсус сторон в контексте политического урегулирования.

Ион Ляху: Он обязан найти какие-то моменты в поддержку своей идеи – что, мол, именно он решит приднестровскую проблему. Но в действительности, если оттолкнуться от этих моментов, что мешало России еще в 1994-м году, когда было достигнуто соглашение о выводе ее армии из Приднестровья, завершить этот процесс? Почему она совершила ту глупость и, якобы, спросила согласия приднестровской администрации на вывод войск, – а Тирасполь не согласился, и процесс завис? Этот аргумент просто смешон!

Каждый раз, когда Москве нужно что-то сделать, она и не смотрит в сторону Тирасполя, а тогда, видите ли, спросила разрешения – и все остановилось, и не было вывезено более ни единого патрона, напротив, все завозят, и завозят...

Свободная Европа: Для Республики Молдова приднестровское урегулирование останется приоритетом?

На широкую федерацию они бы согласились. Но не это главное! Главное – полностью вытеснить проевропейский дух

Ион Ляху: Думаю, что нет. В последующие годы для Республики Молдова приоритетным будет вопрос собственного выживания. Нам надо будет думать о том, чем кормить детей, как обеспечить мир и безопасность. Сегодня это еще не основной приоритет, но пройдет два-три года, и мы будет совершенно другими.

Свободная Европа: А тираспольский режим может рассчитывать на что-то большее, чем он получил до сих пор?

Ион Ляху: Они продвигаются вперед, медленно, но продвигаются. У них есть научно-исследовательский институт сельского хозяйства – несчастненький такой, но каждый год они предлагают один-два новых сорта огурцов, кабачков, арбузов... Производят, экспортируют... У них не закапывают яблоки, как у нас, на окраине садов! Возможно, этого недостаточно, но мне кажется, что достижения Приднестровья более эффективны, чем наши.

Свободная Европа: Ну, а у Киева какой интерес в приднестровском урегулировании?

Ион Ляху: Украина всегда была заинтересована, чтобы на ее юго-западном фланге была стабильность – поэтому она однозначно будет поддерживать. Она и так поддерживает, ведь если бы не Украина, приднестровцы давно бы умерли, но они ведут и трансграничную торговлю, они привозят из Украины топливо.

Да, Украина вынуждена в силу обстоятельств поддерживать отношения с Кишиневом, но при первом же удобном случае она откажется от этого – и продолжит работать с Приднестровьем.

Свободная Европа: Позиция России останется неизменной?

Ион Ляху: Да! Она уже озвучена. Козак ждет благоприятного момента – они ждут выборов, а после выборов, в зависимости от… Они и осуществят то, что задумали.

Свободная Европа: Когда можно ждать г-на Козака в Республике Молдова?

Ион Ляху: Нет, до выборов он не приедет – после выборов. Они сейчас более осторожны, и не будут разбрасываться визитами, заявлениями, утверждениями. Решение, с точки зрения России, – это необязательно территориальная интеграция. Несмотря на то, что, в принципе, на широкую федерацию, как это предусматривает «план Козака», с представителями Приднестровья в парламенте, с влиянием и правом голоса они бы согласились. Но не это главное! Главное – полностью вытеснить отсюда проевропейский дух.

XS
SM
MD
LG