Барометр общественного мнения (БОМ), результаты которого были обнародованы в четверг в Кишиневе, показывает, что граждан Молдовы, поддерживающих интеграцию в Европейский союз, стало больше, чем сторонников Евразийского экономического союза. Аналогичный тренд отмечался и в других недавних соцопросах. Причины смены тренда комментирует социолог, заместителем директора Центра исследований и маркетинга CBS-AXA Василе Кантаржи. Отметим, что Центр CBS-AXA провел опрос по заказу Института общественной политики.
Свободная Европа: БОМ показывает, что сейчас больше молдаван выступают за интеграцию в ЕС, нежели в ЕАЭС. Но много лет число сторонников провосточного вектора преобладало. Чем объясняется этот перелом?
Василе Кантаржи: Прежде всего, одно небольшое уточнение: не такой уж длительный период лидировал в опросах провосточный вектор. Скорее, эти векторы балансировали примерно на равных, периодически беря верх один над другим. Когда речь идет о беспристрастном социологическом исследовании, или когда мы сравниваем два разных опроса, необходимо учесть информационные, международные и национальные обстоятельства, во время которых они проводились.
Действительно, сейчас Барометр свидетельствует об увеличении процента сторонников интеграции в ЕС и соответствующем снижении количества сторонников интеграции в Евразийский союз. Объяснений этому много, назову лишь несколько факторов. Сравним апрельские и ноябрьские события. В апреле у нас был пророссийский президент, за плечами которого не было и ста дней работы на новом посту, но у которого на тот момент был очень высокий рейтинг. В апреле российские телеканалы изобиловали сюжетами о «славных победах» вооруженных сил России в Сирии, что, вероятно, и побудило некоторых наших граждан предпочесть интеграцию в Евразийский союз, в отличие от ситуации в ноябре.
Апрельский БОМ совпал с периодом пика и его славы, и конкурента Додона на выборах – Майи Санду
Свободная Европа: Мы проанализировали все Барометры общественного мнения, начиная с 2011 года. Только в 2013 году наблюдалась такая же тенденция – прозападный вектор преобладал над провосточным. Вы говорите, что одна из причин отрицательной на сегодня динамики евразийского вектора связана со снижением рейтинга пророссийского президента Игоря Додона?
Василе Кантаржи: В том числе. Все эти вещи взаимосвязаны. Как говорил полушутя – полусерьезно один из моих друзей, в последнее время Игорь Додон снижает уровень доверия и рейтинг Владимира Путина в Республике Молдова.
Свободная Европа: И чем объясняется это падение популярности главы государства? Кстати, Игорь Додон отрицает это, ссылаясь на результаты внутренних опросов.
Василе Кантаржи: Внутренние опросы – это хитрость политиков. Мы не можем их комментировать, так как мы их и в глаза не видели. Я бы даже сказал, что о падении рейтинга речи не идет, просто показатели вернулись в свое нормальное состояние.
В апреле, скажу еще раз, опрос проводился, когда не прошло и ста дней с момента избрания главы государства. За победой на выборах всегда следует период энтузиазма, когда с новым руководителем связывают больше надежды. И только где-то через год можно говорить о реальном рейтинге – на фоне реальных достижений, в данном случае, президента, – или о возможных разочарованиях. Просто апрельский БОМ совпал с периодом пика и его славы, и конкурента Додона на выборах – Майи Санду (кстати, и ее рейтинг тоже сейчас упал).
Свободная Европа: Другая тенденция, которую показывает БОМ: уменьшилась поддержка и смешанной, и одномандатной системы выборов. Можно ли говорить об этом всерьез, если, как утверждаете вы, социологи, многие респонденты вообще понятия не имеют, что собой представляют эти избирательные системы?
В Барометр впервые включен вопрос об объединении с Россией. К этому нас побудили заявления президента Игоря Додона
Василе Кантаржи: Многие респонденты действительно не разбираются в избирательных системах. Этот факт надо учитывать при оценке результатов соцопросов. Но очень может быть, что на падении рейтинга сказались и случившиеся события. В апреле идея одномандатной системы только-только стала обретать контуры, она активно обсуждалась в обществе, затем, как гром среди ясного неба, появилась другая идея – смешанной системы выборов, которая летом уже была принята.
Представьте себе рядового гражданина, которому пришлось узнавать разницу между двумя непонятными ему системами!.. Многие, скорее всего, никогда и не поймут, в чем там отличия. Так что я бы не стал придавать слишком большого значения процентной разнице в опросе между смешанной и одномандатной системами выборов.
Свободная Европа: Вернемся к положительной динамике проевропейского вектора. Вы сказали, что важную роль сыграл информационный поток. В этот период самыми обсуждаемыми сюжетами были европейская критика пересмотра избирательной системы и условия предоставления Молдове макрофинансовой помощи. Получается, что граждане в какой-то степени одобряют строгий подход Брюсселя по отношению к Кишиневу?
Василе Кантаржи: Это одна из причин, несомненно. Общественное мнение основывается на совокупности факторов: на текущих событиях, на методах их презентации и т.д. Другая причина состоит в том, что уже прошел шок от новостей вокруг Брексита, которые в апреле имели совсем иной резонанс. Сейчас мир стал понемногу забывать о том, что Великобритания выходит из ЕС, и будущее ЕС уже не кажется столь туманным.
Более половины граждан не видят никакого будущего в нынешнем формате страны
Свободная Европа: А как объяснить тот факт, что 55% граждан готовы проголосовать за объединение Республики Молдова с Румынией – или Российской Федерацией?
Василе Кантаржи: В Барометр общественного мнения впервые включен вопрос об объединении с Российской Федерацией. К этому нас побудили заявления президента Игоря Додона о намерении запретить унионистские движения. Традиционно измерялся процент граждан, поддерживающих идею объединения с Румынией. И мы решили выяснить, какой процент населения поддерживает объединение Молдовы с Россией. Получился очень печальный результат: если президент Додон сдержит слово и запретит любой унионизм, значит, под запретом окажется мнение каждого второго жителя страны.
Свободная Европа: 55% граждан, которые поддерживают объединение с Румынией или с Россией – эта цифра вам не кажется слишком высокой? И в чем-то опасной?
Василе Кантаржи: Это много, очень много!.. В некотором смысле этот показатель говорит о провале института независимого государства. Более половины граждан не видят никакого будущего в нынешнем формате страны. Это очень тревожно, и для политиков это должно стать серьезным сигналом.