Ни один из депутатов не поддержал предложенного президентом кандидата в премьеры Наталью Гаврилицу и ее команду. Но Партия социалистов и группа «Pentru Moldova», состоящая из бывших демократов и депутатов от партии «Шор», объявила о формировании нового парламентского большинства, и предложила выдвинуть на пост премьер-министра бывшего министра финансов Мариану Дурлештяну. Ситуацию в Молдове анализирует бывший премьер-министр страны Ион Стурза.
Свободная Европа: В парламенте бурно обсуждали программу Натальи Гаврилицы — кандидата Майи Санду на пост премьер-министра. Обе они заявили, что хотели бы, чтобы в Республике Молдова прошли досрочные выборы, которые могут быть объявлены только в том случае, если депутаты отклонят дважды предложения кандидата на пост премьер-министра. Первая попытка уже состоялась — госпожа Гаврилица не получила вотума доверия депутатов. Сразу после этого лидер социалистов заявил, что предлагает на пост премьер-министра кандидатуру Марианы Дурлештяну. Как вы считаете, у второй попытки будет больше шансов?
Ион Стурза: Не хотел бы комментировать ситуацию с точки зрения политика, пусть и бывшего. Скорее, с точки зрения гражданина, который выигрывает или проигрывает в политической игре, которую в Кишиневе многие считают шахматной игрой. На самом же деле это игра в шашки, которую мы когда-то называли «Чапаев» — то есть кто кому надает больше оплеух. Разумеется, если бы этот политический класс был хоть немного ответственнее, и я не имею в виду тех, кто находится у власти, ведь даже не ясно, кто сейчас у власти, а кто в оппозиции, — думаю, они могли бы, если бы захотели, прийти к консенсусу, чтобы как можно скорее запустить процедуру проведения досрочных парламентских выборов. Правда в том, что, за исключением PAS, на мой взгляд, сегодня никто не хочет досрочных выборов, в том числе социалисты.
Свободная Европа: Как вы думаете, почему социалисты не захотят проведения досрочных выборов, если после отставки г-на Кику они заявляли, что хотели бы досрочных выборов?
Никто, кроме PAS, сейчас не хочет досрочных выборов
Ион Стурза: И хотя мы критично относимся к опросам, в чем-то они отражают реальность. Социалисты прекрасно понимают, что у них нет шансов самостоятельно создать правительство, и не видят других союзников. Быть может, кроме Шора. И, наоборот, на правоцентристском фланге наблюдается значительный рост поддержки избирателей. При определенных условиях возможно создание электорального союза, который может дать нам стабильное правительство и направление работы исполнительной власти. Я имею в виду президента и стабильное правительство.
Проблема в том, что у большинства политических сил, представленных сегодня в парламенте, за исключением PAS и социалистов, мало шансов пройти в новый парламент. Риск остаться за бортом для многих очень велик. И у внепарламентских партий, может, лишь за исключением движения, возглавляемого мэром Бельц, нет особых шансов пройти в парламент. Поэтому мне кажется, что кто-то из аналитиков г-на Додона из московского командного центра произвел расчеты и сказал: «Попытайтесь, имея большинство в парламенте, создать марионеточное правительство, которое будет сдерживать исполнительную власть, чтобы воспрепятствовать созданию проевропейской демократической правоцентристской вертикали в Кишиневе осенью этого года». Думаю, Додон получил такое указание, потому что он ничего не делает по своей воле, даже билеты на самолет не покупает самостоятельно.
Свободная Европа: Вы считаете, что Мариана Дурлештяну согласится возглавить марионеточное правительство?
Ион Стурза: Конечно! Я знаю ее как весьма амбициозную женщину, а в последнее время с профессиональной точки зрения она немного ушла в тень.
Свободная Европа: Почему?
В московском командном центре сказали создать марионеточный кабмин
Ион Стурза: Ради своих профессиональных амбиций ей важно, по крайней мере, быть выдвинутой, пусть и не избранной. Так что я абсолютно убежден, что она сознательно и с большим энтузиазмом восприняла инициативу г-на Додона. Более того, я считаю, что она сама предложила свою кандидатуру, предложила себя в той или иной форме через свое крайне враждебное отношение лично к Майе Санду, а также к правоцентристским партиям Молдовы. Меня это не удивляет, исходя из того, что я знаю ее лично, а также с учетом ее продвижения по карьерной лестнице и сообщений, которые она публиковала в социальных сетях.
Свободная Европа: Я помню вашу похвалу Мариане Дурлештяну. Когда она участвовала в переговорах с российской стороной, вы сказали, что она сумела показать себя хорошим профессионалом.
Ион Стурза: Разумеется! Но разве я ее сейчас очернил? Я ее похвалил.
### Vezi și... ###
Поиски премьера: Гаврилица, Дурлештяну, Нэстасе. Что будет дальше?Свободная Европа: Как вы думаете, можно ли объявить о создании технического большинства, как говорил Игорь Додон?
Ион Стурза: Есть фактическое большинство, и это большинство будет воссозданием того большинства, которое было в начале работы этого парламента. Так что, в итоге, это большинство – кучка подавленных фрустированных людей.
Свободная Европа: Это большинство будет состоять из социалистов, депутатов «Pentru Moldova» и партии «Шор».
Ион Стурза: Соберутся все. Повторю еще раз: длинный список неудачников.
Свободная Европа: Павел Филип заявил, что демократы не проголосуют за такое правительство.
Ион Стурза: Думаю, он поддержит это правительство, как и те, кто остался в зоне влияния Шора, так как нельзя говорить о зоне влияния Канду. Додон, не будучи уверенным в том, что за это правительство проголосуют, не выдвинул бы эту кандидатуру. Остается ждать.
Свободная Европа: А вы знаете о решении Конституционного суда?
Ион Стурза: Я знаю о Конституционном суде, но знаю, что существуют и обычаи. В конце концов, это большинство должно быть создано, сформировано, освящено, прийти на консультации к президенту. У президента гораздо больше информации, чем у нас с вами, о кандидатах и о членах правительства, которые выдвигаются вместе с этими кандидатами. Поэтому есть и другие инструменты.
Премьер и министры не могут быть аполитичными, это бред
Что очень печально, г-жа Валентина, так это то, что политический класс в Кишиневе не заметил, что мир на глобальном уровне переживает кризис, который, возможно, тяжелее, чем две мировые войны в ХХ веке. Мы переживаем не только санитарный кризис, но, прежде всего, экономический кризис. Близится девятый вал, а проблем множество. И в этих условиях у нас продолжается политический кризис, который был бы роскошью даже в мирное время.
Свободная Европа: Мариана Дурлештяну говорит, что она аполитичный человек и согласилась на выдвижение ее на пост главы правительства. Вы считаете, что министры, правительственная команда, которую она сформирует, тоже будут аполитичной?
Ион Стурза: Простите за выражение, но это бред. Премьер-министр и министры не могут быть аполитичными. Это политические или технократические посты. Очевидно, что если она получит эту должность от Додона, она окажется под влиянием Партии социалистов. Зачем нам прятаться за деревьями и говорить чушь? Она принимала предложения и при Воронине, соглашалась и на другие посты. Поэтому не думаю, что у нее правые, проевропейские доктринальные взгляды. Для нее это шанс. И, как и все оппортунисты, не обязательно в плохом смысле слова, она разыграет эту карту и, возможно, покажет, что игра еще не окончена.
Очевидно, что на правом фланге есть много просвещенных, аналитических умов, которые попытаются бросить ей вызов с профессиональной точки зрения. И здесь я имею в виду не только то, как сводить дебит и кредит в бюджете, но, в первую очередь, как управлять страной во время пандемии и экономического кризиса. Но, что ж, здесь я крайне субъективен.
Свободная Европа: Вы допускаете, что Майе Санду будет объявлен импичмент? Почему я задаю вам этот вопрос? Если она отклонит кандидатуру г-жи Дурлештяну и ее команду, может случиться так, что парламентские силы, которые соберут не менее 55 голосов, инициируют процедуру импичмента Майи Санду.
Ион Стурза: Майя Санду — не Дональд Трамп, чтобы подвергать ее импичменту. Она уважает законы, Конституцию, и важнее всего, что она заручилась мощной поддержкой народа. Сегодня она обладает наибольшей легитимностью как политик, совсем недавно получив мандат, данный ей народом Республики Молдова. То есть, ее легитимность очень сильна.
Майя Санду — не Дональд Трамп, чтобы подвергать ее импичменту. Она уважает законы, Конституцию, и у нее — мощная поддержка народа
Во-вторых: давайте не будем забывать, что у нас есть Конституционный суд, который продемонстрировал свою стойкость в том смысле, что с уважением отнесся к положениям Конституции и не интерпритировал ее так, как это делали все суды до него. Печально известные суды 2010-2020 годов фактически создали нам параллельную Конституцию. Так что я не верю в импичмент. Не думаю, что те, кто голосовал за Майю Санду и все еще верит, что в Молдове можно что-то сделать для блага страны, будут терпеть игры, разработанные в Кремле.
Свободная Европа: Игорь Додон должен отправиться с визитом в Москву. Зачем, как вы думаете?
Ион Стурза: Да, как мы видели, он летит в Москву по билету, оплаченному посольством Российской Федерации. Просто смешно называть его при этом бывшим президентом государства.
Свободная Европа: Зачем ему летать в Россию?
Печально, что четыре года нами руководил президент — агент влияния иностранного государства
Ион Стурза: Он считает, что не смог бы через Zoom обсудить со своими кураторами в Москве свои следующие шаги. Он должен скоординировать все свои действия. Сейчас он проводит в Москве встречи тет-а-тет. Печально осознавать, что четыре года нами руководил президент, который был агентом влияния иностранного государства. Я не виню Российскую Федерацию. Они молодцы! Я упрекаю нас, молдаван, в том, что мы по-прежнему терпим таких персонажей в нашем публичном пространстве.
Свободная Европа: Президент Майя Санду всегда заявляла, что хочет роспуска этого парламента и досрочных выборов. Но, как сказано в законе, выборы можно объявить только после того, как два предложения правительства подряд будут отклонены. Если взять эти два сценария – досрочные парламентские выборы или утверждение правительства, – какому сценарию вы дали бы больше шансов?
Ион Стурза: К сожалению, нужно признать: вполне возможно, что депутаты проголосуют за правительство во главе с г-жой Дурлештяну.
Свободная Европа: Следовательно, парламентские выборы пройдут в положенный срок?
Ион Стурза: Возможно, даже раньше, чем полагают те, кто сегодня играет в эти шашки, в прямом и переносном смысле слова. Не знаю, сколько еще можно терпеть весь этот балаган и игры скомпрометировавших себя, антинациональных персонажей, таких как Игорь Додон и нескольких его приспешников, которые получают деньги от беглецов, укравших миллиард. Я считаю, что госпожа Санду, пользуясь преимуществом широкой народной поддержки, может предпринять совершенно нетривиальные шаги и перенять инициативу.
Свободная Европа: Как она может перенять инициативу?
Ион Стурза: Распустив парламент, подписав президентский указ.
Свободная Европа: Указ можно будет оспорить в Конституционном суде.
Ион Стурза: Пусть оспаривают. Я лишь хочу напомнить о достоинстве и справедливости, о том, чего мы, жители этой страны, были лишены все эти годы. Я обращаюсь к тем, кто считает себя фактором принятия решений в Республике Молдова, с просьбой проявить сознательность. Нами не должны руководить агенты влияния иностранных государств и те, кто унизил нас, украв миллиард. Для меня важно именно это, а запятая или плюс в Конституции — история покажет.
Свободная Европа: И.о. председателя партии «Действие и солидарность» Игорь Гросу заявил, что коалиция, сформированная в парламенте сразу после отклонения кабинета Гаврилицы, говорит об объединении Додона, Шора, Плахотнюка, а также Платона. Почему Платон?
Ион Стурза: Что ж, полагаю, что причиной этих спекуляций является госпожа Дурлештяну. Она много лет проработала в совете директоров банка г-на Платона, в том числе в не самый славный период «ландромата».
Свободная Европа: Эта коалиция может оказаться жизнеспособной?
Ион Стурза: Если Платон этого хочет, то может. Он отличный комбинатор. В своей нынешней позиции он может многого добиться. Ладно, это шутка. Правда в том, что я действительно ждал заявления, связанного с деятельностью г-жи Дурлештяну в банке г-на Платона.
Свободная Европа: Если депутаты поддержат правительство Дурлештяну, путь на Восток и на Запад останется открытым?
Платон — отличный комбинатор, и в нынешней позиции он может многого добиться
Ион Стурза: Нужно быть честными. И Восток, и Запад работают с существующим правительством. Но за этим правительством, как и за правительством Кику, стоит сомнительный альянс социалистов, Шора, Плахотнюка и кого хотите еще. В конце концов потребуются годы, чтобы доказать установку на реформы, направленность на тот же набор ценностей, что и Румыния или Европейский Союз. Все это сейчас невозможно себе представить, как нельзя было представить себе во время правления абсолютных технократов, тщательно отобранных г-ном Кику.
Свободная Европа: Помню, что когда г-н Кику объявил об отставке своего правительства после встречи со спикером Зинаидой Гречаной и тогдашним президентом Игорем Додоном, он сказал, что целью решения было проведение досрочных парламентских выборов. То же самое сказала и г-жа Гречаная, и даже г-н Додон твердо заявлял, что досрочные выборы пройдут в июне.
Ситуация стремительно развивается против Партии социалистов — из-за электоральных предпочтений молдаван
Ион Стурза: Сколько раз уже Додон говорит одно, а делает другое? Разумеется, у него есть скрытая повестка дня, и эта повестка даже не его, поскольку он агент влияния Российской Федерации в Республике Молдова. У него есть свои кураторы, которые набрасывают заявление, которое ему необходимо озвучить.
Во-вторых, ситуация стремительно развивается против Партии социалистов и ее сторонников в парламенте по причине электоральных предпочтений молдаван. Они это прекрасно знают и не хотят идти на риск, с ходу начинать избирательную кампанию, чтобы в итоге лишиться власти. Сейчас они составляют этот парламент и это большинство, которое нелегитимно со всех точек зрения. Они будут продолжать цепляться за власть. Это единственное объяснение.
Свободная Европа: После формального утверждения этой коалиции, электорат социалистов останется таким же преданным?
Ион Стурза: Для них это тоже большой риск, потому что они очень хорошо знают, как обстоят дела с государственными финансами, с эпидемиологической ситуацией, которая чрезвычайно сложна. Они прекрасно знают, что многие проекты будут задвинуты в угол. В первую очередь, проекты, осуществляемые в сотрудничестве с Румынией, которые жизненно важны для нас, для инфраструктуры, для помощи в борьбе с ковидом. Это социальные проекты, проекты Европейского Союза, проекты МВФ и т.д. Они это прекрасно знают, но ведь один хочет карьеры, другой хочет «металлолом», а третий хочет энергии.
Для них политический бизнес означает только деньги, а не преображение страны. Не борьбу с коррупцией, не создание демократического режима, а «money».
Свободная Европа: И еще один сюрприз: Андрей Нэстасе, лидер платформы «Достоинство и правда», также выдвинул свою кандидатуру на пост премьер-министра. О чем это говорит?
Ион Стурза: Не знаю. Думаю, внутри платформы DA существует проблема согласованности действий и месседжей. Я по-прежнему испытываю особое уважение к этой команде. Когда я вижу список лидеров этой партии, я считаю их ценными для Республики Молдова. У них большие заслуги, по крайней мере, в борьбе с Плахотнюком.
Они должны провести честное и открытое внутренне обсуждение и понять, чего они действительно хотят, как они хотят продолжить свою политическую карьеру, и в какой степени партийная повестка диктуется лично лидером партии Андреем Нэстасе и его интересами.