В 2020 году правительство Молдовы неоднократно кредитовалось, но средства кабмин брал у банков, а не от МВФ или ЕС, которые выделяют деньги на льготных условиях. Каковы перспективы развития молдавской экономики в 2021 году, в начале которого уже подорожало топливо? И каковы шансы на помощь Брюсселя, куда отправилась с визитом новый президент Майя Санду? Своим мнением поделился депутат Платформы DA Игорь Мунтяну.
Игорь Мунтяну: В 2020 году поступило в 15 раз меньше грантов, чем в 2014-м. Экономике, государству удалось привлечь в 15 раз меньше проектов для нужд развития национальной экономики. И если грантовых средств не хватает, то правительству пришлось привлекать кредитные средства. Тут два способа: иностранные займы и выпуск ГЦБ, при этом государственные ценные бумаги размещались или торговались на внутреннем рынке.
Таким образом, в 2021 году на выплату процентов по ранее взятым кредитам придется направить примерно 6% всех доходов государства, — сумма составляет 2,2 млрд леев. Помимо этого, наблюдается замедление роста национальной экономики — из-за пандемии и снижение потребления на зарубежных рынках.
В 2021 году на выплату процентов по ранее взятым кредитам придется направить примерно 6% всех доходов государства — это 2,2 млрд леев.
Несмотря на то, что наши позиции на европейском рынке довольно устойчивы, — недавно посол Европейского союза Петер Михалко напомнил, насколько важно открытие рынка ЕС для молдавских товаров, ведь более 67% всего экспорта направляется в Европу, но все же основной проблемой остается низкая конкурентоспособность и отсутствие прямых иностранных инвестиций. Которые могли бы серьезно изменить менталитет местных производителей, улучшить привлечение трудовых ресурсов, да и вообще, экономика Республики Молдова, безусловно, должна использовать в большей степени подобные возможности.
Надо сказать, что в 2021 году у нас бюджет, принятый парламентом в крайне специфичных условиях. А бюджетно-налоговая политика, которая должна была стать примером широкого консенсуса в обществе, договора между бизнесом и политическими силами, превратилась в набор противоречий и источников конфликтов.
Вместо того, чтобы получить четкую дорожную карту с приоритетами налогово-бюджетной политики, у нас превалировали закулисные договоренности олигархических кругов и их обслуги, а бывшее правительство покровительствовало этим процессам.
Свободная Европа: Когда и каких трудностей следует ожидать в первую очередь? Помню, ваш коллега по фракции Александру Слусарь предупреждал в конце года, что, если деньги от МВФ не поступят — а деньги не поступят — уже в декабре-январе могут появится сложности с выплатой зарплат и пенсий. Есть ли действительно подобный риск?
Игорь Мунтяну: Из-за того, что заседание парламента было прервано, мы не смогли собрать достаточно информации о бюджетной дыре, о которой говорил мой коллега Александру Слусарь. Вы же знаете, что нам на последнем заседании надо было рассмотреть вотум недоверия правительству, но заседание не состоялось из-за волюнтаризма спикера парламента.
Пока мы ожидаем помощи от Европейского союза, внешним партнерам нужно увидеть правительство.
Впрочем, и так понятно, что в течение первых месяцев года постоянно ощущается наибольшее фискальное давление. С другой стороны, существует практика, когда некоторых экономических агентов заставляют платить налоги сразу за несколько месяцев, а затем в первые месяцы, с января по февраль, из этих сумм оплачиваются зарплаты, пенсии и другие госрасходы. Это действительно может стать проблемой для государственного бюджета. Тем более, что отсутствие эффективного правительства, как и отставка кабинета министров, всегда влияет на финансовую дисциплину.
Говорить более конкретно о том, когда выполнение обязательств станет проблемой, я не могу — это спекуляции, но у нас, безусловно, есть одна и та же проблема, которая повторяется из года в год, и январь — сложный месяц для налоговой дисциплины и бюджета.
Еще надо сказать, что пока мы ожидаем помощи от Европейского союза, внешним партнерам нужно увидеть правительство. Соответственно, как ни крути, а финансовая стабильность зависит от появления правительства — кризисного или переходного, называйте как хотите, — и действовать надо одновременно с обеспечением финансовой дисциплины, борьбой с коррупционными схемами или уклонением от уплаты налогов, возвратом украденных средств, и т. д.
Свободная Европа: Майя Санду в Брюсселе заявила, что приоритетом является вакцина от COVID, а я бы хотела вас спросить вот о чем. Каковы, по-вашему, шансы на то, что Республика Молдова справится с кризисом, и какова в этом заслуга Европейского союза? Политический кризис может затянутся, а денег от МВФ все еще нет.
Игорь Мунтяну: Думаю, что некоторые виды срочной помощи Республика Молдова сможет получить от Европейского союза, так же, как и другие страны могут рассчитывать на гуманитарную помощь. Но проблемы — с доступом к более солидной помощи, которая нужна наиболее пострадавшим в результате пандемии или от засухи, случившейся в 2020-м.
Чтобы помочь хоть кому-то, нужны прямые переговоры с Брюсселем и его структурами.
Например, фермеры ждут от правительства компенсаций, ждут процедуры выплат за 2020 год, однако кабмин в бюджете на это не предусмотрел ни бана! Кроме того, и другие категории, в том числе сектор HoReCa, тоже рассчитывают на помощь.
Чтобы помочь хоть кому-то, нужны прямые переговоры с Брюсселем и его структурами, — и, соответственно, нужны определенные обязательств. На мой взгляд, уходящее в отставку правительство, которое просит о выделении ресурсов, не пользуется необходимым уровнем доверия.
Помимо Европейского союза, конечно, есть и некоторые международные банки, которые так же могли бы серьезно помочь Республике Молдова, пусть и в виде кредитов, но и для этого нужно правительство.
Таким образом, из-за политической нестабильности и волатильности мы не сможем воспользоваться многими важными инструментами, которые нужны для оживления экономики и помощи пострадавшим. Чтобы решить эту проблему, нужно кризисное правительство, и мы должны поставить очень четкую цель — как можно скорее выйти из этого институционального тупика, вызванного, в том числе, и решениями Конституционного суда.
Из-за политической нестабильности мы не сможем воспользоваться важными инструментами, которые нужны для оживления экономики и помощи пострадавшим.
Если мы не найдем решения, — либо досрочные выборы, и как можно скорее, либо кризисное правительство, в самом ближайшем будущем, то в страну в 2021 году может не поступить жизненно важная для экономики помощь. И это противоречит интересам и отдельных граждан, и общества в целом.
Свободная Европа: Социалисты уже обвинили Майю Санду в бездействии, которое может спровоцировать политический, административный, конституционный кризис... Что вы думаете об их заявлениях?
Игорь Мунтяну: Я считаю, что избранный президент Майя Санду имеет конституционное обязательство действовать и применять конституционные положения, касающиеся выдвижения кандидата на должность премьер-министра. Пусть даже это и встретит сопротивление со стороны неформальной коалиции между ПСРМ, партией «Шор» или другими аффилированными группами.
В подобных условиях, несомненно, состав кабинета, который мог бы представить кандидат, должен быть наилучшим — из всех возможных вариантов. И, конечно, если депутаты выступят против, то на досрочных выборах, после двух безуспешных попыток сформировать правительство, им придется нести ответственность. Но, так или иначе, не соблюдать нормы Конституции нельзя.
Реальная конъюнктурная ставка в 2021 году четко связана с восстановлением нормальной работы правительства Республики Молдова, с тем, чтобы власть несла ответственность за управление страной в период до выборов, вне зависимости от того, сколько до выборов времени.
Свободная Европа: Кстати, ждать или нет заседания нынешнего парламента? Каковы перспективы?
Игорь Мунтяну: Я убежден, что парламент соберется, возможно, после 18 или 20 января, будут созваны заседания комиссий, а решение о созыве заседания парламента примет Постоянное бюро. Совершенно не вижу, чтобы сейчас кто-либо выступал против заседаний фракций и созыва парламента.
Свободная Европа: Даже большинство, если можно его так называть?
Игорь Мунтяну: Конечно! Я не видел никаких признаков того, что кто-либо из депутатов так называемого правящего альянса ПСРМ и Шора не захотел бы присутствовать на заседании или проигнорировал бы тот факт, что есть законопроекты, которые надо обсудить.
В комиссиях, в том числе, на заседании комиссии по контролю за публичными средствами, нам все еще нужно обсудить отчет об исполнении бюджета и за 2019 год, и за 2020 год, есть масса зарегистрированных законопроектов, много проектов были приняты в первом чтении, и их тоже, с моей точки зрения, очень важно обсудить.