В интервью Свободной Европе депутат-либерал Лилиан Карп рассказал об очередной парламентской сессии и проекте либералов о выходе Республики Молдова из СНГ.
Свободная Европа: Начинается весенне-летняя сессия парламента. Каковы приоритеты высшего законодательного органа?
Лилиан Карп: Как прозвучало в одной телевизионной передаче, в котором участвовал и я, и представитель парламентского большинства г-н Гилецки, один из приоритетов связан с законом Big Brother – о контроле интернет-трафика. Власть намерена проверять весь веб-поток, электронную информацию.
Те, кто попал на европейский рынок, обратно на российский уже не вернутся
Сейчас в Республике Молдова – 12 тысяч решений о прослушивании телефонов. Если взять Великобританию, где идет борьба с терроризмом, то там прослушивается около 2600 телефонов, а в Молдове – свыше 12 тысяч! Ну, а после принятия этого закона – если он будет принят – совершено ясно, что соответствующие органы смогут контролировать и электронную почту, и общение людей будет происходить в еще более стесненных условиях. Нельзя ограничивать общение! Это ущемляет свободу человека.
Свободная Европа: Какие еще вопросы входят в парламентскую повестку?
Лилиан Карп: Ряд законопроектов по реформе юстиции. Здесь у нас есть задолженности, из-за которых мы лишились определенной финансовой помощи со стороны Евросоюза. Но, в общих чертах, не следует ждать от парламента действующего созыва каких-то захватывающих решений, разве что, возможно, за исключением законопроекта, зарегистрированного либералами, – о выходе Республики Молдова из СНГ. Посмотрим, как пойдет эта сессия, и какие еще законопроекты будут внесены.
Свободная Европа: Как вы расцениваете эту инициативу либералов? Вы все еще входите в ЛП?
Лилиан Карп: Да, я член фракции ЛП.
Свободная Европа: И выход Молдовы из СНГ – это…
Лилиан Карп: Я считаю, что Российская Федерация нарушила соглашение о Содружестве Независимых Государств, когда использовала торговые ограничения в отношении Молдовы как политическую дубину. И если ты являешься частью соглашения, а оно не соблюдается другими членами, дальнейшее присутствие бессмысленно.
Соглашение об ассоциации нам досталось авансом
Мы видели, что молдавские предприниматели, молдавский бизнес переориентировался на европейский рынок. Ну, а те, кто попал на европейский рынок, обратно на российский уже не вернутся.
Свободная Европа: У этого законопроекта вообще есть шансы? Понадобятся же голоса парламентского большинства…
Лилиан Карп: Что ж, посмотрим, какие они на самом деле сторонники антироссийской борьбы. Мы поддержали проект о борьбе с пропагандой, сейчас – их очередь показать, насколько они привержены европейскому курсу Молдовы. Если поддержат проект – значит, они искренни в своих намерениях, если нет – значит, ведут двойную игру.
Свободная Европа: Но речь идет и о внесении изменений в Конституцию, о включении в Основной закон европейского внешнеполитического вектора.
Лилиан Карп: Включение в Конституцию… Это возможно лишь в том случае, если мы признаем, что язык, используемый в Республике Молдова, – румынский. Если мы собираемся признавать историческую истину…
Свободная Европа: Этот вопрос есть в парламентской повестке? Пересмотр ст. 13 о названии государственного языка?
Лилиан Карп: Согласен. И если они действительно хотят изменить Конституцию, и не ради предвыборного пиара вокруг того, что это они направили – и ведут – Республику Молдова по европейскому курсу... Потому что всем прекрасно известно, что эта работа началась еще в 2009 году, когда был создан Альянс за европейскую интеграцию-1, и путь оказался довольно длинным и трудным…
Большинство мандатов, порядка 93-94-х, поделят между собою три партии
И все прекрасно знают, что Соглашение об ассоциации нам досталось авансом – на фоне конфликта в Украине, и так же ясно, что Демпартия этим законопроектом пытается доказать, что эта она повела Республику Молдова по пути евроинтеграции… Тогда как у нас имеется известное Соглашение об ассоциации и есть определенные отношения с Евросоюзом. Внести заявку на получение статуса кандидата – это куда логичнее, чем пересматривать Конституцию!
Свободная Европа: Почему? Вы не уверены в необратимости курса на европейскую интеграцию?
Лилиан Карп: Когда есть определенные угрозы, когда пророссийская партия может получить парламентское большинство, и эта опасность существует, даже при участии…
Свободная Европа: Вы говорите о Партии социалистов?
Лилиан Карп: …при участии Демпартии, и мы получим после парламентских выборов, которые пройдут либо в 2018-м, либо в 2019 году…
Свободная Европа: Почему вы говорите «либо»?
Лилиан Карп: Потому что закон предусматривает трехмесячный срок после истечения полномочий законодательного органа, то есть, до 28 февраля 2019 года, поэтому я просто соблюдаю указанные пределы. Если сложится такая ситуация, при которой невозможно будет сформировать парламентское большинство, то в игре будут другие правила.
Известна риторика Партии социалистов, явно пророссийская; есть риторика Демпартии, проевропейская, и есть риторика партий правового толка, которые являются проевропейскими, но которые выступают против Демпартии, и они уже заявили, что не пойдут на альянс с демократами.
Свободная Европа: Одно уточнение: эта риторика против Демпартия или против Плахотнюка?
Лилиан Карп: На данный момент это одно и то же. Помните, «мы говорим – Ленин, подразумеваем – партия, мы говорим – партия, подразумеваем – Ленин»?.. Точно так же и здесь. Плахотнюк и партия слились воедино.
Свободная Европа: Вы исключаете коалицию ДПМ с проевропейскими силами?
Лилиан Карп: На данном этапе – да.
Свободная Европа: А позже?
Евросоюз – не Россия, в выборы не вмешивается
Лилиан Карп: Я уверен, что некоторые политические игроки на правом фланге вполне искренни в своих заявлениях, что на альянс с Демпартией они не пойдут, пока партию возглавляет Влад Плахотнюк или другие такие же лидеры. Я имею в виду Партию «Действие и солидарность» (PAS). Я уверен, что она искренна в своих заявлениях.
Посмотрим, чем завершатся парламентские выборы, но мы очень хорошо понимаем, что большинство мандатов, порядка 93-94-х, поделят между собою три партии: Партия социалистов и Демпартия, которые, как я думаю, создадут предвыборный блок, потому что нынешняя избирательная система очень стимулирует доминирующие партии и формирование избирательных блоков. И следующий блок – PAS, Платформа DA и другие партии, которые к ним присоединятся.
Убежден, что этот блок не ограничится двумя партиями; остальным придется присоединиться к тому или иному блоку. Не исключено, что пройдут несколько независимых кандидатов, но они несильно повлияют на формирование большинства.
Свободная Европа: Вы даете понять, что власть не откажется от избирательной реформы?
Лилиан Карп: Нет, это однозначно. Этот проект является, скажем так, «воплощением души» демократов на предстоящую предвыборную кампанию. Они прекрасно понимают, что пропорциональная система обеспечит им от силы 15-16%, при всех административных ресурсах. Несмотря на то, что опросы показывают 5-6%, я уверен, что они могут взять 15%. Но при пропорциональной системе выборов они могут пойти в блоке с НЕПМ и еще с кем-то и набрать до 30 мандатов.
Идут с поклонами партии, партийному боссу, поют дифирамбы – прямо Амон-Ра на молдавской земле!
Свободная Европа: Как, по вашему мнению, будут развиваться отношения Молдовы с Западом?
Лилиан Карп: Все зависит от того, какое большинство сформируется в парламенте.
Свободная Европа: А до парламентских выборов?
Лилиан Карп: До выборов… Известно, что перед выборами отношения, как правило, равноудаленные – ровные и уважительно-настороженные. Евросоюз – не Россия, в выборы не вмешивается. ЕС ограничивается своей ролью в развитии и модернизации Республики Молдова и не старается, как Российская Федерация, любыми механизмами вмешаться в выборы. Поэтому я уверен, что отношения не станут хуже, уверен, что Соглашение об ассоциации отменено не будет, и безвизовому режиму упразднение не грозит, потому что Евросоюз понимает: это может сказаться на отношениях с Республикой Молдова потом, после выборов. И вот тогда придется все начинать с нуля.
Свободная Европа: Почему образовалась и продолжает углубляться пропасть между верхами и низами?
Лилиан Карп: Основная причина – верхи пытаются максимально сосредоточить власть в своих руках, учитывая предстоящие парламентские выборы. Их тревожат и результаты последних опросов, и антирейтинг правящего альянса – в этих условиях, естественно, методы, с помощью которых они смогут удержаться у власти, не совсем ортодоксальные, они не гнушаются использовать угрозы и давление… Поэтому пропасть между верхами и низами вполне естественна.
Нам, оппозиции, только и остается, что выступать с заявлениями и бить, что называется, в колокола
В 2005-2006 гг. при коммунистах люди постоянно боялись, что их телефоны прослушиваются, говорили шепотом даже в коридорах. Сейчас это все вернулось в молдавское общество в еще более уродливой форме, вернулось ощущение того, что они могут потерять работу, что везде есть глаза и уши, – а в результате, сдулось наиболее активное ядро общества, пропало желание участвовать в политической жизни.
Свободная Европа: И госинституты смирились с таким положением дел?
Лилиан Карп: Да более того – государственные учреждения включились в этот процесс запугиваний. Если вы в неформальной обстановке побеседуете с главами местных администраций Молдовы, то столько интересных историй узнаете!.. О том, как людей преследуют, запугивают, вынуждают поступать вопреки их воле, приводят в действие разные рычаги, лишь бы получить возможность использовать админресурс на предстоящих парламентских выборах…
Свободная Европа: Некоторые из мэров даже здесь, в студии Свободной Европы, рассказывали о попытках преследования и шантажа.
Лилиан Карп: Я поэтому и говорю – людям кажется, что кто-то притаился рядом и подсматривает за ними, слушает, о чем они говорят. Сегодня сложилась ситуация, когда идут с поклонами партии, партийному боссу, поют дифирамбы – прямо Амон-Ра на молдавской земле, да и только!..
Но это приводит к сбоям в демократическом процессе. Чем больше политическая власть в бедной стране сосредоточена в одних руках…
Не зря жители Лэпушны бойкотировали выборы, мы все видели, как пришли голосовать немногим более 20% избирателей
Свободная Европа: Власть сосредоточена в одних руках?
Лилиан Карп: Да, в руках одного человека, а что такое культ личности – мы должны знать! Он не всегда культивируется одним человеком, его взращивает окружение, нередко более агрессивное, чем сам человек, вокруг которого возводится культ.
Свободная Европа: Вы депутат парламента. И вы должны выступать за справедливость, независимое правосудие, за то, чтобы закон был единым и для представителя власти, и для рядового гражданина. Что вам удается делать?
Лилиан Карп: За исключением тех заявлений, с которыми вы выступаем… К сожалению, при таком парламентском большинстве, как наше, которое отличается монолитным и даже агрессивным характером, нам, оппозиции, только и остается, что выступать с заявлениями и бить, что называется, в колокола по поводу ситуации, сложившейся в Республике Молдова.
И чем ближе к выборам, тем больше будет осложняться состояние демократии в стране, потому что люди будут бояться баллотироваться, и каждый будет думать – а если я не пройду, что со мною сделают после выборов?
Как это произошло на досрочных выборах мэров в нескольких населенных пунктах – многие просто отказались выставлять свои кандидатуры. И сейчас Демпартия руки потирает от удовольствия, говорит, что она победила... Но это неправда, вы можете провести журналистское расследование – и вы увидите, кто и от какой партии шел на выборы, но в итоге с кем оказался… Заставляли, создавали проблемы!.. Не зря жители Лэпушны бойкотировали выборы, мы все видели, как пришли голосовать немногим более 20% избирателей. Потому что не дали баллотироваться человеку с наибольшими шансами. И людям пришлось пойти на бойкот.