Linkuri accesibilitate

Ernest Vardanean


До саммита «Восточного партнерства» в Вильнюсе осталось менее трех недель, и участникам большой геополитической игры становится все сложнее скрывать истинное положение вещей. Особенно трудно приходится Украине – оно и понятно, Киев играет главную партию, и ему предстоит дать окончательный ответ «Да» Европе или «Да» России. Посмотрим, что происходило в соседней стране за последнее время.

Начну с того, что на минувшей неделе Верховная Рада так и не смогла провести голосование по законопроекту, который давал возможность самой известной заключенной Украины – Юлии Тимошенко – отправиться на лечение в Германию. Характерно, что сама «газовая принцесса» согласилась принять любой вариант, лишь бы не создавать препятствий для европейской интеграции. Но не тут-то было…

7 ноября в Раде прошло закрытое заседание, в рамках которого спикер и председатели парламентских фракций провели переговоры с европейскими делегатами – так называемой комиссией Кокса – Квасьневского. По итогам встречи были озвучены разные мнения, но так или иначе правящая Партия регионов не стала обнадеживать ненавистную Юлию Тимошенко, продолжая играть на сочувствии к ней со стороны Европы в сочетании с ее же (Европы) желанием поскорее втянуть Украину в свою орбиту.

Надо сказать, что приближение к Вильнюсу не только приподнимает завесу тайны над политическими процессами в регионе, но и радикализирует представителей всех политических лагерей. Количество и острота «сливов», ангажированных комментариев и откровенной дезинформации так возросли, что каждый раз рискуешь пойти по ложному пути или в лучшем случае за деревьями не увидеть леса.

Вот, например, самая свежая и интригующая информация последних суток (по состоянию на вечер воскресенья 10 ноября). В субботу пресс-служба президента Украины сообщила о намерении Виктора Януковича в срочном порядке посетить Москву. Уже интересно. Вечер воскресенья: ведущий канала «Россия» Дмитрий Киселев, ссылаясь на кремлевскую пресс-службу, говорит, что Януковича в Москве не было. Как это понимать?

Агентство «Новый Регион», ссылаясь на свои источники, пишет, что визит Януковича в Москву в последний момент был отменен после звонка из Брюсселя. Звонил лично глава Европейской комиссии Жозе Мануэл Баррозу и, если верить источникам, пригрозил украинскому лидеру «судьбой Лукашенко» и даже бывшего премьер-министра Украины Павла Лазаренко, осужденного в США за коррупцию. А уже непосредственно мои источники в Киеве говорят, что президент Янукович поехал на встречу с некоторыми особо влиятельными олигархами, где было решено подписать в Вильнюсе Соглашение об ассоциации. В противном случае Киеву грозили серьезные санкции Евросоюза.

Так это или нет, но в Москву Янукович всё же не поехал. Вспомним, что 27 октября украинский президент 5 часов беседовал с Путиным наедине, и, как сообщается, хозяин Кремля всячески «умасливал» собеседника, обещая широкую гамму преференций. Так, помощник президента России Сергей Глазьев утверждает, что Москва гарантирует Киеву широчайшее сотрудничество в атомной, авиационной и ракетно-космической области. А чтобы Янукович думал быстрее над предложением, от которого почти невозможно отказаться, «Газпром» ненавязчиво напомнил о долге Украины за потребленный в августе газ – 882 млн. долларов. Потом оказалось, что долг вырос до 2 млрд. А затем стали говорить о возможном иске России против Украины на 10 млрд. долларов из-за невыполнения условий газового контракта. Но, видимо, европейская дубинка оказалась более убедительным аргументом.

Впрочем, европейцы позволяют себе и более открытое давление на Киев. Так, президент Литвы Даля Грибаускайте, говоря о деле Тимошенко, заявила, что о «запасном варианте» на случай срыва подписания Соглашения должна думать сама Украина, т.к. у Евросоюза нет «плана Б». При этом литовский посол в Киеве Пятрас Вайтекунас заявил, что Украина «не смогла доказать», что у нее нет избирательного правосудия.

Еще мрачнее был шведский министр иностранных дел Карл Бильдт. Он выразил неуверенность в том, что Украина и ЕС подпишут документ в конце ноября. По словам дипломата, многое будет зависеть от того, что скажут в своем докладе те самые Кокс и Квасьневский, которые «поцеловали замок» в Верховной Раде, так и не дождавшись голосования по законопроекту о лечении или освобождении Юлии Тимошенко. А 18 ноября пройдет совещание глав МИД 28 стран-членов ЕС, где будет принято решение по Украине.

В данный момент я уверен в том, что Соглашение будет скорее подписано, чем не подписано, но доля скепсиса остается по той же самой причине, по которой это чувство было у меня и раньше. Украинские политики и эксперты все чаще повторяют, что ненависть Януковича к Юлии Тимошенко и его страх перед ее политическим возрождением настолько велики, что он может даже пожертвовать Вильнюсом, лишь бы не отпускать ее.

Впрочем, европейцы не хотят зацикливаться на ее деле и готовы организовать Вильнюс на должном уровне, а уж после подписания заставить Януковича выпустить «Леди Ю», затянув ратификацию до 2015 года, то есть до очередных президентских выборов. И вновь перед главой государства возникнет тяжелый выбор: потерять Европу сейчас, но удержать в тюрьме ненавистную соперницу, или все же отпустить ее сегодня, форсировано пройти путь до ратификации и к выборам 2015 года стать европейским принцем на белом коне.

На случай отказа европейцев подписать или ратифицировать Соглашение об ассоциации Украина всегда сможет вернуться к матушке России, которая и денег даст, и газом обогреет (и Туркмения тоже снабдит вдобавок), и с удовольствием прикупит вожделенные заводы вроде «Южмаша». А там и Юлия Тимошенко выйдет под давлением европейцев. И съест Виктора Януковича на завтрак под аплодисменты украинской оппозиции и оскорбленной Европы.

Кстати, об оппозиции. Власти Украины начали налоговые проверки компании «Рошен» (Петр Порошенко – один из самых известных политиков страны) и ввели изменения в налоговое законодательство, которое закрывает путь лидеру партии «УДАР» Виталию Кличко в президентское кресло. По мнению экспертов, это не что иное, как начало упредительных мер против наиболее вероятных конкурентов Януковича на выборах 2015 года. Глупо и топорно? Безусловно. Я не знаю, кто подсказал эту идею украинскому лидеру, но уверен, что популярности это ему не прибавит.

В общем, получается, что осознанный и желанный выбор в пользу европейской интеграции Украины становится заложником личных фобий украинского президента. И это только прибавляет остроты жесткой игре между Россией и Европой. Правда, есть еще одна точка на карте, которая неизбежно сыграет свою партию в ближайшее время. Речь о приднестровском урегулировании, но об этом во второй части материала.

3 ноября на центральной площади Кишинева прошел проправительственный митинг, который приобрел скандальный характер задолго до проведения. Я сейчас не буду цитировать многочисленные свидетельства людей о том, где, кто и в какой форме заставлял их ехать в Кишинев. Скажу только одно: даже те, кто никогда не был замечен в симпатиях к оппозиционным коммунистам, приводили информацию о принуждении простых служащих государственных предприятий и учреждений к участию в митинге в поддержку правящей коалиции.

Итак, 3 ноября. Я прибыл в центр столицы за час до намеченной манифестации и уже на выезде из Ставчен увидел десятки автобусов, микроавтобусов и легковых автомобилей из Рышканского, Сорокского, Теленештского, Резинского районов, а также из Бельц и Оргеева. Непосредственно на въезде в Кишинев была пробка длиной около километра. «Серьезно подготовились ребята», - подумал я.

Приближаясь к центру, я увидел множество колонн с флагами Румынии, Молдовы и Евросоюза. Они всё шли и шли, прибывали и прибывали. Примерно в 10-15 площадь Великого национального собрания была заполнена наполовину, но новые люди приходили так стремительно, что к 11-00 их количество превышало 60 тысяч, а с учетом «праздношатающихся» по окрестным улицам и паркам – минимум 70 тысяч человек.

Отсюда делаю первый важный вывод: в плане логистики, организации мероприятия правящий альянс справился блестяще, на отметку «десять». Четкие организованные колонны, множество флагов, растяжек с названиями городов и районов, никакой суеты, толкотни и давки.

Но… что-то не то… Стою рядом с коллегами, смотрю на огромную толпу и понимаю, что здесь что-то не так. «Почему все идут в таком молчании? Как будто на похоронах», - говорю я себе в уме. И, словно услышав мои мысли, коллеги сказали вслух: «Ну, точно, на похороны идут». Я стал еще внимательнее вслушиваться в людское море и понял, что… слушать нечего. Где привычные в таких случаях речевки, где крики «Хотим в Европу» или хотя бы «Жос комуништий»? Где оглушительный свист и завывания мегафонов?

Однако главное потрясение ждало меня впереди. Когда началось само мероприятие и стал выступать Тимофти, мы с коллегами как раз проходили мимо Триумфальной арки и могли обозревать всю площадь и сцену. Так вот: больше половины людей просто-напросто не слушали его, говорили о чем-то между собой, фотографировались, гуляли, смеялись и даже умудрялись высмеивать этого и других выступавших. Когда Тимофти закончил выступление, я слегка напрягся, готовясь оглохнуть от шквала аплодисментов, и обомлел: 70-тысячная толпа издала слабенькие жиденькие аплодисменты, которых было едва слышно даже в огромные концертные динамики. Что это – обструкция, «игнор»?

И вновь коллеги словно прочитали мои мысли: «Что это за поддержка, что за аплодисменты?». «Ничего себе радость», - ерничали другие. И в качестве живого подтверждения этих мыслей я встречаю комбатантов – участников боевых действий на Днестре в 1992 году. Задаю им вопрос, который не могу не задать: «Скажите, а зачем вы пришли сюда – чтобы поддержать правительство?». «Ни в коем случае! – возражают они мне. – Мы пришли поддержать идею европейской интеграции, а не этих (нецензурное слово) правителей».

Еще одно наблюдение: несмотря на строгий надзор за манифестантами (европейское правление?!), людям удавалось уйти с площади и пойти по своим делам. При этом, как говорят коллеги, на всем пути от автобусов до площади за приехавшими (правильнее сказать – привезенными) зорко следили «бригадиры», не давая им отклониться от курса или принимать от моих коллег листовки. Более того, нам удалось побеседовать с одним сотрудником Северо-западных электросетей, которого заставили прибыть в Кишинев с группой коллег под угрозой увольнения. Наш собеседник был так возмущен, что после своего рассказа добавил: «Я приеду сюда на митинг коммунистов!».

В общем, какое-то странное мероприятие получилось. Повторю мысль: в организационном плане акция проведена блестяще. Но много ли надо ума для этого? Контроль над министерством транспорта, полицией, СИБ, финансовыми и медиа-ресурсами – обладая всем этим, невозможно не собрать 70 тысяч человек на площади. Но собрать физически – одно, а вложить в их умы и души любовь к властям – совсем другое. То, как люди себя вели на моих глазах, - лучшее доказательство того, что народ Молдовы не дал себя окончательно одурачить. Оглушительное молчание во время выступления власть предержащих – прекрасное тому свидетельство. Блестящий организационный успех и полный идейный провал – вот главный итог 3 ноября.

Încarcă mai mult

XS
SM
MD
LG