Linkuri accesibilitate

Ernest Vardanean


С самого начала этой многосторонней многоходовой игры между Россией и Евросоюзом за влияние на постсоветском пространстве было понятно, что рано или поздно на авансцену выступит приднестровский фактор. За время журналистской работы в Тирасполе я с десяток раз слышал сакраментальное «Если бы не Приднестровье, Молдова давно бы ушла в Румынию».

Это пропагандистское клише, откровенно говоря, не очень далеко от истины. И оно тем более оправдывает себя сегодня, когда мы можем заявить: «Приднестровье является серьезным препятствием на пути Молдовы в Европейский Союз». Я неоднократно писал о том, что примерно с конца 2012 года европейские бюрократы, а затем румынские политологи стали открыто предлагать некий отложенный статус Приднестровья, чтобы оно своим существованием не мешало прогрессу Кишинева в европейской интеграции. Власти РМ достаточно энергично взялись за дело, не выказывая особого интереса к приднестровской проблематике, зато форсируя работу в преддверии Вильнюса.

По мере приближения к заветному саммиту «Восточного партнерства» российское противодействие планам Кишинева и Киева становится одновременно более жестким и… скрытным. Сейчас, когда стало известно, что Виктор Янукович все-таки побывал в России и встретился с Владимиром Путиным, не остается сомнений в том, что «рука Москвы» не зря воспринимается как вечное пугало для любителей конспирологии. Пресс-службы глав обоих государств подтвердили факт беседы, но не раскрыли деталей, лишь добавив туману в эту историю, ставшую практически детективной. Поползли упорные слухи и даже довольно компетентные экспертные заявления о том, что Украина не поворачивает вспять.
К чему же всё это? Что происходит на Первом украинском фронте? И чего нам ожидать на Втором – кишиневском направлении? В середине октября в Интернет попала любопытнейшая бумага – якобы письмо министра иностранных дел непризнанного Приднестровья Нины Штански в адрес КГБ республики. Госпожа Штански будто бы просит чекистов информировать МИД о событиях в Молдове, в том числе в Гагаузии и Бельцах, и даже – оцените масштаб! – реализовать усилиями двух ведомств стратегию присоединения Молдовы к Таможенному Союзу в 2016 году.

Если бы я не знал, что «документ» приписывается Тирасполю, то сказал бы, что это как минимум уровень ФСБ или МИД России. Уж больно планка инициатив высокая. Однако в виртуальном пространстве эта бумага разошлась молниеносно, и что немаловажно, ее содержание не было подтверждено приднестровскими властями, но не было и опровергнуто! Посему будем считать, что это письмо «скорее настоящее, чем фальшивое».

При этом возникает резонный вопрос: кто же «слил» этот документ? Оппозиционные Евгению Шевчуку ресурсы утверждают, что в Тирасполе идет жесткое противостояние между «русской» партией, которую олицетворяет Нина Штански, и «украинской группировкой», которой управляет председатель КГБ Николай Земцов. И вот, мол, «Москва» приказала «Киеву» (обращается внимание на менторский тон письма) следить за Кишиневом, а еще лучше – нагадить ему. Причем акцент делается на том, что «украинское» КГБ сопротивляется «русскому» МИДу, поскольку официальный Киев борется за счастье под европейским солнцем и не может позволить Москве играть в такие опасные игры прямо под носом. В общем, именины сердца для сторонников теории заговора.

С одной стороны, в этом ничего экстраординарного нет. Настоящая Россия вполне может надавить на настоящую Украину, мы это проходили не раз. И я даже готов поверить в то, что приднестровская дипломатия «круче» приднестровских чекистов. Но, с другой стороны, именно КГБ Левобережья «в связи со сложной оперативной обстановкой» вводит контроль над молдавскими полицейскими, работающими в Приднестровье. Получается, что украинские лоббисты портят жизнь своим молдавским партнерам, которые тоже хотят в Европу? Нестыковка.

Время от времени из информационного пространства Приднестровья прорываются сообщения о том, что общественные организации хотят провести какое-нибудь массовое мероприятие в духе «анти-Вильнюс», и вот тогда приходится поверить в то, что противостояние саммиту «Восточного партнерства» всё же имеет определенные институциональные формы.

А если приглядеться внимательнее, можно увидеть, что Украина завершает председательство в ОБСЕ на минорной ноте, ибо не назвать этот год провальным в приднестровском урегулировании просто нельзя. Не снимая ответственности с молдавской стороны по вышеуказанной причине, я замечу, что Тирасполь тоже не особо рвался к переговорам, жестко противостоя любым попыткам подойти к пресловутой «третьей корзине» и заняться вопросом статуса.

Нужно ли вновь говорить о том, что несговорчивость приднестровской дипломатии была одобрена Москвой? Нет особой нужды напоминать и о том, что противодействие России европейским планам Украины и Молдовы началось не вчера, а Приднестровье не позавчера стало инструментом региональной геополитической игры. Можно было бы сказать, что Россия справится с украинской «добычей» самостоятельно, но второй фронт в тылу – это классика жанра. Сегодня Тирасполь становится действенным механизмом слома евроинтеграционных устремлений Киева и Кишинева – Шевчук говорит о «цивилизованном разводе», и это, в общем-то, не пугает Молдову (развод случился давно, и Кишинев это пережил), но ведь нужно допустить и то, что «развод» может стать настоящим, со скандалами на границе.

Своим выступлением в Германии приднестровский лидер дал понять, что на игру Молдовы и Украины ва-банк он ответит асимметрично, но эффектно – инициированием полного слома статус-кво. Европейцам это точно не понравится, зато Россия будет по-прежнему стоять в стороне и хитро улыбаться. Успех Вильнюса может означать ослабление приднестровского фактора для Москвы, и Молдова от нее все-таки ускользнет. Однако… русские медленно запрягают, но быстро ездят.

До саммита «Восточного партнерства» в Вильнюсе осталось менее трех недель, и участникам большой геополитической игры становится все сложнее скрывать истинное положение вещей. Особенно трудно приходится Украине – оно и понятно, Киев играет главную партию, и ему предстоит дать окончательный ответ «Да» Европе или «Да» России. Посмотрим, что происходило в соседней стране за последнее время.

Начну с того, что на минувшей неделе Верховная Рада так и не смогла провести голосование по законопроекту, который давал возможность самой известной заключенной Украины – Юлии Тимошенко – отправиться на лечение в Германию. Характерно, что сама «газовая принцесса» согласилась принять любой вариант, лишь бы не создавать препятствий для европейской интеграции. Но не тут-то было…

7 ноября в Раде прошло закрытое заседание, в рамках которого спикер и председатели парламентских фракций провели переговоры с европейскими делегатами – так называемой комиссией Кокса – Квасьневского. По итогам встречи были озвучены разные мнения, но так или иначе правящая Партия регионов не стала обнадеживать ненавистную Юлию Тимошенко, продолжая играть на сочувствии к ней со стороны Европы в сочетании с ее же (Европы) желанием поскорее втянуть Украину в свою орбиту.

Надо сказать, что приближение к Вильнюсу не только приподнимает завесу тайны над политическими процессами в регионе, но и радикализирует представителей всех политических лагерей. Количество и острота «сливов», ангажированных комментариев и откровенной дезинформации так возросли, что каждый раз рискуешь пойти по ложному пути или в лучшем случае за деревьями не увидеть леса.

Вот, например, самая свежая и интригующая информация последних суток (по состоянию на вечер воскресенья 10 ноября). В субботу пресс-служба президента Украины сообщила о намерении Виктора Януковича в срочном порядке посетить Москву. Уже интересно. Вечер воскресенья: ведущий канала «Россия» Дмитрий Киселев, ссылаясь на кремлевскую пресс-службу, говорит, что Януковича в Москве не было. Как это понимать?

Агентство «Новый Регион», ссылаясь на свои источники, пишет, что визит Януковича в Москву в последний момент был отменен после звонка из Брюсселя. Звонил лично глава Европейской комиссии Жозе Мануэл Баррозу и, если верить источникам, пригрозил украинскому лидеру «судьбой Лукашенко» и даже бывшего премьер-министра Украины Павла Лазаренко, осужденного в США за коррупцию. А уже непосредственно мои источники в Киеве говорят, что президент Янукович поехал на встречу с некоторыми особо влиятельными олигархами, где было решено подписать в Вильнюсе Соглашение об ассоциации. В противном случае Киеву грозили серьезные санкции Евросоюза.

Так это или нет, но в Москву Янукович всё же не поехал. Вспомним, что 27 октября украинский президент 5 часов беседовал с Путиным наедине, и, как сообщается, хозяин Кремля всячески «умасливал» собеседника, обещая широкую гамму преференций. Так, помощник президента России Сергей Глазьев утверждает, что Москва гарантирует Киеву широчайшее сотрудничество в атомной, авиационной и ракетно-космической области. А чтобы Янукович думал быстрее над предложением, от которого почти невозможно отказаться, «Газпром» ненавязчиво напомнил о долге Украины за потребленный в августе газ – 882 млн. долларов. Потом оказалось, что долг вырос до 2 млрд. А затем стали говорить о возможном иске России против Украины на 10 млрд. долларов из-за невыполнения условий газового контракта. Но, видимо, европейская дубинка оказалась более убедительным аргументом.

Впрочем, европейцы позволяют себе и более открытое давление на Киев. Так, президент Литвы Даля Грибаускайте, говоря о деле Тимошенко, заявила, что о «запасном варианте» на случай срыва подписания Соглашения должна думать сама Украина, т.к. у Евросоюза нет «плана Б». При этом литовский посол в Киеве Пятрас Вайтекунас заявил, что Украина «не смогла доказать», что у нее нет избирательного правосудия.

Еще мрачнее был шведский министр иностранных дел Карл Бильдт. Он выразил неуверенность в том, что Украина и ЕС подпишут документ в конце ноября. По словам дипломата, многое будет зависеть от того, что скажут в своем докладе те самые Кокс и Квасьневский, которые «поцеловали замок» в Верховной Раде, так и не дождавшись голосования по законопроекту о лечении или освобождении Юлии Тимошенко. А 18 ноября пройдет совещание глав МИД 28 стран-членов ЕС, где будет принято решение по Украине.

В данный момент я уверен в том, что Соглашение будет скорее подписано, чем не подписано, но доля скепсиса остается по той же самой причине, по которой это чувство было у меня и раньше. Украинские политики и эксперты все чаще повторяют, что ненависть Януковича к Юлии Тимошенко и его страх перед ее политическим возрождением настолько велики, что он может даже пожертвовать Вильнюсом, лишь бы не отпускать ее.

Впрочем, европейцы не хотят зацикливаться на ее деле и готовы организовать Вильнюс на должном уровне, а уж после подписания заставить Януковича выпустить «Леди Ю», затянув ратификацию до 2015 года, то есть до очередных президентских выборов. И вновь перед главой государства возникнет тяжелый выбор: потерять Европу сейчас, но удержать в тюрьме ненавистную соперницу, или все же отпустить ее сегодня, форсировано пройти путь до ратификации и к выборам 2015 года стать европейским принцем на белом коне.

На случай отказа европейцев подписать или ратифицировать Соглашение об ассоциации Украина всегда сможет вернуться к матушке России, которая и денег даст, и газом обогреет (и Туркмения тоже снабдит вдобавок), и с удовольствием прикупит вожделенные заводы вроде «Южмаша». А там и Юлия Тимошенко выйдет под давлением европейцев. И съест Виктора Януковича на завтрак под аплодисменты украинской оппозиции и оскорбленной Европы.

Кстати, об оппозиции. Власти Украины начали налоговые проверки компании «Рошен» (Петр Порошенко – один из самых известных политиков страны) и ввели изменения в налоговое законодательство, которое закрывает путь лидеру партии «УДАР» Виталию Кличко в президентское кресло. По мнению экспертов, это не что иное, как начало упредительных мер против наиболее вероятных конкурентов Януковича на выборах 2015 года. Глупо и топорно? Безусловно. Я не знаю, кто подсказал эту идею украинскому лидеру, но уверен, что популярности это ему не прибавит.

В общем, получается, что осознанный и желанный выбор в пользу европейской интеграции Украины становится заложником личных фобий украинского президента. И это только прибавляет остроты жесткой игре между Россией и Европой. Правда, есть еще одна точка на карте, которая неизбежно сыграет свою партию в ближайшее время. Речь о приднестровском урегулировании, но об этом во второй части материала.

Încarcă mai mult

XS
SM
MD
LG