Linkuri accesibilitate

Ernest Vardanean

Sorry! No content for 24 noiembrie. See content from before

sâmbătă 23 noiembrie 2013


Свершилось. Долгий тяжелый торг руководства Украины с Европейским Союзом и Российской Федерацией закончился. 21 ноября правительство этой страны распорядилось приостановить процесс подготовки к заключению Соглашения об Ассоциации с ЕС «в интересах национальной безопасности Украины».

«Распоряжение принято с целью более детального изучения и проработки комплекса мер, которые Украина должна выполнить для воссоздания утраченных объемов производства и направлений торгово-экономических отношений с Российской Федерацией и другими государствами – членами СНГ, формирование надлежащего уровня внутреннего рынка, который обеспечивал бы паритетные отношения между Украиной и странами – членами ЕС, что является базовым принципом международного права и основой экономической безопасности страны», - об этом говорится в документе, опубликованном на сайте Кабинета министров Украины.

Киев решил создать трехстороннюю комиссию вместе с ЕС и Россией и поручил министерствам «возобновить активный диалог с Российской Федерацией и другими странами Таможенного союза и государствами-членами СНГ по оживлению торгово-экономических связей с целью сохранения и укрепления совместными усилиями экономического потенциала государства», – отмечается в документе.

Пока оппозиция приходила в себя от шока, пока западные дипломаты наперебой выражали огорчение, втайне надеясь на то, что им это только снится, украинские власти и некоторые эксперты выдали на-гора обоснования этого достаточно неожиданного шага. Так, вице-премьер Юрий Бойко заявил, что Украина не получила четкого сигнала от ЕС по компенсации потерь из-за осложнения отношений со странами СНГ. По словам чиновника, за последние 4 месяца в Украине существенно упали объемы производства промышленной продукции.

«Ежемесячно, начиная с августа этого года, наша страна начала терять 15-20 тыс. рабочих мест, и примерно 30-40 млрд. гривен торгового оборота было потеряно за этот период. Это привело к тяжелым последствиям в экономике», – цитирует вице-премьера «РБК-Украина». «В экономическом плане мы не получили четкого сигнала со стороны наших европейских партнеров, что те потери торгово-экономического объема, которые мы получили за последние четыре месяца, будут компенсированы от поступления новых рынков и поставок нашей продукции на новые рынки Европы», – подчеркнул Бойко.

Депутат Верховной Рады Александр Стоян подтвердил, что ЕС не предложил поддержки Украине. «Нас заставили принять непопулярную пенсионную реформу, нас заставляют на 40% повысить тарифы на коммуналку, нас заставляют заморозить минимальную заработную плату, нас заставляют сократить работников бюджетной сферы. Что это за диктат? Да зачем нам такая Европа нужна?», – возмутился Стоян.

Украинский экономист Виктор Суслов, также подтвердив отсутствие гарантий, напомнил, что европейские политики обещали Киеву компенсировать потери в торговле с Россией. «Но сегодня реально никакой помощи не оказано и не оказывается», – цитирует Суслова «Новый Регион». По словам эксперта, товарооборот со странами Таможенного союза за последние месяцы упал на 25%. «Подписав Соглашение об ассоциации, Украина берет на себя очень тяжелые финансовые обязательства по внедрению за свой счет европейских технических регламентов и стандартов. И сумма расходов за 10 лет была объявлена примерно 160 млрд. евро. Это огромная сумма, Украина таких денег не имеет», - добавил Виктор Суслов.

Наконец, премьер-министр Украины Николай Азаров заявил, что последним аргументом, вынудившим власти приостановить процесс, стали крайне жесткие условия предоставления кредита от МВФ. «Повышение тарифов на газ и отопление для населения примерно на 40%; обязательство замораживания базовой зарплаты, минимальной зарплаты, общей зарплаты на текущем уровне; существенное сокращение расходов на бюджетные цели, снижение субсидий в энергетике; постепенное свертывание освобождения от НДС для сельского хозяйства и других отраслей», - цитирует премьера «Интерфакс».

В общем, позиция официальных властей Украины стала предельно ясной. Посчитали – прослезились. В Киеве сидят не просто неглупые, но и донельзя прагматичные люди, за которыми стоят мощные финансово-промышленные группировки, чьи многомиллиардные обороты по определению не могут быть пожертвованы даже во имя европейской интеграции. Цена вопроса в случае с Украиной настолько велика, что Янукович и Азаров посчитали возможным захлопнуть дверь прямо европейцам в лицо.

Что же касается западных политиков и дипломатов, их реакция на событие 21 ноября была скорее эмоциональной. Например, меня очень удивила позиция министра иностранных дел Литвы Линаса Линкявичюса, который «хотел бы получить больше ясности». Разве может быть яснее? А президент балтийской республики Даля Грибаускайте рассказала, что Виктор Янукович, мол, по телефону пожаловался ей на давление и шантаж со стороны России. Я нисколько не умаляю влияния пресловутой «руки Москвы», даже наоборот, но все же не думаю, что украинский президент плакался литовской коллеге в жилетку исключительно из желания усладить ее слух рассказами о кровавой гэбне. Скорее всего, хитрый «проффесор» просто отвлек внимание хозяйки предстоящего саммита от вышеозначенных причин, дабы не бросать булыжники в европейский огород.

Дальше – больше. Западная пресса принялась наперебой предсказывать скорый крах украинской экономики по причине замораживания ряда крупных кредитов, которые, однако, покрывают ничтожно малую часть настоящих потребностей страны. А любитель «Твиттера», министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт предрек Украине «движение вниз». Мол, Киев на Запад не идет, на Восток тоже не пойдет, зато, как чувствует министр, «идет вниз». Однако утечки в прессе говорят о другом: Россия пообещала Януковичу, по разным данным, от 10 до 20 млрд. долларов.

Получается, что основной причиной «предательства» Украины всё же остается финансовый фактор. Основной, но не единственной. Как отмечают некоторые киевские эксперты, команда Януковича поняла, что краткосрочные социально-экономические трудности от болезненных реформ перекроют широкие европейские преференции и перспективы. Проще говоря, реформы по лекалам ЕС очень сильно ударят по населению, что может поставить крест на амбициях президента, желающего переизбраться на второй срок в начале 2015 года.

И здесь кроется самый большой риск для Виктора Януковича. После 21 ноября он окончательно противопоставил себя евроатлантическим партиям страны и невольно повысил популярность главной узницы – Юлии Тимошенко. Кстати, по ее вопросу правящая Партия коммунистов жестко «прокатила» все инициативы, лоббируемые европейцами. «Будет сидеть», - дают понять в частных разговорах киевские политики и политологи. Видимо, сейчас Янукович рассудил, что надежно запертая Юля всё же лучше эфемерного европейского счастья, которое оказывается к тому же слишком дорогостоящим. Другими словами, успех на выборах 2015 года для него важнее похлопываний по плечу в Вильнюсе.

Скажу больше: есть ощущение, больше на интуитивном уровне, что украинский президент никогда особо и не хотел уходить под «крышу» Европейского Союза. После победы Януковича в 2010 году было широко распространено мнение о том, что для донецкого клана русские олигархи намного опаснее европейских бюрократов, поэтому Киев довольно динамично шел по пути европейской интеграции. Не буду оспаривать эту позицию, но предположу, что Россия прекрасно понимала, где проходит та самая «красная черта», переступать которую нельзя, если хочешь дружить с Киевом. Поэтому в последние годы Москва не особо нажимала на украинском направлении, иногда даже казалось, что Украина отпущена в свободное плавание. Ан нет. Выходит, русские «ушли в подполье», работая с украинцами конфиденциально, без помпы и панибратства.

Что еще можно сказать по этой, признаться, поднадоевшей теме? В сухом остатке имеем провал – да, полный геополитический провал «Восточного партнерства». Если даже Молдова и Грузия парафируют документы в Вильнюсе, эффект будет уже не тот. Без Украины проект Европейского Союза не получит того уровня и охвата, который задумывался его создателями – Швецией и Польшей. Первый шок Европа испытала 3 сентября, когда президент Армении Серж Саргсян заявил о намерении двигаться в сторону Таможенного Союза. Но Армения не идет ни в какое сравнение с Украиной. Киев – главный трофей в затянувшей битве за Восточную Европу. После 21 ноября европейцам придется многое переосмыслить, поработать над ошибками, ведь двери не закрыты наглухо. Янукович и Азаров не сказали, что полностью сворачивают с европейского пути, но сегодня и сейчас ЕС получил звонкую оплеуху. Здесь и сейчас осыпался лоск с саммита «Восточного партнерства». Я не знаю, поедет ли Янукович в литовскую столицу, но это будет уже не тот Янукович и не тот Вильнюс. Спектакль окончен. Занавес.

Читайте полный цикл материалов «Битва за Восточную Европу»:
Увертюра. http://www.europalibera.org/content/blog/25085405.html
Секреты большой политики. http://www.europalibera.org/content/blog/25115286.html
Выбор для Украины. http://www.europalibera.org/content/blog/25120274.html
Кнут для Литвы. http://www.europalibera.org/content/blog/25131493.html
Пряники от Путина. http://www.europalibera.org/content/blog/25132190.html
Берегите женщин, женщин берегитесь. http://www.europalibera.org/content/blog/25148514.html
Серпентарий «верных» союзников. http://www.europalibera.org/content/blog/25156207.html
Последняя разведка боем. Часть 1. http://www.europalibera.org/content/blog/25164299.html
Последняя разведка боем. Часть 2. http://www.europalibera.org/content/blog/25165391.html

В ноябре Женева может по праву назвать себя столицей мировой дипломатии. Уже во второй раз в течение этого месяца на берегах Женевского озера проходят переговоры по иранской ядерной программе. Сейчас, когда пишутся эти строки, встреча Ирана и «группы шести» (пять постоянных членов Совета Безопасности ООН плюс Германия) продолжается. По последней информации, которую озвучили замминистра иностранных дел Исламской Республики Аббас Аракчи и пресс-секретарь главы европейской дипломатии Майкл Манн, существенного прогресса на переговорах не зафиксировано, и они продолжатся в пятницу днем.

Предыдущий раунд, прошедший 7-9 ноября, показал принципиально новый расклад. Вернее, неожиданно возникшие разногласия в лагере международных посредников. Как выяснила пресса, первоначально стороны были готовы поддержать иранское предложение, оформленное в виде американского плана, о частичном замораживании ядерной программы в обмен на отмену ряда болезненных санкций, в первую очередь в нефтяной и банковской сфере. Так, Тегеран был готов отложить запуск реактора на тяжелой воде в городе Арак.

Из утечек в СМИ следует, что США, Великобритания и Россия поддерживали эту позицию, но в ситуацию жестко вмешалась Франция. Устами министра иностранных дел Лорана Фабиуса были озвучены четыре условия: незамедлительная передача всех имеющихся у Ирана ядерных объектов под международный контроль, остановка обогащения урана до 20%, сокращение его существующих запасов и полное прекращение строительства ядерного центра в Араке.

Для иранской делегации эти условия были неприемлемыми, и поскольку контактная группа принимает решения исключительно консенсусом, получилось, что Франция своими условиями применила право вето, сорвав переговоры. Как свидетельствуют участвовавшие во встречах дипломаты, этот демарш Парижа вызвал гневную реакцию Лондона, да и глава европейской дипломатии Кэтрин Эштон с госсекретарем США Джоном Керри были совсем не в восторге. Впрочем, иранские СМИ пишут, что виновником срыва был как раз Керри, который на трехсторонней встрече с министром иностранных дел Ирана Джавадом Зарифом и Кэтрин Эштон попросил Тегеран полностью заморозить ядерную программу на полгода, что также пришлось персам не по вкусу.

Так или иначе, западный демарш нанес урон другого характера: он продемонстрировал отсутствие единства в стане переговорщиков, ведь Иран вправе сказать: «Чего вы от нас хотите, если не можете между собой разобраться?». Кроме того, как отмечали дипломаты в официальных заявлениях, первый ноябрьский раунд и не должен был достигать высоких целей, его значение было в создании доверительной конструктивной атмосферы. И этого как раз не получилось. Судя по всему, нынешний раунд переговоров буксует всё по той же причине – Франция и/или США не отказались от жестких предусловий, а Иран тоже продемонстрировал принципиальность. О последнем свидетельствуют свежие утечки в прессу – пишут, что «Иран в последний момент ужесточил требования».

В чем причина «бунта на корабле»? Говоря о позициях Франции, большинство наблюдателей считает, что Париж как минимум по трем причинам не заинтересован в уступке инициативы на переговорах. Во-первых, существует некая коррупционная связь между французской правящей элитой и арабскими монархиями Залива. В частности, Катар и в меньшей степени Саудовская Аравия имеют финансовое влияние на Париж и диктуют ему определенные правила игры, ведь для шейхов сильный Иран под американским зонтиком – угроза из угроз.

Во-вторых, могущественное еврейское лобби в США, не найдя понимания в Белом доме и Госдепартаменте, решило направить усилия на другие страны. В пользу этой версии говорит то, что буквально на днях президент Франции Франсуа Олланд был с помпой принят в Израиле и нашел там благодарную аудиторию.

В-третьих, есть и более прагматичный вариант: французы лоббируют интересы своих компаний в атомной энергетике, которые не хотят терять позиций в регионе и кровно заинтересованы в получении выгодных заказов в Иране, а на этом рынке всегда царила жесточайшая конкуренция, где нет понятий «партнер». Предполагается, что Париж будет торпедировать переговоры, пока не получит гарантий участия в иранских проектах, где алчут поработать и американцы, и русские.

Что касается мотивов США, там, как всегда, всё глобально. Еврейское лобби, пользующейся поддержкой консервативного крыла Республиканской партии, всячески препятствует мирным переговорам, т.к. не верит в «искренность намерений режима аятолл», и через большинство «слонов» в Сенате пытается продавить новые санкции против Ирана. При этом Барак Обама отправил на Капитолийский холм трех влиятельных дипломатов, поручив им убедить сенаторов в необходимости повременить с кнутом и дать возможность посредникам дать персам пряник. Сенат вроде бы готов пойти Обаме навстречу и, судя по сообщениям в СМИ, может отложить санкции до декабря. Кроме того, демарш Керри в Женеве, если таковое имело место, мог быть жестом о том, что США не стремятся быть «святее Папы Римского» и не желают сближения с Ираном больше, чем этого хочет сам Иран.

Между тем, Израиль без лишних сантиментов и расшаркиваний развил невиданную активность и работает едва ли не по всем направлениям одновременно. Британская пресса пишет, что «Моссад» и спецслужбы Саудовской Аравии вели тайные переговоры о совместных военных действиях против Ирана на случай, если переговоры в Женеве пойдут по тегеранскому сценарию. Правда, сразу возник вопрос, почему в переговорах участвует именно «Моссад» - политическая структура, а не ЦАХАЛ, что было бы логичнее.

Эксперты предположили, что, даже если встреча с саудитами имела место, она больше носила характер «протокола о намерениях» и была направлена на создание соответствующей атмосферы в регионе, а не непосредственной подготовки к войне. С другой стороны, наблюдатели считают, что это не просто блеф Иерусалима и Эр-Рияда, а попытка каждого из них на случай форс-мажора подставить другого под иранскую акцию возмездия. Я скажу больше: случись такое на самом деле, «крайним» будет именно саудовский режим, поскольку со многих точек зрения он более уязвим для Ирана, а атаку персов на Израиль представить достаточно трудно – чего-чего, а этого американцы в обозримом будущем уж точно не позволят.

Активность еврейского государства проявилась также в блиц-визите премьера Биньямина Нетаньяху в Москву. Судя по утечкам в прессу, израильский гость просил Владимира Путина не возражать против жесткой позиции посредников в Женеве, но убедить хозяина Кремля не удалось. Российский президент выразил надежду на достижение устойчивого решения по иранской ядерной программе, то есть поддержал позицию своих партнеров.

Получается интересный расклад: США, Великобритания, Россия, Китай и Германия, с одной стороны, Франция, Израиль и Саудовская Аравия, с другой стороны. Нет сомнений в том, что евреи и арабы будут и далее вставлять палки в колеса. Другое дело – будут ли они (в первую очередь Израиль) настолько убедительны, чтобы противостоять такой мощной группе стран.

Пожалуй, главный негативный фактор переговорного процесса – это время. Точнее, его острая нехватка. Пресса сообщает, что главная газовая компания Ирана на грани банкротства – сказались международные санкции. У персов цейтнот, консервативные круги усиливают нажим на рахбара Хаменеи, чтобы убедить его заменить делегацию переговорщиков на более жесткую. Что тогда будет, можно только догадываться. Но продолжать изоляцию Ирана – только усугублять положение в регионе. Замкнувший отвергнутый Иран тем более ни за что не откажется от ядерной программы и даже может начать производство ядерного оружия.

В свою очередь, Израиль – в одиночку или с «сочувствующими» - предпримет меры упреждения, что может привести Ближний Восток к полной катастрофе. Причем даже если военные удары будут нанесены по Ирану до появления у него оружия массового поражения, его гипотетический ответ будет таким разрушительным, что Израиль может понести колоссальные потери. Понятно, что к акции возмездия немедленно приступит ливанская шиитская группировка «Хезболла» и находящиеся в Сирии отряды Корпуса стражей исламской революции.

Кстати о Сирии. Я был и остаюсь убежденным в том, что начало уничтожения химического арсенала этой страны – часть системы гарантий, в которых незримо участвует Иран. Персы не могли дать согласие на это, если бы не были уверены в будущей защите Сирии от потенциальной израильской атаки. Не секрет, что Хафез Асад создавал химическое оружие именно против Израиля. С другой стороны, Иран не может допустить, чтобы арсенал Башара Асада исчез раньше, чем будет достигнут консенсус по ядерной программе. Соответственно, крайний срок для переговоров Ирана и «контактной группы» - 1 июля 2014 года, когда по плану будет завершена утилизация химического оружия.

Процессы на Ближнем Востоке продолжают развиваться по доселе не видимой модели. Внешне не связанные между собой процессы в Сирии и вокруг Ирана на самом деле имеют глубокую геополитическую связь. Параллельные действия на поверку оказываются взаимно переплетенными. Но полный анализ сегодняшней ситуации будет неполным без рассмотрения событий в других арабских странах. Об этом в третьей части материала.

Încarcă mai mult

XS
SM
MD
LG