Linkuri accesibilitate

Ernest Vardanean

Важные новости приходят из воюющей Сирии. 19 августа армия Арабской Республики после боев с террористами взяла под контроль город Хан-Шейхун в провинции Идлиб и пролегающую через город часть трассы Дамаск – Алеппо и близлежащие высоты. Теперь Хан-Шейхун и стратегическая трасса полностью контролируются правительственными войсками.

Террористы группировки «Тахрир аш-Шам» (это «Джебхат ан-Нусра» после проведенного «ребрендинга») потерпели серьезное поражение, попав в кольцо к югу от Хан-Шейхуна. А армия Башара Асада значительно изменила в свою пользу ситуацию в провинции Идлиб, которая остается последним крупным прибежищем противников Дамаска.

Однако здесь важен совсем другой нюанс: согласно астанинским договоренностям между Россией, Ираном и Турцией, провинция Идлиб была отнесена к «зоне деэскалации». Но не потому, что там было всё спокойно, а потому, что окопавшиеся там боевики пользовались покровительством Турции, которая использовала регион как буфер. Фактически Иран и Россия согласились на господство в Идлибе протурецких группировок при условии, что они не будут провоцировать войска Асада и тем более не станут выходить за пределы «зоны деэскалации».

Но что-то, как обычно, пошло не так. Во-первых, с этой территории регулярно осуществлялись обстрелы беспилотниками российской авиабазы в Хмеймиме. Во-вторых, постоянное и весьма вольготное присутствие террористов на ограниченной площади неизбежно вызывало у них желание проверить Сирию и Россию на прочность, и не факт, что это было без подсказки из Анкары. В общем, случилось то, что случилось, но странность в том, что Турция будто бы опоздала к этой отнюдь не внезапной операции сирийской армии. Раньше турки жестко отвечали даже просто на словесные выпады в адрес «повстанцев» Идлиба, а тут – такое досадное «опоздание».

В экспертном сообществе возникло подозрение о том, что Турция на самом деле сдала своих «подопечных», чтобы взамен добиться от России и Ирана, а заодно и от США согласия на ввод войск на север Сирии к востоку от Евфрата. Естественно, мнением официального Дамаска Анкара не интересовалась. Но здесь, похоже, расставлены ловушки. Во всяком случае, анализ найденных мною информационных материалов говорит о том, что США создают видимость согласия на проведение «зачистки» приграничных территорий от курдских вооруженных формирований, которых турки считают террористическими. На самом же деле американцы, скорее всего, не дают окончательного согласия, т.к. обещали курдам помощь, а с другой стороны, не прочь устроить Эрдогану дополнительную проблему – тема С-400 всё еще актуальна.

Обозреватель аналитического издания Al Monitor Метин Гуркан пишет, что Вашингтон в конечном итоге заставит Турцию признать легитимность Рабочей партии Курдистана. «Далеко не все в Анкаре и Вашингтоне уверены, что турецко-американское соглашение по Сирии когда-либо будет работать… Например, командующий сирийской оперативной группой бригадный генерал Эрдал Сенер открыто выразил свое несогласие и подал в отставку, заявив, что сотрудничество с США дорого обойдётся Турции», - цитирует Гуркана российское издание «Реалист».

Источники Al Monitor говорят, что США и Турция так и не сумели договориться о зоне безопасности. Анкара потребовала создания 40-километровой в глубину и 380-километровой в ширину зоны к востоку от Евфрата, а Вашингтон предложил создать зону в 7-10 км в глубину и 140 км в ширину. Тем не менее, США и Турция договорились создать совместный оперативный центр в городе Урфа. Центр будет определять маршруты доступа турецких подразделений к востоку от Евфрата, где появятся наблюдательные пункты США и Турции. При этом курдская группировка YPG будет под наблюдением американских военных, которым она отдаст тяжелые вооружения, артиллерию, минометы и несколько ракетных установок.

В свою очередь, русскоязычное курдское изданиеRiaTazaсо ссылкой турецкую газету Habertürk Daily пишет, что американцы будто бы запретили турецким подразделениям заходить в города, которые попадают в приграничную зону безопасности. При этом сама она будет включать три различных пояса безопасности.

В первой пятикилометровой полосе турецкие и американские войска будут вести совместное патрулирование, и там турецким войскам не будет позволено входить в города, находящиеся под контролем курдов, но им будет разрешено требовать удаления некоторых людей из этих городов из-за связей с Рабочей партией Курдистана. За вторую 9-километровую полосу ответственность будут нести американские войска, в то время как курдским силам YPG будет разрешено остаться, если они уберут тяжелое вооружение. Наконец, американские власти рассматривали дополнительный пояс шириной 4 км, где они будут иметь полный контроль, пишет издание.

Продолжение следует

Похоже, в арабском мире начато негласное соревнование под девизом «Ни дня без горячих новостей». В разоренной Ливии, например, продолжается жестокое противостояние между формально признанным Правительством национального спасения Фаиза Сараджа, который поддерживается Турцией, Катаром и в меньшей степени Италией, и Ливийской национальной армией фельдмаршала Халифы Хафтара, на стороне которого намного более мощные игроки: Россия, Франция, Египет, Саудовская Аравия, Арабские Эмираты, Китай.

Так, 11 августа около 30 иностранных наемников были захвачены отрядами Ливийской национальной армии в ходе начавшейся операции в Марзуке на юго-западе страны. По информации представителя армейского командования, «подразделения ЛНА, вошедшие в город, арестовали 27 наемников, которые в составе экстремистских группировок на протяжении последних недель терроризировали население Марзука». Источник не указал, из каких стран были завербованы боевики для участия в вылазках радикалов на ливийской территории, пишет ТАСС.

Немного ранее армия Хафтара приступила к наземной операции в Марзуке с целью изгнания из города экстремистских групп чадской оппозиции и сотрудничающих с ней наемников. Наземная операция прошла при поддержке с воздуха. 13 августа бои возобновились после перерыва на мусульманский праздник жертвоприношений Ид-аль-Атха (русскоязычным читателям он больше знаком под названием «Курбан-байрам»). Самолеты Ливийской национальной армии нанесли воздушные удары по южным окраинам Триполи.

Любопытно, что желание помочь фельдмаршалу Халифе изъявили сепаратисты Южного Йемена. Вообще внешний фактор в ливийской войне значит едва ли не больше, чем собственно межклановые разборки. Например, «Независимая газета» отмечает, что Турция рассматривает кровопролитие в Ливии не как гражданскую войну, а как бунт команды Хафтара против единственной «законной власти» во главе с Сараджем. В войне замечены турецкие боевые самолеты, зафрахтованные Арабскими Эмиратами у Украины транспортные самолеты, джихадисты, переброшенные из Сирии, военные инструкторы и офицеры спецслужб разных стран.

А в соседнем с Ливией Судане прошел неожиданный и пока мирный поворот. Переходный Военный совет и оппозиционные «Силы декларации за свободу и перемены» 4 августа парафировали Конституционную декларацию, которая знаменует новый этап создания переходного правительства. По плану через несколько дней будет официально объявлено о создании совместного военно-гражданского Суверенного совета, который станет управлять страной в течение трех лет и трех месяцев.

Ранее Мохамед Хассан Лебатт, представитель Африканского союза, который совместно с Эфиопией выступил посредником, заявил, что Переходный военный совет и гражданская оппозиция Судана «полностью согласились» с документом. Планируется, что Суверенный совет будет состоять из 11 гражданских и военных представителей: по пять от каждой стороны и еще один человек будет согласован отдельно.

Как пишет «Независимая газета» со ссылкой на агентство Reuters, документ перечисляет органы власти, которые будут действовать в течение переходного периода, и отношения между ними. Заведующий Центром социологических и политологических исследований Института Африки РАН Сергей Костелянец назвал подписание Конституционной декларации важным шагом в сторону стабилизации общественно-политической ситуации в Судане.

«Главной задачей Суверенного совета будет достижение мира, избегание кровопролития, нормализация обстановки на улицах, – пояснил он. – То, что стороны смогли прийти к соглашению, это положительный знак». По словам эксперта, достижение компромисса между двумя противоборствующими лагерями во многом стало результатом давления со стороны их внешних спонсоров. Но это вовсе не гарантирует скорого наступления демократии в стране и тем более не является панацеей от бесчисленных социальных и экономических бед Судана.

Продолжение следует

Încarcă mai mult

XS
SM
MD
LG