Linkuri accesibilitate

Ernest Vardanean

Новая страница запоздалой «арабской весны» в очередном нестабильном государстве Ближнего Востока. В Йемене, самой бедной, вечно раздираемой стране Аравийского полуострова, весь год продолжалась гражданская война между несколькими противоборствующими силами. Это просаудовская власть во главе с президентом Мансуром Хади, шиитская проиранская группировка хуситов «Ансар Аллах» и суннитская группировка сепаратистов, выступающая за отделение Южного Йемена и называющая себя «Южный переходный совет» с боевым крылом «Пояс безопасности». В стране есть еще «филиалы» ИГИЛ и «Аль-Каиды».

10 августа южане вошли в Аден, бывшую столицу Южного Йемена. Дело, однако, в том, что бывшая столица в настоящее время является де-факто столицей, ибо де-юре столица – Сана – занята хуситскими повстанцами. Если читатели еще не запутались в этой чересполосице, я продолжу. Итак, официальная столица захвачена проиранскими шиитскими боевиками, а временная де-факто столица теперь в руках южных сепаратистов. Не знаю, есть ли в мировой истории такой прецедент.

Что интересно, раньше южане поддерживали правительственные, то есть просаудовские войска, уточняет Радио «Свобода». А президентский дворец в Адене охраняли саудовские солдаты, которые отступили на военную базу международной коалиции (во главе с Аравией) к западу от города, при этом президент Хади находится в Эр-Рияде, сообщает РИА «Новости».

Естественно, представители йеменских властей назвали эти события переворотом и заявили о сохранении верности президенту Мансуру Хади. При этом министр внутренних дел Йемена Ахмед аль-Майсари заявил, что в боях на стороне южных сепаратистов были замечены 400 военных машин из Арабских Эмиратов. Реакции президента Хади и Саудовской Аравии не последовало. Лишь 11 августа Эр-Рияд призвал конфликтующие стороны провести срочные переговоры, пишет РИА «Новости».

«Конфликт в Адене – это региональный конфликт, в котором различные силы используют ресурсы и кровь людей юга, чтобы установить контроль над городом, аэропортом, портом и входом в Баб-эль-Мандебский пролив», - сказал «Коммерсанту» заместитель руководителя политического бюро совета революционных движений «Аль-Хирак» Южного Йемена Мударам Абу Саррадж.

По его словам, арабская коалиция изначально действовала единым фронтом вместе с южанами, но по мере освобождения территорий от хуситов внутри коалиции начались раскол и борьба за власть. Это привело к появлению различных вооруженных «милиций» и параллельных политических структур. В частности, одной из причин поддержки Южного совета Арабскими Эмиратами стали отставки близких к Абу-Даби членов просаудовского правительства Йемена.

«Если раньше считалось, что гражданская война идет между законной властью в лице президента Хади и членами хуситского альянса, то теперь очевидно, что конфликт в Йемене – это продукт военной интервенции арабской коалиции. И в этом конфликте решаются вопросы, которые никак не связаны с восстановлением государственности Йемена», - сказал «Ъ» старший научный сотрудник центра арабских и исламских исследований ИВ РАН Сергей Серебров.

«Скрытый конфликт между Саудовской Аравией и Арабскими Эмиратами на территории южного Йемена начался еще год назад. В этот раз ЮПС… начал раздувать новую антисаудовскую и антиправительственную волну», - пояснил «Коммерсанту» эксперт Российского совета по международным делам Кирилл Семенов. Он, однако, полагает, что Эмираты не будут доводить дело до открытого конфликта в Йемене.

Впрочем, Саудовская Аравия не побоялась жестких мер и после призывов к переговорам нанесла удары по позициям ЮПС в Адене, после чего его лидер Айдарус аз-Зубейди согласился на прекращение огня и переговоры в Эр-Рияде. Там он подтвердил верность президенту Хади и арабской коалиции, но отверг переговоры под давлением.

Между тем, эксперты отмечают, что вспышка насилия в Адене не возникла на пустом месте, а вызвана сокращением военного присутствия ОАЭ. Как пишет «Независимая газета» со ссылкой на американского аналитика Майкла Хортона, власти Эмиратов поняли, что вооруженные интервенции с неясными целями, ненадежными союзниками и отсутствием стратегии выхода из войны обречены на провал. В то же время в Абу-Даби не в восторге от мысли, что Эр-Рияд может получить под контроль весь Йемен, поэтому есть предположение, что нынешнее обострение – это попытка ОАЭ напомнить Саудовской Аравии о национальных интересах.

Зато Иран открыто напомнил о своих интересах, обвинив сразу и Саудовскую Аравию, и Арабские Эмираты в попытке расчленения Йемена. В ходе встречи в Тегеране с представителем шиитского движения «Ансар Алла» (хуситы) Мухаммедом Абдулом Саламом духовный лидер Ирана аятолла Хаменеи призвал противостоять планам двух арабских монархий в Йемене, передаёт Евразия Daily со ссылкой на иранский канал Press TV.

«Саудовская Аравия и ОАЭ стремятся нарушить целостность Йемена. Мы должны противостоять этим планам и защитить единство Йемена, - подчеркнул рахбар. – Сохранение целостности Йемена, учитывая различные конфессиональные течения и этнические группы страны, требует межйеменского диалога».

Продолжение следует

* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă

Жаркий иссушающий август, вопреки традиции, не стал мертвым сезоном в международной жизни. В России, странах Европы, в США и на Ближнем Востоке проходят довольно масштабные события во внутренней и внешней политике. В этот раз я начну обзор с весьма интригующего, если не сказать скандального сообщения. В начале месяца базирующийся в Лондоне сайт Middle East Eye написал, что Саудовская Аравия начала реализацию стратегии по ослаблению руководства Турции. Об этом говорится в секретном докладе, написанном для властей Объединенных Арабских Эмиратов и попавшем в руки западных СМИ.

В частности, как пишет «Независимая газета» со ссылкой на цитируемый источник, в документе говорится, что саудовский наследный принц Мухаммед бин Салман был в ярости из-за масштабов скандала вокруг прошлогоднего убийства саудовского журналиста Джамаля Хашогги на территории генерального консульства Саудовской Аравии в Стамбуле. Как мы помним, турецкие власти активно раскрутили эту трагическую историю, основываясь на данных своих спецслужб, а лично Эрдоган обвинил принца в организации убийства. И вот МБС, как называют его в западной прессе, решил отомстить Анкаре.

Эр-Рияд обозначил ряд мер по противодействию политике Турции в двусторонних отношениях и региональной политике. Так, наследный принц задумал «стимулировать внутренние проблемы (в Турции) в надежде на то, что Эрдогана свергнет оппозиция». Кроме того, саудовское руководство хочет «взять под прицел турецкую экономику и оказать воздействие на саудовские инвестиции в Турцию». Среди прочего, предполагается ограничение потока саудовских туристов в республику путем популяризации новых направлений, снижение импорта турецких товаров в королевство и минимизация роли Анкары в региональных вопросах, связанных с исламом.

«НГ» отмечает, что признаком начала реализации антитурецкой стратегии авторы доклада считают недавний отказ Эр-Рияда пропустить на свою территорию грузовики с турецкими товарами. Без малого сотня машин простояла на границе и в портах королевства почти две недели. После долгой задержки Эр-Рияд разрешил им въехать на свою территорию. Интересно, что авторы документа считают действия Эрдогана по дискредитации принца провальными, но это не отменило намерения МБС «проучить» турецкого президента.

Кроме того, саудиты пытаются противодействовать политике Анкары на севере Сирии. Королевство помогает США в политике «стабилизации северо-востока Сирии», выступает посредником между арабскими племенами и курдскими формированиями, прекрасно зная о том, что Турция считает последних террористами.

Между тем, Newsru.com указывает на другие элементы доклада. Например, на неприятную для наследного принца реакцию США, где турецкая разведка постаралась проинформировать ЦРУ и Сенат о причастности МБС к убийству Хашогги. «Эрдоган зашел слишком далеко» в кампании дискредитации Саудовской Аравии и кронпринца Мухаммеда, считают авторы доклада. В нем подчеркивается, Турция не оказала существенного содействия расследованию убийства, но вместо этого способствовала появлению «дезинформации» в СМИ, нацеленной на «искажение имиджа королевства и разрушение репутации наследного принца».

Количество туристов из Саудовской Аравии в Турции за первые шесть месяцев 2019 года действительно сократилось на 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Более того, король Салман, отец МБС, по рекомендации своих советников не пригласил Эрдогана в Мекку на саммит Организации исламского сотрудничества. Однако в Анкаре знают о новом «подходе» принца к двусторонним отношениям и стараются сделать ставку на короля, с которым турецкий президент провел переговоры по актуальным вопросам, а затем пригласил всю королевскую семью, в том числе принца, посетить Турцию.

Однако есть неприятные новости и для самого принца. На днях оппоненты Дональда Трампа в Конгрессе США опубликовали доклад, предупреждающий об опасности передачи ядерных технологий Саудовской Аравии. Как пишет «Коммерсант» со ссылкой на документ, близкий друг президента бизнесмен Томас Баррак добивался заключения контракта, не содержащего запретов стране-покупателю использовать полученные технологии для создания ядерного оружия.

В преамбуле к 50-страничному докладу особо подчеркивается, что возможная сделка «вызывает серьезные вопросы о том, готов ли Белый дом поставить потенциальные прибыли друзей президента выше интересов национальной безопасности американцев и выше глобальной цели – предотвращения распространения ядерного оружия». При Обаме переговоры между двумя странами зашли в тупик, поскольку США настаивали на обязательном включении в текст контракта Ст. 123 Акта об атомной энергетике, запрещающей покупателям обогащать ядерное топливо до оружейных стандартов.

Однако при Трампе ситуация, очевидно, поменялась в лучшую для Саудовской Аравии сторону. В докладе Конгресса говорится, что сделку лоббирует не только друг Трампа, но и компания IP3 International, в совет директоров которой входят несколько отставных генералов, а основным бизнес-партнером Томаса Баррака стал бывший советник Трампа по национальной безопасности Майкл Флинн. «В том, что касается Саудовской Аравии, администрация Трампа пренебрегла правилами, запрещающими принимать политические решения в корпоративных интересах и интересах иностранных государств», - говорится в документе.

На данный момент нет информации о дальнейшей судьбе сделки с Саудовской Аравией. Можно быть уверенным только в том, что для администрации Трампа экономическая выгода от ядерного соглашения перевесит сдерживающие факторы в виде соблюдения режима нераспространения ядерного оружия. Это неприятная, но отнюдь не безнадежная ситуация для саудовского королевского дома. Если сделка всё же состоится, это будет сигналом и Анкаре, ибо США разгневаны на Эрдогана из-за приобретения российских систем С-400 и будут демонстративно дружелюбными с более «послушным» саудовским руководством.

Читайте также:

Дело Хашогги в региональном контексте. Часть 1 Часть 2 Часть 3

* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă

Încarcă mai mult

XS
SM
MD
LG