Linkuri accesibilitate

Ernest Vardanean

Жаркий иссушающий август, вопреки традиции, не стал мертвым сезоном в международной жизни. В России, странах Европы, в США и на Ближнем Востоке проходят довольно масштабные события во внутренней и внешней политике. В этот раз я начну обзор с весьма интригующего, если не сказать скандального сообщения. В начале месяца базирующийся в Лондоне сайт Middle East Eye написал, что Саудовская Аравия начала реализацию стратегии по ослаблению руководства Турции. Об этом говорится в секретном докладе, написанном для властей Объединенных Арабских Эмиратов и попавшем в руки западных СМИ.

В частности, как пишет «Независимая газета» со ссылкой на цитируемый источник, в документе говорится, что саудовский наследный принц Мухаммед бин Салман был в ярости из-за масштабов скандала вокруг прошлогоднего убийства саудовского журналиста Джамаля Хашогги на территории генерального консульства Саудовской Аравии в Стамбуле. Как мы помним, турецкие власти активно раскрутили эту трагическую историю, основываясь на данных своих спецслужб, а лично Эрдоган обвинил принца в организации убийства. И вот МБС, как называют его в западной прессе, решил отомстить Анкаре.

Эр-Рияд обозначил ряд мер по противодействию политике Турции в двусторонних отношениях и региональной политике. Так, наследный принц задумал «стимулировать внутренние проблемы (в Турции) в надежде на то, что Эрдогана свергнет оппозиция». Кроме того, саудовское руководство хочет «взять под прицел турецкую экономику и оказать воздействие на саудовские инвестиции в Турцию». Среди прочего, предполагается ограничение потока саудовских туристов в республику путем популяризации новых направлений, снижение импорта турецких товаров в королевство и минимизация роли Анкары в региональных вопросах, связанных с исламом.

«НГ» отмечает, что признаком начала реализации антитурецкой стратегии авторы доклада считают недавний отказ Эр-Рияда пропустить на свою территорию грузовики с турецкими товарами. Без малого сотня машин простояла на границе и в портах королевства почти две недели. После долгой задержки Эр-Рияд разрешил им въехать на свою территорию. Интересно, что авторы документа считают действия Эрдогана по дискредитации принца провальными, но это не отменило намерения МБС «проучить» турецкого президента.

Кроме того, саудиты пытаются противодействовать политике Анкары на севере Сирии. Королевство помогает США в политике «стабилизации северо-востока Сирии», выступает посредником между арабскими племенами и курдскими формированиями, прекрасно зная о том, что Турция считает последних террористами.

Между тем, Newsru.com указывает на другие элементы доклада. Например, на неприятную для наследного принца реакцию США, где турецкая разведка постаралась проинформировать ЦРУ и Сенат о причастности МБС к убийству Хашогги. «Эрдоган зашел слишком далеко» в кампании дискредитации Саудовской Аравии и кронпринца Мухаммеда, считают авторы доклада. В нем подчеркивается, Турция не оказала существенного содействия расследованию убийства, но вместо этого способствовала появлению «дезинформации» в СМИ, нацеленной на «искажение имиджа королевства и разрушение репутации наследного принца».

Количество туристов из Саудовской Аравии в Турции за первые шесть месяцев 2019 года действительно сократилось на 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Более того, король Салман, отец МБС, по рекомендации своих советников не пригласил Эрдогана в Мекку на саммит Организации исламского сотрудничества. Однако в Анкаре знают о новом «подходе» принца к двусторонним отношениям и стараются сделать ставку на короля, с которым турецкий президент провел переговоры по актуальным вопросам, а затем пригласил всю королевскую семью, в том числе принца, посетить Турцию.

Однако есть неприятные новости и для самого принца. На днях оппоненты Дональда Трампа в Конгрессе США опубликовали доклад, предупреждающий об опасности передачи ядерных технологий Саудовской Аравии. Как пишет «Коммерсант» со ссылкой на документ, близкий друг президента бизнесмен Томас Баррак добивался заключения контракта, не содержащего запретов стране-покупателю использовать полученные технологии для создания ядерного оружия.

В преамбуле к 50-страничному докладу особо подчеркивается, что возможная сделка «вызывает серьезные вопросы о том, готов ли Белый дом поставить потенциальные прибыли друзей президента выше интересов национальной безопасности американцев и выше глобальной цели – предотвращения распространения ядерного оружия». При Обаме переговоры между двумя странами зашли в тупик, поскольку США настаивали на обязательном включении в текст контракта Ст. 123 Акта об атомной энергетике, запрещающей покупателям обогащать ядерное топливо до оружейных стандартов.

Однако при Трампе ситуация, очевидно, поменялась в лучшую для Саудовской Аравии сторону. В докладе Конгресса говорится, что сделку лоббирует не только друг Трампа, но и компания IP3 International, в совет директоров которой входят несколько отставных генералов, а основным бизнес-партнером Томаса Баррака стал бывший советник Трампа по национальной безопасности Майкл Флинн. «В том, что касается Саудовской Аравии, администрация Трампа пренебрегла правилами, запрещающими принимать политические решения в корпоративных интересах и интересах иностранных государств», - говорится в документе.

На данный момент нет информации о дальнейшей судьбе сделки с Саудовской Аравией. Можно быть уверенным только в том, что для администрации Трампа экономическая выгода от ядерного соглашения перевесит сдерживающие факторы в виде соблюдения режима нераспространения ядерного оружия. Это неприятная, но отнюдь не безнадежная ситуация для саудовского королевского дома. Если сделка всё же состоится, это будет сигналом и Анкаре, ибо США разгневаны на Эрдогана из-за приобретения российских систем С-400 и будут демонстративно дружелюбными с более «послушным» саудовским руководством.

Читайте также:

Дело Хашогги в региональном контексте. Часть 1 Часть 2 Часть 3

* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă

Вторая Мировая война была не только величайшим и кровопролитнейшим в истории столкновением государств и народов, но и беспрецедентным испытанием на прочность и силу духа для миллионов людей, волею судьбы попавших под немецкую оккупацию. У жителей СССР, Польши, Чехословакии, Франции, Нидерландов, Югославии и других оккупированных стран и территорий было, по сути, только три варианта. Гибель, коллаборационизм или движение сопротивления.

Пособники гитлеровцев были во всех странах, это факт. Но антифашистские организации были гораздо многочисленнее. По сути, движение сопротивления никогда не стихало, да и возникло еще в Германии буквально сразу после прихода Гитлера к власти. Кроме того, одной из основных целей антифашистов, помимо самих оккупантов, были их пособники. При этом для коллаборационистов одной из важнейших задач было подавление движения сопротивления, и, как показывает история, «капо» и полицаи зачастую выполняли за немцев грязную работу: служили надзирателями и палачами в концлагерях, карателями в борьбе с партизанами, осведомителями гестапо и т.д.

Пример белорусской Хатыни, сожженной 22 марта 1943 года, показывает, что местные пособники порой превосходили немцев в жестокости. Печально знаменитый 118-й батальон шуцманшафта, созданный в 1942 году в оккупированном Киеве из пленных красноармейцев и добровольцев-националистов под командованием уроженца современной Черкасской области Григория Васюры, как раз и «прославился» жесточайшими акциями устрашения. Он ничем не уступал не менее печально знаменитой 36-я дивизии СС под командованием Оскара Дирлевангера, и в ходе совместной «работы» они сожгли сотни белорусских деревень.

Когда в декабре 2018 года я посетил Музей «Яд-ва-Шем» в Иерусалиме, экскурсовод пытался найти ответ на вопрос, как же получилось, что соучастниками Холокоста оказались тысячи вроде бы мирных граждан, которые десятилетиями жили рядом с евреями, но с приходом немцев преобразились в карателей и им подобных. Например, как понять, почему жители Львова так активно принялись избивать и преследовать местных евреев, едва немцы вошли в город 30 июня 1941 года. Списать это на традиционный национализм Западной Украины едва ли верно, ведь в насилии участвовали даже подростки.

Я думаю, лучше все-таки говорить о движении сопротивления. Потому что их было больше, чем пособников карателей, потому что они боролись за правое дело и воевали против величайшего зла. Немецкие антифашисты, советские партизаны, французские «макѝ». «Сражающаяся Франция» Шарля де Голля, Варшавское вооруженное восстание Армии Крайовой, партизаны Югославии, Греции и Чехословакии, антифашисты Италии, республиканцы Испании и все остальные народы, боровшиеся за свободу. И очень часто получалось так, что в этой борьбе бок о бок сражались коммунисты, монархисты, белогвардейцы, анархисты, либералы – кто угодно, потому что свобода их стран была важнее.

Одним из наиболее известных героев Французского сопротивления был армянин Мисак Манушян, беженец из Османской империи, свидетель Геноцида армян. Спасшись из ада Первой Мировой войны, он с братом оказался в Сирии, затем перебрался во Францию, где настал ад Второй Мировой войны. Интеллектуал, поэт и переводчик Манушян не смирился с капитуляцией правительства Виши и присоединился к антифашистскому движению вместе со многими другими французскими армянами, а также евреями, поляками, испанцами и другими гражданами. В группе Манушяна была и уроженка Кишинева, еврейка Ольга (Голда) Банчик. Почти все члены группы были схвачены гестапо и казнены в 1944 году, а Мисак Манушян впоследствии получил звание героя Франции.

«Вашему брату удалось ускользнуть от нас, но Вы от нас не уйдете», - эти слова услышала в свой адрес Эльфрида Шольц, младшая сестра великого немецкого писателя-антифашиста Эриха-Марии Ремарка. Простая портниха, жившая в Дрездене, не была участницей Движения сопротивления и не покинула Германию, как ее знаменитый родственник. Однако власти Рейха, ненавидя «подрывающего военный дух» Ремарка, переносили эту ненависть и на его ни в чем не повинную сестру. Ее арестовали по совершенно глупому доносу «бдительного гражданина» и казнили в берлинской тюрьме Плётцензее.

Писатель узнал об этом лишь после войны и посвятил памяти сестры ужасающий по содержанию и очень сильный по духу роман «Искра жизни». Примечательно, что в этой же тюрьме содержались и были казнены многие участники неудачного покушения на Гитлера 20 июля 1944 года. Приговоры офицерам-заговорщикам выносил всё тот же председатель «Народного судебного трибунала» Роланд Фрайслер, который отправил на гильотину сестру Ремарка.

К немецкому Сопротивлению можно с определенными оговорками отнести даже легендарного адмирала Вильгельма Канариса, руководителя немецкой военной разведки «Абвер». Во время войны он спасал евреев и жаловался (!) на жестокое обращение с советскими военнопленными, впал в немилость к фюреру, считался соучастником покушения 20 июля 1944 года (не доказано). Однако в ходе следствия были найдены его дневники, в которых он описывает свою работу на британскую разведку, и смертный приговор стал неизбежен – Канариса повесили 9 апреля 1945 года, менее чем за месяц до конца войны.

Можно привести еще много таких примеров. Вторая Мировая война останется в истории как средоточие жестокости, бесчеловечности, презрения к жизни и свободе людей, но одновременно как множество историй о гуманизме, мужестве, стойкости, любви к людям и родной земле.

Продолжение следует

* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă

Încarcă mai mult

XS
SM
MD
LG