Linkuri accesibilitate

Юлиан Кифу: «Россия проиграла. Воронин может уйти на пенсию»


Возможные сценарии после выборов парламента

Кому поручит президент Додон сформировать правительство? О возможных сценариях развития событий после выборов размышляет политический аналитик, глава румынского Центра по предотвращению и предупреждению конфликтов Юлиан Кифу.

Свободная Европа: Около 50% граждан с правом голоса избрали 101 депутата парламента: 50 – по партийным спискам, 51 – в одномандатных округах. Этим депутатам предстоит решить, кто будет управлять Молдовой в последующие четыре года. Какие сценарии возможны после выборов?

Юлиан Кифу: Очень важно посмотреть на отчеты наблюдателей, я имею в виду, прежде всего, БДИПЧ/ОБСЕ и наблюдателей Евросоюза. Это первый шаг, призванный успокоить или, напротив, привлечь внимание к порядку проведения выборов.

Юлиан Кифу
Юлиан Кифу

Уже известна позиция блока ACUM, который оспаривает выборы. Ничего необычного в этом нет, все прекрасно знали, что такая реакция последует – реакция относительно всей подоплеки выборов, всего того, что стояло за переходом на смешанную систему, отменой местных выборов в Кишиневе, ситуацией накануне избирательной кампании, во время кампании – возможно, даже в большей степени, чем сам процесс голосования и день выборов.

Свободная Европа: Да, и Андрей Нэстасе, и Майя Санду сказали, что «эти выборы не могут быть ни честными, ни свободными», иными словами, их нельзя признать. Майя Санду не исключают, что «люди могут выйти на площадь и потребовать вернуть их голоса».

Юлиан Кифу: Да, такие порывы есть, и они будут до тех пор, пока мы не увидим предварительных отчетов обеих мониторинговых групп – потому что оценки наблюдателей от СНГ уже обнародованы, но для демократических выборов в Республике Молдова они не совсем показательны.

Что же касается результатов голосования, то напрашивается целый ряд выводов. Первый: Россия проиграла в Кишиневе. Пророссийская партия Игоря Додона – социалисты – вместе с партией «Шор» набрала в общем зачете немногим более 40% – против 50% голосов, поданных за две другие крупные партии. Это очень важный сигнал!

Второй вывод: десять лет спустя после пережитого удара Партия коммунистов окончательно покидает политическую сцену Республики Молдова в условиях отсутствия лидера – и отсутствия на этот счет альтернативы. Владимир Воронин по сути может уйти на пенсию.

И третий вывод, самая плохая новость: сложился некий баланс между тремя парламентскими партиями, между тремя тенденциями, несовместимыми и даже антагонистичными друг другу. Более того, в случае блока ACUM – партий PAS и PDA – имеется даже подписи всех кандидатов о том, что они не пойдут ни на какие соглашения ни с олигархами, под которыми подразумевается Демпартия, ни с Партией социалистов. В этих условиях абсолютной патовой ситуации Республика Молдова остается в подвешенном состоянии. И с большой вероятностью повторных выборов спустя три месяца!..

Третьей партии по национальному округу – Демократической – уделяется слишком много внимания

Также следует отметить неожиданно хорошие, с моей точки зрения, результаты блока ACUM, который показывает растущую динамику. В Кишиневе ACUM справился с задачей отлично, но в одномандатных округах из-за ограниченных финансовых и административных возможностей блоку еще многое предстоит сделать. Это хорошее начало и свидетельство того, что возможности для роста есть – при условии, что блок сможет нюансировать и адаптировать свою политику к повестке дня.

Еще можно приветствовать тот факт, что в новый законодательный орган прошли такие интересные люди, как бывший посол Молдовы в Бухаресте и Брюсселе Юрие Реницэ, программный директор Института общественной политики и мой друг Оазу Нантой, директор Института развития и социальных инициатив Viitorul Игорь Мунтяну. Оказавшись в парламенте, такие люди могут целиком изменить отношение к политике в Республике Молдова.

Свободная Европа: Процитирую еще раз Майю Санду, которая заявила, что прошедшие парламентские выборы убедительно свидетельствуют о том, что Молдова скатывается к диктатуре по путинской модели. Вы тоже считаете, что диктатура неминуема, если у власти в Молдове остается Демпартия?

Юлиан Кифу: Мне очень трудно давать подобные прогнозы, особенно если оглянуться и на техническую часть вопроса, и на Конституцию, и на реальные события в стране. Во-первых, президент Додон первый мандат на формирование правительства предоставит партии, набравшей больше голосов, – то есть, пророссийской Партии социалистов. И не исключено, что мандат будет использован напрасно, то есть, социалистам не удастся сформировать парламентское большинство и правительство.

И второй мандат опять же в значительной степени зависит от президента Додона, который может его предоставить либо социалисту, либо независимому кандидату. И необязательно какой-либо партии из оставшихся двух. Иными словами, мандат на формирование правительства – это первый момент для обсуждения возможностей создания большинства

До тех пор, я думаю, отсутствие формулы – как, например, было во времена президента Тимофти, список минимум 51-го депутата, готовых поддержать правительство, следовательно, сформировать большинство – отсутствие такой формулы лишь осложняет проблему. В этих условиях вряд ли кто-то рискнет предположить, что президент Игорь Додон может поручить сформировать правительство представителю Демпартии. Поэтому я думаю, что до создания большинства еще очень далеко.

Я уже говорил, что базовый вариант, с моей сточки зрения, следующий: длительный период нестабильности – и высокая вероятность повторных выборов, которые покажут эволюционные тенденции партий, а также протестируют финансовые, логистическпе и административные возможности каждой из них.

Свободная Европа: Лидер демократов Владимир Плахотнюк выступил с заявлением, отметив, что Демпартия ни на кого зла не держит, что для нее не существует политиков, неприемлемых для диалога, что демократы не будут выдвигать условия, – но и принимать чьи-либо условия они тоже не намерены. Как вы считаете, этот месседж заслуживает доверия? Кто-то захочет сесть за стол переговоров с ДПМ?

Юлиан Кифу: Не знаю... Сейчас все зависит от того, как выглядит общая картина по одномандатным округам, какие связи есть у каждой партии, насколько партии готовы к сотрудничеству. Поживем – увидим, я думаю, что давать прогнозы на этот счет преждевременно.

Хотим мы того или нет, но Республика Молдова никак не может обойтись без власти

Я полагаю, что третьей партии по национальному округу – Демократической – уделяется слишком много внимания. Но она лишь замыкающая в первой тройке! Почему бы не предоставить мандат блоку ACUM, почему бы не поручить блоку сформировать правительство – или использовать другие комбинации, связанные с соглашениями, новыми и старыми, которые можно было бы перезагрузить после выборов?..

Свободная Европа: Широко и в подробностях обсуждались риски «приднестровизации» Республики Молдова, если впомнить о том, что более 37 тыс. жителей левобережья Днестра участвовали в выборах. Много говорилось об организованном подвозе граждан на избирательные участки, о том, что им предлагали вознаграждение, если они проголосуют за конкретного кандидата. Как вы оцениваете участие жителей Приднестровья в последних выборах?

Юлиан Кифу: Тридцать семь тысяч – не такая уж большая цифра!.. Конечно, в какой-то степени приднестровские избиратели повлияли на итоги голосования, но очень несущественно на фоне той явки, что была зафиксирована по стране – около 50%. И уж тем более, насколько я понимаю, и эта категория избирателей тоже проголосовала по-разному, в зависимости от того, кто смог их заинтересовать, мобилизовать и организовать доставку на участки. Поэтому я бы не стал особо волноваться по этому поводу.

Другое дело – если бы от Приднестровья участвовали в выборах порядка 100 тыс. и более избирателей – из тех 150 тыс., которые живут в Приднестровье.

Свободная Европа: Говорят, что в Приднестровье проживает около 300 тыс.человек.

Юлиан Кифу: Тем более! Значит, на данный момент мобилизационный потенциал не в состоянии серьезно спутать электоральные карты Республики Молдова.

Свободная Европа: Вы напомнили о фиаско Партии коммунистов во главе с Владимиром Ворониным. А что можете сказать о поражении унионистов? Либеральная партия не прошла в парламент, не набрав и 2% голосов. У движения унионистов есть будущее в Республике Молдова?

Юлиан Кифу: Насколько я понимаю, унионисты в выборах не участвовали. Посмотрим, сколько сторонников унионизма окажется в других партиях. По идее, в парламенте Республики Молдова унионизм должны представлять хотя бы 1-2-3 депутата. В противном случае можно говорить о том, что это движение лишено парламентского представительства. Согласитесь, это нелогично, когда опросы, с одной стороны, показывают от 18% до 22% – по самым оптимистичным оценкам и вовсе 30%! – унионистов, а в парламенте, с другой стороны, их нет, и нет даже не партии – нет вообще ни одного униониста и даже прорумына во всем парламенте!

Игорь Додон является президентом Таким образом, на данный момент он занимает наиболее сильные позиции

Свободная Европа: Вы несколько раз говорили о возможной нестабильности на политической сцене Молдовы. Кому это выгодно? Кого устраивает вариант с досрочными выборами?

Юлиан Кифу: Здесь сразу два момента, и у каждого – особое значение. Первый – эволюционные тенденции, то есть, реакция партий после выборов, то, как они себя ведут – и как воспринимает население их месседжи. Следовательно, тенденции – прежде всего!

Во-вторых, очень большое значение имеют административный потенциал и ресурсы, потому что это очень непросто – новые выборы всего через три месяца, это значит, что придется искать новые ресурсы и начинать все с чистого листа. А тут и усталость, и админресурс, объем которого никак не увеличивался у тех, кто им и так особо и не располагал. Скорее, напротив, он уменьшается, если интервалы между выборами настолько малы. Разумеется, очень большое значение имеет и ответственность, с которой избиратели подойдут к возможностям партий сформировать большинство и утвердить новое правительство. Хотим мы того или нет, но Республика Молдова никак не может обойтись без власти.

Свободная Европа: В каком направлении, по вашему мнению, будет двигаться Молдова?

Юлиан Кифу: Если учесть проевропейский курс ряда партий – задекларированный или подтвержденный, как в случае ACUM, то можно сказать, что сейчас образовался некий баланс, а потому необходима компромиссная формула. При этом можно с уверенностью утверждать, что самое крупное поражение потерпели Игорь Додон и его российские друзья, которые финансировали всю эту кампанию, в том числе – с помощью организованного подвоза жителей Приднестровья на избирательные участки.

Следует отметить неожиданно хорошие, с моей точки зрения, результаты блока ACUM

Свободная Европа: А Игорь Додон может сейчас как-то маневрировать и что-то решать в последующие четыре года?

Юлиан Кифу: Игорь Додон является президентом Республики Молдова, по Конституции только он может дать мандат на формирование правительства – либо партии с лучшими позициями, либо независимому кандидату... Или же отказать той или иной партии. Таким образом, на данный момент он занимает наиболее сильные позиции в Республике Молдова. Пока не сформировано большинство.

XS
SM
MD
LG