Linkuri accesibilitate

Игорь Боцан: «Самый вероятный сценарий — коалиция ДПМ и ПСРМ»


Игорь Боцан
Игорь Боцан

Прогнозы и комментарии исполнительного директора Ассоциации ADEPT

Свободная Европа: Г-н Боцан, судя по тому, как позиционировали себя партии на минувшей неделе, похоже, из многочисленных сценариев остались только два: ДПМ-ПСРМ и ДПМ-Партия «Шор» плюс независимые депутаты и «перебежчики». Или вы допускаете еще какой-либо вариант?

Игорь Боцан: Самый вероятный сценарий – коалиция между ДПМ и ПСРМ, потому что налицо почти мифическое совпадение предложений демократов и социалистов. Там просматривается явное совпадение, несомненное и бесспорное. Очень важно, что Партия социалистов отказалась от идеи денонсации Соглашения об ассоциации и выступает за хорошие отношения как с Востоком, так и с Западом.

Россия хочет удержать Молдову в орбите «русского мира» посредством РПЦ. И особенно после того, что случилось в Украине

Свободная Европа: Как оцениваете вы принципы будущего правящего альянса, сформулированные Демпартией? Насколько уместным представляется вам предложение ко всем партиям занять политическую позицию «про-Молдова»?

Игорь Боцан: По моему мнению, когда лидеры Демпартии обращаются к блоку ACUM, но на самом деле афишируют принципы, которых придерживаются социалисты, то в этом есть элемент политической игры. Практически, как Демпартия, так и Партия социалистов настроены «про-Молдова». Что касается внешних отношений, то и г-н Плахотнюк, и г-н Додон выступают за то, чтобы Молдова стала связующим мостом между Востоком и Западом. Обе партии поддерживают идею создания в Республике Молдова гражданской нации.

Этот момент присутствует в программных документах и Демпартии, и Партии социалистов. И тот факт, что эти формирования выступили единым фронтом в парламенте в деле Open Dialog, пытаясь пригвоздить блок ACUM к позорному столбу, лишний раз говорит о том, что партии очень многое связывает. Поэтому игры, свидетелями которым мы сегодня являемся, – да, они временами происходят в политике, но мы видим, что, обращаясь к блоку, Демпартия на самом деле смотрит на ПСРМ, которая устами президента Игоря Додона говорит, что хорошо бы достичь национального примирения здесь, в Республике Молдова…

Свободная Европа: Если и существовало какое-то препятствие, на которое ссылались аналитики на прошлой неделе, когда говорили о возможном альянсе между ДПМ и ПСРМ, то этим препятствием казалась Россия. Ведь существует практически неоспоримое мнение, что Россия «не переваривает» подобную коалицию, потому что терпеть не может Влада Плахотнюка…

Игорь Боцан: Разумеется. Но есть близкие к Демпартии эксперты, которые говорят: «В России прекрасно знают, что Влад Плахотнюк – человек слова, и если он дал слово, то обязательно его сдержит». Следовательно, понадобится компромисс между российскими властями и Владом Плахотнюком, который к тому же является и гражданином Российской Федерации. Скорее всего, он присягал и на верность родине, поэтому вполне возможно, что стороны придут к общему знаменателю.

Российская Федерация предпочла бы видеть на посту премьера ставленника социалистов

Многие эксперты считают, что г-н Додон ездил в Москву не отдыхать, а именно обсудить и согласовать возможные коалиции здесь, в Республике Молдова: что можно уступить, чего уступать нельзя, какие точки компромисса возможны. Мы прекрасно знаем от российских экспертов, какие желания и цели преследует Россия здесь, в Молдове – это как минимум доступ в Приднестровье, возможность ротации военнослужащих и удерживания Приднестровья на плаву.

Второй крайне интересный момент для Россия связан с доступом к текущим данным о состоянии импорта/экспорта Республики Молдова в Евросоюз. Российской Федерации хочется удостовериться в том, что российские бизнесмены могут приходить в Республику Молдова и пользоваться Соглашением о свободной торговле. И третий момент повышенного интереса для России состоит в желании удержать Молдову в орбите «русского мира» посредством Русской православной церкви. И особенно после того, что случилось в Украине: это действительно очень важно!

Так же важно сохранить свое присутствие в информационном пространстве Молдовы. Иными словами, есть о чем договариваться и с Плахотнюком!.. Потому что ни для кого не секрет, что в январе прошлого года Госдума приняла постановление, в котором рекомендовала российскому правительству расторгнуть контракт между Первым каналом и Владом Плахотнюком, который обеспечивает его ретрансляцию. Ничего подобного потом не произошло, и, следовательно, есть поле для дискуссий, и есть взаимный интерес.

Российская Федерация, скорее всего, предпочла бы видеть на посту премьера ставленника Партии социалистов. Есть моменты, от которых невозможно отмахнуться, их приходится принимать во внимание. С этой точки зрения, думаю, самая большая вероятность состоит в том, что у нас будет левоцентристская коалиция, и Владимир Плахотнюк войдет в этот тандем – все давно уже говорят о картеле, тандеме, биноме, который очень четко проявил себя после 2016 года.

Следовательно, договоренности в рамках этого картеля – это именно то, что интересует сейчас больше всего, но правоохранительные и регулирующие органы в любом случае остаются в руках Демпартии, поэтому ДПМ не сильно рискует, вступая в переговоры с Партией социалистов, особенно если иметь в виду, что Демпартия, если почувствует какую-либо угрозу, в любой момент может легко избавиться от Партии социалистов, используя процедуру вотума недоверия, которую блок ACUM, скорее всего, поддержит – если, конечно, не решит вообще не участвовать ни под каким видом в играх двух партнеров политического картеля, о котором мы говорили.

Свободная Европа: Будущих партнеров...

Игорь Боцан: Будущих, да.

Лилиана Барбэрошие и Игорь Боцан
Лилиана Барбэрошие и Игорь Боцан

Свободная Европа: А почему ДПМ не пошла по проверенному уже пути, о котором говорили чаще всего перед выборами, и не стала использовать тактику переманивания депутатов-социалистов?

Игорь Боцан: Вероятно, лидеры Демпартии увидели здесь проблему. Если бы они не вышли с инициативой референдума об отзыве мандата у депутата, возможно, у них были бы развязаны руки, и они рискнули бы снова прибегнуть к тем же методам, что не раз доказывали свою эффективность.

Если нет доверия, то нельзя вступать ни в какие временные коалиции

Конечно, этот референдум и так не представляет собой никакой преграды для Демпартии, но, тем не менее, сейчас каждый может их упрекнуть: «Что же получается, господа демократы? Вы вышли с идеей референдума о возможности отзыва мандата, именно вы, как и Партия социалистов, очень четко сказали, что пора положить конец практике, при которой депутаты, избранные от одной партии, покидают ее и примыкают к другим формированиям. Сейчас вы заручились волей народа, выраженной на референдуме, пусть и консультативном, который выносит общественное порицание, по крайней мере, на моральном уровне, тем, кто будет поступать подобным образом».

Однако это не значит, что они не запустили этот механизм и не начали, скажем так, «обработку» депутатов, естественно, во имя стабильности, во имя европейского вектора, во имя «про-Молдова», и т.д., и т.п. Такую возможность исключать нельзя, попытки, скорее всего, есть, но не на виду у всех.

Свободная Европа: На протяжении всей прошлой недели звучали разного рода призывы к блоку ACUM вступить в краткосрочную, сиюминутную, ад-хок- коалицию с Партией социалистов. Ваше мнение по этому поводу?

Игорь Боцан: Идея интересная, но ее авторы, эксперты, которые ее продвигали, не приняли в расчет тот факт, что уже во вторник Игорь Додон сказал предельно ясно: «Никаких ситуативных коалиций, никаких изменений избирательной системы». Партия социалистов и он лично продвигали избирательную систему не ради ACUM, а ради интересов Партии социалистов. Иными словами, он ясно сказал с самого начала, что эта идея невыполнима, а кроме того, есть и другие факторы, которые на поверхности – нельзя сменить лидеров, председателей или директоров учреждений, которые наделены соответствующим мандатом, потому что такие действия идут вразрез с конституционными предписаниями, а принятие в парламенте проекта закона – муссировалась же идея, что, вот, меняем Кодекс о выборах и начинаем процедуру досрочных выборов – невозможно.

Потому что, во-первых, если принимаешь какой-то закон, кто-то должен его подписать, значит, необходимо избрать председателя парламента; а если спикер парламента избран, значит, коалиция уже создана, и не только сиюминутная. В конце концов, пересмотренный Кодекс о выборах должен промульгировать глава государства, а г-н Додон как глава государства сказал, что он никогда этого не сделает, потому что смешанная система принята как раз в интересах Партии социалистов... Интересно было посмотреть, как воспринимают граждане подобные месседжи!..

И мы увидели, что блок ACUM не дал заманить себя… даже не знаю, как сказать, потому что это не было ловушкой, авторы этой идеи преследовали самые благие намерения… Давайте скажем так: блок ACUM вышел из этого затруднительного положения. Если нет доверия между партнерами - даже если они и разделяют разные взгляды!.. Но если нет доверия, то нельзя вступать ни в какие временные коалиции, потому что впоследствии тот, кто попался на удочку, остается в накладе.

Свободная Европа: Если смотреть на вещи с вашей точки зрения, складывается впечатление, что запрос, который направили демократы в Конституционный суд, не имеет никаких шансов. Это проигрышный ход, или есть там какие-то скрытые хитросплетения?

Игорь Боцан: Я думаю, этот проект призван вызвать волну обсуждений в обществе и спровоцировать какие-то политические последствия, потому что те, кто читают Конституцию, прекрасно понимают, что единственным законодательным авторитетом является парламент, что законодательное делегирование или принятие ответственности на себя осуществляется перед полномочным парламентом, который предоставляет мандат и выражает вотум доверия правительству. Поэтому мне кажется, что весь этот проект – своего рода дымовая завеса. И мы видели реакцию ряда экспертов в области конституционного права, которые дали ему вполне определенную оценку.

XS
SM
MD
LG