Глава Миссии ОБСЕ в Молдове Клаус Нойкирх считает, что процесс урегулирования сейчас следует правильным путем – «по пути малых шагов». В интервью Свободной Европе он заявил, что согласованный пакет из восьми пунктов в значительной степени выполняется: это и нейтральные номера для приднестровских автомобилей, и урегулирование проблем приднестровских школ с преподаванием на румынском языке, и доступ фермеров к земельным участкам в Дубоссарском районе.
Свободная Европа: Спасибо вам за то, что приняли приглашение и пришли к нам в студию под занавес уходящего года. Г-н Нойкирх, вы – отличный знаток приднестровского досье. Каковы перспективы того, что приднестровский вопрос будет урегулирован, а Молдова восстановит контроль над всей своей территорией?
Клаус Нойкирх: Прежде всего, благодарю за приглашение, за предоставленную возможность изложить свою точку, – я имею в виду точку зрения Миссии ОБСЕ в Молдове. Что касается перспектив, то они есть всегда. Помню, в Германии был случай в январе 1989 года, когда генсек СЕПГ Эрих Хоннекер заявил, что берлинская стена простоит еще 50 или 100 лет. И уже спустя всего полгода (!) стена рухнула.
Так что отчаиваться не следует, над приднестровским урегулированием нужно продолжать работать, вопреки всем препятствиям! На данный момент я не думаю, что конфликт решится легко и быстро, но в этом направлении надо работать... И это – самое главное, не терять цели из виду!
Свободная Европа: Не одно десятилетие идет речь о необходимости разрешить приднестровскую проблему, но политическое урегулирование топчется на месте, и никто из переговорщиков не считает, что в ближайшие пять-десять лет будет разработан статус для Приднестровья, приемлемый для обеих сторон. Почему скептиков больше, чем оптимистов?
Клаус Нойкирх: Скептиков действительно много, потому что сейчас позиции Кишинева и Тирасполя сильно разнятся. Что удалось за последний год? Думаю, здесь можно говорить о трех моментах. Во-первых, удалось сделать что-то конкретное для людей, иными словами, то, о чем удалось договориться за последний год, идет на благо граждан.
Второе: немного активизировался диалог между Кишиневом и Тирасполем, вырос уровень доверия, и обе стороны должны исходить из того, что, если есть понимание по какому-то пункту, то надо договариваться. И это в значительной степени удалось!
В Молдове «федерализация» воспринимается по-другому, и надо предельно внимательно относиться к тому, о чем мы говорим
И третье: все шаги, которые были сделаны, направлены, по нашему мнению, на территориальную интеграцию Республики Молдова, на ее суверенитет и на предоставление особого статуса Приднестровья. Именно на этой основе ОБСЕ и работает здесь – как посредник в конфликте. Иными словами, окончательное урегулирование будет осуществляться с помощью «малых шагов», – в этом и состоит идея.
Свободная Европа: Многие эксперты считают, что «малые шаги» могут привести к приднестровизации Республики Молдова. Отсюда опасения, призывы не переходить за «красные черты»... Что бы вы ответили этим экспертам?
Клаус Нойкирх: В Молдове много хороших экспертов и аналитиков, и их мнения, естественно, зачастую разнятся. Одни из них настроены более скептически, другие склонны видеть стакан наполовину полным. Мне бы хотелось спросить наиболее упрямых скептиков, неужели они действительно считают, что последние достижения – например, то, что приднестровские школы с преподаванием на латинской графике заключили контракты на аренду на десять лет, что они платят за воду, газ и электричество по тем же тарифам, что и остальные учреждения Приднестровья, что ученики и учителя могут беспрепятственно передвигаться, – так вот, неужели все эти достижения могут пойти во вред Республике Молдова?
А тот факт, что приднестровские автомобили ездят сейчас не с приднестровскими номерами и не под приднестровским флагом, а с номерами нейтрального дизайна, с указанием кода государства MD, – как это может повредить Молдове? Если честно, то мне было бы очень любопытно послушать экспертов, спросить их, откуда опасения, чем «малые шаги» опасны? Я думаю, все достигнутые договоренности выгодны обеим сторонам – и населению Приднестровье, где проживают около 200 тыс. граждан Молдовы, и, естественно, это положительный шаг для самой Республики Молдова.
Свободная Европа: Опасения связаны с тем, что, как считают эксперты, все может завершиться федерализацией Республики Молдова. Правда, со временем заявления поутихли, а страсти улеглись, и политики стали склоняться к тому, что название – дело второстепенное, то есть, важно не под каким соусом состоится приднестровское урегулирование, а самое главное – это реинтеграция двух берегов Днестра. А лично вас федерализация не заставляет задумываться?..
Клаус Нойкирх: На определенные мысли наводит само слово «федерализация», которое в контексте Республики Молдова ассоциируется с чем-то крайне негативным. Мы не используем это слово, мы говорим о суверенитете Республики Молдова, о ее независимости и территориальной целостности – при особом статусе для Приднестровья, который обеспечит права жителей Левобережья.
Это – основа, и наш долг найти функциональную и устойчивую формулу, которая обеспечит сильное государство. Не надо зацикливаться на названии и на словах, и особенно – если им придается изначально негативный смысл, как случилось и с этим словом, которое я даже произносить не хочу...
Свободная Европа: Некоторые эксперты говорят о возможном возрождении «плана Козака» как варианта приднестровского урегулирования. Глава государства Игорь Додон говорил, что идея федерализации исходит от Запада – от Германии и США…
Клаус Нойкирх: Если вам представится возможность поговорить с немцами о федеральном государстве – я это знаю, поскольку я сам из Германии, – то вы увидите, что они положительно рассматривают эту модель устройства, которая в состоянии обеспечить благосостояние граждан, наличие стабильного и сильного государства. И само словосочетание «федеральное государство» у нас не вызывает никаких отрицательных ассоциаций.
Я не вижу такой уж глубокой разницы в менталитете, которая может сделать сближение невозможным
А здесь, в Молдове, слово «федерализация» воспринимается совершенно по-другому, поэтому надо предельно внимательно относиться к тому, о чем мы говорим. Каким будет окончательное решение – покажут переговоры. Но скажу еще раз: для нас не так важно название, важны критерии. А критерии в очередной раз нашли подтверждение в Милане на саммите ОБСЕ – территориальная неприкосновенность, суверенитет, независимость Республики Молдова, особый статус для Приднестровья, который гарантирует все права населению Левобережья. И, конечно же, мы всегда это подчеркивали, и все это понимают, – решение должно быть устойчивым! То есть, это не может быть нефункциональным государством, и все эти элементы необходимо принимать в расчет.
Свободная Европа: А сейчас есть какой-то проект статуса для обсуждения?
Клаус Нойкирх: В настоящий момент на столе переговоров подобного документа нет. Последний, выработанный посредниками и наблюдателями в 2003 году, еще существует, но сейчас не является основой для переговоров.
Нам известно, что есть разночтения и со стороны аппарата президента, поэтому надо посмотреть, как все это соотносится с позицией Кишинева, что думает правительство. Надо посмотреть, когда обе стороны будут готовы приступить к обсуждению политических проблем, тогда и можно будет говорить об этом более конкретно. Сейчас мы на этапе «малых шагов», необходимо укреплять доверие и готовить почву для политических переговоров.
Свободная Европа: На последнем саммите ОБСЕ в Италии представители Тирасполя не присутствовали. Мы слышали заявление Кристины Лесник, которая сказала, что Тирасполь не входит в ОБСЕ…
Клаус Нойкирх: Приднестровье не является субъектом ОБСЕ, в состав которой входят 57 государств. Такой подход согласован, прежде всего, между Республикой Молдова, Российской Федерацией, Украиной, Соединенными Штатами и Евросоюзом. И декларации одобрены всеми странами-участницами. Приднестровье никогда не участвует в заседаниях в рамках ОБСЕ.
Свободная Европа: Но, так или иначе, у Тирасполя есть своя позиция, которую он намерен отстаивать: это – независимость региона, с последующим вхождением в состав Российской Федерации. Как вы воспринимаете подобную непреклонность со стороны тираспольской администрации?
Клаус Нойкирх: Мы признаем, что такая позиция имеет место быть, этот факт, в частности, нашел подтверждение и в последних дискуссиях, которые прошли уже после миланского саммита. Но, с другой стороны, мы исходим из того, что есть 57 государств-членов ОБСЕ, включая Российскую Федерацию, Украину, Евросоюз и США, которые разделяют иную позицию.
Наблюдательная миссия ОБСЕ будет следить за выборами, не вмешиваясь в избирательный процесс
С точки зрения ОБСЕ ситуация более чем ясна. В рамках мандата ОБСЕ мы в своих заявлениях не только в Милане, но и вообще за последние пять лет предельно четко указываем, к каким окончательным параметрам мы стремимся. И мы исходим из того, что решение должно опираться именно на них.
Свободная Европа: Разница в менталитете на одном и другом берегах Днестра как-то осложняет переговорный процесс?
Клаус Нойкирх: Прежде всего, я не уверен, что существует разница в менталитете. И там есть люди с определенной ориентацией, определенным менталитетом. Например, мы говорили о школах с преподаванием на латинской графике. Так вот, по этому вопросу, думаю, там есть люди, чей менталитет ближе к позиции Кишинева, нежели к официальному подходу Тирасполя. Возможно, и на правом берегу Днестра есть люди с другой ориентацией, иным менталитетом, которые по своим взглядам ближе к Тирасполю. Я не вижу такой уж глубокой и непреодолимой разницы в менталитете, которая может сделать сближение невозможным. Более того, на межличностном уровне – очень много контактов между двумя берегами Днестра!..
Мы видим постоянно плотный поток пассажиров между Кишиневом и Тирасполем – и это прекрасно! В других замороженных конфликтах, которые существуют в мире, подобные контакты – редкость. Только в этом году состоялось более 70 встреч в рамках экспертных групп с обеих сторон, участники которых показали, что могут работать сообща и находить предельно прагматичные решения на благо обеих сторон. Полученные наработки, я думаю, следует развивать и укреплять.
Свободная Европа: В уходящем году Кишинев в очередной раз требовал, в том числе с трибуны ООН, вывода российских войск с территории Молдовы. Ответ Москвы сводится к тому, что для начала следует предоставить политический статус Приднестровью. Как вы считаете, вывоз боеприпасов с левого берега Днестра возобновится?
Клаус Нойкирх: Вопрос о выводе российских войск, вопрос об эвакуации боеприпасов из Кобасны входит в разряд тех, которые действительно необходимо решить между Кишиневом и Москвой в рамках переговоров на уровне министерств иностранных дел и оборонных ведомств. Роль Миссии ОБСЕ – стимулировать эти переговоры, и это предусматривает наш мандат. Поэтому мы должны упорно работать шаг за шагом с тем, чтобы довести переговоры до конца.
Свободная Европа: Как конкретно вы оцениваете предложение о преобразовании российской миротворческой операции в международную гражданскую миссию?
Клаус Нойкирх: Если все стороны согласны, то думаю, что это возможно.
По данным ЦИК свыше 200 тыс. жителей Приднестровья могут участвовать в выборах
Свободная Европа: А найти компромисс тут можно, как вы считаете?
Клаус Нойкирх: Думаю, по всем проблемам можно найти консенсус. Я не говорю, что это будет легко, или что все случится в ближайшем будущем, но это возможно! И мы должны работать в этом направлении, чтобы достичь консенсуса и найти решение по приднестровскому конфликту со всех точек зрения.
Свободная Европа: 2019-й – год выборов в Республике Молдова. Какие перспективы вы видите в плане приднестровского урегулирования?
Клаус Нойкирх: Разумеется, мы понимаем, что правительство приложило огромные усилия для принятия известных решений, показало реальную волю двигаться вперед, но сейчас – и это естественно – все его усилия сосредоточены на предстоящих выборах. Тем не менее, мы надеемся, что в начале года, после формирования парламента и правительства, вся энергия и активность будут направлены на продолжение этой работы вместе с коллегами из Словакии, к которой перейдет председательство в ОБСЕ в 2019 году.
Свободная Европа: ОБСЕ каждый раз участвует в мониторинге выборов в Республике Молдова, и в нынешней кампании тоже будет работать наблюдательная миссия ОБСЕ. Каковы основные требования к Республике Молдова? Власть гарантирует честные и свободные выборы?
Клаус Нойкирх: В первых числах января наши коллеги из БДИПЧ [Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ] приедут в Молдову и определятся с наблюдательной миссией, а заодно оценят уровень соблюдения Копенгагенских критериев, ход избирательного процесса, состояние дел в медиа.
Это достаточно известный процесс, и я думаю, что наши коллеги, по традиции, дадут промежуточную оценку. Таким образом, наблюдательная миссия ОБСЕ будет следить исключительно за выборами, не вмешиваясь в сам избирательный процесс.
Свободная Европа: Ну, а участие жителей левобережья Днестра в выборах – как это будет происходить, по вашему мнению?
Клаус Нойкирх: Посмотрим... Это новый опыт – предоставление мандата депутата именно от Приднестровья. Предполагается, что все будет как и раньше, с открытием избирательных участков на территории, контролируемой конституционными властями Молдовы, куда отправятся голосовать жители Приднестровья.
Надеемся, на пропускных пунктах никаких проблем не будет. Посмотрим, сколько человек придет исполнить свое право голоса, потому что, как я уже говорил, по данным Центризбиркома свыше 200 тыс. жителей Приднестровья могут участвовать в выборах.
В мире много замороженных конфликтов, и в каждом случае необходимо свое единственно верное решение
Свободная Европа: Вы неоднократно говорили, что европейский курс Республики Молдова предполагает, что Молдова движется в сторону ЕС вместе с Приднестровьем. Вы по-прежнему так считаете?
Клаус Нойкирх: Если решение о том, когда и как Республика Молдова движется в сторону Евросоюза, принимает, с одной стороны, народ Молдовы, правительство и парламент, то, с другой стороны, Евросоюз должен его поддержать.
Я думаю, что приднестровское урегулирование увеличило бы шансы Молдовы на подобную развязку, поскольку в условиях неурегулированного конфликта перспективы выглядят более туманно. Показателен в этом плане кипрский опыт, через который мы прошли несколько лет назад, когда сторонам удалось договориться и как-то преодолеть препятствия, которые стоят, как правило, перед партнерством с непризнанными территориями.
Иными словами, наш совет такой: мы считаем, что урегулирование приднестровского конфликта способствует стабильности в Республике Молдова и идее интеграции в европейские структуры – если это пожелание и подобные устремления разделяют большинство населения Республики Молдова.
Свободная Европа: То, что происходит сегодня между Киевом и Москвой, как-то влияет на поиск устойчивого решения приднестровского конфликта?
Клаус Нойкирх: Мы отмечали, что наши российские и украинские коллеги и в формате «5+2», и в Милане продемонстрировали очень прагматичный и конструктивный подход, и мы видим заинтересованность Украины в урегулировании приднестровского конфликта, видим хорошее сотрудничество без каких-либо негативных тенденций, попыток повлиять на приднестровское урегулирование...
Свободная Европа: Если, предположим, удастся найти решение приднестровской проблемы, оно может стать прецедентом для Украины?
Клаус Нойкирх: Но вы ведь же знаете, что каждая семья несчастлива по-своему, и потому приходится искать решения для каждой ситуации в отдельности. В мире много замороженных конфликтов, и в каждом случае необходимо свое единственно верное решение. В нашем случае мы работаем над решением приднестровского конфликта.
Свободная Европа: Что бы вы передали гражданам Республики Молдова, нашим радиослушателям?
Клаус Нойкирх: Не теряйте надежды! Начните 2019 год с надеждой – и динамично работайте во благо завтрашнего дня страны, активно и самозабвенно, – где и как вы только можете!