Linkuri accesibilitate

«Формула существует, витает в воздухе, пусть и на гипотетическом уровне»


Свободная Европа: Завершается 2018 год, который принес в регион много нестабильности. Кто ответственен за сложившуюся ситуацию?

Владимир Сокор: Непосредственно ответственность на себя не берет ни один крупный игрок, ни одна международная организация. Республика Молдова по-прежнему остается в серой и уязвимой зоне. В то же время, Республика Молдова находится не в такой уязвимой ситуации, как соседняя Украина.

Причин тому несколько. Во-первых, между Республикой Молдова и Россией, как щит, стоит Украина, и Молдова менее уязвима до тех пор, пока Украина остается независимой и последовательной. А во-вторых, благодаря своей геополитической локации Молдова никому не интересна.

Свободная Европа: Когда вы говорите, что никому не интересна, кого имеете в виду?

Владимир Сокор: Не интересна, и не была интересной...

Свободная Европа: … Игорь Додон находится в Российской Федерации, Андриан Канду недавно ездил в США, а вы говорите – никому не интересна?

Владимир Сокор: Никому не интересна с геополитической точки зрения – ни для России, ни для НАТО. Она интересна для Румынии, потому что является ее непосредственным соседом по очень большому участку границы. С этой точки зрения – да, Республика Молдова представляет интерес для Румынии, но – не для крупных игроков. Судьба выделила Республике Молдова укромный уголок, защищенный от угроз и опасностей извне; с другой стороны, из этого уголка ни один крупный игрок не может выступать с угрозами в адрес другого крупного игрока.

Свободная Европа: Если Молдова ни для кого не представляет интерес, почему так всполошилась Россия, когда Кишинев подписал Соглашение об ассоциации с Евросоюзом? Россия запретила доступ молдавских товаров на свой рынок…

Владимир Сокор: Да.

Свободная Европа: Случайно?

Владимир Сокор: Нет, не случайно, но это не имеет никакого отношения к геополитике или стратегии. Это связано с психологией России, психологией крупной державы, которая поставила перед собой цель вернуть себе былую роль и величие на этом пространстве. Россия всегда будет преследовать эту цель,

Россия – извечный противник стран региона, это историческая ситуация, унаследованная, которая будет длиться столько, сколько будет существовать Россия – и эта ситуация не связана напрямую с Владимиром Путиным. Путин всего лишь сегодняшнее олицетворение вечной России. Такую вот цель ставит перед собой Россия на долгосрочную перспективу, но в настоящий момент у нее совсем другие приоритеты, совсем другие проблемы: она повязана на украинском кризисе, задействована на многих фронтах действий за пределами Европы, завязла в целой серии конфликтных ситуаций с Западом. И Россия хочет нормализовать отношения с Западом.

Свободная Европа: И ей удастся нормализовать отношения с Западом?

Владимир Сокор: Есть одна идея. Возможно, и просматривается какой-то интерес со стороны крупных держав к Республике Молдова – правда, на теоретическом уровне пока. Россия заинтересована не в том, чтобы превратить Республику Молдова в свой протекторат, потому что Москва не сможет содержать российский протекторат в Молдове; Россия заинтересована не в том, чтобы заполучить в лице Республики Молдова свой сателлит – они хочет превратить Республику Молдова в опытный полигон по выведению формулы примирения с Западом на фоне совместного российско-западного урегулирования конфликта в Приднестровье.

По мнению российских чиновников, такой эксперимент в Молдове показал бы Западу, что Россия способна урегулировать существующие конфликты в рамках двустороннего сотрудничества с Западом. Это стало бы так называемым сигналом доброй воли России, неким первым шагом к урегулированию ситуации.

Что имеет в виду Россия под нормализацией? Она имеет в виду постепенный демонтаж экономических санкций – не их отмену, Россия не ставит перед собой эту нереальную задачу – отменить санкции одним приемом, а постепенный, шаг за шагом, демонтаж санкций с переходом от урегулирования приднестровского конфликта к урегулированию в Донбассе, возможно, в сочетании с Крымом. Такое урегулирование действительно приведет к более быстрому снятию Западом экономических санкций против России. Этого хочет Россия – и этот посыл разносит дальше г-н Додон.

Свободная Европа: Г-н Додон растиражировал свои заявления о том, что в 2019 году Молдова сможет продемонстрировать всему миру, что приднестровское урегулирование близко, и что как Россия, так и Запад заинтересованы в том, чтобы решение было найдено.

Владимир Сокор: Действительно, таковы посылы г-на Додона с той самой минуты, когда он стал президентом. Устами Додона говорит Россия, это несомненно. И действительно, российская дипломатия знает, как знают и многие аналитики, в том числе ваш покорный слуга, что на Западе есть чиновники, которые заинтересованы в таком сценарии, не прочь поэксплуатировать такой сценарий в надежде восстановить более или менее нормальные отношения с Россией и вернуться к тому, что принято называть business usual с Россией, то есть, продолжать вести с Россией бизнес, как до вторжении в Крым и Донбасс.

Да, разумеется, Франция Эммануила Макрона была бы очень заинтересована в таком сценарии. Лично я знаю немецких чиновников, которые не против такой формулы развития событий. Берлин начал проявлять готовность еще в 2009 году, вспомним мезебергский меморандум, составленный Ангелой Меркель вместе с тогдашним президентом России Дмитрием Медведевым. Так что – формула существует, витает в воздухе, пусть и на гипотетическом пока уровне.

Свободная Европа: А Тирасполь и Кишинев согласятся с таким сценарием?

Владимир Сокор: Многое будет зависеть от результатов парламентских выборов февраля 2019 года и от состава правительства, которое будет сформировано после выборов.

Свободная Европа: Но что делал Додон на тех десяти встречах с Владимиром Путиным? Какие вопросы они обсуждали, о которых мы можем знать – но можем и не знать?

Владимир Сокор: Из сообщений российских СМИ и заявлений г-на Додона после каждой поездки в Россию можно сделать несколько выводов: на двустороннем уровне Молдова – Россия г-н Додон пытается вновь открыть российский рынок для молдавского экспорта и добиться благосклонности к молдавским гастарбайтерам, нарушившим режим пребывания в России.

Тем самым г-н Додон преследует конкретные внутриполитические интересы, он хочет заручиться поддержкой диаспоры на предстоящих выборах; но это, несомненно, можно отнести и к попыткам г-на Плахотнюка наладить через Додона контакт с Кремлем. Признаки такого сценария налицо, г-н Додон согласовал в Москве назначение близкого соратника Плахотнюка – Василе Ботнаря – главой «Молдовагаз».

Свободная Европа: Г-н Ботнарь сейчас возглавляет Службу информации и безопасности.

Владимир Сокор: Да, знаю.

Свободная Европа: И какое развитие событий прогнозируете вы в регионе?

Владимир Сокор: Оставим Приднестровье, поговорим о регионе. Многое будет зависеть от состава правительства Республики Молдова после выборов. Гипотетически возможна формальная или неформальная коалиция Партии социалистов с Демпартией Плахотнюка. В этом случае им придется прийти к единому знаменателю по приднестровскому урегулированию.

Свободная Европа: А позиция Киева разве не важна?

Владимир Сокор: Проблема Приднестровья и проблема Донбасса взаимосвязаны. Не все отдают себе отчет в том, насколько тесно переплелись эти два вопроса. С точки зрения г-на Додона, это неважно. Если особый статус в приемлемой для России формуле будет принят для Приднестровья, то его можно будет использовать как прецедент для аналогичной формулы в Донбассе – при условии, естественно, что она устроит Россию. Г-ну Додону нет абсолютно никакого дела до этой взаимосвязи.

Отношение г-на Плахотнюка непредсказуемо. Совершено ясно, что он готовит примирение с Тирасполем; в каких именно терминах – неизвестно, но уже создан переговорный канал Владимир Плахотнюк – Виктор Гушан, канал, который повлиял на принятие политики так называемых «малых шагов» по постепенной суверенизации левобережья Днестра. Так что ситуация непредсказуема. Г-н Плахотнюк искусный стратег, который поражает своими тактическими ходами не только нас, но и международных игроков…

Свободная Европа: Но приднестровское урегулирование зависит и от украинско-российских отношений?

Владимир Сокор: Нет, от украинско-российских отношений ни капли не зависит.

Свободная Европа: При том, что обе страны, Украина и Россия, входят в переговорный формат 5+2?

Владимир Сокор: Да. Идеология формата 5+2 сводит участников к роли созерцателя, более или менее пассивного, за ходом двусторонних переговоров между Кишиневом и Тирасполем, с возможным вынесением итогов этих переговоров на утверждение в формате 5+2. Именно в этом предназначение формата. Полноправные его участники – Россия, Украина и ОБСЕ – могут выходить с предложениями, а США и Евросоюз лишены такого права

Свободная Европа: Как наблюдатели в рамках формата?

Владимир Сокор: Вот именно. Они не вправе выступать с предложениями, единственное, что они могут – это прокомментировать предложения других, но самостоятельно выходить с инициативами, как Россия и Украина, не могут. До 2014 года Украина была пассивным участником формата 5+2, так как не хотела грузить свои отношения с Россией и приднестровской проблематикой. Сейчас ситуация изменилась, но в целом участники формата 5+2 смотрят за ходом переговоров в формате 1:1, между Кишиневом и Тирасполем.

Свободная Европа: Россия по-прежнему будет пугать граждан возможным расширением НАТО на Восток?

Владимир Сокор: Будет, даже не сомневайтесь. Это полностью выдуманная страшилка, НАТО не вынашивает подобных планов и, уверен, в обозримом будущем даже думать об этом не будет. Как минимум при нашем поколении...

Свободная Европа: Но Грузия и Украина…

Владимир Сокор: Именно это я имею в виду. По крайней мере, при нашем поколении.

Свободная Европа: ...не скрывают своего горячего желания вступить в Североатлантический альянс?

Владимир Сокор: Да. В обозримом будущем этого не будет, уверен, потому что в самом НАТО нет консенсуса. Я имею в виду, что многие страны во главе с Германией и Францией, но прежде всего Германия, выступают против расширения НАТО на Восток. И не только против расширения НАТО, но и против любого серьезного размещения союзнических войск на территории балтийских стран и Польши. Германия блокирует практически все.

До настоящего момента она блокировала любые планы на случай нападения России на прибалтийские государства и Польшу. Германия блокировала даже составление планов защиты этих стран, мотивируя тем, что само обсуждение таких вопросов в мирное время Россия может рассматривать как вызов, как проявление недоверия к ее мирным намерениям. Таким образом, Германия хочет превратить даже страны восточного фланга НАТО в буферную зону, где нет союзнических войск, способных обеспечить защиту и политику сдерживания.

Свободная Европа: И как это объяснить? Как объяснить тот факт, что Игорь Додон не посетил пока ни Киев, ни Бухарест? Ведь это непосредственные соседи Молдовы…

Владимир Сокор: Позвольте, небольшое уточнение по поводу отношений Грузии и Украины с НАТО. Эти страны в обозримом будущем не станут членами НАТО, так как большинство западноевропейских стран выступают против. Формула будет другой, а именно формула двусторонних отношений – между Украиной, с одной стороны, и группой стран во главе с США; между Грузией, с другой стороны, и группой стран во главе с США, без вовлечения НАТО как коллективного союза. Это будет своего рода коалиция с группой стран, которые являются членами НАТО, но не под флагами Североатлантического союза.

Свободная Европа: Что теряет Республика Молдова от того, что Игорь Додон не встретился со своими коллегами из Киева и Бухарест?

Владимир Сокор: Теряет больше на символическом уровне. Отношения Республики Молдова с Украиной и Румынией не зависят от личности г-на Додона. Тот факт, что Игоря Додона не принимают в Киеве и Бухаресте, практически не влияет на двусторонние отношения. Торговые обмены между Республикой Молдова и Румынией развиваются по нарастающей, независимо от того, что говорит и что думает г-н Додон; взаимоподключение энергетической системы с Румынией топчется на месте – и опять же независимо от того, что говорит и что думает г-н Додон; Румыния вообще ведет неправильную и неэффективную политику в отношении Республики Молдова, и позиция Додона здесь совершенно ни при чем. В целом, политику Бухареста в отношении Республики Молдова я считаю неудачной, независимо от того, что говорит и что думает г-н Додон.

Свободная Европа: И какой должна быть политика Румынии в отношении Республики Молдова?

Владимир Сокор: Прежде всего, нужно на полном серьезе поднять проблему взаимоподключения газа и электроэнергии – Бухарест же оставил этот вопрос на самотек. Румыния нашла огромные месторождения газа в акватории Черного моря. До настоящего момента нет никакого политического или бизнес-соглашения по использованию этого природного газа – неизвестно, будет ли экспортирован этот газ в Европу, пустят ли его на реанимацию румынской химической промышленности или же используют на нужды Республики Молдова. Газопроводу Унгены-Кишинев до завершения еще очень далеко…

Свободная Европа: Яссы – Унгены – Кишинев...

Владимир Сокор: Да. Юрие Лянкэ говорил, что он должен был вступить в действие в 2014 году.

Свободная Европа: Сейчас называются другие сроки, 2020 год под вопросом.

Владимир Сокор: Увы… Откладывается из года в год, никакой уверенности нет. О смычке в Исакче тоже никто ничего не знает, никто ничего не говорит…

Свободная Европа: Может, проблема в финансах?

Владимир Сокор: Конечно, финансовые проблемы есть, но Румыния располагает дополнительными фондами, которые правительство тратит сейчас на социальные программы и необоснованное повышение зарплат.

Так что это один из моментов, но есть еще одна составляющая, связанная с предстоящими парламентскими выборами. Субсидируемые Бухарестом СМИ – а сам факт такого субсидирования находит подтверждение в многочисленных публикациях на различных веб-сайтах – которые выходят в Кишиневе, систематически внушают избирателям с прорумынскими взглядами не голосовать за партии Майи Санду и Андрея Нэстасе. Есть три-четыре таких издания, четыре-пять авторов, которые специализируются в такой пропаганде и постоянно призывают избирателей, разделяющих унионистские и прорумынские взгляды, не голосовать за Майю Санду и Андрея Нэстасе, потому что якобы за ними различные грехи, неблаговидные действия…

Свободная Европа: Но и унионистский сегмент очень расколот, г-н Сокор.

Владимир Сокор: Увы, да, уже расколот.

Свободная Европа: В последнее время на этой платформе появилось еще одно формирование, которое, скорее всего, включится в предвыборную гонку.

Владимир Сокор: Да, этот сегмент, к сожалению, уже расколот, что бы ни говорил Бухарест. Но мне хотелось бы здесь сфокусироваться на этом призыве Бухареста. Повторяю еще раз, это месседж румынского правительства, потому что от него исходит финансирование, которое говорит избирателям в Республике Молдова, разделяющим унионистские или прорумынские взгляды, что Майя Санду и Андрей Нэстасе недостаточно унионисты, и что за ними числятся и другие грехи, поэтому голосовать за них не следует.

Такая политика на руку г-ну Плахотнюку; это попытка оттянуть голоса у проевропйеских, антиолигархических партий, возглавляемых Маей Санду и Андреем Нэстасе. Далеко не факт, что избиратели, которым адресован этот месседж, проголосуют за ту или иную унионистскую партию, многие из них просто не пойдут на выборы. И это в условиях, когда каждый голос важен, каждая доля процента может перевесить чашу весов.

Месседж из Бухареста, о котором я говорю, отнимет эти жизненно важные проценты у Майи Санду и Андрея Нэстасе. И мне хотелось бы, пользуясь случаем, выразить недоумение теми, кто проводит такой месседж и продолжает его пропагандировать в Кишиневе. Надеюсь, они спохватятся и подумают о последствиях подобных посылов.

XS
SM
MD
LG