Что предлагает блок ACUM для того, чтобы изменить положение дел в молдавской юстиции? И что поддерживает оптимизм депутатов проевропейской оппозиции, которые верят, что их предложения найдут отклик? Своим мнением со Свободной Европой поделился депутат блока ACUM Октавиан Цыку.
Свободная Европа: Для начала небольшое уточнение. Подтвердив свое обязательство не вступать в альянсы ни с одной из представленных в парламенте партий – «олигархических и антиевропейских» – блок ACUM решил примерить роль оппозиции. Разве в нынешней ситуации пребывание в оппозиции предполагает больше возможностей для выполнения предвыборных обещаний, нежели вхождение во власть?
Октавиан Цыку: Во-первых, мы не говорили о статусе оппозиционной партии. На данный момент все три партии, прошедшие в парламент, имеют равные шансы, каждая пришла со своим политическим меню, два из них связаны и с геополитическими вариациями. Блок ACUM выступил с предложением о десолидаризации и обратился с этим призывом ко всем депутатам парламента. Следовательно, шансы равны, мяч на стороне поля каждого политического игрока – и каждый оспаривает шанс попасть во власть.
Советское наследие выражается в иерархическом, слепом подчинении вышестоящим инстанциям
Самая сложная, на мой взгляд, позиция у Демпартии, которая, с одной стороны, не сможет сформировать правительство из перебежчиков, с другой же – альянс с Партией социалистов означает конец доверия к ДПМ как на Западе, в первую очередь, так и в глазах собственного электората. Следовательно, наша позиция – блока ACUM – выгодна с точки зрения того, как мы озвучили свой вариант руководства страной. Так что разница большая.
Свободная Европа: Да, ACUM озвучил в очень общих пока чертах свои планы. Речь идет о мерах, призванных «искоренить олигархическую систему и построить правовое государство»... Но прежде чем дело дойдет до рассмотрения каких-либо конкретных законопроектов, парламент должен выбрать руководящие органы, решить процедурные вопросы, и т.д. И уже прозвучали упреки в адрес блока, что этот этап вы не учли. Какую линию поведения изберут депутаты блока? Например, в вопросе избрания спикера, ведь это является одним из ключевых моментов, предшествующих началу, собственно, законотворческого процесса?
Октавиан Цыку: Что касается избрания спикера, то у каждого политического игрока есть своя кандидатура. Есть она и у нас. Акт правления, формирование парламентского большинства будут выстраиваться не столько на кандидатурах конкретных людей, предложенных в состав руководства парламента, включая его Постоянное бюро, сколько вокруг программ, предложенных каждым из игроков. Потому что, если вы посмотрели наш пакет, идея блока ACUM сводится к принятию in corpore положений, которые, с нашей точки зрения, должны привести к отмене смешанной системы выборов и инициированию процедуры досрочных выборов по справедливой и правильной схеме, с участием учреждений, которые не будут контролироваться действующим режимом.
Как уже неоднократно констатировали и мы, легитимность, в том числе, выборов от 24 февраля сильно пострадала именно в результате действий этих структур. И печальнее всего то, что в сложившейся ситуации о демократизации молдавской политики и говорить не приходится. Это просто невозможно! В этом и состоит суть нашей идеи, которую мы будем продвигать. При этом, естественно, мы понимаем, что у остальных политических игроков своя повестка. Но скажу еще раз: у каждого из нас – равные шансы для реализации задач.
Свободная Европа: Г-н Цыку, в докладе международной комиссии юристов – это одно из последних и достаточно убедительных исследований – отмечается, что ни законодательные, ни институциональные рамки не позволяют судебной системе функционировать независимо, и что политика оказывает сильное давление на юстицию. Что конкретно предлагает блок ACUM для изменения существующей ситуации?
Октавиан Цыку: Мы разработали предельно четкое видение системы правосудия, в частности, исходили из того, что есть и честные юристы, и люди, которые всегда выступали за реформирование системы. Кроме того, мы представляем и гражданское общество, включая академические и неправительственные круги, которые охватывают все сферы жизнедеятельности в стране, чем мы себя, собственно, и проявили.
Для системы правосудия в Республике Молдова характерен ряд моментов, связанных с ее генетическим строительством. Я имею в виду советское наследие, которое выражается в иерархическом подчинении, пусть и не прописанном в молдавском законодательстве... Это слепое подчинение вышестоящим инстанциям – во-первых, и Высшему совету магистратуры, во-вторых.
Власть может предпринять все, что угодно, может интерпретировать любой закон в свою пользу
Свободная Европа: Вы считаете, что отставка – это в нашем случае панацея? Ведь вы предлагаете именно это – отправить в отставку прокурора, снять с должности…
Октавиан Цыку: На данный момент действительно есть необходимость в экстренных мерах, что касается именно руководящих должностей. Разумеется, нельзя считать эти меры исчерпывающими для обеспечения перемен, потому что мы очень часто упускаем из виду один крайне любопытный момент, а именно: Генпрокуратура и Национальный центр по борьбе с коррупцией играют важную роль в легитимизации олигархического режима. Не надо забывать, что решение судебной инстанции – следуя той же советской модели, позаимствованной всеми прежними режимами – ограничивается констатацией фактов именно в силу огромного давления, которое существует внутри системы, что вынуждает судебные инстанции прислуживать режиму.
Конкретный и самый наглядный тому пример – слаженные действия всех судебных инстанций, включая Апелляционную и Высшую судебную палаты, которые проигнорировали выбор 130 тыс. граждан и свели на нет демократический процесс в Республике Молдова. Именно эти обстоятельства и стали основой программы блока ACUM.
Свободная Европа: Вы присутствовали, г-н Цыку, на презентации доклада международной комиссии юристов, и вы наверняка заметили, что решения, которые предлагает эта организация, носят иной характер. Речь идет о переменах изнутри, скажем так, более мягких, речь идет о составе Высшего совета магистратуры, отмены пятилетнего испытательного срока для магистратов – то есть, более щадящие, не столь радикальные меры. Вы не считает, что этот вариант более подходящий?
Октавиан Цыку: Это так, но мы говорим о разных вещах. Одно дело – постепенное реформирование системы правосудия, когда бразды правления находятся в твоих руках, и можно как-то повлиять, скажем, на формирование законодательных рамок. И не только! Потому что в Республике Молдова законы хорошие, это признавали эксперты в области юриспруденции.
Мы, блок ACUM, считаем жизненно необходимым утвердить в срочном порядке ряд мер, которые позволили бы создать конституционные рамки функционирования самой власти, в частности, органов, которые отвечают за проведение выборов и за их результаты. Ведь так не должно быть – мы заявили, что итоги выборов искажены, мы внесли соответствующий запрос в Конституционный суд, представили доказательства причастности именно этих учреждений к фальсификации процедуры голосования, в том числе видеоматериалы, но наш запрос, по сути, был отклонен. Подобную практику необходимо искоренять.
Свободная Европа: И вы считаете, что ACUM, находясь в оппозиции, может добиться отставки генпрокурора, руководства ВСП? А как быть с процедурными вопросами, через которые, как прекрасно известно, нельзя перепрыгнуть?
Октавиан Цыку: Переступить нельзя, но мы говорим о постановлении парламента, в соответствии с которым признается характер захваченного государства. Оно открывает перед нами возможность проголосовать за отставки in corpore, а также поименно, исходя из имеющихся конституционных положений. Эта экстренная мера продиктована абсолютно неординарной ситуацией, которая у нас сложилась.
Суть сводится к следующему: государство захвачено. Неординарная ситуация требует неординарных решений, в противном случае власть может предпринять все, что угодно, может интерпретировать любой закон в свою пользу. Поэтому – да, это неординарная мера, но мы на ней настаиваем, видя в том свой долг перед избирателями.
Свободная Европа: И последний вопрос, г-н Цыку. Считаете ли вы, что одновременно необходима и некая люстрация, то есть, устранение из системы тех, кто работал там прежде? Подобной меры в рекомендациях международной комиссии юристов нет.
Октавиан Цыку: Люстрация неминуемо будет касаться тех, кто отвечал за принимаемые решения, потому что судебная система многочисленна, и там 504 судьи, да плюс 33 судьи – в Высшей судебной палате…
Я думаю, что если люстрация будет применена на высшем уровне, в отношении высших должностных лиц, непосредственно причастных к подобным действиям, это неминуемо отразится и на их подчиненных, на менталитете остальных работников сферы юстиции. В остальном, замена или обновление самой системы – процедура более сложная, так как в механизм правосудия мы продолжаем верить, ведь он создан не без участия Евросоюза. Вот такое решение мы предлагаем.