Linkuri accesibilitate

«Определяющий момент — не явка, а предвыборная программа, идеи и обещания»


Граждане Молдовы во время выборов президента, избирательный участок в Париже, 2016 год
Граждане Молдовы во время выборов президента, избирательный участок в Париже, 2016 год

Член Центризбиркома Владимир Шарбан — об изменениях в избирательной системе

Выборы парламента Республики Молдова пройдут 24 февраля, и впервые – по смешанной системе: 50 депутатов будут избраны по партийным спискам, 51 – по одномандатным округам. По оценкам экспертов и обозревателей, граждане плохо информированы, а порой даже дезинформированы по поводу новой системы выборов. Какие новшества несет смешанная система, как будут проходить выборы, и чем объясняется растущее число избирателей в списках? На вопросы Свободной Европы отвечает член ЦИК Владимир Шарбан.

Владимир Шарбан: Самое большое нововведение касается порядка избрания депутатов в парламент. До 2014 года 101 депутат избирались по единому общенациональному округу, с участием политических партий и независимых кандидатов. Сейчас в рамках смешанной системы существует национальный округ, по которому в парламент предстоит избрать 50 депутатов от политических партий, потому что в национальном округе участвуют лишь партии и общественно-политические формирования. А остальные 51 депутат пройдут в парламент по одному из 51-го одномандатного округа, включая те, что созданы на территории Приднестровья и за рубежом.

Владимир Шарбан
Владимир Шарбан

Свободная Европа: Кто обеспечивает доступ конкурентов на территорию левобережья Днестра для проведения предвыборной кампании?

Владимир Шарбан: С этим есть проблема... Все мы знаем, что доступ на левый берег Днестра довольно ограничен для многих, в том числе – и для конкурентов на выборах. Надеемся на понимание со стороны непризнанной приднестровской администрации. Конкуренты могут вести кампанию, правда, менее эффективную, через СМИ, интернет и т.д.

Свободная Европа: Если в одномандатном округе в гонке участвуют несколько конкурентов, кому и как достанется мандат? Определяющее значение имеет количество набранных голосов?

Владимир Шарбан: Во всех одномандатных округах депутатский мандат оспаривают несколько претендентов, больше, чем два-три человека. Есть округа, в которых зарегистрировано свыше 10 кандидатов. Точное число кандидатов, которые баллотируются по одномандатным округам, мы будем знать после завершения регистрации.

Свободная Европа: Как вы считаете, отсутствие порога явки для признания выборов состоявшимися может стать демотивирующим фактором для избирателей?

Владимир Шарбан: Все зависит от конкурентов на выборах, как смогут они мотивировать избирателей. Определяющий момент – не явка, не порог явки, а предвыборная программа, идеи, обещания, а также сила убеждения самих кандидатов.

Свободная Европа: Если один и тот же кандидат пройдет в парламент и по партийному списку, и по одномандатному округу – что тогда? Ведь большинство партийных лидеров для подстраховки решили баллотироваться и тут, и там…

Владимир Шарбан: Это так. Если один и тот же человек пройдет в парламент и по партийному списку, и по одномандатному округу, то предпочтение отдается мандату по однопартийному округу, из партийного списка этот человек исключается. Мандат по партийному списку предоставляется следующему претенденту, согласно очереди. Это сделано в порядке уточнения, а также для того, чтобы избежать дополнительных расходов, потому что если депутат по одномандатному округу, скажем, станет министром, или же по иным причинам сложит мандат, то в округе придется провести новые выборы.

Приднестровская статистика дает такие данные: в регионе проживает 475 тыс. граждан. Мы смогли подтвердить лишь 68%

Такая ситуация исключена в случае депутатов, избранных в общенациональном округе по партийным спискам. Там подводится черта между теми, кто получил мандат депутата, и следующими по списку, которые становятся резервными депутатами. В случае, если депутат, избранный по партийному списку, занимает должность, несовместимую с депутатским мандатом, например, министра или премьера, то образовавшуюся вакансию заполняет следующий по списку резервный депутат. Следовательно, в организации новых выборов нет надобности.

Свободная Европа: Когда заходит речь о качестве списков кандидатов в депутаты, многие задаются вопросом – а кто его гарантирует, это качество? Из регистра избирателей мы узнали, что в Республике Молдова более 3 млн 265 тыс. граждан с правом голоса. Где гарантии, что это достоверные списки, в которые не попали «мертвые души»?

Владимир Шарбан: Вопрос качества списков избирателей всегда фигурировал в повестке дня. Чтобы лучше понять суть вопроса, проведем небольшой экскурс в прошлое. До 2011 года за составление и обновление списков избирателей отвечали местные органы власти. Этим делом занимались, как правило, секретари, в распоряжении которых имелся конкретный инструмент: регистры населения и домашних хозяйств, данные бюро ЗАГСа, данные кооперативов и т.д. Качество списков сильно зависело от дисциплинированности и оперативности секретаря. Поэтому в целом по республике у нас числилось около 2 млн 500 тыс. избирателей.

Сейчас же более 3 млн граждан с правом голоса, но к избирательным участкам прикреплено около 2 млн 800 тыс. С 2014 года у нас ведется госрегистр избирателей, который непосредственно и очень тесно связан с госрегистром населения – эти отношения можно сравнивать с отношениями между матерью и дочкой. Из госрегистра населения мы берем данные по всем гражданам с правом голоса. Естественно, те ошибки и упущения, которые присутствуют в регистре населения, нередко перекочевывают и к нам.

Свободная Европа: Сюда входят и жители левобережья Днестра?

Владимир Шарбан: Разумеется. И это проблема проблем! С ней связаны растущие показатели по численности избирателей. Помимо других экономических и политических проблем, Приднестровье представляет собой «черную дыру» в отношении регистра населения. Сегодня приднестровская статистика дает такие данные: в регионе проживает 475 тыс. граждан. Много это, мало – не знаю, но они приводят именно такие цифры.

Мы смогли подтвердить лишь 68% от всех представленных сведений. Представьте себе, осталось проверить более 30% граждан, которые фигурируют в госрегистре населения!.. Было время, когда Россия не позволяла въезд гражданам по другим документа, кроме паспорта, поэтому многим нашим согражданам пришлось оформить российские документы.

Да, существуют определенные проблемы – но есть и глаза, которые за всем этим следят

Сейчас же, после либерализации визового режима, многие приднестровцы берут молдавское гражданство. Это очень хорошо, и я надеюсь, что скоро 100% населения левобережья Днестра будут иметь молдавские документы.

Что плохо? То, что жители Приднестровья не всегда предоставляют нашим государственным службам данные об умерших родственниках. Поэтому и складывается такая ситуация с цифрами: с одной стороны, растет число граждан, которые заносятся в госрегистр населения и госрегистр избирателей, с другой – не учитывается естественная убыль населения. Правда, в прошлом году нашли выход из положения, и уже легче вносить данные об умерших гражданах. Здесь я бы отметил, что и умершие за рубежом молдаване тоже не всегда снимаются с учета...

Свободная Европа: Практика показывает, что в выборах в Республике Молдова принимает участие очень незначительный процент жителей левобережья Днестра…

Владимир Шарбан: Это так. В основном, это жители сел, расположенных вдоль Днестра. Там большое влияние оказывает и пропаганда, и другие моменты. Но я сейчас говорю не о тех, кто голосует, а о гражданах с правом голоса.

Свободная Европа: Это понятно. Но в любом случае есть разница между тем, что занесено в госрегистр избирателей, и реальной явкой на выборы. Поэтому многие ставят под сомнение достоверность этой цифры – 3 265 790 избирателей. И многие считают, что если она нереальная, то это может исказить результаты выборов.

Владимир Шарбан: Для предотвращения подобных ситуаций существуют избирательные органы, избирательные бюро на участках, в состав которых входят люди, делегированные парламентскими политическими партиями. На каждом избирательном участке будут представители партий, а также наблюдатели, как национальные, так и международные.

Сейчас важно каждому из нас проверить, есть ли мы в списке, нет ли каких-то проблем по адресу нашего проживания, нет ли в списках умерших родственников. Да, существуют определенные проблемы – но есть и глаза, которые за всем этим следят. И я хочу призвать всех членов избирательных бюро, всех наблюдателей внимательно следить за всеми процедурами, чтобы не допустить жульничества. Тогда все опасения, подозрения и сомнения отпадут.

XS
SM
MD
LG