«Мы надеемся, что молдавские власти найдут выход из сложившейся ситуации и проявят уважение к воле избирателей», – заявил посол ЕС в Молдове Петер Михалко в интервью Свободной Европе. Европейский дипломат напомнил, что этот призыв прозвучал и в совместном заявлении главы дипломатии ЕС Федерики Могерини и европейского комиссара по вопросам расширения Йоханнеса Хана, а также в резолюции Европарламента. Посол ЕС решительно отмел критику молдавского руководства относительно приостановления обещанной Молдове макрофинансовой помощи. Напомним, власти Молдовы расценили это как поддержку оппозиции на предстоящих парламентских выборах.
Свободная Европа: Итак, г-н посол, государство, четыре года назад подписавшее Соглашение об ассоциации с Европейским союзом, аннулирует вполне законные, с точки зрения всех наблюдателей, выборы, а Евросоюз принимает беспрецедентное решение – приостановить внешнее финансирование. Как могло принять такой оборот дело – или, точнее говоря, кто, по-вашему, довел ситуацию до этой точки: юстиция или органы власти, которые, похоже, ее контролируют?
Петер Михалко: За четыре года, что связывают Евросоюз и Республику Молдова Соглашение об ассоциации, было сделано много для выполнения обязательств, проведены реформы в экономической области, особенно много усилий приложено по реализации положений Соглашения о свободной торговле. Но есть и недостатки, и упущения, и мы предельно ясно указали на них.
Прежде всего, это касается реформы юстиции, которая еще только предстоит – и которую очень ждут и граждане Республики Молдова, и международные партнеры. Разумеется, решение о непризнании выборов в Кишиневе было неожиданным, потому что выборы прошли честно, и этот факт констатировали все наблюдатели. И решение аннулировать результаты, проигнорировать выбор граждан, их волю лишило жителей столицы избранного ими мэра. Это противоречит принципам правового государства, а также стандартам демократии. Потому что соблюдение стандартов демократии и правового государства является частью политических условий, подписанных Республикой Молдова в рамках меморандума-соглашения о предоставлении макрофинансовой помощи, а также фигурирует среди принципов, на которых базируется Соглашение об ассоциации – и на которых выстроены наши отношения с Республикой Молдова.
ЕС надеется, что юстиция в Молдове будет независимой и беспристрастной, функциональной и профессиональной, прозрачной и справедливой
По части обещанной макрофинансовой поддержки: решения о высвобождении транша не было, точнее, было принято решение о приостановлении этого процесса – на английском это называется put on hold, – потому что налицо явное несоответствие обязательствам, которые Республика Молдова взяла на себя, несмотря на то, что технические условия для выделения первого транша выполнены.
Но наше сотрудничество на этом не заканчивается. Первый транш приостановлен, но продолжаются проекты, которые у нас есть, которые направлены на улучшение состояния дел по секторам, по конкретным сферам, которые связаны с улучшением стандартов в конкретных областях. У нас развернуто более 140 проектов подобного рода. Но то, что случилось, свидетельствует об острой необходимости реформы юстиции, – и этот пункт был одним из приоритетных в одобренной в прошлом году дорожной карте по ассоциации, и он должен быть приоритетом для каждого молдавского правительства. Вместе с тем, из сложившейся ситуации необходимо найти выход. Молдавская власть должна отыскать вариант решения и позаботиться о том, чтобы воля граждан, их право выбора главы местной администрации было признано, соблюдено и реализовано.
Свободная Европа: Тем не менее, из многочисленных реакций со стороны Евросоюза не остается никаких сомнений в том, что Европа не верит молдавской власти, когда та говорит: «Это не мы, это суд приял такое решение». Почему ЕС не верит официальному Кишиневу?
Никакого вмешательства в работу юстиции не было – и быть не может
Петер Михалко: Непрозрачная атмосфера, в которой было принято решение, да и тот факт, что это решение идет вразрез с аналогичными ситуациями, которые наблюдались в Республике Молдова на предыдущих выборах, вызывает много вопросов по поводу беспристрастности и независимости судебной системы. Именно на этом и основано требование улучшить положение дел и найти выход из сложившейся ситуации – в том смысле, что право граждан, их воля и выбор будут соблюдены.
Свободная Европа: Молдавские официальные лица утверждают, что Евросоюз потребовал от них вмешательства в акт правосудия. Я напомню слова премьера Павла Филипа о том, что представители Евросоюза начали бомбардировать его требованиями повлиять на решение суда, что, по его мнению, не соответствует европейским ценностям. Действительно ли ЕС пытался давить на премьера?
Петер Михалко: Во-первых, Евросоюз надеется, что юстиция в Республике Молдова будет независимой и беспристрастной, функциональной и профессиональной, прозрачной и справедливой. Именно на это должна быть нацелена реформа, через которую обязана пройти система правосудия. Уважение к стандартам правового государства является основополагающим принципом наших отношений с Республикой Молдова, этот факт закреплен и в Соглашении об ассоциации, поэтому никакого вмешательства в работу юстиции не было – и быть не может.
Что касается общения, которое у меня было с молдавскими партнерами. Оно прошло в контексте предыдущих дискуссий, когда молдавская сторона выразила заинтересованность в получении первого транша макрофинансовой помощи до лета. Были неоднократные обсуждения выполнения технических условий, и когда сложилась известная ситуация после признания выборов в Кишиневе недействительными, вразрез с принципами и политическими условиями, которые Молдова подписала в ноябре прошлого года, я продолжал активно и открыто коммуницировать, как делал это и до того, как молдавские партнеры были проинформированы о шансах и рисках в наших отношениях в целом или в каких-то конкретных ситуациях.
Подчеркиваю: речь шла о возможности получения макрофинансовой помощи до лета, потому что существуют процедуры, о которых знают все, – и о которых я вправе информировать, эту роль я буду брать на себя и впредь. Конечно, я был крайне удивлен, и удивлен неприятно, когда услышал, как интерпретируется наше общение и наше намерение помочь партнерам.
Мы, Евросоюз, работаем с правительствами, которые взяли на себя определенные обязательства – и прониклись ответственностью
Свободная Европа: Эти действия Евросоюза интерпретируются как призыв вмешаться в акт правосудия. Поэтому у меня возникает вопрос: что имеет в виду Евросоюз, когда говорит: «Мы ожидаем, что выбор граждан будет соблюден»?
Петер Михалко: Думаю, в совместном заявлении верховного представителя Федерики Могерини и еврокомиссара Йоханнеса Хана ясно сказано, что в сложившейся ситуации решения ждут именно от власти, которая должна сделать все для того, чтобы обеспечить выполнение воли граждан, избравших своего мэра.
Свободная Европа: Соответствующие органы, например, могли бы заказать экспертизу прямых трансляций, которые проводил в соцсетях несостоявшийся мэр Кишинева Андрей Нэстасе, для получения новых обстоятельств, которые дали бы возможность потребовать пересмотра решения Высшей судебной палаты. Но ничего из этого власть не предприняла. Значит ли это, что власть и не собирается что-либо делать ради того, чтобы выбор граждан был соблюден?
Петер Михалко: Не думаю, что я могу интерпретировать чьи-то намерения, но хочу еще раз подчеркнуть: это требование, сформулированное и в совместном заявлении, и в оценке Европарламента, следует рассматривать исключительно как призыв к возможным действиям, поскольку все законодательные или административные инструменты находятся в распоряжении власти.
Свободная Европа: Как вы оцениваете реакцию официального Кишинева на решение Евросоюза о приостановке финансирование? Я слышала, например, что говорил докладчик по Молдова Пятрас Ауштрявичюс. Он сказал, что глубоко разочарован реакцией Кишинева. А как вы восприняли реплику Кишинева, который заявил, что решение ЕС политизировано и несправедливо, что Евросоюз приостановил помощь для того, чтобы помочь оппозиции прийти к власти, что Евросоюз должен разделить ответственность за состояние дел в судебной системе Молдовы…
Петер Михалко: Мы, Евросоюз, работаем с правительствами, которые взяли на себя определенные обязательства в рамках наших отношений – и прониклись ответственностью в отношении этих обязательств. Со своей стороны, мы оказывали Республике Молдова существенную помощь на протяжении многих лет, поддерживали реформы, направленные на улучшение ситуации в стране, помогали правительствам в достижении прогресса, который ощутили бы на себе граждане. Надеемся, что именно на это и будут нацелены каждое правительство, каждый наш партнер и в дальнейшем.
Конечно, такое отношение не может быть основано на каких-то частных политических критериях. Если говорить о резолюции Европарламента, ее предложили большинство групп ЕП, и в ее поддержку проголосовали подавляющее большинство присутствовавших, против было подано лишь несколько голосов. Значит, все требования Евросоюза основаны на наших принципах и созвучны ценностям, которые лежат в основе наших отношений с Республикой Молдова.
Значит, от Республики Молдова требуется лишь то, что она сама приняла как обязательство – как наш партнер, то, чего ее граждане хотели бы видеть у себя дома. Соблюдение демократических стандартов, соблюдение принципов правового государства, волеизъявления избирателей на честных и свободных выборах – это основоположные критерии для каждого общества, которое хочет быть демократическим и считает себя таковым.
Свободная Европа: Лидер Демпартии заявил: мы будем продолжать европейские проекты, но теперь мы не будем так строго оглядываться на условия соглашений с Евросоюзом. Как вы расцениваете это заявление?
А тут как раз и подоспели эти местные выборы, на которых, увы, произошла осечка
Петер Михалко: Эти обязательства Республика Молдова взяла на себя в значительной степени с подачи Евросоюза, значит – они согласованы между сторонами, и их можно рассматривать как общие обязательства. Соответственно, любой провал в этом процессе, нежелание одной из сторон довести их реализацию до конца крайне нежелательны для любого из партнеров. И не только из-за того, что об этом договорились Европейский союз и Республика Молдова, но и потому, что мы искреннее верим: это – оптимальный способ сделать жизнь граждан Республики Молдова лучше.
Я уже сказал, что реформа юстиции сохраняется среди приоритетов повестки. Мы ждем, что эту реформу, как и другие включенные в совместный план реформы, молдавская власть претворит в жизнь.
Свободная Европа: Г-н посол, Республика Молдова перешла на смешанную систему выборов – вопреки позиции Евросоюза, вопреки рекомендациям Венецианской комиссии. Тогда многие увидели в реакции ЕС некую неуверенность, колебание. Евросоюз высказал свое недовольство по этому поводу, но сказал: «Посмотрим, как пройдут выборы». Возможно, именно то колебание проявилось сейчас в отмене результатов выборов? Не считаете ли вы, что менее толерантная позиция ЕС могла бы предотвратить последовавший сценарий?
Петер Михалко: Я не думаю, что в этом следует искать какую-либо вину со стороны Евросоюза. ЕС ясно и членораздельно высказал свою позицию и в прошлом году. Та ситуация, когда Кишинев проигнорировал позицию ЕС, а также рекомендации Венецианской комиссии и БДИПЧ/ОБСЕ, привела к включению политических условий в меморандум о предоставлении макрофинансовой помощи. И было ясно, что основное внимание будет уделено выполнению положений, связанных с демократией и выборами в Республике Молдова.
А тут как раз и подоспели эти местные выборы, на которых, увы, произошла осечка: их результаты были аннулированы, хотя выборы были признаны честными и корректными. Это значит, что Евросоюз будет поступать так, как и обещал, с позиции выполнения обязательств со стороны Республики Молдова. Ситуация предельно ясная, никто не может сказать, что она была не предсказуема, если исходить из того, что соблюдение стандартов демократии и правового государства фигурирует среди приоритетов.
Будем ждать, что молдавская власть найдет возможность учесть волю жителей Кишинева
Свободная Европа: Не считаете ли вы, что правящая партия умышленно довела ситуацию до этого предела, надеясь, что осенью сможет провести парламентские выборы без бдительного контроля со стороны ЕС?
Петер Михалко: Еще раз повторяю: я не буду спекулировать по поводу чьих-то намерений. Я могу сказать, что наши отношения остаются тесными, но условия, в том числе политические, по-прежнему играют определенную роль в этих отношениях. Это значит, что и Евросоюз, и другие международные партнеры, и страны-члены ЕС как партнеры Республики Молдова в области соблюдения демократических стандартов, принципов правового государства, избирательного процесса и его норм действительно не будут спускать глаз с Республики Молдова, их бдительное око, как вы сказали, будет здесь присутствовать. Это очень важно для дальнейших оценок развития нашего сотрудничества в том, что касается выполнения политических условий, а значит, и перспектив отношений между Евросоюзом и Республикой Молдова.
Поэтому – да, мы будем предельно внимательно следить за тем, как идет процесс, и не только в день выборов, но и в ходе всей предвыборной кампании, следить за тем, как соблюдаются демократические стандарты, права кандидатов, права избирателей, как обеспечивается доступ к СМИ, в том числе, в день голосования – и после выборов.
Свободная Европа: Но до выборов можно еще что-то изменить, если результаты голосования в Кишиневе все-таки не будут признаны?
Петер Михалко: Остается в силе то, что нашло отражение в совместном заявлении верховного представителя ЕС и комиссара Хана, а именно: будем ждать, что молдавская власть найдет возможность учесть волю жителей Кишинева.