«ДПМ сделает все, чтобы они не смогли выступить единым фронтом»

Стелла Жантуан

Экс-депутат ДПМ Стелла Жантуан — о вариантах коалиций и сценариях после выборов

Депутаты блока ACUM и Партии социалистов должны сформировать коалицию, – считает бывший депутат от Демпартии Стелла Жантуан.

Стелла Жантуан: У действующих игроков на политической сцене есть возможность вернуть политическую ситуацию в Республике Молдова в нормальное русло – для этого им необходимо выполнять свои предвыборные обещания.

### Vezi și... ### Анжела Грэмадэ: «Оптимальный сценарий — блок ACUM в конструктивной оппозиции»

Свободная Европа: Но прошедшие в парламент политформирования несовместимы между собой…

Стелла Жантуан: Что значит «несовместимость» в политике?! Если говорить о межличностных отношениях –да, тут у совместимости важное значение, потому что именно на совместимости либо выстраиваются в дальнейшем все личные отношения, либо отношения рушатся. Но когда речь идет о политиках, которые должны вести себя как политики, потому что предвыборная кампания-то уже позади, – тут «совместимость» получает совсем другое наполнение. Личные амбиции и обиды отдвигаются в сторону, и начинается настоящая политическая деятельность.

Россия инвестировала столько ресурсов, надеясь обещанный президентом Додонов результат – и что получила ПСРМ?..

Для Республики Молдова характерен иной подход, который проявляется, прежде всего, в том, что политические игроки не ограничиваются чисто своим электоратом, они проявляют лояльность между собой – им так лучше работается, для них это более надежно. Вы наверняка заметили, что у нас де-факто каждые четыре года политические тенденции, по сути, сохраняются, и никто не работает над расширением собственной электоральной базы.

Мы – не европейская страна с укоренившимися политическими традициями, где от деда к отцу, от отца к сыну передаются, например, доктринальный либерализм, консерватизм, социал-демократия... Это значит, что у нас нет традиционно-доктринерских партий. Поэтому не сложились и традиции ведения политических переговоров, ведь это характерно лишь тогда, когда у партии есть четкая предвыборная программа и четкая стратегия развития страны. И, придя в парламент, партия сразу же приступает к их реализации. Как? Если располагает большинством в парламенте – прекрасно, а если нет, то начинает искать партнеров. Нет такой политической партии, которая идет в парламент для того, чтобы занять место в оппозиции, потому что политическая борьба предполагает приход к власти. Именно в этом и состоит сама суть любой политической борьбы!

Свободная Европа: Вы отметили, что у нас нет посредников, и переговоров нет, но в кулуарах говорят, что в каждом политформировании есть человек, который, так или иначе, ведет диалог с представителями других партий.

Стелла Жантуан: Так всегда и было.

Свободная Европа: Но ведь прекрасно известно, что стоит за каждой партией, прошедшей в парламент, какие планы вынашиваются, какие настроения витают…

Стелла Жантуан: Даже если это и известно, даже если они общаются между собой – еще не хватало, чтобы не разговаривали друг с другом! – все это еще не предполагает наличие конкретной программы, потому что программа постоянно меняется, постоянно что-то обговаривается и согласовывается, меняется ситуация, меняются партнеры, меняется влияние.

### Vezi și... ### Майя Санду: «Мы не вступим в коалицию ни с ДПМ, ни с социалистами» (ВИДЕО)

Вот почему диалог с партнерами – неотъемлемый элемент усилий по претворению в жизнь своих планов. Если мы поймем, что сейчас есть шанс изменить политическую ситуацию в стране, думаю, где-то через полгода политическая конфигурация и в парламенте, и в Республике Молдова будет совершенно иной.

Между Партией социалистов и ее бывшим лидером Игорем Додоном наступил «ледниковый период»

Свободная Европа: Всего полгода?

Стелла Жантуан: Да, где-то через полгода начнет проявляться этот политический тренд – если, как я уже говорила, политические игроки осознают, что сейчас сложилась такая ситуация, когда необходимо начать что-то менять, чтобы выполнить свои обещания и пойти по иному политическому пути. Ведь они сами говорят: мы пришли для того, чтобы делать другую политику!.. Так вот пора, пора делать другую политику!

Свободная Европа: Какие первостепенные задачи должны стоять перед новым парламентом, ведь у каждой партии – свое видение приоритетов? Одни считают принципиальным создание парламентского большинства, выбор кандидатуры на должность премьер-министра и формирование правительства. Другие полагают, что в первую очередь нужно отправить в отставку тех, кто держит Республику Молдова в заложниках, иными словами, что надо избавиться от руководителей ряда подконтрольных учреждений. Как в этих условиях найти золотую середину, как не ошибиться при выборе точки старта?

Стелла Жантуан: Необходимо оставить в стороне эмоции, а те действительно зашкаливают, слишком много ожиданий, слишком много эмоциональных инвестиций вложены в партии, которые у нас воспринимаются чуть ли не как символ сопротивления и протестного духа в Молдове, как большое испытание и огромная ответственность! – и надо трезво посмотреть, готовы ли партии, о которых идет речь, засучить рукава и приступить к конкретной работе? И, что немаловажно, – располагают ли они убедительной поствыборной программой? Они хотят остаться у власти и…

Свободная Европа: Какой ценой?..

Стелла Жантуан: Да любой ценой!

Свободная Европа: С кем?

Стелла Жантуан: Они сделают это любой ценой – и с кем угодно, для них это неважно. Они это сделают, ссылаясь на невозможность начать переговоры с блоком ACUM и Партией социалистов, на невозможность согласования хотя бы каких-либо моментов, которые могут стать основой совместной платформы действий по освобождению захваченных госинститутов.

### Vezi și... ### «Если ПСРМ, Демпартия и ACUM договорятся, это можно рассматривать как национальный консенсус»

Свободная Европа: Вы видели предложение Партии социалистов?

Стелла Жантуан: Да, я видела предложение социалистов. Мне оно показалось очень странным и поверхностным, потому что там не заостряется внимание на тех моментах, которые могут объединить эти политформирования, привести к единой платформе. Возможно, это объясняется отсутствием у этих формирований договорного опыта. Мне лично показалось, что предложение носит общий характер, что оно выглядит уклончивым и даже сиюминутным, словно это «политическое меню» готовили в самый последний момент, с ноутбуком на руках…

Свободная Европа: И словно специально – так, чтобы предложения отклонили.

Стелла Жантуан: Может сложиться и такое впечатление. Но и Партия социалистов не может похвастать завидной позицией! Она проиграла на этих выборах больше всех.

Если шансом не воспользоваться – проиграют и блок ACUM, и Партия социалистов

Свободная Европа: А кто решает, как будет развиваться ситуация – 35 депутатов, избранных по спискам Партии социалистов, или неформальный лидер ПСРМ и глава государства Игорь Додон?

Стелла Жантуан: Я считаю, что в отношениях между Партией социалистов и ее бывшим лидером Игорем Додоном наступил некий «ледниковый период». Мы видим произошедший разлом: фрустрацию социалистов, их разочарование полученным результатом – и поведение Игоря Додона, который демонстрирует бодрый оптимизм, пытается быть «над схваткой». Но его желание дистанцироваться безуспешно, ведь у него есть определенные обязательства и перед Владимиром Путиным, которому он обещал, что внесение известной поправки в Кодекс о выборах и переход на смешанную систему поставят социалистов в выгодное положение – и на тебе!..

Россия инвестировала столько ресурсов в Партию социалистов, надеясь на более или менее обещанный президентом Додонов результат – и что получила ПСРМ?.. У социалистов довольно ограниченное поле для маневров. Вот поэтому я и думаю, что их позиция претерпит определенные изменения.

Свободная Европа: Допустим, что в конечном счете депутаты ПСРМ и блока ACUM придут к консенсусу. Как вы считаете, Влад Плахотнюк в этом случае смирится с поражением?

Стелла Жантуан: Нет! Разумеется, нет: Демпартия и ее лидер Влад Плахотнюк никогда не позволят и не допустят этого, однако это не означает, что так оно и будет – все зависит от остальных двух игроков. Не надо исходить из того, что вопрос уже решен, что ситуация закреплена намертво, и что уже ничего не изменить. Нет в жизни таких ситуаций, любой вопрос, любое решение, даже согласованное, можно переиграть, можно как-то на него повлиять.

### Vezi și... ### Владимир Чеботарь: «Мы готовы к диалогу со всеми, кто не боится ответственности»

Сейчас Демпартии выгоднее всего идти напролом, используя свой традиционный инструмент, свою традиционную манеру формировать определенную повестку, а затем становиться над этой ситуацией – и начинать переговоры именно оттуда. Поэтому ДПМ сделает все для того, чтобы эти два политформирования не смогли договориться между собой и выступить единым фронтом против демократов.

Свободная Европа: А если блок ACUM и Партия социалистов не договорятся, кто-то из них в любом случае пойдет на союз с демократами?

Стелла Жантуан: Поэтому я и считаю, что эти партии должны очень хорошо подумать, ведь упущенный шанс не вернуть. Да, это тяжело, да, это непросто, но надо взвесить все «за» и «против» – в политической игре ведут себя именно так.

Если этим шансом не воспользоваться, более того – если они даже не попытаются это сделать – проиграют и блок ACUM, который пришел в парламент с другой парадигмой, и Партия социалистов, за плечами которой уже имеется определенный опыт парламентской работы.

Не надо делать расчеты и строить планы, исходя их ситуации двухлетней – и даже годичной давности!

Проиграют и составляющие блока ACUM – Платформа DA и партия «Действие и солидарность» (PAS). Они пришли в парламент на протестной волне, как символ сопротивления после 2015 года, как выражение недовольства со стороны не только электората правого толка, но и левого, которые так же проголосовали за блок ACUM. Не надо считать, что за блок ACUM голосовали лишь сторонники правых партий, потому что если смотреть на ситуацию с социологической точки зрения, то в поддержку блока высказались все участники акций протеста. А в акциях протеста участвовали люди с самыми разными политическими и геополитическими взглядами – все, кто хотели перемен.

Если сейчас не будет предпринято даже попытки что-то изменить, имидж блока ACUM серьезно пошатнется. И не надо забывать, что в этой кампании участвовало несравненно меньше граждан по сравнению с предыдущими кампаниями, и что сейчас около 40% электората – это неопределившиеся граждане.

Для Партии социалистов ситуация почти аналогичная, потому что если Партия социалистов вступит в токсичную коалицию с демократами, она тоже потеряет часть своих сторонников. Эти две партии пришли в парламент под лозунгом «Борьба с мафией и деолигархизация Республики Молдова». Так что попытки Партии социалистов и ее призывы «сосредоточиться на проблемах», которые не связаны с избавлением от мафии, не останутся безнаказанными. Электорат социалистов даст им заслуженную оценку.

### Vezi și... ### Штефан Глигор: «Единственное спасение Молдовы — досрочные выборы»

Свободная Европа: Однако идут настойчивые разговоры о том, что Демпартия и Партия социалистов уже два года вынашивают идею совместного управления Республикой Молдова, и что не зря же ДПМ делала шаг назад и провозглашала себя партией «про-Молдова». Именно этого лозунга придерживаются и социалисты. И они, и демократы выступили за смешанную систему выборов… В общем, нередко – случайно или нет – мысли и желания обеих партий совпадают.

Стелла Жантуан: Это да, это правда. Такой была договоренность, но давайте вспомним, на каких условиях ПСРМ согласилась поддержать смешанную систему. Социалистов, по сути, шантажировали, их вынудили пойти на этот шаг. Вспомните, как говорили лидеры этой партии до введения смешанной системы выборов – несмотря на то, что этот пункт присутствовал в их программе, они говорили, что – ни за что, ведь это поставит в выгодную ситуацию Владимира Плахотнюка.

«Ситуативное большинство», или как там они себя назовут, могло бы изменить все институты, подведомственные парламенту

И что же получилось в итоге? Не прошло и двух месяцев, как социалисты пересмотрели свои позиции и заговорили совсем по-другому. Таким образом, можно сделать вывод, что эту партию шантажировали и вынудили…

Свободная Европа: Вы исключаете коалицию ДПМ-ПСРМ?

Стелла Жантуан: Я хочу сказать, что не надо делать расчеты и строить планы, исходя их ситуации двухлетней – и даже годичной давности! Картина была другой, потому что и ЛДПМ, и ЛП, согласившись на альянс с ДПМ, были уверены, что это гарантирует им власть до скончания веков. Но тут с лидерами этих партий и с самими партиями случилось то, что случилось. Следовательно, нет никакой гарантии, что договоренность, достигнутая между Игорем Додоном и Владимиром Плахотнюком, реально можно воплотить в жизнь сегодня, в новой ситуации.

Свободная Европа: Какие есть шансы на то, что г-ну Плахотнюку все-таки удастся соблазнить требуемое количество депутатов и создать коалицию, которая предложит кандидатуру премьера и новый состав правительства?

Стелла Жантуан: Ситуация очень непростая. Но Демпартия всегда действует напролом и против всех правил, опрокидывая все ожидания общества или своих политических партнеров. Посмотрите, что происходит: Демпартия устами Сергея Сырбу вносит в Конституционный суд запрос о предоставлении правительству дополнительных полномочий для принятия законов. И – внимание! – не только ординарных, но и органических!

Иными словами, если Конституционный суд – а Конституционный суд у нас самый конституционный в мире! – послушно, как неоднократно делал это и прежде, даст зеленый свет идее Сергея Сырбу, то у Демпартии будет свое правительство. Но демократы предлагают предоставить эти полномочия на 18 месяцев – полтора года – «на всякий случай», как сказали они. Это значит, что ситуация может сохраняться и после досрочных выборов. Следовательно, Демпартия готовится и к такому сценарию.

Готовы ли к подобному развитию событий блок ACUM и ПСРМ?..

Поэтому надо проявить особое внимание к тому, какие шаги предпринимает Демпартия, чтобы не дать ей сыграть на опережение. Ведь если ДПМ получает свое правительство, которое издает законы, платит пенсии, повышает зарплаты, –и все это при нефункциональном парламенте, который не в состоянии договориться и сформировать большинство…

Общество готово к переменам – и требует перемен. Если перемен не последует, политический класс будет наказан

Что получится в итоге? Посмотрим, потому что по регламенту первое заседание нового парламента проходит под председательством старейшего по возрасту депутата, но уже на учредительном заседании, как правило, избирается руководство парламента и формируются его рабочие органы.

Свободная Европа: Да, и спикер избирается тайным голосованием.

Стелла Жантуан: И спикер избирается тайным голосованием, и этой схемой тоже может воспользоваться Демпартия, чтобы заманить в политическую ловушку как блок ACUM, так и Партию социалистов. Ведь голосование – тайное, необходим 51 голос, и кто войдет в эту кабину, как проголосует за спикера – одному Богу известно…

Так что возможно, что если эти две партии попадутся на удочку демократов, то в результате этой «демократической процедуры» мы получим опять спикера-демократа. И что тогда останется этим двум партиям? Поэтому надо проработать абсолютно все сценарии и предусмотреть все ходы, на которые могут пойти демократы.

### Vezi și... ### Анатолий Голя: «Без ДПМ правящая коалиция практически невозможна»

Свободная Европа: А что они могут сделать вместе, блок ACUM и социалисты?

Стелла Жантуан: Во-первых, они могут пересмотреть закон о смешанной системе выборов.

Свободная Европа: Маловероятно, что социалисты на это пойдут.

Стелла Жантуан: Я думаю, социалисты сейчас захотят изменить этот закон, потому что он ставит их в невыгодное положение.

Свободная Европа: Что еще?

Стелла Жантуан: Они могли бы изменить состав Центризбиркома, это не требует разрешения правительства, это прерогатива парламента. Иными словами, это «ситуативное большинство», или как там они себя назовут, могло бы изменить все институты, по закону подведомственные парламенту.

Свободная Европа: Да, но если коалиция «ситуативная», это не значит, что они согласятся вместе руководить страной.

Стелла Жантуан: Но речь же не о совместном правлении, потому что эти партии и по содержанию очень разные!..

Свободная Европа: Значит, развязка одна – досрочные выборы?

Стелла Жантуан: Именно! Иначе ситуацию невозможно вернуть в русло закона.

Свободная Европа: Но говорили же, что если дело дойдет до досрочных выборов, вероятнее всего, они пройдут одновременно с местными, и в проигрыше окажутся именно эти две партии?

Стелла Жантуан: Да, но кто их назначит? Посмотрите, если парадигма власти изменится, и эти две партии придут к общему знаменателю – мы сейчас говорим о ПСРМ и блоке ACUM, – если они договорятся голосовать так, чтобы выбить инструменты из рук Демпартии, то они и будут принимать решение насчет досрочных выборов, они и назначат их дату. Из этого уравнения Демпартия будет исключена.

Необходимо умение просчитывать на три шага вперед и составлять сценарии

Нам надо думать иначе, потому что если поменять парадигму – изменится все! Демпартия не будет больше располагать всеми рычагами для контроля над ситуацией. Если мы пришли делать другую политику, не надо думать, что мы никогда не сможем вывести Демпартию из политического уравнения, потому что, видите ли, она пришла надолго!..

Если мы будем исходить из этого, то вообще никогда не сможем изменить ситуацию в Республике Молдова. А значит, что и протесты не следовало проводить, и избирателей нечего было обнадеживать обещаниями о том, что наш лозунг – демафиотизация и деолигархизация государства. Это значит – опустить руки и признать свое бессилие, смириться с тем, что Демпартия контролирует все. Ряд институтов действительно подконтрольны, но когда начнется демонтаж, из всей этой конструкции, сооруженной Демпартией, «кирпичи» будут выпадать один за другим.

### Vezi și... ### Игорь Боцан: «Самый вероятный сценарий — коалиция ДПМ и ПСРМ»

Свободная Европа: Если допустить абсурдную ситуацию: вот прошли досрочные выборы, и в парламент пришли те же люди, что и сегодня. Что изменится?

Стелла Жантуан: Мы видим, что общество готово к переменам – и требует перемен. Если перемен не последует, политический класс будет наказан.

Следовательно, для того, чтобы осуществить эти перемены, необходимо, во-первых, желание это сделать, умение просчитывать на три шага вперед и составлять сценарии. Во-вторых, необходимо использовать политтехнологи. Цивилизованный мир давно уже применяет политтехнологии, и это нормально. Весь мир использует позитивные политтехнологии для того, чтобы генерировать перемены.