Linkuri accesibilitate

Ernest Vardanean


Есть в молдавском общественно-политическом поле движение, которое по целому ряду причин не вписывается в привычные рамки «про» и «анти». Это объединение нечасто появляется в медийном пространстве Молдовы, но порой даже редкие манифестации вызывают острое неприятие определенных сил в РМ и соседней Румынии.

Речь о Национально-демократическом движении (Mișcare Național Democrată). Оно появилось в 2009 году и, как я уже сказал, нечасто мелькало в прессе. Почему же я решил посвятить НДД материал? Не только потому, что лично знаком с представителями движения, но и потому, что его платформа совершенно не соответствует стандартному восприятию политических сил Молдовы. А значит, представляет интерес с чисто политологической точки зрения.

Начну с того, что Движение являет собой скорее клуб по интересам, чем политическую партию, но определенные идеологические компоненты выдают в нем все-таки партийную сущность. НДД пропагандирует здоровый образ жизни, занятие спортом, отказ от табака, алкоголя и наркотиков. Однако это «лирическая» часть. Есть вещи посерьезнее: Движение отвергает европейскую интеграцию, но не идею как таковую, а тот набор ценностей, которые не всегда соответствуют духовным основам народов. Речь, прежде всего, о сексуальных меньшинствах и защите их прав, что НДД отвергает как чуждые традиционному православному обществу.

Но и не это самое главное. Движение активно отстаивает идею возрождения Молдовы в границах средневекового княжества времен Штефана чел Маре. Само собой, эта позиция означает прямое столкновение со сторонниками объединения Молдовы с Румынией. В обществе сложилось достаточно четкое восприятие термина «унионизм», который ассоциируется именно с идеологией слияния РМ и Румынии, а посему тождественен понятию «румынский унионизм». Однако Национально-демократическое движение стремится укоренить в сознании людей понятие «молдавский унионизм».
Свежий пример: 10 января НДД совместно с организацией «Молдавский щит» и Молодежным движением «Воевод» отметили 539-ю годовщину легендарного сражения Штефана чел Маре с турецкой армией Сулеймана-паши у города Васлуй. Уже пятая по счету манифестация прошла в Кафедральном соборе, где был отслужен молебен в память бесстрашных молдавских воинов, разгромивших втрое превосходивших по численности турецких янычар. Затем акция переместилась к монументу великому Господарю.

Всё бы ничего, но участники скандировали лозунги «Великая Молдова в старых границах», «Хотим вернуть Карпаты», «Одна страна, один народ, великое будущее» и т.д. В митинге приняли участие жители Румынии, которые всё еще считают себя молдаванами и, соответственно, поддерживают озвученные речевки. Кстати, в НДД не преминули напомнить, что официальный Бухарест запретил Общину молдаван Румынии. Почему – уже второй вопрос.

Что характерно, мероприятие 10 января было практически проигнорировано молдавской прессой. Зато его заметили в Бухаресте. Там обратили внимание на то, что НДД поддерживает тесные отношения с националистическими партиями Польши, Венгрии и Болгарии, причем в последних двух странах это именно те силы, которые «оспаривают государственность Румынии», как выразилось издание Frontpress.

Румынская пресса подчеркивает, что НДД поддерживает идеологию молдовенизма, подчеркивает наличие двух отдельных народов – молдаван и румын. Но при этом издание пишет, что молдовенизм призван «облегчить русификацию румынского населения между Днестром и Прутом». Тут издание Frontpress промахнулось, потому что Национально-демократическое движение достаточно сдержанно относится к России, а по поводу политики Москвы в регионе высказывается весьма жестко – например, выступает против введения русского языка в качестве второго государственного и чтит память погибших на Днестре в 1992 году. То есть в этом сегменте НДД как раз ближе к правым, прорумынским силам, и русификацией тут не пахнет.

Одним словом, это движение со многих точек зрения ведет себя «не так», отвергая и румынский унионизм, и широкое российское присутствие, и ультралиберальные европейские ценности. Активисты продолжают сотрудничество с польскими, венгерскими и болгарскими националистами, которые, к слову, популярны в своих странах – в силу роста евроскептицизма. То, что деятельность НДД вызывает раздражение в Бухаресте, ожидаемо и понятно. Но если бы я состоял в Движении, то предложил бы выступить с риторическим заявлением: почему слова президента Траяна Бэсеску о необходимости объединения двух стран не вызывают обвинений в «оспаривании государственности» (Молдовы), а манифестация малочисленной организации, даже не являющейся партией, заслуживает такой нервной реакции в румынской прессе? Однако это заявление, несомненно, останется вопросом без ответа, поскольку политическая мода в Молдове и Румынии нынче другая.

И снова январь, и снова Молдову трясет. Если прошлой зимой страну лихорадило от трагедии на «царской охоте», в этот раз первый же день нового политического сезона ознаменовался громким медиа-скандалом. В ночь на 13 января большинство операторов кабельных сетей исключили из своих сеток вещания три телеканала – Accent TV, Jurnal TV и РТР-Молдова. Изначально на этот шаг пошел национальный оператор связи «Молдтелеком», а потом кабельные сети.

В данной ситуации перепуталось сразу несколько факторов. С одной стороны, «Молдтелеком» в одностороннем порядке и без объяснения причин убрал Accent TV и РТР-Молдова. С другой стороны, Координационный совет по телерадиовещанию разработал проект новой вещательной политики, согласно которой в пакет обязательных для Молдовы телеканалов должны войти 5 «кнопок» с общенациональным покрытием: Молдова-1, Публика ТВ, Канал 3, 2Плюс и Прайм. Кроме того, пакет должен включать румынский канал TVR1, «Гагаузия» (для автономии), французский международный канал TV5, один спортивный, один детский и один музыкальный телеканал.

Вот и здесь начинается самое интересное. Дело в том, что Публика ТВ, Канал 3, 2Плюс и Прайм, как считают многие мои коллеги, входят в медиа-империю Влада Плахотнюка. И они же по «случайному» совпадению получают преимущество по новому проекту КСТР. Кстати, председатель этой организации Мариан Показной тоже считается многими фигурой, близкой к вездесущему кукловоду. И надо сказать, что в Молдове все больше людей говорят о наличии прямого интереса Плахотнюка в происходящих событиях.

Так, Ассоциация по развитию культуры и защите авторских и смежных прав «APOLLO» открыто заявляет, что «олигарх Владимир Плахотнюк замыслил беспрецедентную атаку на телерадиовещание, в частности, на «Jurnal TV» путем незаконных действий Координационного совета по телевидению и радио. Необоснованное исключение из пакета программ «Молдтелекома» двух телевизионных каналов «РТР Молдова» и «Accent TV» является лишь первым шагом в этом направлении».

Известный политолог Владимир Сокор в эфире пока еще работающего «Журнала» заявил, что решение об исключении из сетки вещания – это «политическое решение, продиктованное интересами господина Плахотнюка и связанное с предвыборной кампанией». «В этой кампании у партии господина Плахотнюка не будет больших шансов, поскольку его личный имидж тянет партию вниз, - добавил Сокор. – Однако господин Плахотнюк имеет на руках несколько козырей, а именно: большое количество телеканалов и радиостанций, которые, естественно, будут его поддерживать во время кампании. В то же время господин Плахотнюк хочет избавиться от тех каналов, которые слишком пристально следят за его делами, особенно «Журнал ТВ».

Политический аналитик и соведущий программы «Политика» на канале ТВ-7 Игорь Боцан тоже увязывает происходящее с предвыборной кампанией. «Я думаю, что это серьезный удар по свободе прессы в Республике Молдова. К сожалению, приходится констатировать, что это имеет место в избирательном году, 2014 год – это избирательный год. И это наводит на грустные мысли о том, что таким образом имеет место попытка ограничить источники информации для граждан», - сказал Боцан в интервью газете «Пульс».

«Совершенно очевидно, что такие вещи указывают на то, что с демократией в нашей стране большие проблемы. Если власти говорили, что самое важное завоевание после 2009 года – это свобода прессы, то сейчас мы видим, что его нет, оно испарилось. Это очень печальное известие о том, что опять административными мерами наносится удар по плюрализму», - добавил Игорь Боцан.

Свое мнение выразил и гендиректор канала РТР-Молдова Евгений Сергеев. В интервью изданию «Коммерсант-MD» он назвал «очевидным» то, что решение КСТР «будет выгодно телеканалам, продающим рекламу через сейлз-хаус Casa Media (подконтролен Владимиру Плахотнюку – примечание «Ъ-МД»), в частности, холдингу Prime (включает телеканалы Prime, 2Plus и Canal 3)». Сергеев считает, что проект КСТР «явно благоприятен для румыноязычных телеканалов и ущемляет интересы русскоязычных», т.к. «противоречит Европейской конвенции по трансграничному телевидению, где сказано, что нельзя ограничивать телезрителей в просмотре любых телеканалов».

Наконец, Ассоциация русскоязычных журналистов РМ выступила с заявлением, в котором выражается протест против исключения телеканалов из сети кабельного вещания. «Эта ситуация не только ограничивает аудитории доступ к информации, но и ставит под угрозу все существование свободы слова в стране, значительно ухудшает имидж Республики Молдова, власти которой декларируют демократические европейские ценности», - говорится в тексте.

В общем, ситуация достаточно очевидна. Молдова вступила в 2014 год – год очередных парламентских выборов. Уже сейчас можно с уверенностью говорить о том, что это будет самая грязная предвыборная кампания в 22-летней истории независимой Республики Молдова. На кону слишком многое – огромные «достижения» олигархов, которые за четыре с лишним года пребывания у власти подмяли под себя всё, что можно и нельзя: банки и суды, телеканалы и государственные предприятия. Естественно, олигархи просто так не расстанутся со «непосильно нажитым». И один из залогов их успеха – зачистка информационного пространства, устранение «неправильных» СМИ, вещание только «хорошей» и «нужной» информации.

Однако наступление на неугодные телеканалы – это не начало, а продолжение ущемления свободы слова в стране. Когда в апреле 2012 года закрыли НИТ, все «прогрессивно мыслящие» граждане РМ рукоплескали. Готовы ли они рукоплескать сегодня? И почему они два года назад не разглядели за драмой с НИТ зловещей ухмылки «европейских» правителей, которые сегодня, не насытившись, решили продолжить борьбу с инакомыслием? Неужели «Журнал ТВ» выступал против европейской интеграции, что его нужно так жестко нокаутировать?

Наступление на свободу прессы перешло на качественно новый этап. Отсутствие должной реакции на ликвидацию НИТ внутри Молдовы, неубедительные и вялые «протесты» европейских дипломатов – всё это, увы, повторяется сегодня. Только вместо одного канала мы имеем сразу три, из которых только один можно назвать близким к оппозиционной Партии коммунистов. Молдова, мои дорогие читатели, движется к олигархической диктатуре – и это, я уверен, не только мое мнение.

Încarcă mai mult

XS
SM
MD
LG