Демократы готовы к переговорам по созданию коалиции со всеми тремя партиями, которые прошли в парламент. Впрочем, готова ДПМ и к возможным досрочным выборам, – заявил в интервью Свободной Европе вице-председатель Демпартии Владимир Чеботарь.
Свободная Европа: Самое трудное позади – или самое трудное еще предстоит?
Владимир Чеботарь: Трудно сказать. Перед нами всегда стоят какие-то проблемы, но это не значит, что мы с ними не справимся. Справимся, как всегда справлялись!.. Вызовов хватает.
Свободная Европа: Сейчас обсуждаются самые разные сценарии после выборов. Какие из них, по вашему мнению, наиболее вероятны? Лидер Демпартии г-н Плахотнюк заявил, что демократы готовы начать переговоры по созданию парламентского большинства и функционального правительства, способного выполнить то, что было обещано гражданам в рамках избирательной кампании. Трудно начинать такие переговоры? И кто станет ядром парламентского большинства?
Владимир Чеботарь: Мы никогда не исключали ни одного абсолютно сценария, но, правда, предпочитаем те, что могут обеспечить стабильность, благосостояние и решение проблем граждан. Иными словами, мы предпочитаем такие сценарии, в результате которых выигрывают граждане. Ответственные политики ищут решений, они не собираются бросать страну на произвол судьбы, ввергать государство в хаос.
Технократ и публичная должность – понятия несовместимые
Это безответственные политики и эгоисты думают о себе, о своих амбициях и обидах, которых тоже хватает... А мы рассчитываем на то, что разум возьмет верх, и особенно в последние дни, когда так много спекуляций раздается в наш адрес со стороны наших коллег из других партий. Но мы, как обычно, терпеливы – и понимаем, что все вопросы можно решить за столом переговоров. Когда есть желание, разумеется. На это рассчитываем и сейчас.
Свободная Европа: Очень многое зависит от коммуникационных способностей партийных лидеров и от будущих депутатов, от их политической воли. И все-таки, кто больше соответствует условиям вашей партии в плане формирования парламентского большинства – Партия социалистов, блок ACUM?..
Владимир Чеботарь: Мы никого не авансируем большими или меньшими шансами. Возможно, у нас и есть в этом смысле определенные предпочтения, но мы сказали, что готовы к переговорам со всеми здравомыслящими людьми, которые готовы приступить к реализации проектов, направленных на укрепление экономики и повышение уровня жизни, на решение проблем здравоохранения и просвещения... Мы готовы сформировать с ними коалицию, утвердить правительство, засучить рукава, если понадобится – натянуть сапоги и начать работу ради решения всех назревших проблем.
Свободная Европа: А есть вообще смысл в переговорах по созданию любой коалиции – но без лидера ДПМ или без Демпартии, как вы считаете?
Владимир Чеботарь: ДПМ в своем нынешнем формате в очередной раз убедилась, что может рассчитывать на поддержку граждан, что партия по-прежнему пользуется доверием. Сразу же после выборов, в тот самый вечер, когда шел подсчет голосов, г-н председатель предельно ясно сказал, что мы никому никаких условий выдвигать не будем – но и принимать никаких условий не намерены, особенно политического характера.
Свободная Европа: Но в демократическом государстве именно так и ставится вопрос, что, мол, нужно разделить власть, нужно договариваться, создавать коалиции, исходить из того, что власть в твоих руках не навечно...
Владимир Чеботарь: Согласен. А мы разве что-то сказали против? Мы с самого начала заявили, что готовы к диалогу со всеми – и именно это и собираемся делать. Именно об этом и говорил наш лидер.
Мы готовы делиться властью, готовы привлечь еще кого-то к управлению, готовы разделить ответственность со всеми теми, кто, в свою очередь, не боится ответственности и собирается работать на благо людей.
Свободная Европа: А как вам такой вариант – правительство технократов во главе с аполитичным премьером, который не входит ни в одну партию?
Владимир Чеботарь: А вам известны подобные примеры, которые оказались успешными? Если можете, приведите такой пример!..
Правительство должно пользоваться поддержкой политических партий, которые формируют парламентское большинство, пользоваться уважением с их стороны, вызывать у них доверие и вести с ними эффективный диалог. Не бывает правительства отдельно от парламента, это фикция, и не более. Я не понимаю, что вы имеете в виду под словом «технократ» – абсолютно аполитичного человека, или человека, который не представляет ни одну партию?..
Именно Демпартия пожертвовала собой ради сохранения курса на европейскую интеграцию
Свободная Европа: Например, такого, как г-н Габурич, который возглавил правительство в довольно сложной ситуации.
Владимир Чеботарь: Секунду, его предложили как опытного менеджера и технократа, как далекого от политики человека, но как только он занял пост премьер-министра – он тут же стал политиком!.. Само правительство, сама власть означает политику, технократом человек может быть только до назначения на публичную должность.
А как только он занимает публичную должность, то сразу становится политиком. И я тоже долгое время считал себя технократом, но жизнь показала, что технократ и публичная должность – понятия несовместимые.
Свободная Европа: У правительства меньшинства есть какие-то шансы?
Владимир Чеботарь: Мы стараемся не раздавать обещаний, которые выходят за рамки наших возможностей. И уж тем более, мы стараемся не давать обещаний, если не уверены в успехе того или иного предприятия.
Что касается правительства меньшинства – опыта у нас в этом плане нет, да и подобными примерами, тем более успешными, мало кто может похвастать. Поэтому мы пытаемся делать то, что в наших силах, а разного рода прожекты оставляем другим, пусть нарисуют будущее таким, каким они его видят. Но до сегодняшнего дня ничего из их планов, из их предложений не было выполнено. Поэтому мы и относимся к ним соответственно.
Свободная Европа: А досрочные выборы – это реальный вариант? Ведь речь идет об уравнении с очень многими неизвестными…
Владимир Чеботарь: Мы абсолютно не исключаем никаких вариантов, все проекты на столе, в чем проблема? Но если кто-то отказывается участвовать в формировании правительства или поддержать власть, которая намерена работать на благо граждан, то, естественно, гражданам придется опять давать свою оценку. На это потребуется некоторое время, значит, будут и какие-то потери – потеря времени, нереализованные проекты…
Но никуда не деться, людям придется снова сделать выбор. И наверняка граждане накажут тех, кто затягивает процесс, преследуя какие-то свои узкие цели. Последствия такого варианта придется взять на себя всем политическим игрокам. Лично мы – за формирование правительства. Но мы готовы к любому сценарию!
Свободная Европа: Г-н Чеботарь, если дело дойдет до досрочных выборов, они состоятся с учетом итогов референдума, или же новые правила заработают уже к следующему созыву?
Владимир Чеботарь: Чтобы учесть результаты референдума, необходимо принять соответствующие законы, внести изменения в Конституцию…
Коммунисты потерпели сокрушительное поражение, которое, вероятно, приведет к исчезновению ПКРМ
Свободная Европа: Совершенно верно.
Владимир Чеботарь: Не думаю, что это реально – мы просто не успеем. Для пересмотра Конституции необходима коалиция, при том – с участием Майи Санду, Андрея Нэстасе и Игоря Додона. Но ведь вы сами видели позицию, например, Майи Санду, которая считает г-на Додона вором – и уверена, что он должен сидеть в тюрьме!,. Разве можно говорить в таком случае о намерении создать сколь-нибудь устойчивую и стабильную коалицию с социалистами?
Свободная Европа: А демократы готовы пойти на союз с социалистами и депутатами партии «Шор»?
Владимир Чеботарь: Мы сказали предельно ясно, и я лично уточнил в предыдущем интервью в вашей студии, что Демпартия готова сформировать коалиционное правительство, которое сосредоточилось бы на решении проблем граждан, исходя из двух принципов: власть руководствуется Соглашением об ассоциации с ЕС; а кроме того, каждое решение принимается с учетом интересов граждан, интересов Республики Молдова.
Свободная Европа: Иными словами, европейский курс остается приоритетным для Республики Молдова?
Владимир Чеботарь: А он никогда и не переставал быть приоритетным. Более того, именно Демпартия пожертвовала собой ради сохранения курса на европейскую интеграцию. Ни одно политформирование не рискнуло пойти на такой шаг. Именно Демпартия обеспечивала с 2009 года необратимость этого курса, сохранила эту тенденцию и этот путь. Поэтому, я думаю, любые разговоры в этом ключе следует рассматривать как спекуляции. Любая полемика просто неуместна.
Свободная Европа: Игорь Додон говорил, что готов предложить кандидатуру премьера сразу же после утверждения результатов выборов. Г-ну Плахотнюку хотелось бы возглавить правительство?
Владимир Чеботарь: Преждевременно говорить о кандидатах на должность премьера, давайте дождемся утверждения мандатов. Единственное, что могу сказать: в последние годы в рамках внутрипартийных дискуссий такие сценарии отметались с самого начала – но посмотрим... Посмотрим, сейчас мы не обсуждаем вопросов о назначениях, о распределениях…
Сейчас нас интересует, как решать главные проблемы, которые стоят перед нами, как продолжить начатые проекты. У нас есть хорошо подготовленная команда, и именно это нас интересует, а остальные вопросы – скорее, технического и организационного порядка, которые, разумеется, когда наступит время – если оно наступит! – мы готовы обсуждать.
Не думаю, что мы слишком с этим затянем и заставим граждан ждать. Мы всегда думали и работали ради людей, мы никогда не стремились делать их заложниками той или иной ситуации.
Свободная Европа: Жалобы кандидатов могут преподнести какие-то сюрпризы, или же все утрясется?
Владимир Чеботарь: Мне-то откуда знать?! Надеемся, все прояснится, так как, по нашему представлению, выборы прошли, в основном, корректно, с единичными незначительными инцидентами, которые не могут повлиять на результатах голосования. Так мы считаем. Поэтому – немного терпения, и все прояснится.
Они должны показать последовательность в своих действиях и заявлениях и избавиться от популизма
Свободная Европа: Но вот коммунисты в лице Владимира Воронина уже заявили, что не признают результаты выборов.
Владимир Чеботарь: Конечно, коммунисты недовольны, ведь они потерпели сокрушительное поражение, которое, вероятно, приведет к исчезновению Партии коммунистов с молдавской политической сцены – как минимум, на ближайшие четыре года, если не навсегда. Неудивительно, что г-н Воронин выразил свое возмущение и недовольство. Хотя справедливости ради надо признать, что г-н Воронин был и остается незаурядным политиком – и просто интересным человеком, и он олицетворяет определенный период современной истории Республики Молдова.
Свободная Европа: Дорин Киртоакэ тоже бросил камень в огород Демпартии, заявив, что ЛП не прошла в парламент потому, что в 2016 году вступила в коалицию с Демпартией.
Владимир Чеботарь: Когда они входили в правящий альянс, участвовали в разделе [должностей] – все было прекрасно, а сейчас стали неэффективными, ну, и валят с больной головы на здоровую. Это тоже попытка оправдать поражение, которое они потерпели на выборах, – вполне, кстати, предсказуемое поражение. Я не хочу судить или давать оценки другим политическим партиям, и я не стану комментировать слова Киртоакэ или кого-либо еще. Я высказал свое мнение по поводу г-на Воронина, потому что он представляет собой важную страницу в истории Молдовы.
Свободная Европа: Очень интересно узнать, какие проекты внесете вы в парламент нового созыва в приоритетном порядке?
Владимир Чеботарь: Это проекты, которые мы продвигали и в кампании, и до кампании, продолжим их и после. И вообще у нас очень много идей и предложений.
Свободная Европа: Прошедшие в парламент партии говорят, что намерены представить проект закона о восстановлении прежней системы выборов – пропорциональной…
Владимир Чеботарь: Кто это говорит?
Свободная Европа: Блок ACUM – и лично Майя Санду сказала, что первым законопроектом будет именно этот.
Владимир Чеботарь: Хочу напомнить представителям блока ACUM, что в политику они пришли именно с обещанием ввести смешанную систему, организовывали протесты, создали на этой основе политические движения, а затем превратились в политические партии. Именно этим обещанием они жонглировали при каждом удобном случае, но сейчас, похоже, заблудились в собственных лозунгах – и готовы в одночасье их поменять.
Если они вступили в коалиции или участвуют в конъюнктурном голосовании ради выполнения обещаний – ничего плохого не вижу
Я позволю себе дать им совет – как начинающим политикам, которые уже сделали очень важный шаг, прошли в парламент: они должны показать последовательность в своих действиях и заявлениях, должны избавиться от популизма. Тогда, возможно, и нам посчастливится получить в парламенте сильную и квалифицированную оппозицию. А это крайне необходимо, потому что люди должны слышать и альтернативный громкий голос, – но такой голос, который не ограничивается необоснованными и голословными обвинениями, а ведет искренний, честный и аргументированный диалог с гражданами.
Свободная Европа: Многие избиратели назвали политический туризм наиболее удручающим явлением. Как вы считаете, в новом парламенте депутатам тоже позволено будет переходить из одной фракции в другую?
Владимир Чеботарь: А что значит «многие избиратели»?
Свободная Европа: Большинство людей, когда их спрашиваешь, что они думают о тех, кто в парламент прошел по одному списку, а потом…
Владимир Чеботарь: Где вы видели такие замеры? Я лично не видел.
Свободная Европа: Так проводились же, в том числе, и социологические опросы.
Владимир Чеботарь: Я изучу этот вопрос.
Свободная Европа: А у вас-то мнение какое? Что вы думаете о политическом туризме?
Владимир Чеботарь: Если человек представляет – в частности, депутат по одномандатному округу представляет население этого округа, люди доверяют ему определенные проекты, которые он обязан претворить в жизнь, и он делает все возможное для того, чтобы выполнить свои обещания перед избирателями, я не вижу в этом ничего плохого. Потому что политик представляет данное сообщество. И если все это происходит именно так, то что в этом плохого? Наконец-то политики начнут служить людям.
Свободная Европа: Это вы говорите о депутатах, избранных по одномандатным округам, а что насчет тех, кто выбран по партийным спискам?
Владимир Чеботарь: Если они дали определенные обещания, а потом вступили в коалиции или участвуют в конъюнктурном голосовании ради выполнения этих обещаний – то, опять же, ничего плохого в этом я не вижу, потому что они выполняют мандат, который им доверили граждане. Они служат своим избирателям. А мы ведь этого и хотим, не так ли? Или же мы хотим, чтобы политики служили своему начальству, своему боссу? Не думаю, что мы хотим именно этого, нет...