Linkuri accesibilitate

«Чтобы увидеть, как Молдова будет жить без Плахотнюка, его надо назначить премьером»


Николае Андроник — об искусстве политики и глупости

Спустя два месяца после парламентских выборов в Молдове нет ни правящей коалиции, ни нового правительства. Партии, вошедшие в состав высшего законодательного органа – социалисты, демократы и блок ACUM обсуждают, кто с кем может объединить усилия, чтобы избежать досрочных выборов. Партия «Шор», так же попавшая по результатам голосования в парламент, в переговорах не участвует. Корреспондент Свободной Европы Валентина Урсу побеседовала о коалициях и молдавской политике с экс-депутатом, бывшим вице-спикером Николае Андроником.

Свободная Европа: Как бы вы охарактеризовали ситуацию, сложившуюся в Молдове после парламентских выборов? Депутаты так и не смогли сформировать коалицию, нет ни кандидата на пост премьера, ни нового кабинета министров. Если до конца июня договориться не получится, нас ждут досрочные выборы...

Николае Андроник: Сложилась ненормальная ситуация. Все сидят и чего-то ждут!

С одной стороны, на старте предвыборной кампании политики взяли на себя определенные обязательства, затем они начали говорить о своих обидах, а теперь страдает народ, страдает экономика страны и нарушен нормальный ход вещей, — и все потому, что кое-кто имитирует процесс формирования власти. Или вообще не имеет понятия, что означает политика, и тычет пальцем в небо!.. Вместо того, чтобы прийти к избирателям и отчитаться — так, мол, и так, вот как я выполняю свои обещания...

Было несколько попыток установить нормальные отношения с Россией.
Но России не нужны нормальные отношения

Свободная Европа: Но согласитесь, что взгляды четырех акторов — я говорю о четырех партиях, которые прошли в парламент, — кардинальным образом разнятся?

Николае Андроник: Нет. Я думаю, что взгляды не так уж и отличаются. Есть партия, от которой все шарахаются, как черт от ладана. Это — Демократическая партия.

Свободная Европа: Скорее, говорят, что опасаются лидера ДПМ Владимира Плахотнюка.

Николае Андроник: Нет! Давайте начнем с митингов, которые проводились гражданским обществом, а затем партией DA. Они выходили на эти митинги, а потом вся их политика выстроилась на обвинениях в адрес Плахотнюка — на персональных обвинениях. А я им сказал — парни, надо встретиться в парламенте и сформировать большинство!

С другой стороны, телеканалы, обслуживающие движение DA, сделали из половины страны бандитов!.. Но и эти, из Демпартии, тоже не остались в стороне, и посыпались варианты с «предателями», и не только... Теперь все бояться копаться в этой грязи. Меня лично очень беспокоят фарисейские игрища, которые происходят в Молдове!

Я вот помню, что грядут местные выборы. Так что я бы сформировал правительство, а главной задачей сделал бы разработку и принятие новых законов, которые расширяют полномочия будущих мэров. Я имею в виду продвижение финансовой децентрализации и проведение административной реформы.

Может быть, я слишком зациклен на реформе, которую мы внедрили в 1999-м, когда появились жудецы. Но проблема-то не в названии, проблема в том, чтобы снизить бюджетные расходы, сократив число выборных должностей.

Свободная Европа: Кто ж займется оптимизацией законодательства, если никак не выходит с созданием парламентского большинства?

Николае Андроник: Думаю, что начнется предвыборная пора — и кампания по местным выборам, и кампания по внеочередным выборам парламента, а страна так и останется еще на четыре года с нереформированной системой публичной администрации, с преследованиями на местном уровне всех политических активистов, и в мэриях, и в районных советах, а граждане продолжат платить зарплаты этим «местным избранникам» — микроначальникам, будут оплачивать их машины, их секретарш... Ну, а политики продолжат нас дурачить с помощью телевизора!

Вам что-то не нравится? Сядьте за стол переговоров, пообщайтесь, например, с Демократической партией — я говорю сейчас о партии PAS и о Платформе DA. И скажите им: «Уважаемая Демпартия, мы хотим начать вот с чего — мы создаем с вами коалицию, но без Плахотнюка. А еще мы хотим того-то и того-то».

Разумеется, и ДПМ, в свою очередь, приведет массу своих аргументов, скажет, например, что «мы не хотим альянса с Майей Санду, которая входила в правительство Филата», или «не хотим коалиции с лидером партии DA Андреем Нэстасе, тот — фин Цопы, который выпотрошил банк», — ну, и так далее. Но вы хотя бы попытались все это обсудить! И народ бы увидел, что вопросы обсуждаются.

Свободная Европа: Если провалились переговоры между депутатами-социалистами и блоком ACUM, то почему не складывается коалиция Партии социалистов и ДПМ?

Николае Андроник: А зачем им создавать коалицию? У ДПМ тоже есть принципы. За прошедшие четыре года демократы продемонстрировали, что они следуют в фарватере европейской интеграции Республики Молдова. Демпартия находилась во власти, когда было подписано Соглашение об ассоциации с Евросоюзом...

Свободная Европа. И в итоге пришли к тому, что диалог между Кишиневом и Брюсселем заблокирован!

Николае Андроник: Появление новых политформирований — например, партий DA или PAS — могло бы активизировать дискуссии, и за столом переговоров могли бы наметиться конкретные шаги. Но отсутствие дискуссий...

Свободная Европа: Но результаты опросов, проведенных по заказу ДПМ, показывают, что страной должна управлять коалиция демократов и социалистов...

Николае Андроник: А я думаю, что так и случится — и ДПМ войдет в коалицию с ПСРМ. Но для меня это означает, что Демпартии придется отказаться от европейского курса — и нужно будет согласиться с тем, чего хочет Партия социалистов: русский как второй государственный язык, и все в таком роде.

Или же это будут указания Москвы, а уж та будет стоять до конца, речь не идет о Плахотнюке или еще о ком-то, дело касается условий для Молдовы — чрезвычайно суровых и даже порабощающих!..

Население уже сыто по горло играми социалистов и блока ACUM, и если дело дойдет до внеочередных выборов, ДПМ только выиграет

Свободная Европа: Как вы тогда понимаете категоричное «Нет!» со стороны России, когда речь заходит о создании коалиции Партии социалистов с ДПМ? И почему Кремль демонстрирует настолько пренебрежительное отношение к Владимиру Плахотнюку?

Николае Андроник: Так есть за что!.. Вспомните-ка некоторые законодательные инициативы...

Свободная Европа: У него же есть российское гражданство...

Николае Андроник: Да, и он завтра же может от него отказаться. Он пытался выстраивать отношения с Путиным, если вы помните приземление [в Кишиневе] бывшего президента Киргизии, и так далее. Было несколько попыток установить нормальные отношения с Россией. Но дело в том, что России не нужны нормальные отношения. И потому появились уголовные дела.

Почему Россия навязывает условия Партии социалистов? Потому что Россия понимает, что ПСРМ — это ее последний редут в Молдове. Кремль начал открытое вторжение в Украину, была задача — добраться через Одессу до Приднестровья. А Плахотнюк... Теперь Россию смущают «Шериф» с Гушаном. А все потому, что они — Гушан и Плахотнюк — нашли общие экономические интересы. Вы же помните, что открытие моста через Днестр стало возможным в результате их личных договоренностей. А это путает Россию...

Вообще, Россия... Вы разве не видите, что Кремль сейчас крайне озабочен уничтожением Белоруссии как государства?! Еще задача — уничтожить как государство Украину, а там, глядишь, дойдут руки и до Молдовы.

Но если мы говорим о Плахотнюке, то есть некоторые вещи... Я, например, думаю, что если не будет сформирована проевропейская коалиция — да, с условиями, да... Например, эта бесконечная дискуссия между ПСРМ и блоком ACUM. А ведь параллельно идет приватизация...

Свободная Европа: А кто ж этим занимается?

Николае Андроник: Ну, как это «кто»!..

Свободная Европа: Не г-н ли это Плахотнюк, в объятия которого вы только что толкали блок ACUM?..

Николае Андроник: Г-жа Валентина, я — вовсе не адвокат Плахотнюка, но для того, чтобы все это прекратить, надо сесть за стол переговоров, надо подписать соглашение, чтобы все было прозрачно и транспарентно.

А действовать таким образом... Стоять в стороне, постоянно к ним цепляться, тыкать в них пальцем и твердить, какие ж они там ужасные!.. Хотя понятно, что некоторые и дальше будут следовать своим капризам...

Если говорить персонально о Плахотнюке, о том, что он — «главное зло». Хочу вам сказать, что в бизнес-среде Республики Молдова, в наших деловых кругах он пользуется авторитетом! Он пошел на рискованное снижение налоговых ставок, он занят либерализацией бизнеса, и надо отметить, что очень много бизнесменов поддерживают эту партию [ДПМ].

Я уверен, что население уже сыто по горло играми социалистов и блока ACUM, так что если дело дойдет до внеочередных выборов, Демократическая партия благодаря своей нынешней сдержанности только выиграет — и получит больше мандатов.

Когда вообще такое было в нашей стране, чтобы вся фракция — целиком, поголовно! — отправилась в Москву на инструктаж?!

Свободная Европа: Вы же знаете о второй стороне медали — и о том, что политики боятся вступать в союз с г-ном Плахотнюком, потому что те, с кем он обнимался, потом исчезали с политической сцены.

Николае Андроник: Это лишь означает, что они были настоящими слабаками — те, кого купили, или кому бросили вызов! Что это значит? Я работал в первом коалиционном правительстве, и мы — со всеми недоразумениями кабинета Стурзы! — приняли ряд чрезвычайно важных законов, провели реформы. Все зависит от конкретных людей, а не от Плахотнюка. Не придет никакой Плахотнюк, чтобы заставить вас голосовать!

Свободная Европа: Но вы же только что говорили, что он их скупал. А сейчас тот, кто был куплен, уязвим, его можно шантажировать...

Николае Андроник: Хорошо, но и те, кого купили... Они пришли и сказали: «Купи нас!»

Свободная Европа: Вы думаете, они сами пошли продаваться г-ну Плахотнюку? Кстати, почему г-н Плахотнюк настолько легко их покупает?

Николае Андроник: А потому, что ему надо было руководить этой страной еще в течение трех лет, чтобы не распускать парламент, чтобы получить в парламенте большинство. И наши внешние партнеры ведь признали, что за этот период у правительства Филипа были определенные важные достижения.

Свободная Европа: Ну, были у этого правительства и действия, которые никак не вписываются в европейские стандарты!

Николае Андроник: Тогда тем более сегодня должна быть политическая партия, которая готова сесть с ними за столом и заявить: «Здесь вы совершили ошибку, давайте это исправим!»

Даже если ничего не получится — ну что ж, встанете, пожмете руки и выйдете. Но вы сможете сказать людям: «Уважаемые избиратели, дорогие наши, с этими мы работать не сможем. Потому что они не поддерживают — то-то и то-то». Но ведь пока вообще никто не понимает, что именно те не хотят поддерживать!

Все гуляют и талдычат: «Мы не хотим этого забывать... Да, я бы с ним-то поговорил. Но вы же знаете, кто он! Вы же знаете, что те, кто говорил с Плахотнюком, — их партии потом самоуничтожились!..»

Свободная Европа: Г-н Андроник, а как вы думаете, если бы опубликовали доклад Kroll-2, то стало бы легче вести в парламенте переговоры о создании большинства?

Николае Андроник: Не думаю, что стало бы намного проще. Просто-напросто прояснились бы некоторые вопросы, которые мы все и так знаем... Но знаете, в чем проблема? Не все зависит от политиков!

Если бы кто-то мне сказал лет 5-10 назад, что наш народ проголосует за Шора, и тот пройдет в парламент!.. И это человек, в отношении которого не нужны дополнительные публикации Kroll, про которого известно, что он был там, и он выступал организатором...

А они за него проголосовали!

И что тогда прикажете требовать от политиков?

Свободная Европа: А почему мы должны что-то требовать от рядового гражданина, если это правоохранительные органы и госструктуры не выполняют свою работу?!

Николае Андроник: Я был политиком, и меня лично очень занимает следующее: почему политики — Гимпу, Филат и прочие — те, которые голосовали за генерального прокурора — и брали деньги за назначение прокуроров, — почему они не следили за тем, что творится? Почему Михай Гимпу в какой-то момент не заявил: «Все! Больше я так не могу, я выхожу из коалиции!» Не сейчас, а пораньше? Задолго до того, когда всем стало понятно, что его рейтинг — ноль? Так что я уверен, что нынешняя ситуация связана далеко не с одним Плахотнюком.

Это же смешно — дайте кресло спикера парламента, затем пост премьера!.. В политике такого не бывает

Свободная Европа: Может ли на формирование правящей коалиции повлиять внешний фактор? Нужны ли нам посредники для того, чтобы создать альянс?

Николае Андроник: Да, я думаю, сейчас любая коалиция зависит от внешнего фактора. Как, например, избирательный блок ACUM и ПСРМ зависят от позиции тех, у кого больше мандатов, или, иными словами, ПСРМ зависит только от Москвы...

Когда вообще такое было в нашей стране, чтобы вся фракция — целиком, поголовно! — отправилась в Москву на инструктаж?! Это значит, что либо Москва решила их всех изучить и проверить, либо же Кремль больше не верит Додону, коль скоро они вызвали всех... Это, конечно, выглядело очень смешно.

Свободная Европа: Тем не менее, многие источники утверждают, что между политиками Игорем Додоном и Владимиром Плахотнюком сложилось прекрасное взаимопонимание.

Николае Андроник: Если оно существует, это взаимопонимание, то у блока ACUM сейчас есть великолепная возможность рассказать об этом во всеуслышание. Примерно так: «Карты на стол! Мы хотим говорить с вами, с демократами!» — и провести переговоры, никто еще от этого не помирал, никто на мушку не берет из-за того, что они разговаривают с демократами.

А потом пусть приходят и заявляют: «Братцы, знаете, в чем мы убедились? Между ними есть связь — потому что они не соглашаются с этим, с этим и с этим...»

И вот тогда посмотрим. Политическая жизнь — это и есть переговоры, она базируется на соглашениях, но основа должна быть на чем-то конкретном, а не на предположениях и теоретизировании!.. Всегда это было, всегда существовало...

Что, забыли, как купили Додона, чтобы тот проголосовал за президента Тимофти?..

Свободная Европа: Говорят, что и тут покупателем выступил г-н Плахотнюк.

Николае Андроник: Да, так и было. Тогда это было нужно, чтобы избежать досрочных выборов, которые могли выиграть левые партии. Да, это забавный персонаж, и этот Шор очень смешной, он отобрал голоса и у социалистов, и у многих, многих других.

Пока журналисты и некоторые политические аналитики строят предположения, Плахотнюк работает, работает — и выстраивает схемы. И я думаю, что все эти «предположения» и позволяют им работать в тени — и оставаться за кулисами.

Свободная Европа: Кстати, как вы объясняете молчание ДПМ и г-на Плахотнюка в течение столь длительного времени?

Николае Андроник: И он очень правильно делает. Пусть покажут свои таланты те, кто будет заниматься деолигархизацией. Глупый сценарий! И я не думаю, что его когда-нибудь удастся реализовать. К слову, о «главном олигархе»: даже если у вас есть свой план, вы должны дискутировать и с ним. Надо действовать поэтапно, в рамках закона, потому что вас наделили мандатом избиратели. Это же смешно — дайте кресло спикера парламента, затем пост премьера!.. В политике такого не бывает. «Проголосуйте за наше миноритарное правительство — и все! А если нет, то мы собираем вещи и расходимся!»

Свободная Европа: Или наоборот — «Утвердите правительство большинства, и мы будем править»...

Николае Андроник: Как социалисты, да? Ну, с ними-то все ясно, они так долго этого ждали, они набрали больше всего мандатов. Как тут вести себя по-другому?

Одновременно и красть, и воевать с Плахотнюком не получится

Свободная Европа: А как вы думаете, Владимир Плахотнюк понимает национальные интересы страны? И что он делает ради них?

Николае Андроник: Я с ним на эту тему не разговаривал — как он понимает... В любом случае, посмотрите на позицию ООН относительно вывода иностранных войск из Приднестровья. Было это? Никого прежде не было, кто бы так жестко указал на проблему. Другое дело, что потом это спустили на тормозах...

Да и другие эпизоды — посмотрите на закон о минимизировании влияния иностранных теле- и радиоканалов в нашей стране. Никто никогда не пытался этим заниматься!.. Словом, можно привести массу примеров, которые ясно указывают на позиции Демпартии (и, воленс-ноленс, самого Плахотнюка) относительно национальных интересов.

Свободная Европа. Как бы выглядела Молдова без Владимира Плахотнюка?

Николае Андроник: Для того, чтобы увидеть, как Республика Молдова будет жить без Плахотнюка, его, Плахотнюка, надо назначить премьер-министром!

Он должен показать свои способности — при наличии полномочий. Либо продемонстрировать способности — либо уйти.

Человеку нужно дать проявить свои способности и показать свой, возможно, хороший менеджерский талант, чтобы выяснить, что же, в конечном счете, представляет собой национальный интерес.

Парламент — это машина для голосования, нравится или нет, а надо голосовать. А если вы боитесь, что вас «купят», что на вас заведут дело, то не совершайте действий, которые могут привести к уголовному преследованию, не берите денег, — и докажете, что вы — политики нового поколения.

Свободная Европа: То есть, вы уверены, что он не шантажирует собственных политических противников?

Николае Андроник: А почему они идут в политику, если их можно шантажировать? Сколько еще это будет длиться — «ох, ах, он нас шантажирует!» Не делай глупостей, и будешь неуязвим!

Филат хотел сражаться с Плахотнюком? С Плахотнюком, который пришел в политику до Филата, у которого есть и деньги, и источники, и свое состояние он заработал еще при коммунистическом режиме? Так Филату надо было быть застегнутым на все пуговицы! И уже тогда начинать борьбу с Плахотнюком. А одновременно и красть, и воевать с Плахотнюком не получится. Потому что тебя непременно схватят за руку.

XS
SM
MD
LG