По данным госрегистра избирателей, в Республике Молдова 3 265 790 граждан с правом голоса. 24 февраля их ждут на избирательных участках, чтобы выбрать новый состав парламента. В парламент входят 101 депутат, в их компетенции – принятие законов, внесение поправок в законодательство или отмена устаревших законов. По мнению социолога Иона Жигэу, на политической сцене страны сейчас царит хаос. В интервью Свободной Европе он рассказал о, как минимум, двух сценариях развития ситуации, однако, прогнозов делать не стал.
Свободная Европа: Как вы оцениваете предвыборную кампанию?
Ион Жигэу: Очень много хаоса! По той простой причине, что все перевернулось с ног на голову – все то, к чему граждане привыкли. Они ориентировались на национальных лидеров, а сейчас вот появились непонятно как скроенные округа, появились люди, которые пустились в эту авантюру...
Свободная Европа: Почему вы называете авантюрой решение выдвигаться в депутаты по одномандатному округу?
Ион Жигэу: Даже в собственных районах – в большинстве районов – не всех важных людей знают, – скажем, председателя района... А уж рискнуть включиться в кампанию, если люди тебя не знают!..
Свободная Европа: Но он представляет партию.
Ион Жигэу: Ну, представляет партию, – и что с того? Партия известна, но ее представители на местах – нет, потому что они находились в тени лидеров национального уровня. В лучшем случае тебя знают 5% избирателей округа. Но знать – еще не значит доверять, и уж тем более это не означает, что за тебя проголосуют.
### Vezi și... ### «Удача зависит от нас, но работать некому — все бежали из страны»Свободная Европа: До 24 февраля есть еще время, чтобы избиратели поближе узнали кандидата, который баллотируется по их избирательному округу…
Ион Жигэу: Согласен. Но для этого необходимы ресурсы. В первую очередь, людские ресурсы и идеи, которые выгодно отличают тебя от других кандидатов. И нужны, естественно, деньги. У нас же, и это не секрет, с помощью подарков и денег можно что-то прикупить, и это «что-то» может оказаться определяющим. Иными словами, кандидат может быть не очень известным человеком, но если он не скупится на подарки избирателям, на подачки, как у нас говорят, – то он может и выиграть.
Свободная Европа: Скажите, а почему некоторые партийные активисты баллотируются и по партийному списку, и в одномандатном округе?
Ион Жигэу: Ответ на этот вопрос прост. Если, предположим, кандидат не выиграет в одномандатном округе, он набирает энное количество голосов, которые поступают в копилку партии. Если же он победит в округе, он освобождает в партийном списке место следующему кандидату, – таким образом, в парламент пройдет больше представителей этой партии. Вот вам и весь секрет.
### Vezi și... ### Петер Михалко: «Выборы станут чрезвычайно важным тестом» (ВИДЕО)Свободная Европа: Но многие избиратели считают, что если они симпатизируют определенному политику, который баллотируется по списку, то зачем же голосовать за него и в округе?
Ион Жигэу: Люди еще не разобрались, что к чему. С точки зрения электоральных технологий партийные лидеры поступают правильно. Тот, кто выигрывает в одномандатном округе, освобождает место однопартийцу, который следует за ним в списке, а в результате в парламент проходит и он, и его товарищ по партии. Если же не выигрывает, то набирает какие-то голоса, которые идут в копилку партии.
Свободная Европа: Как вы оцениваете предложения конкурентов на выборах? Что продают они сегодня избирателям?
Ион Жигэу: Воздух, пока один лишь воздух! Реализовать какие-то идеи – если нет политической воли и поддержки общества – крайне трудно. У нас очень много людей уехали, остались только старики, а это значит, что в первую очередь необходимо улучшить систему здравоохранения, социальное обеспечение этой категории граждан – и забыть о молодежи, потому что у нас голосуют, прежде всего, пожилые, они в этом плане самые дисциплинированные.
В Республике Молдова электорат раздроблен до невозможности
Свободная Европа: То есть, придется позабыть про образование?
Ион Жигэу: Если электорат старшего возраста – пенсионеры – составляют львиную часть населения, то что должна делать партия, пришедшая к власти? Она должна заботиться о своих избирателях. И в этом случае мы забываем о молодежи, которую сложившееся у нас социально-экономическое положение буквально вынуждает покидать страну и уезжать.
Свободная Европа: Почему власть должна заботиться о своем электорате, а не о гражданах Республики Молдова?
Ион Жигэу: Потому что власть мыслит исключительно в электоральных терминах, и интересы страны ее волнуют меньше. Все правительства, сменявшие друг друга после 2001 года, стимулировали эмиграцию нашей молодежи. По двум причинам: первая – уехали наиболее активные молодые люди, которые могли составить конкуренцию тем, кто у власти, – так почему бы от них не избавиться? И вторая: оттуда, из-за рубежа, они присылают своим родным деньги, и потребление растет, а потребление, как известно, – мощный экономический стимул. Все наши правительства, которые показывали какие-то успехи в экономике, хвастались достигнутыми результатами, но на самом деле все строилось исключительно на потреблении, которое стимулировали деньги, заработанные нашей молодежью за границей.
### Vezi și... ### «Если мы выберем парламент при явке 10%, значит, мы этого заслуживаем»Свободная Европа: Помню, как-то в Кэушень один пожилой человек недоуменно говорил о дилемме, с которой он столкнул, – ему приходится выбирать между Востоком, Западом, унионистами и теми, кто «проМолдова»…
Ион Жигэу: Все это – пыль в глаза, шумные и красочные, но пустые фейерверки, нужные для того, чтобы разделять людей на «наших» и «ваших». Даже самые ярые сторонники восточного вектора спят и видят, как бы эмигрировать куда-то в США или Германию. То есть, душой они на Востоке, ностальгируют по советским временам, но соображения материального плана толкают их на Запад.
Свободная Европа: А унионисты?
Ион Жигэу: Около 30 лет мы все говорим: мосты через Прут, реальные мосты, которые позволят на автомобиле попасть на ту сторону, говорим, что надо повысить энергобезопасность страны, то есть, нужно взаимоподключение электросетей, газопроводов, и т. д. И? Есть эти мосты? Нет мостов!
Более того, даже унионистам приходится быть сторонниками рационального выбора: сердцем они за Унирю, за объединение с Румынией, но они реалисты и понимают, что надо голосовать за другую партию, которая реально может прийти к власти.
Трудно сказать, как именно будут развиваться события, потому что невозможно предсказать явку
Свободная Европа: Кто составляет электорат «проМолдова»? И чего хотят сторонники этого направления?
Ион Жигэу: Здесь налицо много спекуляций, потому что, в принципе, у нас очень слабые институты. Если обращаешься в наши учреждения по поводу каких-то нестандартных ситуаций, они умывают руки!.. Всё, абсолютно всё, что выходит за привычные рамки, и неважно, где это происходит, – в системе просвещения или в здравоохранении, в экономике или других областях, всё, что выходит за рамки шаблонов, которые, скажем так, выстраивались на протяжении долгих лет, – все неопределенно.
Свободная Европа: Многие избиратели уверены, что в Республике Молдова должны остаться две партии, по примеру многих западных стран. Если партия слева чем-то провинилась, к власти приходит партия справа, и они могут сменять друг друга долгие годы, пока избиратели не определятся окончательно с тем, кто лучше управляет страной. Как вы считаете, подобная позиция обоснована?
Ион Жигэу: В Республике Молдова электорат раздроблен до невозможности. Такой вариант вполне жизнеспособный, но лишь при другой политической системе, в том числе, с электоральной точки зрения, то есть, если бы существующая у нас избирательная система стимулировала бы появление двух сильных политических партий.
### Vezi și... ### Юлиан Кифу: «Существует высокая вероятность, что понадобятся повторные выборы»Пока у нас была многопартийная система, основанная на пропорциональной формуле выборов, которая, по сути, стимулирует появление партий, потому что у нас до настоящего момента лидер партии – тот, кто ходит с печатью – решает практически все внутрипартийные вопросы. Иными словами, и бюро, и советы, и съезды – все это для отвода глаз, а реально в партиях почти нет серьезных дискуссий, которые способствовали бы появлению каких-то конкретных идей, помогали бы выбирать оптимальные варианты решения тех или иных проблем. В партиях нет ни стратегов, ни хороших экспертов.
Свободная Европа: Какие сюрпризы возможны до 24 февраля?
Ион Жигэу: Проблема в том, что в обществе ощущается огромное недовольство, но очень трудно предсказать, во что оно может вылиться. Не знаю, что произойдет, если выйдут массово [голосовать] – тогда точно выйдут все несогласные!
### Vezi și... ### «Не думаю, что это можно называть борьбой. Есть слово „бойня“»Потому что недовольный, который молчит, ничего не делает и сидит дома, на самом деле таковым не является. Это одна крайность – если все выйдут массово. Другая крайность – недовольные останутся дома. В этом случае победу одержат старые партии, и ничего не изменится. Так что перед нами два сценария. Мне трудно сказать, как именно будут развиваться события, потому что невозможно предсказать явку избирателей.
Свободная Европа: Ну, а порога для признания выборов состоявшимися вообще нет…
Ион Жигэу: Нет, и это значит, что два человека, пришедшие на избирательный участок, могут решить судьбу страны.