Виктор Кирилэ: «У популистов нет шансов вернуть доверие ЕС и вывести Молдову из тупика»

Президент Молдовы Майя Санду и председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен, Брюссель, 18 января, 2021

О визитах президента в Киев и Брюссель, о разуме политиков Кишинева и о будущих выборах парламента

В Брюсселе президент Майя Санду получила заверения от верховного представителя Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Жозепа Боррелля, а также от главы Европейской комиссии Урсулы фон дер Ляйен — о том, что ЕС будет выполнять все свои обязательства по Соглашению об ассоциации, подписанному с Республикой Молдова. Среди прочего, европейские дипломаты заявили, что окажут поддержку реформам, в том числе в судебной системе, борьбе с коррупцией, а также в восстановлении экономики после пандемии COVID-19. Какие решения есть у президента Майи Санду, чтобы обещанная помощь со стороны ЕС не ушла в песок, поскольку ей придется взаимодействовать с враждебно настроенным парламентом в условиях работы нестабильного правительства? Корреспондент Свободной Европы Диана Рэйляну побеседовала с исполнительным директором Ассоциации внешней политики Виктором Кирилэ.

Виктор Кирилэ

Виктор Кирилэ: Список встреч впечатляющий, и это доказывает, что Брюссель показывает большую открытость в отношении нашей страны. Налицо желание помочь нашей стране и, в частности, г-же Майе Санду, которая продвигает весьма реформаторскую повестку.

Месседж ЕС адресован и обществу в целом, и политическим кругам Кишинева, особенно — тому политическому классу, который поддерживает идею европейской интеграции и полон решимости — или, по крайней мере, заявляет о своей решимости — проводить реформы, согласованные с Евросоюзом в рамках Соглашения об ассоциации с ЕС и евроинтеграционной повестки.

Налицо желание помочь нашей стране и, в частности, Майе Санду, которая продвигает весьма реформаторскую повестку.

Свободная Европа: Президент Санду встретилась в Брюсселе с главой Европейской прокуратуры Лаурой Кодруцей-Ковеши. Майя Санду выступила за углубление сотрудничества и продвижение реформ в системе юстиции. Как, с вашей точки зрения, Европейская прокуратура может реально помочь Республике Молдова с реформой правосудия?

Виктор Кирилэ: Во-первых, Европейская прокуратура, которую представляет и возглавляет г-жа Ковеши, — недавно появившийся институт, начавший свою деятельность осенью прошлого года. И потому я не думаю, что на данный момент там четко определены процедуры сотрудничества с государствами, не входящими в ЕС. Кроме того, в юрисдикцию Европейской прокуратуры входит Европейский союз, но не все государства-члены ЕС, — пока только 22 страны подписали соглашение о создании Европейской прокуратуры.

Европейская прокуратура должна бороться с финансовыми и банковскими мошенничествами на территории Евросоюза а также с трансграничной преступностью за пределами ЕС. Но нам следует понять, что Европейская прокуратура не станет бороться с коррупцией в Молдове. Европейская прокуратура в состоянии помочь прокуратуре Республики Молдова, помочь в расследовании определенных дел, — тут может быть налажено сотрудничество, и мы можем получить некоторую информацию, если есть соглашение... Но сейчас такого соглашения нет.

Возможно, в обозримом будущем начнется разработка такого рода соглашений, и не только с Республикой Молдова, но и с другими странами Восточного партнерства, или еще шире — с остальными государствами. Для сотрудничества с Европейской прокуратурой необходимо соглашение, аналогичное тому, например, что есть между Республикой Молдова и EUROJUST, — там тоже — и миссия по борьбе с терроризмом, с киберпреступностью, с отмыванием денег, и так далее, и тому подобное, включая трансграничную организованную преступность.

Еще у Республики Молдова есть соглашения о сотрудничестве — или, скорее, они есть у Таможенной службы и Центра по борьбе с коррупцией — с OLAF (Европейское бюро по борьбе с мошенничеством), чьей миссией является борьба с финансовыми хищениями, которые затрагивают средства бюджета Европейского союза.

Таким образом, для сотрудничества с новым учреждением, с Европейской прокуратурой в лице г-жи Ковеши, должно быть подписано соответствующее соглашение. Но мы обязаны не забывать и о том, что для эффективного сотрудничества нам нужна реформированная, независимая, функциональная прокуратура, которая занимается борьбой с коррупцией и преступлениями в Республике Молдова.

Свободная Европа: А вы, г-н Кирилэ, насколько оптимистично оцениваете внутреннюю реформу молдавской прокуратуры?

Досрочные выборы должны привести во власть политиков, которые реально готовы взять на себя обязательства по реформам.

Виктор Кирилэ: Тут все зависит от предстоящих выборов. Как отмечали эксперты в области реформы правосудия, необходима свежая атмосфера, чтобы в результате появилось пространство для проведения реформ, или же для того, чтобы внутри системы возникла критическая масса, оказывающая давление и выступающая за реформы.

Думаю, это все можно будет увидеть только в результате досрочных выборов, которые привели бы во власть политиков, которые реально готовы взять на себя обязательства по реформам, которые понимают, что если дела будут идти как прежде, то Республика Молдова попросту утратит доверие со стороны граждан и наших внешних партнеров.

Свободная Европа: О досрочных парламентских выборах говорят не только эксперты: г-жа Санду тоже заявляла о том, что реформы будут возможны только «после досрочных парламентских выборов и формирования функционального правительства». Как вы думаете, Брюссель и другие европейские столицы понимают, что происходит в Кишиневе, что такое — наш политический пинг-понг?

Виктор Кирилэ: И Брюссель все очень хорошо понимает, и другие европейские столицы так же прекрасно разбираются в том, что происходит в Кишиневе. Только вот сделать они ничего не могут!..

Европейский союз не будет вмешиваться в политические дебаты Кишинева, не будет выступать в качестве посредника.

Хорошо, могут выразить свое недоумение. Могут призвать кишиневских политиков проявлять разумность, могут воодушевить их искать какие-то компромиссы... Но ведь, в конце концов, работать-то должны мы — все мы, и наши политики, и общество Республики Молдова.

Европейский союз заявил о своей готовности нам помочь, открыто заявил о поддержке нас на пути евроинтеграции, экономической интеграции и политической ассоциации, и у КС есть все необходимые в этом отношении инструменты.

Я говорю и о Соглашении о свободной торговле, и о других договорах — о либерализации визового режима, о Соглашении об ассоциации, о Меморандуме по макрофинансовой помощи. Словом, инструменты у Евросоюза есть, и помочь нам ЕС может. Мяч — на нашей стороне поля. Дело — за кишиневскими политиками, нужны их решения, чтобы пользоваться инструментами и открытостью ЕС.

Европейский союз не будет вмешиваться в политические дебаты Кишинева, не будет выступать в качестве посредника. В прошлом, как мы это хорошо знаем, в ряде европейских столиц наблюдалось разочарование, и я не думаю, что у кого-то есть еще желание заниматься подобными вещами. Евросоюз, европейские столицы ожидают зрелости от политиков Кишинева. Надеюсь, что в ближайшие месяцы эта зрелость у определенного сегмента политического класса Кишинева проявится очевидным образом.

ИНТЕРВЬЮ Алексей Тулбуре: «Выборы парламента — не прихоть президента, это необходимость»

Свободная Европа: В недавнем интервью Свободной Европе депутат Игорь Мунтяну говорил о том, что в 2020 году было получено в 15 раз меньше грантов, чем в 2014-м. Какие, на ваш взгляд, есть рычаги у президента, чтобы обещанная помощь со стороны ЕС не ушла в песок, поскольку Майе Санду придется взаимодействовать с враждебно настроенным парламентом в условиях работы нестабильного правительства?

Виктор Кирилэ: Прежде всего, если мы говорим о пандемии, то Европейский союз непременно поможет нам, это абсолютно точно, — в том смысле, что у нас есть доступ к вакцинам. С этой точки зрения не думаю, что будут какие-либо политические условия или требования реформ.

Если мы говорим о помощи малому бизнесу или фермерам, то и здесь уже тоже есть у Румынии, у ЕС определенные инструменты для оказания этой поддержки напрямую. Если говорим о помощи гражданскому обществу, то существуют разные каналы, и отнюдь не обязательно действовать через правительство в Кишиневе. Короче говоря, набор инструментов есть, и это позволяет Европейскому союзу поддерживать определенный уровень помощи и гражданам, и сельским мэриям, и регионам. И люди видят эту помощь.

Нам нужно работоспособное правительство, нужна четкая готовность выполнять соглашения, и не стоит забывать о законах, принятых парламентом на последней стометровке.

А вот если говорить о макрофинансовой помощи правительству, бравшему на себя обязательства по реализации реформ, — которых, к сожалению, в последние годы так и не случилось, — то, конечно, для получения второго транша в размере 50 млн евро (из общей суммы в 100 млн, выделенных Евросоюзом нашей стране) Республике Молдова придется выполнить ряд условий, указанных в соглашении о предоставлении помощи. В прошлом году документ был подписан правительством Кику.

И если условия не будут выполнены, то макрофинансовая помощь не придет, и более того, не стоит ждать и политической открытости со стороны ЕС, заверения в которой смогла получить г-жа Майя Санду.

Нам нужно работоспособное правительство, нужна четкая готовность выполнять соглашения, ну, а еще давайте не забывать о законах, принятых парламентом на последней стометровке, промульгированных Додоном!.. Говорим ли мы об Агентстве по неподкупности, или о пенсионной реформе, или о бюджете, — речь тут о законах, которые принимались без соблюдения юридических процедур, о законах, которые нарушают наши обязательства перед Европейским союзом, Международным валютным фондом и Всемирным банком.

Если все они не будут отменены оптом, то как бы там Европейский союз ни хотел бы нам помочь, открытости от ЕС ждать не придется. Есть договоренности, есть соглашения, и если обязательства не соблюдаются, то, конечно, Евросоюз не в состоянии сделать больше, чем должен делать Кишинев.

ИНТЕРВЬЮ Пятрас Ауштрявичюс: «Молдова — новая надежда ЕС в программе Восточного партнерства»

Свободная Европа: Г-н Кирилэ, о Республике Молдова долгое время говорили как о стране, находящейся в так называемой международной политической изоляции. Как вы думаете, изменилось ли это восприятие после визита в Брюссель, которому предшествовал визит в Киев?

Виктор Кирилэ: Это важный визит г-жи Санду. И г-жа Санду делает все возможное, и делает много для того, чтобы открыть для нашей страны двери в Брюсселе, чтобы восстановить доверие Европейского союза — как в плане подтверждения обязательств, так и способности их выполнять. Но также нужна и поддержка усилий г-жи Санду со стороны политического класса Кишинева.

Евросоюз не в состоянии сделать больше, чем должен делать Кишинев. 

В скором времени решение будет принимать общество. И если общество хочет вырваться из этой нищеты, в которой мы сейчас находимся, если общество желает двигаться вперед, если общество хочет получить всеобъемлющую поддержку Евросоюза — и политическую, и финансовую, и техническую — тогда, безусловно, необходимо очень хорошо подумать о своих надеждах, о том, кто может представлять народ в будущем парламенте.

У популистов нет шансов вернуть доверие Европейского союза и вывести Республику Молдова из тупика, в котором она сейчас пребывает.