Linkuri accesibilitate

Ernest Vardanean

Я считаю, никогда не поздно написать об июньской революции в Молдове, даже если прошел почти месяц и всё вроде бы утихло. Нет, не утихло, революция лишь, как это часто бывает, ушла с улиц и засела в тиши высоких кабинетов. Перешла в институциональную фазу.

Мирная смена власти, произошедшая в стране 7-14 июня, - долгожданный и крайне важный поворот в истории страны. «Этот день мы приближали, как могли», - строчка из бессмертной песни как нельзя лучше иллюстрирует восприятие этих событий людьми. Многие друзья, коллеги, соседи, знакомые и даже незнакомые люди не скрывают воодушевления в беседе со мной. По большому счету, эти же люди сразу после парламентских выборов буквально потребовали: создайте коалицию социалистов и ”ACUM”, освободите страну от Плахотнюка!

Эти простые граждане в один голос говорили, что левым и правым надо забыть о геополитике и устроить «генеральную уборку». Тот самый случай, когда народ, носитель суверенитета, выражает свою волю максимально четко и напрямую. В конце концов, за ПСРМ и блок ”ACUM” проголосовали почти две трети населения, так что политикам не оставалось выбора.

Сейчас, спустя время, я могу позволить себе сообщить и другое: еще прошлым летом некоторые представители дипломатического корпуса спрашивали меня, почему нельзя объединить усилия социалистов и правых партий (уже тогда было ясно, что партии Майи Санду и Андрея Нэстасе пойдут на выборы единым блоком). Я ответил, что слово «нельзя» тут не подходит, ибо никто не может им запретить или воспрепятствовать, но не факт, что две силы с полярными идеологиями смогут договориться. Хорошо, что договорились.

Между прочим, я не только твердил о необходимости отбросить противоречия и вытаскивать страну из ямы, но и вносил свой посильный вклад в создание «ситуативной» коалиции – в апреле я встречался с одним из ключевых представителей правого блока и с тех пор постоянно поддерживал связь с другим его представителем. Говорить и требовать с экрана телевизора – одно, а принимать непосредственное участие в чем-то важном для страны – согласитесь, совсем другое. К счастью, наши общие усилия не пропали даром.

Не стану пересказывать всё, что было в стране между 24 февраля и 7 июня, лишь остановлюсь на одном аспекте: нельзя расслабляться, поскольку все эти достижения можно легко растерять и превратить в ничто. Во-первых, Плахотнюк бежал из страны, но отнюдь не повержен. Люди, верные ему, всё еще работают в министерствах, национальных агентствах, силовых структурах, государственных предприятиях, финансовых учреждениях и СМИ.

Во-вторых, олигархический «спрут» запустил свои щупальца очень глубоко и не только в виде «своих» людей. Ущербные законы и правила, блокировка на уровне клерков и менеджеров среднего звена, бюджетные дыры, коррупционные схемы и фиктивные контракты по госзакупкам – эти и другие механизмы на разных уровнях еще живут и «дышат», они способны создать множество проблем новой власти.

В-третьих, серьезные идеологические и геополитические разногласия рано или поздно всплывут. Сейчас, пока у коалиции национального согласия есть сверхзадача и пока президент Игорь Додон, премьер Майя Санду, спикер Зинаида Гречаный и глава МВД Андрей Нэстасе находят общий язык и координируют усилия, можно не беспокоиться. Я уверяю своих читателей в том, что ближайшие месяцы работы у новой власти будет так много, что о всяких векторах никто и не вспомнит. Однако приближаются местные выборы, где, не исключено, кое-какой клинч всё равно будет.

Интересно, что среди рисков я пока не готов назвать внешний фактор. Скорее наоборот: если не произойдет ничего из ряда вон выходящего, Россия, ЕС и США будут и далее поддерживать новую власть, пока она готова выполнять поставленные собой и народом задачи. Точнее сказать, пока груз идеологических противоречий не разрушит коалицию изнутри, ибо в таком случае ни одна внешняя сила не сможет склеить «разбитую чашу любви».

А пока нам предстоит узнать много интересного о «шалостях» беглого олигарха. Кстати, оцените иронию судьбы: его медиа-холдинг любил называть известных бизнесменов-однофамильцев «беглыми преступниками» (interlopii fugari), но что если другие СМИ станут называть так его самого? В общем, Молдова должна знать всю правду о краже миллиарда и наказать всех причастных, раскрыть и ликвидировать контрабандные схемы и сделать еще очень много. Как говорит один мой знакомый, «когда человеку есть чем заняться, он не будет думать о всяких глупостях». Воистину, самая большая глупость, которую сейчас может сделать новая власть, - вспомнить об идеологии.

* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă

«Ни в чем себе не отказывайте». Ощущение, что именно под таким лозунгом американцы принялись с утроенной энергией выдавать на-гора санкции против Ирана. «Новизна» нынешней волны, начатой 24 июня, заключается в том, что впервые ограничительные меры вводятся против духовного лидера Ирана аятоллы Али Хаменени и его окружения. Кроме того, США пытаются отрезать Иран от мировой финансовой системы, что может нанести непоправимый ущерб без того чахнущей экономике Исламской Республики.

В понедельник президент США Дональд Трамп подписал указ, согласно которому рахбар Хаменеи и восемь высокопоставленных военных Корпуса стражей исламской революции лишаются доступа к финансовым ресурсам, которые использовались для «враждебных действий режима».

Как пишет издание «Финансы» со ссылкой на Reuters, цель санкций – отрезать иранское руководство от финансовой и банковской системы США: любые активы и сделки, в том числе через долларовые корреспондентские счета, блокируются, а лица, нарушившие санкционный режим, сами попадают под вторичные санкции. В Вашингтоне отмечают, что введение санкций должно послужить «сигналом для чиновников на всех уровнях КСИР и иранского режима в целом» о том, что США продолжат давление на «тех, кто экспортирует насилие и терроризм».

Кроме того, Трамп дал понять, что у США есть две «красные линии»: ядерная программа Ирана и его поддержка террористов по всему миру, пишет газета «Коммерсант». «Мы продолжим наращивать давление на Иран, пока режим не откажется от своей опасной активности и целей, включая попытки получить ядерное оружие, увеличить объемы обогащенного урана, разрабатывать баллистические ракеты, участвовать в террористической деятельности и поддерживать, разжигать конфликты за рубежом и совершать враждебные акты против США и их союзников», - сказал Трамп еще до инцидента с беспилотником.

Сразу после появления нового указа Трампа президент Ирана Хасан Рухани обвинил США в том, что они «закрывают путь дипломатии и лгут о своем намерении вести переговоры. «Вы призываете к переговорам и одновременно вводите санкции против министра иностранных дел! Очевидно, что вы лжете», - цитирует иранского президента Международное французское радио. Кроме того, Рухани сказал, что Белый дом «поражен умственной отсталостью».

Ему вторит официальный представитель иранского МИД Аббас Мусави, заявивший, что санкции США закрывают путь дипломатии. «Бесполезные санкции США против верховного лидера, а также командующих навечно закрывают путь дипломатии с доведенным до крайности правительством США», - цитирует РИА Новости заявление Мусави. Он добавил, что «администрация Трампа уничтожает все принятые международные механизмы, позволяющие сохранить мир и безопасность в мире».

Между тем, слова об «умственно отсталых» не остались незамеченными в Вашингтоне. Трамп в своем Твиттере написал, что власти Ирана понимают только язык силы. «Сделанное сегодня очень невежественное и оскорбительное заявление Ирана только показывает, что они не понимают реальности. Любая атака Ирана на что-либо американское приведет к встрече с великой, превосходящей силой. В некоторых областях подавление будет означать уничтожение», - цитирует президента США агентство РБК.

Хозяин Белого дома напомнил, что США, «безусловно, самая мощная военная сила в мире», так как на военные цели в последние два года Вашингтон потратил 1,5 трлн. долларов, а «прекрасные люди Ирана страдают совсем без причин», в то время как их правители «тратят все свои деньги на террор».

Ранее советник президента США по вопросам национальной безопасности Джон Болтон, один из них наиболее убежденных сторонников применения силы против Ирана, заявил, что Тегеран мог бы «войти в открытую дверь» и сесть за стол переговоров с Вашингтоном. Как сообщает Русская служба ВВС, Болтон предупредил, что все возможные варианты ответа рассматриваются в случае, если Тегеран выполнит свою угрозу превысить лимиты на производство обогащенного урана, заложенные в договор 2015 года.

Продолжение следует

* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă

Încarcă mai mult

XS
SM
MD
LG