Избирательный блок ACUM в составе Платформы «Достоинство и правда» (DA) и Партии «Действие и солидарность» (PAS) считает, что власть схитрила при принятии решения об открытии избирательных участков за рубежом. В заявлении блока отмечается, что решение открыть на 25 избирательных участка больше, чем на президентских выборах 2016 года, создает лишь видимость обеспечения необходимых условий для участия в выборах молдаван диаспоры. Проевропейский оппозиционный блок утверждает, что власть открыла избирательные участки вовсе не там, где это действительно необходимо, где на предыдущих выборах наблюдалась активная явка, а десятки тысяч граждан не смогли проголосовать. Со своей стороны, и Партия социалистов подвергла критике решение власти относительно числа и местоположения участков. Комментирует ситуацию эксперт-политолог Штефан Глигор.
Свободная Европа: Итак, цитирую: «очередное беззаконие и издевательство над молдаванами диаспоры»... Такая оценка появилась в заявлении блока по поводу открытия дополнительных избирательных участков за рубежом. Насколько оправданными представляются вам аргументы блока, согласно которым власть «одной рукой дала – другой забрала», скажем так, отказавшись открыть участки там, где есть наиболее острая необходимость, и предпочла государства и населенные пункты, где молдаван мало?
Штефан Глигор: Думаю, эти аргументы оправданы, так как власть должна была бы показать хотя бы международным наблюдателям, что она обеспечивает избирательное право наших соотечественников, живущих за рубежом, которые массово пришли на избирательные участки в 2016 году. С другой стороны, если бы власть решила этот вопрос в интересах граждан, появился бы риск лишиться тех преимуществ, ради которых и вводилась смешанная система выборов.
Смешанная система была специально скроена так, чтобы ослабить голос диаспоры. И вот почему: участвуя в выборах вы голосуете за 50 депутатов по партийному списку – пропорциональной части, как это было до сих пор, а в том, что касается одномандатных округов, вы голосуете только за трех представителей вместо 51-го, как было бы, например, если бы этот миллион или эти 138 000 человек участвовал в выборах на территории Республики Молдова – эти граждане суммарно проголосовали бы за 101 кандидата; а теперь, находясь за границей, они проголосуют максимум за 53-х.
Центральная избирательная комиссия по сути является политическим органом, полностью лишившемся независимости
Этим и объясняется «любовь» молдавских демократов и социалистов к смешанной формуле выборов, благодаря которой они получили возможность вдвое сократить мощь голоса диаспоры. Если бы власть решилась открыть достаточное количество избирательных участков именно там, где массово живут наши соотечественники, для нее это означало бы пожертвовать реформой, ради которой было затрачено немало сил и нервов, ради которой пришлось поставить на карту свою репутацию на международном и местном уровне... Это означало бы отказаться от системы, которая принималась с таким трудом, если угодно, и с такими нарушениями закона!..
Свободная Европа: Но, г-н Глигор, это беззаконие? Или подобные оценки все же преувеличены?
Штефан Глигор: Это хитрость, на которую власть пошла сознательно. Ее суть состоит в том, что госчиновники, правительство или ЦИК следуют какой-то законной, на первый взгляд, линии поведения, прекрасно понимая, что она, эта линия, наносит ущерб общественным интересам и гражданам. И что это, скажите на милость, как не акт беззакония и жонглирование законом?!
Свободная Европа: А каковы доказательства? Лично вы какие факты можете привести?
Штефан Глигор: Это просто. Избирательные участки открываются там, где живут граждане Республики Молдова. Я имею в виду избирательные участки за рубежом. В сравнении с 2016 годом, они решили открыть 25 дополнительных участков, да? В 2016-м было 100 участков, сейчас их 125. Но если внимательно проанализировать, где именно решено открыть эти участки, то можно заметить очень любопытные моменты.
Я уже сейчас считаю, что аргументов и доказательств для непризнания выборов более чем достаточно!..
Например, в Лондоне, где на президентских выборах наблюдалась очень напряженная ситуация, не открыт ни один участок, в Ирландии – почти то же самое, аналогично – в северной части Италии. Зато в той же Италии, например, три дополнительных участка открыты на юге, где граждане Республики Молдова компактно не проживают, а их число не велико...
Да и в США избирательные участки открыты там, где не было ни одной (!) заявки на предварительную регистрацию, а если и были заявки наших сограждан, то крайне мало.
Свободная Европа: Но не кража ли это собственной шапки, г-н Глигор? Иными словами, все это может обернуться бумерангом для власти. Ведь в населенных пунктах, где много молдаван, возможна очень резонансная реакция, если им не удастся исполнить свое право выбирать. Как вы считаете, на что рассчитывает власть? Что ничего подобного не случится, и что не будет столпотворения там, где следовало бы открыть дополнительные участки?
Штефан Глигор: Рассчитывает на очень сложную международную ситуацию и на российские танки...
Свободная Европа: Это образность... Вы же не говорите буквально о российских танках?
Штефан Глигор: Нет, именно на российские танки они и рассчитывают!.. Согласен, это звучит слишком сильно, но при соответствующих пояснениях вы поймете, что так оно и есть, раз они пошли на подобные серьезные нарушения…
Они провели реформу, которую реформой никак не назовешь, они нагло и вызывающе нарушили свод практических норм, связанных с выборами, они пренебрегли двумя заключениями Венецианской комиссии – 2014-го и 2016 года. И сейчас, когда буквально на последней стометровке шла речь о необходимости открытия еще примерно 20 участков за рубежом – все без толку!
Наша Центральная избирательная комиссия по сути является политическим органом, полностью лишившемся независимости. У нас есть шесть членов Центризбиркома, которые абсолютно открыто работают в интересах Демпартии – и даже не краснеют!.. Я хочу сказать, они вызывающе вели и ведут себя абсолютно во всем, они открыто и без всяких угрызений совести нарушают закон о финансировании партии, город утопает в биллбордах Демпартии и Партии «Шор», которые проводят крайне агрессивную кампанию, не удосужившись дождаться хотя бы ее начала.
У нас столько серьезных нарушений – от перехода на новую систему выборов и нарезки одномандатных округов с помощью манипуляций, в интересах авторов реформы, – и до нынешней фазы избирательной кампании, когда совершаются десятки нарушений, которые никто даже и не расценивает как нарушения...
С помощью различных интерпретаций закона ЦИК позволяет Демпартии привести свой сценарий в действие – сценарий, направленный на манипулирование выборами. Эта очередная хитрость с избирательными участками за рубежом, на которую они решились на последней стометровке, – самое серьезное нарушение с непредсказуемыми последствиями.
В 2016 году был только один бюллетень. А сейчас их будет четыре!
Свободная Европа: То есть, можно предположить, что значительное число наших соотечественников за рубежом не смогут проголосовать?
Штефан Глигор: Так оно и будет, однозначно!
Свободная Европа: А это может поставить под сомнение итоги выборов в целом?
Штефан Глигор: Я абсолютно уверен, что это вызовет вполне обоснованные вопросы по поводу искренности намерений правительства обеспечить нашим соотечественникам за границей возможность голосования. Вместе с другими нарушениями этого будет более чем достаточно для того, чтобы хорошо поставленный спектакль с претенциозным названием «парламентские выборы» признать несоответствующим международным стандартам. И я уже сейчас считаю, что аргументов и доказательств для непризнания выборов более чем достаточно!..
Свободная Европа: Социалисты тоже выразили возмущение решением правительства открыть недостаточное, по мнению ПСРМ, число избирательных участков, – но уже в Российской Федерации. Похоже, что на востоке складывается аналогичная ситуация?
Штефан Глигор: Я думаю, что и на востоке есть проблема, связанная с соотношением количества избирателей и участков для голосования. Проблема на востоке состоит в том, что наши граждане, проживающие в России, не особо активно участвуют в выборах. Но это ни в коей мере не оправдывает открытие недостаточного числа участков! Известно, что там находятся несколько сотен тысяч наших сограждан, и если они решат, по примеру соотечественников на Западе, в Евросоюзе, массово прийти на избирательные участки, уверяю вас, они не смогут исполнить свое право голоса. И в этом смысле, естественно, ситуация не может оцениваться как благоприятная, коль есть угроза того, что многие граждане не смогут участвовать в выборах.
Должен сказать, что на фоне раскола общества, которое наблюдается сегодня, мы четко видели, как в публичное пространство вбрасываются различные «новости», призванные манипулировать обществом и максимально его озлобить, в том числе по этническим и геополитическим критериям. Нужно исходить из того, что недопустимо проводить какие-то разграничения между Востоком и Западом, когда речь идет о праве голоса. Это конституционное право, и его необходимо обеспечить.
Свободная Европа: Сейчас есть какая-то возможность исправить ситуацию с избирательными участками?
Штефан Глигор: Для отвода глаз, возможно, на последней стометровке и будут предприняты какие-то попытки, но, если честно, я не верю в благие намерения и в искренность этого правительства. Это же не правительство в его классических трактовках, и я не думаю, что они захотят что-то исправлять. Более того, они развернули новую линию атаки, я имею в виду уловку, призванную прикрыть начало предвыборной кампании задолго до ее официального старта, – я сейчас говорю о референдуме.
Выборы проходят по новой системе, люди дезориентированы, они мало что понимают и знают
Этот референдум насколько анекдотичный, настолько опасный, особенно в контексте реализации права на голос за рубежом!.. Проблема в том, что референдум предполагает два лишних бюллетеня для голосования, а на их выдачу и проставление штампов физически потребуется какое-то дополнительное время. Это в том случае, если наши граждане не откажутся от бюллетеней для референдума, который является консультативным, необязательным, а потому его можно рассматривать как попытку пустить пыль в глаза. Потому что если бы они действительно хотели сократить число депутатов до 61-го, они провели бы конституционный референдум, когда должно высказаться конституционное большинство.
Так что ситуация сложилась вполне конкретная: они нами манипулируют – и достигают определенных целей. Во-первых, маскируют начало предвыборной кампании, по всему городу размещены рекламные щиты Демпартии... Во-вторых, пытаются урезать голос диаспоры, свести до минимума ее роль в выборах.
Мы должны понимать, что в 2016 году был только один бюллетень для голосования, один-единственный!.. А сейчас их будет четыре, и потребуется дополнительное время. Потому что выборы проходят по новой системе, люди дезориентированы, они мало что понимают и знают. Два бюллетеня – для парламентских выборов, но есть и еще два – для участия в референдуме…