Депутат ДПМ Сергей Сырбу поясняет, почему необходима консультация с народом, которая состоится одновременно с парламентскими выборами, и по каким критериям отбирались кандидаты Демпартии в одномандатных округах.
Свободная Европа: Г-н Сырбу, по каким критериям будет оцениваться эффективность работы депутата? Что он должен делать, чтобы избиратели его не отозвали?
Сергей Сырбу: Прежде всего, депутат должен работать для народа, быть истинным представителем граждан Республики Молдова, не забывать об интересах людей, отстаивать их – словом, работать в интересах народа, а не партии или еще кого-то.
Свободная Европа: Но народ, к примеру, хочет восстановления смертной казни, народ хочет запретить аборты, а Европа придерживается иных принципов. И что тогда?
Сергей Сырбу: Это так, вы правы, но не надо экстраполировать смысл этого действия – отзыв мандата, ведь для лишения депутата полномочий необходимы определенные условия. Сегодня у нас есть опыт отзыва мэров, в Кодексе о выборах это положение присутствует уже около 15 лет, и Конституционный суд признал положение об отзыве мэров конституционным. В Кодексе о выборах присутствует норма, согласно которой отзыв мэра возможен в случае ненадлежащего исполнения им обязанностей местного выборного лица.
Свободная Европа: Приведите пример отзыва мэра.
Сергей Сырбу: Действительно, примеров мало, не уверен, что могу привести конкретный пример…
Свободная Европа: Когда вы выступили с идеей отзыва мандата, я поинтересовался у рядовых граждан, что они думают на этот счет. И многие приветствовали инициативу, говорили, что это прекрасная идея. Потом г-н Канду пришел с уточнениями – в первый и последний год мандата отзыв невозможен. Интересно почему? Ведь вас отзовут в первую очередь, если вы станете депутатом по одномандатному округу, потому что депутат Сергей Сырбу занимается Конституцией, стратегиями, а не проектирует мосты, не ремонтирует дороги, не строит школы. В одномандатном округе люди именно по этим критериям будут вас оценивать. [Депутат ДПМ Константин] Цуцу даст вам сто очков вперед, потому что все видели, как он строит дорогу!..
Сергей Сырбу: Вероятно, вполне вероятно... Но вот только мы забегаем слишком далеко вперед, как мне кажется. Референдум, который пройдет 24 февраля в день выборов, является консультативным, не конституционным, и никто не собирается на второй же день вводить это новое положение, мы просто хотим услышать мнение народа, узнать, находит ли идея поддержку на национальном уровне. Если да – внимание! – это не значит, что назавтра же можно будет отзывать депутатов!
Депутат – выборное лицо, его мандат не является императивным. Точка! Вот почему партийной дисциплиной решить проблему невозможно
Нам необходимо благословение народа в качестве отправной точки, а после проанализируем международный опыт, попросим заключения Венецианской комиссии, рассмотрим все возможные/невозможные процедуры, выясним, до каких пределов может распространяться эта норма, определимся с тем, что может стать поводом для отзыва мандата, установим процедуру и многие другие моменты, чтобы, с одной стороны, не допустить никаких злоупотреблений, а с другой – добиться, чтобы этот рычаг стал максимально эффективным и превратился в важный элемент повышения ответственности депутатов.
Потому что речь идет не только о строительстве мостов. У депутатов есть определенные обязанности. Например, участие в заседаниях. А есть депутаты, которые месяцами не приходят на заседания – ни на заседания комиссий, ни на заседания парламента, которые не выдвигают никаких инициатив, не встречаются с избирателями хотя бы раз в два года... Есть такие примеры…
Свободная Европа: А откуда они взялись, г-н Сырбу? Не ваши ли это люди, не ваши однопартийцы?
Сергей Сырбу: Это коллеги по парламенту. Не хочу говорить о моих коллегах по партии, но в парламенте, скажем честно, есть люди, которые проспали все четыре года! Есть люди, которых и в лицо-то многие не знают.
Свободная Европа: И в этом случае разве не проще разбираться партиям? Зачем перекладывать это на плечи избирателей?
Сергей Сырбу: Не проще, г-н Ботнару.
Свободная Европа: Почему? Что этому мешает?
Сергей Сырбу: Потому что в Конституции присутствует норма, согласно которой всякий императивный мандат недействителен. И есть несколько постановлений Конституционного суда, в которых предельно ясно сказано, что избранный депутат состоит на службе народа, что он может работать с оглядкой на устав партии, что он может голосовать так, как решает партия, – но может голосовать по собственному усмотрению, если ему это подсказывает совесть. И Конституционный суд как минимум дважды отмечал, что депутат имеет право покинуть фракцию, имеет право голосовать в соответствии с собственными убеждениями, и никто не может требовать от него подчинения партийной дисциплине.
Депутат – выборное лицо, его мандат не является императивным. Точка! Вот почему одной только партийной дисциплиной решить эту проблему невозможно, и институт отзыва может внести какие-то уточнения и дополнения в этом смысле. Опять же, мы не говорим о технических, процедурных деталях, о правовых обоснованиях отзыва. Этим вопросам будет посвящен следующий этап. Сейчас мы хотим посмотреть, одобряет ли народ в принципе эту идею, а все детали – правовые и технические – будут оговорены позже, когда предстоит решить, как далеко можно зайти с отзывом депутата.
То, что мы выходим с инициативами, которые нравятся людям, – что ж, прекрасно!
Свободная Европа: Вернемся к референдуму. Вы предлагаете, чтобы свое мнение высказали граждане. Вот пример: хотите ли вы избавиться от туберкулеза? Но при этом не уточняете, какими методами. Мне же, как избирателю, прежде, чем кинуть бюллетень в урну, хотелось бы узнать, что на самом деле у вас на уме, какие критерии будут в основе отзыва. Чем вы намерены лечить туберкулез: пиявками, современными медикаментозными препаратами – или отсечением головы? Мне кажется, вы немного лукавите, если с самого начала не говорите, какие критерии намерены заложить в основу этой оценки, потому что скажу еще раз: исходя из нашего опыта, вполне можно предположить, что вы кокетничаете, мягко говоря, с избирателями. Посмотрите, насколько расчетливы и рассудительны сторонники Шора, его будущие избиратели. И вы от них ждете, что они одобрят парламентскую деятельность Сергея Сырбу, который занят стратегиями и концепциями на пять, на десять лет вперед? Или же они потребуют, чтобы Сырбу занимался крышами и дорогами?
Сергей Сырбу: Во-первых, отзыв – если он будет одобрен – будет применяться только в отношении депутатов, избранных в одномандатных округах. Это первое. Второе: в концептуальном плане процедура ясна – любой отзыв осуществляется на референдуме, по сути, народом. Процедура проведения референдумов прописана в законодательстве.
Проблема присутствует только на уровне обоснования отзыва. Кодекс о выборах предусматривает отдельные моменты, которые категорически не подлежат вынесению на референдум. Это сферы бюджета, налогов, правовых наказаний, это и элементы, которые априори не могут решаться на референдуме, потому что если спросить, например, человека, хочет ли он зарплату в 10 тыс. евро – естественно, кто будет против?.. Но такие вопросы не подлежат вынесению на референдум. Есть даже специальный гид Венецианской комиссии по вопросам референдумов, в котором со всей ясностью указаны пределы процедур, и мы, естественно, ими руководствуемся. Поэтому, как я уже сказал, процедуры уже есть, осталось посмотреть, как конкретно они будут работать.
В конечном счете, отзыв может стать и политическим, как вы сказали, но у нас уже есть такой опыт, пусть и не слишком богатый, в отношении мэров. Есть опыт приостановления полномочий или временного отзыва главы государства. Но – внимание! – Конституция сегодня предусматривает возможность приостановления мандата главы государства и, кстати, почти без какого-либо юридического повода. Если условия присутствуют, глава государства временно отстраняется от должности двумя третями голосов депутатов парламента, в 30-дневный срок проводится референдум об отставке главы государства, который может быть изначально временно отстранен от должности и за нарушение Конституции.
Опять же, нарушение Конституции может быть и общего характера. Разумеется, Конституционный суд должен констатировать это нарушение, но оно может отличаться и крайне общим характером. Механизм есть, но применяется он пока не очень часто.
Свободная Европа: Но именно...
Сергей Сырбу: В отношении г-на Бэсеску в Румынии тоже применялась такая процедура.
Свободная Европа: Игоря Додона отстраняли пять раз.
Сергей Сырбу: Да, это так.
Многовато депутатов, а это значит, что многие из них неэффективны
Свободная Европа: Он дал много поводов, но вы не осмелились отозвать его мандат, потому что механизм-то в теории есть, но вот на практике...
Сергей Сырбу: Процедура действительно сложная. Чтобы инициировать этот процесс, необходимо конституционное большинство, две трети голосов. Механизм на самом деле сложный, кроме того, сейчас это исключено, учитывая, что на пороге выборы.
Свободная Европа: Я должен вас спросить, хотя ответ знаю… Не игра ли это в демократию, потому что вы спрашиваете избирателя, поддерживает ли он идею отзыва депутата, нравится ли ему это? Но на самом деле вам прекрасно известно, что процедура очень сложная, отзыв возможен только в течение двух лет, за исключением первого и последнего года мандата, и конкретные примеры отзыва тоже станут музейным раритетом…
Сергей Сырбу: Сейчас не идет речь о деталях – два года посередине, один год или сколько-то там еще, потому что положения фигурировали в прежнем, предыдущем проекте, но его отозвали. Мы говорим сейчас о концепте. При всей сложности процедуры она не невозможна, и то, что мы выходим с инициативами, которые нравятся людям, – что ж, прекрасно! Любая политическая партия обязана выходить с инициативами, в том числе народными, объяснять их суть людям и пытаться претворить в жизнь.
Что касается одного из вопросов, вынесенных на референдум, – находите ли вы целесообразным сокращение количества депутатов, – то с этим согласны все партии! И социалисты когда-то были «за», и платформа DA поддерживала такое сокращение. В чем проблема? Мы готовы даже и на большее сокращение, раз людям нравится!
Я по своему депутатскому опыту в 8-9 лет пришел к выводу, что – да, действительно, многовато депутатов, а это значит, что многие из них неэффективны. С 61-м депутатом парламент может быть не менее эффективным и, возможно, более гибким в решении проблем граждан.
Свободная Европа: Последний вопрос: и все-таки, в следующем парламенте будут депутаты первого сорта и второго сорта?
Сергей Сырбу: Не думаю.
Свободная Европа: Но вы сами говорите – к одномандатникам одни требования, к тем, что по партийным спискам, – другие…
Сергей Сырбу: Нет, все равны. Я хочу сказать, как в Демпартии отбираются кандидаты. Разумеется, во главе угла – критерий меритократии: профессионализм, компетентность. А в одномандатных округах важным моментом является еще и известность, Логично, нет?
Свободная Европа: Но кто решил? И как это было сделано – путем подсчета очков, что ли?
Сергей Сырбу: Мы, кроме всего прочего, проводили и внутренние опросы, обсуждали вопрос в первичных партийных, территориальных организациях, на руководящем партийном уровне, проводили внутренние замеры и исследования.
Я думаю, получится достаточно эффективная фракция и парламентская группа
Свободная Европа: OK, значит, все представители Демпартии будут активны, не будут впадать в спячку, станут участвовать в работе заседаний, да?
Сергей Сырбу: Это само собой!.. Допускаю, что депутаты в округах станут более активными в продвижении интересов сообществ и избирательного округа, и это в принципе неплохо. Да, они будут бороться за то, чтобы из госбюджета было выделено больше денег округу, который они представляют. Но и это тоже неплохо, так поступают все, в том числе американские конгрессмены, которые очень активно продвигают интересы собственных округов. Ничего в этом плохого нет.
Свободная Европа: Самые настырные в этом плане, помню, были христианские демократы, ХДНП, несмотря на то, что находились в оппозиции...
Сергей Сырбу: И это неплохо. Они будут активны. Да, активны в своих округах, но это не значит, что они будут другого сорта. Просто они будут, скажем так, более узкого профиля, и это, по моему мнению, хорошо. Они станут реальной подмогой для руководителей местных администраций или районных советов.
Избранные по спискам депутаты тоже будут активны. Вероятно, они начнут специализироваться по определенным направлениям, экономическим, социальным, правовым, станут заниматься больше продвижением и стратегиями в целом, а в результате получится одно целое. Я думаю, получится достаточно эффективная фракция и парламентская группа, где каждый отвечает за свою сферу деятельности.