Linkuri accesibilitate

Траян Бэсеску: «Очень важно, чтобы ACUM и унионисты победили на следующих выборах»


Траян Бэсеску
Траян Бэсеску

Экс-президент Румынии — о выборах и странах

Результаты парламентских выборов в Республике Молдова комментирует бывший президент Румынии, почетный председатель Партии национального единства Траян Бэсеску.

Траян Бэсеску: Результаты выборов были предсказуемы, и наши прогнозы – патовая ситуация – сбылись. Мат не может поставить никто, полученный результат не дает ни одной из партий шансов на формирование правительства.

Traian Băsescu: „Visul Moldovei de a fi Elveția Estului este imposibil de realizat”
Așteptați

Nici o sursă media

0:00 0:15:50 0:00
Link direct


Свободная Европа: И в этом случае что может быть после выборов?

Траян Бэсеску: Первым, думаю, забегает г-н Плахотнюк, и по своей привычке бросится «искать» недостающих депутатов. Полагаю, ему удастся вовлечь в коалицию партию «Шор», а также, скорее всего, трех независимых депутатов. Это позволит ему довести число мандатов Демпартии до 41-го.

Останется прикупить еще десяток депутатов. Как и у кого – посмотрим. Надеюсь, не у блока ACUM. Ну, а если торги с депутатами блока ACUM и Партии социалистов не увенчаются успехом, и ему ничего не обломится, то остается вариант досрочных выборов.

Свободная Европа: Игорь Додон говорил, что готов предложить кандидатуру на должность премьер-министра после признания выборов действительными. Как вы считаете, г-н Плахотнюк мечтает об этой должности? И как бы выглядела Молдова с ним в качестве премьера?

Траян Бэсеску: Коалиционное правительство во главе с Плахотнюком и социалистами в составе кабинета, сами понимаете, – картина не для слабонервных!..

С другой стороны, давайте трезво смотреть на вещи. Во-первых, я считаю, что не надо рассчитывать на мягкотелость Брюсселя – он может быть и упрямым, и норовистым. Брюссель будет очень заинтересован в стабильности, ведь именно на стабильности он обжегся с Плахотнюком. Кроме того, в новой ситуации, сложившейся после выборов, главной целью г-на Плахотнюка станет усиление позиций демократов в парламенте; поэтому, уверен, он начнет тайные переговоры – и начнет их немедля, сегодня же!

Я всех трех независимых депутатов считаю ставленниками Плахотнюка

Года три-четыре назад в Брюсселе смотрели на г-на Плахотнюка с надеждой, его приняли в Госдепартаменте, но сегодня уже поняли, в какую трудную ситуацию поставили Республику Молдова, закрыв глаза на то, что ею управлял олигарх, который прибрал к рукам все государственные институты – и юстицию, и секретные службы, и армию – все! Все подчинено Плахотнюку. И даже если Западу захочется избавиться от Плахотнюка, придется учитывать, что сейчас у него огромный объем власти в Республике Молдова, которую просто себе подчинил. Республика Молдова в его руках целиком.

Свободная Европа: Вы отлично знаете ситуацию в Республике Молдова, вы в курсе наших проблем и неурядиц. С другой стороны, и вас хорошо знают в Молдове, и многие помнят, как в 2005 году вам удалось убедить другие партии правой ориентации поддержать Владимира Воронина, который баллотировался на второй президентский срок. Как вы считаете, сегодня вы тоже сможете помочь Республике Молдова преодолеть возможный кризис?

Траян Бэсеску: Нет, и еще раз нет! Потому что я вылечился. «Помог» в 2005 году – и больше не собираюсь в это вмешиваться.

Свободная Европа: Вы тогда допустили ошибку?

Траян Бэсеску: В тот момент я был уверен, что действую правильно, но потом понял, что ошибся.

Свободная Европа: В Молдове наступает период нестабильности, ведь ни одна из партий не добилась безоговорочной победы. Как вы считаете, кому может оказаться на руку эта нестабильность?

Траян Бэсеску: Думаю, нестабильность не выгодна даже России, потому что и России нужна сравнительно стабильная Республика Молдова, – но в серой зоне, подальше от Евросоюза и Румынии.

Никогда в этом регионе не бывать нейтральному государству. Мечта Молдовы стать Восточной Швейцарией нереальна

А в нестабильной Молдове Россия не заинтересована. Тем более, что она не сможет полностью контролировать эту самую нестабильность, так как общей границы с Молдовой у нее нет, Россия довольно далеко от Молдовы, и контролировать ее будет достаточно сложно, разве что через Приднестровье. Но и эту территорию Россия контролирует лишь политически. К сожалению, она давно уже ничего не инвестирует ни в Приднестровье, ни в Республику Молдова.

Свободная Европа: Что вы думаете по поводу тех около 40 тысяч жителей Приднестровья, которые участвовали в парламентских выборах – и в некотором роде повлияли на их результаты, не говоря уже о тех двух мандатов, которые достались региону?

Траян Бэсеску: Да, в парламент избраны два депутата от Приднестровья. Из трех независимых депутатов два избраны жителями левобережья Днестра, которых в организованном порядке подвозили на автобусах.

Если честно, то я всех трех независимых депутатов считаю ставленниками Плахотнюка, и я уверен в том, что это не социалисты организовали доставку граждан на избирательные участки, а именно Плахотнюк. Так что если и есть в этом что-то противозаконное, то корень зла следует искать в изощренных талантах Плахотнюка.

Свободная Европа: Считаете ли вы, г-н Бэсеску, что столь активное участие жителей Приднестровья в выборах дает надежду на развязку приднестровской проблемы? Особенно в свете недавней поездки г-на Додона в Мюнхен, где он говорил о необходимости ускорения приднестровского урегулирования?

Траян Бэсеску: Хотите узнать, чего я больше всего опасался в связи с этими выборами? Я очень боялся, что ПСРМ и партия «Шор» получат вместе более 50% голосов. Слава Богу, половины они не набрали. Ведь это очень опасно, потому что Додон вынашивает план федерализации Республики Молдова – который еще называют «приднестровизацией» Молдовы.

Если федерализация состоится, а Приднестровье станет регионом с собственной армией, собственной внешней политикой, собственным министерством внутренних дел, тогда начнется процесс «приднестровизации» всей Республики Молдова. Сейчас же, исходя из результатов выборов, я надеюсь, что Додон не станет приводить свой план в исполнение и не принесет в жертву Молдову ради интересов Москвы.

Унионисты смогут вернуть электорат только при одном условии – если объединятся

Свободная Европа: Г-н Додон говорил, что он обсуждал «пакет для Молдовы» с лидерами Франции, Германии, США и России – и что Запад положительно оценил этот проект, представленный им в Мюнхене на международной конференции по безопасности…

Траян Бэсеску: Ну, мы пока обсуждаем лишь то, что говорит сам г-н Додон! Не надо рассчитывать на то, что Запад проявит слабоволие и бесхарактерность, учитывая ситуацию в Евросоюзе и Соединенных Штатах. Да, Запад хочет, чтобы воцарилось спокойствие, чтобы стороны договорились, – но это не значит, что Запад готов проявить попустительство в вопросе о будущем Республики Молдова и Приднестровья – или пустить на самотек процесс урегулирования приднестровского конфликта.

С другой стороны, не следует уповать и на то, что кто-то сделает эту работу за вас, найдет решение и предоставит необходимые гарантии. Молдавские политики должны знать, что рассчитывать можно, прежде всего, на собственные силы.

Свободная Европа: Вы считаете, что на международном уровне найдется кто-то, кто готов гарантировать нейтралитет Республики Молдова?

Траян Бэсеску: Нет, никогда!.. Никогда в этом регионе, где находятся Румыния, Республика Молдова, Украина, не бывать нейтральному государству, которое будут обходить стороной все превратности судьбы. Мечта Молдовы стать Восточной Швейцарией нереальна, потому что интересы двух блоков этого не позволяют.

Свободная Европа: Вернемся к общественно-политической ситуации после выборов. Из Бухареста некоторые европарламентарии дали понять, что блоку ACUM следовало бы согласиться на коалицию с ДПМ. А что бы вы посоветовали блоку ACUM?

Траян Бэсеску: Я, как человек, который с большой любовью относится к Республике Молдова, которому не безразличны ее интересы, считаю, что для демократии в Республике Молдова, для шансов на будущее очень важно следующее.

Когда президент говорит: я хочу с Путиным, я хочу продать Приднестровье... Что тут может сделать Румыния?!

Первое: чтобы Майя Санду и Андрей Нэстасе оставались солидарными, потому что только вместе они будут сильной оппозицией. И второе: чтобы те 7-8 партий, которые позиционируют себя как унионистские, объединились в одну партию, и вместе с ACUM победили на следующих парламентских выборах. Это самое главное, это жизненно важно! А всякие там соглашения предателей-социалистов, которые продают родину Москве, или соглашения демократов-олигархов куда менее важны.

Свободная Европа: Как вы можете объяснить поражение унионистов на этих выборах?

Траян Бэсеску: Во-первых, партии с наиболее ярко выраженным призванием унионистов – я имею в виду Либеральную партия во главе с Дорином Киртоакэ – вступили в борьбу безо всяких шансов на успех. Когда я предлагал ему объединить усилия к местным выборам в Кишиневе, ответа я так и не получил. Эта партия проиграла по той простой причине, что Гимпу разрушил ее своей игрой, которую вел с Плахотнюком. Партия потеряла доверие граждан.

Думаю, унионисты смогут вернуть электорат только при одном условии – если эти 5, 6, 7 партий, позиционирующих себя унионистами, объединятся и образуют один сильный полюс на политической сцене. В противном случае, если они так и останутся разрозненными, в парламент им не пройти никогда!

Признаюсь, именно по этой причине мне не хотелось, чтобы Партия национального единства вступала в борьбу – потому что не удалось собраться всем вместе. В Республике Молдова каждый считает себя самым умным, самым сильным, самым большим унионистом из всех унионистов!.. По сути, горстка самозванцев в руководстве самых разных мелких партий стали строить из себя лидеров унионизма в Республике Молдова!..

Свободная Европа: А у Бухареста есть какой-то конкретный план выстраивания отношений с Республикой Молдова?

Когда я был президентом, Молдова была историей успеха Восточного партнерства. А сегодня на нее никто внимания не обращает

Траян Бэсеску: К сожалению, поскольку во главе Республики Молдова находится президент Додон, аппарату президента Румынии крайне сложно идти на диалог – так, как я в свое время рискнул начать сотрудничество с Ворониным. Но партнерство оказалось непрочным из-за неискренности Воронина...

Думаю, президенту Румынии очень трудно решиться на диалог, потому что отношения с Республикой Молдова важно контролировать, важно управлять и направлять, и делать это должны именно два игрока – президенты Румынии и Республики Молдова, именно этот тандем может и должен продвигать двусторонние отношения. Но я не вижу со стороны Йоханниса готовность решиться на такую авантюру, на которую в свое время отважился я – с Ворониным.

Свободная Европа: Румыния председательствует в Совете Евросоюза. Как вы считаете, до конца мандата будет выказана каким-либо способом забота о Молдове?

Траян Бэсеску: Благодаря Додону и его инициативам Румыния подключиться не может. Я в свое время мог включиться, и достаточно активно, потому что, худо-бедно, правительства Филата и Лянкэ были прозападными, и мои усилия, мой месседж лишь дополняли то, что делали они в Брюсселе.

Но когда во главе государства находится президент, который рвется в Евразийский союз, тогда как его страну связывает Соглашение об ассоциации с ЕС, – что тут может сделать Румыния? Как поддержать Республику Молдова?

Когда президент, самый легитимный в стране человек, говорит: меня не интересует, я хочу в Таможенный союз, я хочу с Путиным, я хочу продать Приднестровье... И что тут может сделать Румыния?!

Румынское государство из-за присутствия Додона не может выстраивать партнерские связи с Молдовой

Свободная Европа: Отношения Брюсселя с Республикой Молдова должны как-то развиваться…

Траян Бэсеску: После того, как Брюссель прозрел, после того, как он понял, что такое партнерство с Плахотнюком, какую политику ведет в Республике Молдова партия Плахотнюка и сам Плахотнюк – после всего этого Брюссель сделал серьезные шаги назад. Вспомните, в то время, когда я был президентом Румынии, а Лянкэ был у вас премьером, Республика Молдова стала историей успеха Восточного партнерства. А вот сегодня на Молдову никто внимания не обращает.

Свободная Европа: Иными словами, вы не видите, каким образом можно улучшить молдавско-европейское сотрудничество?

Траян Бэсеску: Нет, не вижу. Если исходить из итогов выборов, решения я не вижу. Я не являюсь официальным государственным лицом Румынии, не могу говорить от имени Румынии, но в силу своего опыта и связей, которые у меня есть в Брюсселе, я могу попытаться помочь Республике Молдова – в условиях, когда румынское государство из-за присутствия Додона не может выстраивать партнерские связи с Республикой Молдова.

XS
SM
MD
LG