Linkuri accesibilitate

Надежда Хриптиевски: «Решение КС не лезет ни в какие ворота»


Лидер Демпартии Влад Плахотнюк на митинге сторонников демократов, Кишинев, 9 июня 2019 года
Лидер Демпартии Влад Плахотнюк на митинге сторонников демократов, Кишинев, 9 июня 2019 года

Эксперт Центра правовых ресурсов — о двоевластии в Республике Молдова

В Республике Молдова на данный момент – два президента и два правительства. Конституционный суд в пятницу с головокружительной быстротой утвердил ряд решений, которые резко накалили обстановку в стране. Глава кишиневского бюро Свободной Европы Василе Ботнару побеседовал с экспертом Центра правовых ресурсов Надеждой Хриптиевски о лавине постановлений КС и последствиях:

Свободная Европа: Скажите, какой смысл обсуждать задним числом постановление Конституционного суда, если решения и встречные решения, следующие одно за другим, растут как снежный ком? Это чисто академическая словесная дуэль – или возможны какие-то практические последствия?

Надежда Хриптиевски: Конечно, мы должны это обсуждать, и эти дискуссии не только академического уровня! Это, прежде всего, практические обсуждения, и я постараюсь объяснить почему. Сейчас перед нами огромная дилемма – как быть? Признаем новое правительство – или соглашаемся с позицией Конституционного суда?

Надежда Хриптиевски
Надежда Хриптиевски

Свободная Европа: Когда вы говорите «признаем», что имеете в виду? «Мы признаем»?

Надежда Хриптиевски: Мы, народ, люди, международное сообщество. Прежде всего, граждане, но и международное сообщество тоже, потому что международное признание очень важно, и важно кто и с кем ведет переговоры, кто, по сути, сформированное правительство, парламент…

Свободная Европа: Кто прав – кто нет… Предлагаю отмотать назад, к тем 90 дням, которые и стали камнем преткновения. Ваша позиция по этому вопросу?

Надежда Хриптиевски: Чтобы правильно оценить, кто прав, – Конституционный суд или парламент? – нужно очень внимательно проанализировать, кто какие решения принимал. В этом смысле большое значение имеет первое решение Конституционного суда от 7 июня, согласно которому срок, отведенный на формирование парламента, истек 7 июня – потому что именно от этого постановления КС и надо танцевать. Все остальные решения вытекают из того, что парламент начал действовать вне правовых рамок…

Свободная Европа: Но вы считаете, что срок истекает 9 июня, а не 7-го, как утверждает Конституционный суд.

Надежда Хриптиевски: Именно! Давайте посмотрим, вокруг чего завязалась полемика. Когда начался отсчет этого трехмесячного срока – 9 марта, когда КС утвердил результаты голосования, признал, признал, что выборы прошли демократично, и утвердил новый парламент, или же 21 марта, когда состоялось первое заседание парламента, и были созданы парламентские фракции?

Свободная Европа: Минфин сказал бы, что со дня выдачи зарплаты…

Надежда Хриптиевски: Ну, мнение минфина на этот счет вряд ли кто спросит!.. Вот вокруг этого вопроса сейчас и спорят, потому что, по идее, отсчет должен начинаться с момента, когда люди начали определенную деятельность. Так что я склонна считать, что срок истекает 21 июня.

КС стал карманной структурой – и работает исключительно в интересах одной партии

Но об этом говорить уже действительно поздно, момент упущен, поэтому – ладно, пусть будет 9 июня. Но никак не 7 июня, а если еще точнее, то срок истекает 10 июня, потому что это был воскресный день, а КС – как гласят общепринятые, в том числе, и у нас, нормы – не удосужился объяснить, почему в данном случае не применяется эта норма; более того, он урезал срок еще на два дня, понимаете?! Поэтому решение Конституционного суда не лезет ни в какие ворота, не вписывается ни в какую логику – ни в юридическую, ни в математическую…

Свободная Европа: Почему КС не посчитал нужным объяснить свое решение?

Надежда Хриптиевски: Потому что объяснений просто нет! Если бы суд попытался объяснить свои действия, он выставил бы себя в крайне нелепом свете; не говоря уж о том, что трехмесячный срок приравняли к 90 дням. Поэтому я считаю, что они просто не в состоянии объяснить этот факт. Это то же самое, что пытаться доказать, что отныне дважды два равно пять, а не четыре.

Свободная Европа: Но почему те, кто бросился выполнять решение КС, не задались этим вопросом, как вы, например? Потому что им понравилось это решение?

Надежда Хриптиевски: Нет! Очень многие задаются этим вопросом – и юристы, и не юристы – сейчас соцсети буквально кипят.

Свободная Европа: А Демпартия не очень переживает?

Надежда Хриптиевски: Демпартия – не очень...

Если это некомпетентность, то члены КС просто обязаны подать в отставку!

Свободная Европа: Даже если решение явно некорректное, демократы его все равно исполняют?

Надежда Хриптиевски: Демпартия слишком часто принимала неверные решения, и для нее это очередной козырь в рукаве, который она и выложила в удобный момент. Точно так же, как случилось в декабре [2018 года] с тремя членами КС, назначенными за ночь. Помните, мы выразили свое недовольство, пытались доказать, что это неправильно…Так же они поступили и сейчас, простым и открытым политическим дебатам предпочли более сложный путь, исходя из того, что решение КС обжалованию не подлежит, и его нужно выполнять.

Свободная Европа: Именно об этом я и хотел спросить. Знаю, что вы сторонник принципа dura lex, sed lex. Как все-таки соблюсти этот принцип, ведь, что ни говори, это решение приняла инстанция, перед которой мы обязаны склонить голову?..

Надежда Хриптиевски: В подобных случаях возникают чрезвычайные обстоятельства. И, по моему мнению, мы находимся именно в такой ситуации, когда налицо много, очень много решений, которые показывают, что КС, по сути, перестал руководствоваться буквой и духом закона.

КС стал карманной структурой – и работает исключительно в интересах одной политической партии.

Свободная Европа: Это можно доказать?

Надежда Хриптиевски: Достаточно проанализировать эти решения. Первое: 7 июня во второй половине дня, ближе к вечеру, объявляешь, что сегодня – последний срок…

Свободная Европа: Вы расцениваете эти действия как умышленные? Лично я склонен видеть тут проявление некомпетентности, инфантильности, чего-то в этом роде…

Надежда Хриптиевски: Простите, если это некомпетентность, то члены КС просто обязаны подать в отставку!

С 7 июня КС совершает одну ошибку за за другой, и это непростительные и неприемлемые ошибки

Свободная Европа: Но в Конституционном суде так комфортно, у власти так удобно, в министерском кресле так уютно…

Надежда Хриптиевски: Разумеется. И тем не менее. Подобные проколы нельзя спускать на тормозах, иначе о каком правовом государстве может идти речь?!

Это институт, призванный обеспечить верное применение закона, он является гарантом Конституции. У нас есть определенные права, и если кто-то переиначивают наши права и искаженно интерпретирует совершенно элементарные вещи – о чем тут говорить?

Я еще могла бы понять, если бы КС заявил: «Срок истекает не 21-го, а 9 июня, и точка!» И что неважно, мол, рабочий день или нет. Но это хоть какое-то объяснение собственных действий. Но сократить срок на два дня, посчитать, что в каждом из этих месяцев по 30 дней – и два дня взять и выкинуть из уравнения… Это не упущение, не инфантильность, налицо серьезная халатность, если не злой умысел. А серьезная халатность приравнивается к злому умыслу.

Свободная Европа: Возвращаюсь к первому вопросу. Как все-таки можно успокоить страсти юридическими мерами, чтобы противостояние не превратилось в «гражданскую войну», как говорили вчера весь день на определенных телеканалах?

Надежда Хриптиевски: Очень сложный вопрос, и вряд ли найдется хоть один юрист, который возьмется на это отвечать. Во всяком случае, у меня нет ответа со стопроцентной гарантией.

Что я вижу на данный момент – это то, что парламент признал Конституционный суд захваченной структурой, органом, который перестал исполнять свои полномочия в соответствии с законом; что в срочном порядке была создана парламентская комиссия, призванная найти максимально легитимное решение, одновременно учитывая возникшие чрезвычайные обстоятельства. Ну, например, приостановление или рассмотрение порядка назначения судей…

Свободная Европа: Да, но тем временем и. о. главы государства Павел Филип распускает парламент и назначает досрочные выборы!

Надежда Хриптиевски: И в результате у нас возникли две параллельные реальности. Найти решение можно – и я возвращаюсь к этой идее – исходя из того, что крайне важно международное признание.

Свободная Европа: Политическая геометрия говорит о другом – что эти реальности переплетены, но важнее та реальность, которая располагает силой…

Надежда Хриптиевски: Да, но есть же и у нас какие-то законы, мы живем не в вакууме, как хотелось бы некоторым, мы руководствуемся определенными международными рамками.

Больше всего сожалею о том, что очень мало людей, готовых высказать свое мнение, – в том числе, и бывшие члены КС

Свободная Европа: А в лагере оппонентов есть какие-то колебания? Например, я видел пост известного юриста, выразившего недоумение по поводу скорости, с которой КС отреагировал – даже не на официальное решение! – на телерепортаж…

Надежда Хриптиевски: Правильно. Это г-н Ешану, которого я очень уважаю, потому что это – честный юрист, который никогда не станет переступать через какие-то «красные линии» – чего нельзя сказать о Конституционном суде. Начиная с 7 июня, со второй половины дня КС совершает одну ошибку за за другой, и это непростительные и неприемлемые ошибки…

Свободная Европа: У русских есть подходящее выражение – «взбесившийся принтер»…

Надежда Хриптиевски: Что-то в этом роде. Не проводятся слушания, не рассматриваются обстоятельства, при котором президент, который по Конституции имеет право роспуска парламента, может это сделать. Иными словами, КС сперва сократил срок на два дня, затем заявил: «Распустить парламент!» С каких это пор Конституционный суд…

Свободная Европа: А среди демократов есть юристы, есть здравомыслящие люди, которые готовы притормозить?

Надежда Хриптиевски: Я надеюсь! Но лично я не могла бы тут назвать кого-то конкретного. Я знаю людей, которые думают иначе, не разделяют позицию Демпартии, но они пока не нашли в себе мужество для того, чтобы подвергнуть критике подобные действия.

И скажу честно – больше всего я сожалею о том, что у нас очень мало людей, готовых высказать и отстаивать свое мнение, – в том числе, и бывшие члены КС, которым, казалось бы, терять нечего!

А для простого человека очень важно было бы, например, послушать мнение тех, кто участвовал в подготовке текста Конституции, узнать мнения бывших судей… Люди добрые, не молчите, выходите – и выскажитесь уже, наконец!

Свободная Европа: У них еще есть время...

Надежда Хриптиевски: Надеюсь.

Свободная Европа: Спасибо вам за то, что вы не побоялись высказать свою точку зрения.

Надежда Хриптиевски: Очень надеюсь, что решение будет найдено!

XS
SM
MD
LG