Linkuri accesibilitate

«Блок ACUM — единственная сила, способная обеспечить реальные перемены»


Владимир Сокор и Майя Санду, Бухарест
Владимир Сокор и Майя Санду, Бухарест

Аналитик Владимир Сокор — о выборах, власти и оппозиции

Госдепартамент США призвал Кишинев принять все меры для обеспечения свободных, честных и прозрачных выборов, основанных на воле избирателей. В интервью Свободной Европе глава делегации ЕС Петер Михалко заявил, что парламентские выборы станут чрезвычайно важным тестом для оценки состояния демократии в Республике Молдова. Со своей стороны, политический аналитик Владимир Сокор обеспокоен началом избирательной кампании.

Свободная Европа: Официально предвыборная кампания началась 25 января, за 30 дней до парламентских выборов, которые состоятся 24 февраля. Самые большие надежды избиратели возлагают на то, что депутаты, которых они изберут, будут думать о гражданах, а не о собственных интересах и собственных карманах. Как вы считаете, политики могут вернуть доверие граждан и внешних партнеров? Есть шансы избрать 101 депутата, которые обеспечат Республике Молдова реальное развитие за последующие четыре года?

Владимир Сокор: Думаю, есть шансы избрать 20-30 депутатов от блока ACUM – это единственная политическая сила, способная обеспечить реальные перемены в интересах граждан. Что же касается остальных партий, то я считаю, что ни одна из них не оставляет шансов на перемены, скорее, напротив, они заведут Молдову еще глубже в то болото, в котором она и так уже по горло...

Свободная Европа: Глава государства Игорь Додон заявил, что он не участвует в кампании, но будет поддерживать и морально, и политически команду и партию, которая выдвинула его на президентских выборах 2016 года и, со своей стороны, поддерживала все его инициативы. Это Партия социалистов. Как вы расцениваете такое решение главы государства?

Владимир Сокор: По моему мнению, это абсолютно нормальное решение, глава государства не может баллотироваться по списку политической партии. Это означало бы конец разделению властей в государстве. И, видимо, г-н Додон это понял. Так что его решение вполне логично.

Все политические силы, присутствующие в парламенте действующего созыва, безнадежно скомпрометированы

Кстати, как он сам говорил, в разгар кампании он встретится с российским президентом Владимиром Путиным и попытается извлечь из своих отношений с кремлевским лидером определенные выгоды для своей партии.

Свободная Европа: Европейский союз и Госдепартамент США призвали Кишинев принять все меры для обеспечения свободных, честных и прозрачных выборов, основанных на воле избирателей Республики Молдова. Почему Запад так пристально следит за ходом этой кампании, г-н Сокор?

Владимир Сокор: Потому что эти выборы не могут быть свободными, прозрачными, честными, сбалансированными и корректными. Ни один из перечисленных принципов неприменим к выборам, свидетелями которых мы станет в ближайшее время. Дисбаланс сил бросается в глаза, блок ACUM ведет героическую борьбу против очень сильного противника, несравненно более сильного, у которого практически безграничные ресурсы – и у которого нет и малейших угрызений совести. Поэтому предстоящие выборы можно охарактеризовать как изначально неравную борьбу, а их результат не может соответствовать ожиданиям граждан Республики Молдова.

Все политические силы, присутствующие в парламенте действующего созыва, безнадежно скомпрометированы, они работали не в интересах граждан, а либо в собственных интересах, либо, как Партия социалистов, во имя концепции, которая связала бы в будущем Республику Молдова с Россией.

Несмотря на то, что социалисты называют себя «сторонниками государственности», им чуждо любое понятие государственного интереса. Ну, а что касается демократов во главе с Владом Плахотнюком, то это партия вертикали власти, действующая во имя личных и клановых интересов лидера, партии и ее окружения.

Свободная Европа: Глава румынской дипломатии Теодор Мелешкану, который посетил недавно Республику Молдова как представитель страны, принявшей по ротации на следующие шесть месяцев председательство в Совете Евросоюза, рекомендовал сформировать после выборов парламентское большинство, которое продолжит европейский курс. А кто может создать подобное большинство?

Владимир Сокор: Правящая в Румынии партия, к которой причисляет себя и г-н Мелешкану, – единственная в Европе использует термин «проевропейская» применительно к партии Влада Плахотнюка!..

Евросоюз не может повлиять на итоги выборов. В крайнем случае, может не признать подтасованные выборы...

Западные посольства в Кишиневе, делегация Европейского союза, Европейская комиссия в Брюсселе не применяют термин «проевропейская» в отношении к партии Плахотнюка. Партия власти в Румынии – единственная, которая называет партию г-на Плахотнюка «проевропейской». Но партия, находящаяся у власти в Румынии, сама уже утратила право называться «проевропейской», она борется с теми, кто искореняет коррупцию...

Недавно на вашем сайте я прочитал материал, опубликованный изданием The Economist, – ежегодный рейтинг правительств стран ЕС по качеству управления, уровню демократии, качеству политического процесса, свободе СМИ, борьбе с коррупцией. Правительство Румынии занимает последнее место среди стран Евросоюза! И именно это правительство – единственное в Европе, которое считает партию Плахотнюка «проевропейской» и предлагает после выборов сформировать коалицию между партией Плахотнюка и партиями блока ACUM. Предсказывать что-то очень трудно, так как результаты выборов крайне неопределенные, и расклад сил в парламенте следующего созыва неясен.

Мы не можем знать, появится ли парламент с ситуационным большинством на фоне той серьезной раздробленности и всей сложной арифметики будущего парламента... Ситуационные большинства, по моему мнению, – вариант вполне возможный. Поэтому партия Плахотнюка сможет и дальше прикупать себе депутатов и укреплять свои ряда, в частности, за счет независимых депутатов, благо, она накопила богатый опыт подобного рода в 2015-2016 гг., да и вплоть до 2017-го. В общем, результат непредсказуем. Можно ожидать и некоторых ситуационных сближений в будущем парламенте, но – поживем и увидим.

Пока же с уверенностью можно сказать лишь одно: советовать составляющим блока ACUM идти на союз с г-ном Плахотнюком – до выборов, после выборов, неважно! – это значит заведомо обречь блок на провал.

Союз с Плахотнюком – верный путь к саморазрушению любой партии, и особенно, когда речь идет о партиях блока ACUM, базирующихся на ценностях. Партия «Платформа Достоинство и правда» (PPDA) и Партия «Действие и солидарность» (PAS) созданы на основе ценностей, а не на базе сделок, договоренностей или личных выгод. В этом и состоит особая заслуга данных двух партий. В Республике Молдова – это единственные в этом смысле реальные партии. Так что идти на союз с Плахотнюком – это означает лишиться именно ценностной базы.

Президент Порошенко заявил, что Украина – это унитарное государство, и особых статусов для регионов не будет

Свободная Европа: Г-н Сокор, а вмешательство внешнего фактора имеет место? Это довольно распространенная сегодня тема, что, мол, именно со стороны может решиться судьба выборов.

Владимир Сокор: Евросоюз не может повлиять со стороны на итоги выборов. Мы видели, что ЕС даже не сумел убедить г-на Плахотнюка восстановить законность на выборах мэра Кишинева!.. Андрей Нэстасе победил на выборах, но г-н Плахотнюк решил признать их результаты недействительными – и Евросоюз не смог этому помешать. Следовательно, ответ на вопрос о том, может ли ЕС повлиять на результаты выборов, ясен: не может! В крайнем случае, он может не признать подтасованные выборы...

Свободная Европа: Ну, а Москва – у нее какой интерес?

Владимир Сокор: Москва заинтересована в усилении влияния Партии социалистов в политической системе Республики Молдова. У Москвы нет ни желания, ни возможностей брать Молдову на содержание. Москва не в состоянии содержать возможный пророссийский режим в Молдове, Москва однозначно заинтересована в том, чтобы Партия социалистов получила довольно весомый результат на выборах, а значит – высокую степень влияния в будущем парламенте.

На этом фоне, считает Москва, появятся предпосылки для решения приднестровского вопроса – на бумаге, в рамках «особого статуса». И это – предел интересов Москвы! Кстати, партия власти, возглавляемая Плахотнюком, настаивает на том, чтобы этот особый статус для Приднестровья обговаривался с Кишиневом...

Партия власти постоянно говорит об этом, предлагает предоставить Приднестровью особый статус, согласованный Кишиневом и Тирасполем на равной основе. Это официальная политика Кишинева.

И я хочу обратить внимание на контраст между политикой официального Кишинева и политикой Киева. Украина отказывается предоставить территориям, оккупированным русскими на Донбассе, особый статус. Не далее, как 22 января, по случаю Дня соборности Украины [День национального единства], президент Порошенко официально заявил, что Украина – это унитарное государство, и особых статусов для регионов не будет.

Я бы обеспечил независимость ЦИК, независимость юстиции, предоставил бы партиям равный и справедливый доступ к СМИ

Посол Республики Молдова в ОБСЕ Виктор Осипов подтверждает намерение Кишинева обсудить особый статус для Приднестровья. И он же, выступая в Вене, ничего не говорит о российской агрессии против Украины, предпочитая формулировки типа «украинский кризис», «конфликт в Украине», и т.д.

Свободная Европа: Вернемся к выборам. За рубежом решено открыть 125 избирательных участков, а лидер коммунистов Владимир Воронин говорит, что правильнее было бы вообще запретить диаспоре голосовать…

Владимир Сокор: Мне трудно высказывать здесь свою точку зрения, потому что я не в курсе, сколько граждан Республики Молдова находятся за рубежом. Что же касается России, то я не знаю, где именно сосредоточены граждане РМ, где они живут на этом огромном российском пространстве. Так что в данном вопросе я некомпетентен. Но опять хочу сказать о соседней Украине. Украина запретила своим гражданам, проживающим в России, участвовать в президентских выборах, которые пройдут в Украине в марте...

Свободная Европа: Если бы вы представляли молдавскую власть, что бы вы предприняли для того, чтобы выборы прошли максимально организовано, и никто не смог бы и слова плохого сказать о Молдове?

Владимир Сокор: Я бы обеспечил независимость Центризбиркома, независимость юстиции, предоставил бы политическим партиям равный, сбалансированный и справедливый доступ к СМИ. И – давайте я уж поддержу ваш фантастический сценарий! – если бы я был владельцем медиахолдинга Плахотнюка, я бы пригласил оппозиционные партии и предоставил бы им равное эфирное время на соответствующих телеканалах.

Ну, а после выборов, если бы я представлял молдавскую власть, я бы первым делом приостановил действие закона о предоставлении гражданства взамен инвестиций, то есть, иностранным инвесторам, никому неизвестным и, вероятнее всего, связанным с преступным миром, – это первое. Во-вторых, я бы провел через парламент пакет законов о независимости системы правосудия, начиная от прокуратуры и далее... Отменил бы систему назначения по политическим критериям судей – от Конституционного суда до местных судов, и обеспечил бы привлекательные условия для западных инвестиций.

XS
SM
MD
LG