В последний четверг августа Кишинев с краткосрочным визитом посетил советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон. Это один из самых высокопоставленных американских чиновником, который побывал Молдовн, – после госсекретаря США Джеймса Бейкера в 1992 году, главы Госдепа Мадлен Олбрайт в 1994-м и вице-президента Джо Байдена в 2011 году. Аналитик Джеймстаунского фонда Владимир Сокор в интервью Свободной Европе рассуждает о молдавско-американском сотрудничестве и перспективах приднестровского урегулирования.
Свободная Европа: За 28 лет независимости Республики Молдова Кишинев посетили два госсекретаря и один вице-президент США. Вы хорошо знаете позиции США по отношению к тому, что происходит в регионе, поэтому хотелось бы узнать вашу оценку политики Вашингтона…
Владимир Сокор: До недавних пор я неоднократно критиковал политику американской администрации в отношении Республики Молдова, в том числе попытку Госдепа использовать формулу федерализации в период 2001-2005 гг. с помощью Миссии ОБСЕ, которую тогда возглавляли американские дипломаты. Кроме того, я критически оценивал и деятельность администрации Обамы по предоставлению особого статуса Приднестровью, и попытки оказать давление на Кишинев для того, чтобы Молдова пошла на уступки.
Но сегодня я удовлетворен политикой США. Администрация Трампа в значительной степени пересмотрела линию администрации Обамы. Правда, на это переформатирование понадобилось около двух лет, но главное, что перемены все же случились.
И сегодня, если обобщить отношение американской администрации к Республике Молдова, я бы отметил три принципиальных момента. Первый – мощная и решительная поддержка блока ACUM; второй – поддержка коалиционного правительства в составе блока ACUM и Партии социалистов, желание, чтобы это партнерство длилось как можно дольше, но на условиях, определенных лидерами блока ACUM. И третий нюанс – на переговорах в формате «5+2» администрация Трампа не пытается влиять на предоставление Приднестровью особого статуса, не пытается оказывать давление на Кишинев, чтобы он шел на определенные уступки в рамках так называемых «малых шагов». И уж тем более Вашингтон не хочет, чтобы решение приднестровского вопроса в пользу России стало прецедентом для аналогичного урегулирования на территории Донбасса.
Решение великих держав стало реакцией на события в Республике Молдова
Администрация Трампа однозначно выступает в поддержку безопасности и независимости Украины и не хочет возникновения негативных прецедентов, которые могли бы появиться в Республике Молдова.
Свободная Европа: Вы говорите, что США выступают за успешное продолжение коалиционного сотрудничества в Молдове – сотрудничество блока ACUM и Партии социалистов. Роль «крестных» коалиции взяли на себя Соединенные Штаты, Евросоюз и Российская Федерация. Но многие задаются вопросом: почему США и Россия смогли достичь компромисса? И можно ли рассматривать эту ситуацию как прецедент, применимый и в других регионах?
Владимир Сокор: Отвечу сначала на второй вопрос. К каждой стране необходим индивидуальный подход. В каждой стране – свои особые, уникальные обстоятельства, отличные даже от ближайших соседей. Поэтому ни в коем случае ситуацию в Молдове нельзя рассматривать как прецедент, как пример или некую модель.
Свободная Европа: Чем же объяснить совпадение интересов ЕС, США и России?
Владимир Сокор: Коалиция между блоком ACUM и Партией социалистов – точнее, идея коалиции – появилась в Республике Молдова. Блок ACUM и ПСРМ вынашивали ее не один месяц, а источники инициативы следует искать в среде гражданского общества, представители которого выступили с такой идеей сразу же после выборов 24 февраля, задолго до того, как об этом варианте заговорили соответствующие политформирования – ACUM и ПСРМ, перенявшие идею гражданского общества.
Свободная Европа: Самое главное – в том, что идею поддержали крупнейшие мировые игроки. Как они пришли к компромиссу?
Владимир Сокор: Решение великих держав стало реакцией на события в Республике Молдова. Толчком послужило недовольство молдавского общества режимом Плахотнюка.
Свободная Европа: Это единственное объяснение того, почему совпали интересы Вашингтона, Москвы и Брюсселя?
Владимир Сокор: В краткосрочной перспективе!.. Июньское решение было принято спонтанно, как реакция на внутренние события в Республике Молдова. Эта реакция необязательно станет долгосрочным решением, но, тем не менее, выход на тот момент был найден: на ближайший ли период, на краткосрочный или долгосрочный – тут уж как получится.
У России несколько условий: Молдова должна сохранить постоянный нейтралитет – и ни в какой форме не должна интегрироваться с Румынией
Майя Санду сказала, что жизнестойкость коалиции будет непосредственно зависеть от результатов, поэтому никто не может знать, сколько времени отпущено партнерству ACUM и ПСРМ. Партия социалистов выступает за коалицию на весь период мандата законодательного органа страны. У Майи Санду и блока ACUM есть определенные условия и некоторые оговорки. Примет ли Партия социалистов эти условия – посмотрим. Но что касается американской стороны, то США поддерживают позицию блока ACUM и, в то же время, уверены, что и с Партией социалистов тоже работать можно.
Свободная Европа: А Москва по-прежнему рассчитывает на пророссийские силы в Республике Молдова, которые будут продвигать интересы Кремля?
Владимир Сокор: Партия социалистов – единственный политический партнер России в Республике Молдова. Других партнеров у России тут нет. Партия социалистов намерена достичь компромисса с блоком ACUM на неопределенный пока период. Если это партнерство обеспечит стабильность для Республики Молдова – это будет просто прекрасно! Но стабильность – не в стагнации, стабильность означает продвижение европейских реформ.
Свободная Европа: А как Россия понимает стабильность в Республике Молдова?
Владимир Сокор: Россию не интересует, выполнит или не выполнит Молдова условия Соглашения об ассоциации с Евросоюзом; Россию не волнует, будет ли развиваться торговля Республики Молдова с ЕС по нарастающей или нет.
Республика Молдова – весьма незначительная часть проблем, которыми занимается г-н Болтон
У России есть несколько условий: Молдова должна сохранить статус постоянного нейтралитета – этот вопрос мы можем обсудить отдельно, – и ни в какой форме Молдова не должна интегрироваться на политическом уровне с Румынией. Таковы условия России – минимальные, на мой взгляд. Кроме того, Россия не хочет уходить из Приднестровья, Россия желает сохранить свое присутствие здесь как средство давления, а иногда – и шантажа в отношении Кишинева.
Свободная Европа: И Вашингтон с Брюсселем готовы согласиться с этой позицией Кремля?
Владимир Сокор: Никто в Вашингтоне, Брюсселе и даже в Кишиневе не ждет урегулирования приднестровской проблемы в обозримом будущем. Прежде всего, сама Молдова не готова к политическому урегулированию приднестровской проблемы.
На данном этапе Республика Молдова не в состоянии абсорбировать Приднестровье – ни с институциональной, ни с законодательной точек зрения. Только после того, как Молдова станет функциональным правовым государством с надежными госинститутами, можно начинать говорить о реинтеграции Приднестровья. Ну, а до тех пор следует сделать все возможное для недопущения деструктивных вариантов, которые сделают невозможным реальное решение в обозримой перспективе.
Свободная Европа: Чего ждать гражданам Молдовы от визита г-на Джона Болтона – и какое значение вы придаете этому визиту?Владимир Сокор: И Джон Болтон, и Белый дом президента Трампа приучили нас к неожиданным заявлениям – иногда импровизированным, иногда ошеломительным, поэтому предсказывать трудно. Положительная сторона состоит в том, что США на уровне Белого дома уделяют внимание Республике Молдова, но еще более важным мне представляется визит Майи Санду и членов ее правительства в Вашингтон. Вот тогда можно ждать конкретных результатов, и я очень оптимистично настроен в отношении визита.
Г-н Болтон курирует много тем на глобальном уровне, очень важных для США. А Республика Молдова – весьма незначительная часть проблем, которыми занимается г-н Болтон. Но в Вашингтоне члены правительства Майи Санду встретятся с конкретными официальными лицами, которые непосредственно занимаются молдавской проблематикой.
США не намерены брать на себя лишних обязательств по обеспечению нейтралитета кого бы то ни было
Свободная Европа: Некоторые эксперты в Кишиневе считают, что Запад обеспокоен чрезмерной концентрацией власти в руках президента Игоря Додона и социалистов. Речь идет о ряде ключевых должностей в Республике Молдова, в частности, в сфере юстиции…
Владимир Сокор: Эта тема постоянно присутствует в диалоге между США и странами региона, не только с Республикой Молдова, но и с Украиной, и с Грузией. Эти вопросы неизменно присутствуют в повестке американцев. Правда, недавние назначения в Конституционном суде и других судебных учреждениях Республики Молдова обескураживают, и создается впечатление, что правоохранительные органы опять подвержены политизации. Но эта ситуация отчасти объясняется нехваткой подходящих кадров для подобных назначений, и еще – коалиционным характером власти.
Что ни говори, но блок ACUM и Партия социалистов, составившие коалиционную власть, являются соперниками на предстоящих местных выборах, а также на президентских и парламентских, которые последуют позже. Эти две политические силы, в конечном счете, являются конкурентами. Разумеется, каждая их них пытается закрепить за собой определенные рычаги влияния в сфере юстиции, но это неверный подход, и гражданское общество, критикующее ситуацию, имеет полное право на высказывание критических замечаний.
Свободная Европа: Глава правительства Майя Санду заявила в интервью Свободной Европе, что США могли бы помочь Республике Молдова в области юстиции, и выразила надежду, что Вашингтон окажет поддержку в поиске лиц, виновных в краже миллиарда, в привлечении их к ответственности. Также она уверена, что в США знают и подробности отмывания российских денег на территории Республики Молдова – и что в этом направлении Кишинев тоже может рассчитывать на поддержку со стороны США. Это действительно так?
Владимир Сокор: Мне не известен ход расследования, связанного с отмыванием денег или с имуществом г-на Плахотнюка. У меня нет информации на этот счет, но я очень надеюсь, что США действительно окажут Республике Молдова всю необходимую поддержку для раскрытия этих преступлений.
Два эмиссара Додона были в Вашингтоне, но вернулись ни с чем
Свободная Европа: Вы обещали раскрыть скобки относительно нейтралитета. Президент Игорь Додон настойчиво говорит о том, что великие державы могли бы стать гарантами нейтрального статуса Молдовы. Совпадение или нет, – но, похоже, российская сторона разделяет эту позицию. Как вы считаете, в каком направлении будет развиваться этот вопрос, особенно, если учесть, что Игорь Додон тоже собирается с визитом в США?
Администрация Трампа не желает создавать прецедент в Приднестровье, который можно было бы применить против Украины
Владимир Сокор: Я очень надеюсь, что г-н Додон проведет соответствующие встречи в Нью-Йорке по случаю ежегодной сессии Генассамблеи ООН. Я всегда считал, что президент Республики Молдова, независимо от своих политических симпатий, должен встречаться с западными чиновниками.
Что же касается нейтралитета, гарантированного на международном уровне, то подразумевается, что гарантами должны выступить США и Евросоюз. Но этого не произойдет никогда! Соединенные Штаты не гарантируют ничей нейтралитет, США гарантируют безопасность лишь некоторых из ближайших своих союзников – в рамках двусторонних договоров или на коллективном уровне, в рамках Североатлантического альянса. США не намерены брать на себя лишних обязательств по обеспечению нейтралитета кого бы то ни было.
Свободная Европа: А чем объясняется повышенный интерес России к этому вопросу? Почему Москва так настойчиво требует гарантий нейтралитета Республики Молдова со стороны великих держав?
Владимир Сокор: Думаю, Россия проявляет несерьезность в этой ситуации, российская дипломатия слишком компетентна, чтобы строить иллюзии на этот счет и надеяться, что какой-либо из крупных игроков – США или Евросоюз – готовы будут поручиться за нейтралитет Республики Молдова.
Скорее, Россия хочет «нагнать волну», авось, мол, и Додон займется тем же... Настойчивое требование, чтобы кто-то на Западе стал гарантом нейтралитета Республики Молдова, профессионально дисквалифицирует того, кто на этом настаивает.
Эмиссары Додона – два эмиссара Додона были в феврале этого года в Вашингтоне, они предлагали систему международных гарантий нейтралитета Республики Молдова в увязке с урегулированием приднестровской проблемы. Но, естественно, вернулись они ни с чем. Более того, администрация Трампа ответила, что не желает создавать прецедент в Приднестровье, который впоследствии можно было бы применить против Украины на Донбассе. Я думаю, что администрации Додона следует скорректировать свою политику и свои демарши, касающиеся подобных тематик.
Свободная Европа: Ну, а со стороны России появилось предложение, высказанное министром обороны Сергеем Шойгу во время его неофициального визита в Кишинев, – об утилизации боеприпасов на складах в Колбасне на левом берегу Днестра…
Республика Молдова просто не готова к политическому решению!
Владимир Сокор: А я тоже спрашиваю себя: что на самом деле имел в виду г-н Шойгу?..
Свободная Европа: И что же он «мог иметь в виду»?
Владимир Сокор: Однозначного ответа у меня нет. Возможно, это лишь спекуляции со стороны России; возможно, г-н Шойгу хочет возобновления переговоров по политической составляющей приднестровского конфликта, а одно из условий политического урегулирования, как известно, связано с вывозом российских боеприпасов с территории Республики Молдова.
Г-н Шойгу предложил не вывозить, а утилизировать или уничтожать боеприпасы на месте. Боеприпасы нетранспортабельны, большинство из них устарели и просрочены, поэтому г-н Шойгу предложил их утилизировать, уничтожить или демонтировать...
Возможно, Россия хотела бы – это мое предположение – начать политические переговоры по приднестровскому урегулированию, перейти от политики «малых шагов» по укреплению мер доверия к следующему этапу переговоров. А я вижу тут угрозу для Республики Молдова. И потому я не понимаю, как минимум, настойчивости Додона, который призывает открыть «третью корзину».
Республика Молдова просто не готова к политическому решению! Преждевременное решение в условиях, когда Молдова не готова, – в интересах России. Это может создать на международной арене иллюзию того, что Россия переходит к конструктивной позиции в вопросе конфликтов на постсоветском пространстве.