Linkuri accesibilitate

Ernest Vardanean

Вот уж не думал, что меня можно удивить резкой переменой событий на Ближнем Востоке. Однако такой момент настал: 20 июня газета The New York Times со ссылкой на анонимные источники в администрации Белого дома сообщила, что Дональд Трамп приказал нанести удары по ряду объектов в Иране в ответ на уничтожение им американского беспилотника. Приказал и… за 10 минут до начала операции отменил ее.

Собеседники говорят, что президент США утвердил план удара по ряду целей, включая радары и ракетные батареи. Когда пришел приказ об отмене, корабли уже были на позициях, а самолеты – в воздухе, заявил один из источников NYT. Естественно, никаких официальных комментариев от американского руководства получить не удалось, сообщает РБК.

Интересно, что Иран в лице Корпуса стражей исламской революции не только не отрицает уничтожение беспилотника, но и с гордостью об этом говорит. Позже стало известно и другое обстоятельство: у персов был выбор между дроном и разведывательным самолетом. Поскольку на борту второго находилось, по некоторым данным, 35 человек, Иран решил не брать грех на душу и сбил только беспилотник.

Тем не менее, проблема намного шире, чем просто выбор между благородством и жестокостью: Иран утверждает, что оба американских объекта нарушили его воздушное пространство. В ООН подана соответствующая жалоба. «По данным генерального штаба вооруженных сил Исламской Республики Иран… 20 июня 2019 года американский беспилотный летательный аппарат… пролетел через Ормузский пролив в порт Чабахар в полностью скрытом режиме… и занимался конкретной шпионской операцией», - говорится в письме (цитата по «Коммерсанту»).

Министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф уточнил, что беспилотник вылетел с территории Арабских Эмиратов и был сбит примерно в 13-14 км от иранского побережья. Американцы поначалу отрицали сам факт пролета беспилотника, а потом признали, но стали утверждать, что уничтожение произошло в международном воздушном пространстве, над Ормузским проливом.

В Вашингтоне говорят, что беспилотный разведывательный летательный аппарат ВМС США RQ-4 был сбит на большой высоте в международном воздушном пространстве в 34 км от ближайшей точки на иранском побережье. Интересно, что сам Трамп, осудив Иран, выразил сомнение в преднамеренности уничтожения дрона.

Мой коллега Леонид Нерсисян указывает на тот факт, что американский президент получил от силовиков информацию: в случае нанесения военных ударов в Иране могли погибнуть до 150 человек, и Трамп мог посчитать это неприемлемым. Думаю, это всё же ответ благородством на благородство, т.к. президент США оговорился, что, если бы иранцы сбили пилотируемый самолет, ответ Вашингтона был бы совсем другим.

«Вполне логично предположить, что обе стороны сильно приукрасили детали и никакого реального американского плана атаковать не было… Однако заявления обеих сторон оставляют надежду на переход к переговорам, а не войне… Попытаются ли американцы склонить ситуацию в свою пользу – вопрос открытый, однако это сделать возможно только ещё большим поднятием ставок, что рискованно со всех точек зрения», - пишет автор в статье на сайте «Регнума».

Российский блогер Анатолий Несмиян обращает внимание на другие детали. По его словам, за нанесение ударов выступили Госдепартамент, ЦРУ и советник Трампа по национальной безопасности Джон Болтон, а против – военные. Ничего удивительного, честно говоря, ведь за войну в конечном итоге будет отвечать Пентагон, а война против Ирана рискует обернуться катастрофой. Эль-Мюрид пишет, что Трамп через Оман предупредил руководство Ирана о том, что атака США «неизбежна», а единственная альтернатива – переговоры.

«Целью Трампа является не военная победа над Ираном, а новые переговоры с ним. Целью переговоров должна стать всё та же «ядерная сделка», но дополненная гарантиями Ирана о существенном сокращении экспансионистской политики Корпуса стражей исламской революции. По сути, Трамп пытается загнать КСИР обратно в рамки границ Ирана и закрыть вопрос о поддержке проиранских террористических группировок по всему региону Ближнего Востока. Во всяком случае, существенном ее уменьшении», - предполагает блогер.

По его мнению, у Ирана небогатый выбор: или скорый крах экономики, или «уменьшение аппетитов» КСИР в регионе. Вторая опция может стать реальностью только через внутренние реформы в стране, поскольку Корпус стражей – это не только силовой и идеологический ресурс, но и серьезный экономический агент, влияющий на многие отрасли. Автор считает, что у Корпуса есть серьезные противники в лице армии и реформаторского крыла иранской элиты.

Продолжение следует

* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă

Как считает российский политолог Станислав Тарасов, специализирующийся на Ближнем Востоке и Южном Кавказе, американские эксперты, в том числе из Пентагона, отдают себе отчет в том, что для начала войны с Ираном «можно создать или воспользоваться любым казус белли». Однако война с Тегераном привела бы к потерям, ее не выиграть без сухопутных войск. Если же при этом погибнут американские солдаты, то это уничтожит шансы Трампа на переизбрание в конце 2020 года, говорится в публикации на сайте «Регнума».

Тарасов ссылается на главного редактора арабской редакции Deutsche Welle Райнера Золлиха, который уверен, что «война будет иметь разрушительные последствия для… Йемена, Сирии, Ирака и Ливана»; пострадают Израиль, Саудовская Аравия и Эмираты, а волны потрясений достигнут и стран Закавказья.

Как пишет «Регнум», ранее заместитель председателя американского Объединенного комитета начальников штабов генерал Пол Селва признал, что «односторонний удар США был бы возможен, если бы иранцы поставили под удар граждан, средства или вооруженные силы США», чего не происходит. При этом Белый дом признал, что через Ирак и Швейцарию, которая представляет в Тегеране интересы Вашингтона, он «сигнализировал Ирану о недопустимости действий против американских сил на Ближнем Востоке».

Между тем, Станислав Тарасов констатирует, что никто из союзников США не желает воевать с Ираном, «арабского НАТО» тоже не получилось. Более того, глава комитета по разведке Палаты представителей США Адам Шифф заявил в Совете по международным отношениям, что «США, а не Иран нарушили ядерное соглашение». Соответствующую информацию американские спецслужбы направляли и в Белый дом, но его хозяин рассудил иначе.

Иранцы, в свою очередь, дают понять, что считают риторику США блефом. Так, секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Шамхани в интервью ТАСС сказал, что вмешательство американцев в ситуацию в регионе создает напряженность. «Политика Ирана заключается в том, чтобы обеспечить безопасность здесь усилиями именно региональных стран. Вмешательство же внерегиональных стран было остановлено, - отметил он. – Нельзя, чтобы США указывали, у какой страны можно покупать продукты, а у какой нет. …Сегодня доллар превратился в шальную пулю, которая может поразить всех».

Али Шамхани также подтвердил, что Иран привержен своим обязательствам по ядерному соглашению, «а противоположная сторона нет». По его словам, 15 отчетов МАГАТЭ свидетельствуют о приверженности Ирана обязательствам, в то время как США вышли из соглашения, вновь ввели санкции, что и является их «вкладом» в соглашение.

Однако риторика риторикой, а конкретные действия не заставляют себя ждать. Уже 17 июня Иран объявил о новом сокращении обязательств в рамках Совместного всеобъемлющего плана действий (Венское соглашение) по иранской ядерной программе. Как сообщает «Газета», об этом заявил представитель Организации по атомной энергии Ирана Бехруз Камальванди. По его словам, 27 июня количество обогащенного урана в стране превысит 300 кг. Кроме того, Тегеран прекращает экспорт тяжелой воды. Как напоминает цитируемое издание, подобными действиями Иран напрямую нарушит ядерную сделку, согласно которой он должен экспортировать запасы урана, превышающие 300 кг. То же касается и объемов тяжелой воды: Иран может хранить не более 130 тонн.

«Начало конца» обязательств Ирана по ядерной сделке было положено 8 мая нынешнего года – спустя ровно год после решения Трампа о выходе США из этого соглашения. Что интересно, европейские участники сделки осудили односторонние действия американцев, но не поддались на шантаж Ирана «помогите нам, иначе мы вообще перестанем что-то выполнять». «Мы отвергаем любые ультиматумы и будем оценивать выполнение Ираном своих обязательств, связанных с ядерной областью, в соответствии с СВПД и Договором о нераспространении ядерного оружия», - заявили в Брюсселе.

Видя, что «дружеские ультиматумы» не действуют, иранцы, вероятно, решили выглядеть убедительнее и принялись, по версии США, нагнетать обстановку в Ормузском проливе и Персидском заливе. «И если ситуация будет оставаться такой, как на протяжении двух последних месяцев, то в конце нынешнего президентского срока Трампа может произойти военная эскалация», - сказал Deutsche Welle эксперт по Ближнему Востоку и проблемам терроризма из берлинского фонда «Наука и политика» Гидо Штайнберг (цитата по «Газете»).

Как обычно в последнее время, я завершаю материал о Ближнем Востоке словами «это далеко не финал, мы обязательно вернемся к данной теме». Логика последнего года подсказывает, что продолжение будет гораздо более серьезным, чем нам представляется.

Часть 1

* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă

Încarcă mai mult

XS
SM
MD
LG