Linkuri accesibilitate

Ernest Vardanean

Похоже, страны ОПЕК под предводительством Саудовской Аравии всё же выбрали более ожидаемый сценарий: не отказываться от снижения добычи и повышения цены. В минувшее воскресенье в Саудовской Аравии прошло заседание министерского мониторингового комитета стран ОПЕК+, где было принято решение о сохранении текущих объемов добычи нефти. Как следствие, уже в понедельник 20 мая цены поползли вверх: стоимость барреля марки Brent превысила 73 доллара, а нефть WTI стала стоить 63,5 доллара, сообщает киевское агентство УНИАН со ссылкой на «Рейтер».

Комитет ОПЕК+ решил занять выжидательную позицию до конца июня, когда пройдет саммит ОПЕК и не-ОПЕК, где должно быть принято окончательное решение о дальнейшей судьбе сделки, сообщает киевское издание «Сегодня». Комитет рекомендовал ОПЕК+ «продолжить мониторинг и анализ ситуации на нефтяном рынке, обращая особое внимание на состояние мировых запасов в ближайшие несколько недель, чтобы подготовить необходимые рекомендации к следующему заседанию».

«Нефть дорожает, поскольку инвесторы считают, что ОПЕК стремится к более жесткому балансу спроса и предложения на рынке, чтобы удержать цены на нефть на текущем уровне, - сказал главный экономист Japan Oil, Gas and Metals National Corp Такаюки Ногами. – Итоги министерского мониторингового комитета ОПЕК+ были ожидаемыми, и неопределенность в отношении того, какое все-таки решение примут нефтедобывающие страны в июне, сохраняется».

Министр энергетики Саудовской Аравии Халид аль-Фалих сказал, что между ОПЕК и союзниками существует консенсус относительно «мягкого» сокращения запасов нефти, но они будут по-прежнему реагировать на потребности «нестабильного рынка». Министр энергетики Арабских Эмиратов Сухейль аль-Мазруи ранее сообщил, что производители способны заполнить любой недостаток нефти и что мягкое сокращение поставок не является «правильным решением».

Журнал «Форбс» анализирует причины стабильного роста нефтяных котировок за последнее время и приходит к выводу о решающей роли внутренней нестабильности. Во-первых, это продолжающееся сокращение добычи в Венесуэле, где в марте объемы упали ниже 1 млн. баррелей – почти на 0,5 млн. по сравнению с февралем.

Во-вторых, в апреле на 0,3 млн. баррелей снизилась добыча в Казахстане по причине ремонта двух крупнейших нефтегазовых месторождений страны: Кашагана и Тенгиза. В-третьих, в конце апреля сократились поставки из России, т.к. в нефти, поставляемой по нефтепроводу «Дружба», Беларусь обнаружила существенное превышение содержания хлорорганических соединений, которые крайне негативно влияют на техническое состояние НПЗ при переработке. В итоге многие страны отказались принимать российскую нефть. Еще одна причина – нестабильность в Судане и Алжире. И, естественно, вокруг Ирана.

В заключение обращусь к российскому блогеру Анатолию Несмияну, который регулярно пишет на тему нефти и еще чаще – о Ближнем Востоке. Он считает, что, несмотря на имеющиеся внушительные запасы нефти, эпоха «черного золота» неумолимо подходит к концу. «Ее переизбыток превращает нефть в обычный товар, геополитическая борьба за регионы добычи перестает быть вопросом выживания, теперь ключевым вопросом становится не добыча, а контроль над логистикой поставок и долей на рынке – то есть, геополитика прочно уступает место геоэкономике», - пишет Эль-Мюрид.

Вместе с тем, он уверен, что вместо нефтяной эпохи приходит газовая, но она продлится еще меньше. «Конец газовой эры будет таким же: как только появятся технологии добычи, позволяющие добывать природный газ непосредственно вблизи мест его потребления, он тоже перестанет быть стратегическим товаром, и его место, по всей видимости, займут автономные источники энергии, работа над созданием которых идет в активнейшей стадии», - резюмирует автор.

Но, как поется в одной забавной песенке, «это завтра, а сегодня…». А сегодня нефть продолжает играть ведущую роль в политике целых стран и регионов, но уже не в таком виде, как еще 15-20 лет назад. Соединенные Штаты, которых мы привыкли видеть главным покупателем «черного золота» в мире, в последние годы стремительно нарастили собственную добычу и экспорт.

И если при Обаме демократы, традиционно более чувствительные к вопросам экологии, не особо усердствовали, то сегодня «экономический эгоизм» администрации Дональда Трампа не оставил никаких сомнений в стремлении американцев стать крупнейшим в мире экспортером нефти. И они им стали уже в 2019 году.

Если 15-20 лет назад американцы преимущественно защищали своих партнеров из числа нефтедобывающих стран ради бесперебойных поставок топлива в США, то сегодня они защищают преимущественно нынешние и будущие рынки сбыта своей нефти и газа. Причем делают это настойчиво, применяя весь спектр политических и экономических рычагов. Сейчас позиция США ясна как никогда: подвиньтесь и дайте мне тут продать наш газ. О газе мы поговорим отдельно.

Часть 1

Новый виток противостояния между США и Ираном неизбежно вернул в топы проблему доступа иранской нефти на мировой рынок и, как следствие, развитие ситуации на рынке в целом. Если вспомнить о принципиальной борьбе Дональда Трампа с международным картелем ОПЕК, нефтяная проблема снова становится многосторонней и оттого весьма запутанной.

В апреле американский лидер выразил уверенность в том, что Саудовская Аравия и другие страны ОПЕК смогут «с лихвой» компенсировать дефицит иранской нефти, которая уйдет с рынка из-за американских санкций. Дело в том, что Вашингтон объявил об истечении срока исключений для восьми стран (Китай, Южная Корея, Япония, Тайвань, Индия, Турция, Греция, Италия), которым в ноябре дали дополнительные полгода на приобретение иранской нефти, доля которой в импорте этих стран весьма значительна.

Как сообщает издание «Финансы» со ссылкой на агентство Bloomberg, по данным на март крупнейшим покупателем иранской нефти оставался Китай, который импортировал почти две трети всех объемов, или 613 тыс. баррелей в сутки. Еще 258 тыс. баррелей в день закупала Индия, 180 тыс. – Япония, 97 тыс. – Турция.

Между тем, заменить иранское топливо готовы Саудовская Аравия и Арабские Эмираты, а также сами Соединенные Штаты, которые на апрель 2019 года продолжали удерживать лидерство в мировой добыче с показателем 12 млн. баррелей в сутки. По прогнозу Минэнерго США, к 2020 году будет достигнута отметка в 13 млн. баррелей.

Управляющий директор Petromatrix Оливье Жакоб считает, что отсутствие послаблений усложнит для ОПЕК соблюдение режима сокращения поставок и с большой вероятностью приведет к развалу соглашения ОПЕК+, участники которого «физически и политически реагируют на США»: физически – рост американской сланцевой нефти, а политически – на внешнюю политику.

Тем временем, пишут «Финансы», себестоимость добычи одного барреля сланцевой нефти упала ниже 40 долларов, делая ее производство в США очень рентабельным. Однако Саудовской Аравии нужна нефть не ниже 80 долларов, чтобы держать баланс государственного бюджета, который обременен громадной программой структурной и социальной реформы, что обойдется в 425 млрд. долларов за 12 лет. Сейчас котировки «черного золота» на мировых биржах превысили 72 доллара.

То же издание пишет, что саудиты намерены добиваться сохранения цены именно на уровне ниже 80 долларов. По данным газеты The Wall Street Journal со ссылкой на источники в ОПЕК, этот уровень «является неформальной целью сделки по сокращению добычи, которую картель перезаключил с Россией в декабре». Однако по причине быстрого роста добычи американской нефти картелю придется сделать сделку «ОПЕК+» бессрочной, если эти страны хотят удержать цены на нужном им уровне.

Сообщается также, что к 2020 году ОПЕК будет добывать еще на 300 тыс. баррелей меньше, чем сейчас, то есть 30,5 млн. в день, но и в таком случае на рынке сохранится избыток предложения. Поэтому, чтобы сбалансировать спрос и поставки, картелю нужно в ближайшие два года опустить добычу ниже 30 млн. баррелей в сутки, уточняет источник.

Издание «Вести – Экономика» напоминает, что майские котировки все-таки ниже, чем в конце апреля, когда доходило до 75-77 долларов за «бочку». С другой стороны, Саудовская Аравия в мае, возможно, нарастит объемы добычи для замещения нефтяных поставок из кризисной Венесуэлы и страдающего от санкций Ирана.

И как раз по этому пункту выявляется противоречие: из Эр-Рияда поступают новые сигналы о намерении не просто нарастить объем поставок нефти на мировой рынок, но и добиться снижения цен. Под давлением Трампа добыча в королевстве увеличена уже в мае: с 9,8 млн. баррелей до примерно 10 млн. баррелей в сутки. Правда, делается оговорка: первоначально «лишняя» нефть пойдет на внутренние нужды, но не позже июля – на мировой рынок. «Если клиенты запросят больше нефти, саудиты нарастят добычу», - говорит источник в Аравии.

Как сообщают «Финансы», есть противоречивый сигнал и по другому важному вопросу: будет или не будет Аравия продлевать участие в пролоббированной ею же сделке «ОПЕК+»? Сделка истекает в июне, и, по словам вице-президента Foreign Reports Мэтью Рида, продления не случится: «Решение по антииранским санкциям покончит со сделкой ОПЕК. Они не могут одновременно удерживать 1,2 млн. баррелей (своей добычи) и заменять иранскую нефть на 1 млн.».

С другой стороны, по сделке бьет то обстоятельство, что Россия, другой ключевой участник, вместо ограничения экспорта в апреле увеличила его до 2-летнего максимума в 5,7 млн. баррелей в сутки, говорит главный аналитик ESAI Эндрю Рид.

Продолжение следует

* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă

Încarcă mai mult

XS
SM
MD
LG