Linkuri accesibilitate

Ernest Vardanean

Новый виток противостояния между США и Ираном неизбежно вернул в топы проблему доступа иранской нефти на мировой рынок и, как следствие, развитие ситуации на рынке в целом. Если вспомнить о принципиальной борьбе Дональда Трампа с международным картелем ОПЕК, нефтяная проблема снова становится многосторонней и оттого весьма запутанной.

В апреле американский лидер выразил уверенность в том, что Саудовская Аравия и другие страны ОПЕК смогут «с лихвой» компенсировать дефицит иранской нефти, которая уйдет с рынка из-за американских санкций. Дело в том, что Вашингтон объявил об истечении срока исключений для восьми стран (Китай, Южная Корея, Япония, Тайвань, Индия, Турция, Греция, Италия), которым в ноябре дали дополнительные полгода на приобретение иранской нефти, доля которой в импорте этих стран весьма значительна.

Как сообщает издание «Финансы» со ссылкой на агентство Bloomberg, по данным на март крупнейшим покупателем иранской нефти оставался Китай, который импортировал почти две трети всех объемов, или 613 тыс. баррелей в сутки. Еще 258 тыс. баррелей в день закупала Индия, 180 тыс. – Япония, 97 тыс. – Турция.

Между тем, заменить иранское топливо готовы Саудовская Аравия и Арабские Эмираты, а также сами Соединенные Штаты, которые на апрель 2019 года продолжали удерживать лидерство в мировой добыче с показателем 12 млн. баррелей в сутки. По прогнозу Минэнерго США, к 2020 году будет достигнута отметка в 13 млн. баррелей.

Управляющий директор Petromatrix Оливье Жакоб считает, что отсутствие послаблений усложнит для ОПЕК соблюдение режима сокращения поставок и с большой вероятностью приведет к развалу соглашения ОПЕК+, участники которого «физически и политически реагируют на США»: физически – рост американской сланцевой нефти, а политически – на внешнюю политику.

Тем временем, пишут «Финансы», себестоимость добычи одного барреля сланцевой нефти упала ниже 40 долларов, делая ее производство в США очень рентабельным. Однако Саудовской Аравии нужна нефть не ниже 80 долларов, чтобы держать баланс государственного бюджета, который обременен громадной программой структурной и социальной реформы, что обойдется в 425 млрд. долларов за 12 лет. Сейчас котировки «черного золота» на мировых биржах превысили 72 доллара.

То же издание пишет, что саудиты намерены добиваться сохранения цены именно на уровне ниже 80 долларов. По данным газеты The Wall Street Journal со ссылкой на источники в ОПЕК, этот уровень «является неформальной целью сделки по сокращению добычи, которую картель перезаключил с Россией в декабре». Однако по причине быстрого роста добычи американской нефти картелю придется сделать сделку «ОПЕК+» бессрочной, если эти страны хотят удержать цены на нужном им уровне.

Сообщается также, что к 2020 году ОПЕК будет добывать еще на 300 тыс. баррелей меньше, чем сейчас, то есть 30,5 млн. в день, но и в таком случае на рынке сохранится избыток предложения. Поэтому, чтобы сбалансировать спрос и поставки, картелю нужно в ближайшие два года опустить добычу ниже 30 млн. баррелей в сутки, уточняет источник.

Издание «Вести – Экономика» напоминает, что майские котировки все-таки ниже, чем в конце апреля, когда доходило до 75-77 долларов за «бочку». С другой стороны, Саудовская Аравия в мае, возможно, нарастит объемы добычи для замещения нефтяных поставок из кризисной Венесуэлы и страдающего от санкций Ирана.

И как раз по этому пункту выявляется противоречие: из Эр-Рияда поступают новые сигналы о намерении не просто нарастить объем поставок нефти на мировой рынок, но и добиться снижения цен. Под давлением Трампа добыча в королевстве увеличена уже в мае: с 9,8 млн. баррелей до примерно 10 млн. баррелей в сутки. Правда, делается оговорка: первоначально «лишняя» нефть пойдет на внутренние нужды, но не позже июля – на мировой рынок. «Если клиенты запросят больше нефти, саудиты нарастят добычу», - говорит источник в Аравии.

Как сообщают «Финансы», есть противоречивый сигнал и по другому важному вопросу: будет или не будет Аравия продлевать участие в пролоббированной ею же сделке «ОПЕК+»? Сделка истекает в июне, и, по словам вице-президента Foreign Reports Мэтью Рида, продления не случится: «Решение по антииранским санкциям покончит со сделкой ОПЕК. Они не могут одновременно удерживать 1,2 млн. баррелей (своей добычи) и заменять иранскую нефть на 1 млн.».

С другой стороны, по сделке бьет то обстоятельство, что Россия, другой ключевой участник, вместо ограничения экспорта в апреле увеличила его до 2-летнего максимума в 5,7 млн. баррелей в сутки, говорит главный аналитик ESAI Эндрю Рид.

Продолжение следует

* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă

«Куй железо, не отходя от кассы». Этой фразой из бессмертной комедии можно точнее всего выразить стремительность действий Ирана, который, едва объявив о намерении приостановить выполнение двух пунктов Соглашения по ядерной программе, тут же сделал это. Не заставив себя ждать, 15 мая Исламская Республика прекратила соблюдать ограничения, касающиеся хранения запасов обогащенного урана и тяжелой воды. Кроме того, страна приостанавливает продажу тяжелой воды третьим странам на срок 60 дней, сообщает «Газета». Кроме того, через 60 дней Иран возобновит обогащение урана, если европейцы не защитят Тегеран от последствий американских санкций.

Однако ранее европейские страны отвергли фактический иранский ультиматум и остались приверженными всем пунктам Венской сделки. «Мы отвергаем любые ультиматумы и будем оценивать выполнение Ираном своих обязательств, связанных с ядерной областью, в соответствии с СВПД и Договором о нераспространении ядерного оружия», - заявили в Брюсселе.

В свою очередь, США продолжают попытки «попросить» европейских союзников из Венского соглашения, для чего госсекретарь Майк Помпео побывал в Брюсселе. Однако там, несмотря на предупреждения в адрес Ирана, критикуют и американцев. «Если Иран выйдет из сделки, то ответственны за это будут США. Не удастся вывернуть это так, будто в этом виноваты европейцы», - заявил президент Франции Эмманюэль Макрон.

С другой стороны, позиция Вашингтона не совсем ясна, поскольку Майк Помпео утверждает, что цель не война, а заключение нового соглашения, охватывающего, кроме ядерной программы, еще и баллистические ракеты. В то же время сенатор от Республиканской партии Том Коттон заявил, что в случае эскалации конфликта с Тегераном американцам будет достаточно нанести два удара, чтобы одержать победу, уточняет «Газета».

Между тем, ситуация с каждым днем, а то и часом всё «веселее». 15 мая Госдепартамент США распорядился отозвать весь американский неэкстренный персонал из посольства в Багдаде и консульства в Эрбиле (Иракский Курдистан). 12 мая Госдеп рекомендовал американцам не посещать Ирак в связи с «повышенной напряженностью» в стране. Посольства США в Ливане, Ираке и ОАЭ также предупредили американских граждан об усилении напряженности в регионе, сообщает газета «Коммерсант».

В начале прошлой недели представители Центрального командования ВС США сообщили о возможной подготовке Ираном атаки на американские силы на Ближнем Востоке. Возможно, по этой же причине Майк Помпео отменил визит в Германию и полетел в Багдад, чтобы, по его словам, проинформировать иракских чиновников о «нарастающем потоке угроз» со стороны Ирана. В частности, американцы подозревают Исламскую Республику в диверсиях против союзников США в регионе: Саудовской Аравии и Эмиратов. Формальным поводом для такого поведения персов может служить ужесточение американских санкций в отношении иранской нефти, экспорт которой на мировые рынки упал до самого низкого с 1989 года показателя.

«Не думаю, что Иран ради цены на нефть мог решиться на диверсию против танкеров. Ведь так можно попасть под удар», - сказал «Коммерсанту» старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сажин, не исключив, что в Иране есть силы, которые могут пойти на обострение ситуации. И именно этим силам фактически подыгрывают США.

Издание «Медуза» опубликовало большой аналитический материал, посвященный, в числе прочего, причинам происходящего и возможным дальнейшим сценариям. В частности, российское издание цитирует авторитетный американский журнал Foreign Policy, который обозначает возможные версии.

Первая: все угрозы со стороны Трампа не более чем «оптическая иллюзия» с целью показать арабским союзникам, Израилю и крупным донорам Республиканской партии США, что он настроен решительно. Однако эту версию журналисты считают наименее вероятной, поскольку угроза санкций против всех стран, в том числе союзников, покупающих иранскую нефть, слишком серьезна для такого сценария.

Вторая версия: Трамп пытается максимально надавить на Иран, чтобы добиться от него сделки на своих условиях. Таким же способом он действовал в отношении Северной Кореи, прежде чем перейти к личной дипломатии. Трамп хочет встретиться с иранским коллегой Хасаном Рухани, как раньше встречался с Ким Чен Ыном. Однако иранский президент Рухани согласен на переговоры только после отмены санкций, и тут американцам нечего предложить Тегерану, т.к. они уверены, что иранцы «автоматически» согласятся на переговоры под тяжестью санкций. Третья версия: Белый дом действительно рассчитывает добиться смены власти в Тегеране и готов пойти даже на военную интервенцию. «Медуза» полагает, что вероятность конфликта сегодня высока как никогда за последние годы. Вместе с тем, воевать хотят советники Трампа, но не сам Трамп. В частности, в окружении Джона Болтона, советника по национальной безопасности, ссылаясь на данные разведки, утверждают, что Иран готовит диверсии в ответ на санкции. Но если США будут увеличивать контингент в регионе, это повысит вероятность столкновения. И чем раньше оно произойдет, тем лучше для США, т.к. Ирану нужно не меньше года, чтобы восстановить свою ядерную программу.

Похоже, нам рано ставить точку в этой истории. Продолжение последует в ближайшее время…

Часть 1

Часть 2

* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă

Încarcă mai mult

XS
SM
MD
LG