Linkuri accesibilitate

Ernest Vardanean

Темы нефти и газа тесно связаны друг с другом, поэтому без лишних эпиграфов перейду к сути очередного повествования. Как пишут «Финансы», впервые с 2015 года на мировом рынке сложилась ситуация, когда газ в Европе стоит дороже, чем сжиженный природный газ в Азии. Это означает, что ближневосточным и американским производителям выгоднее отправлять танкеры на европейский рынок, говорят аналитики S&P Global Platts.

По итогам 2018 года мировое производство СПГ выросло на 22 млн. тонн, а в 2019 году объемы удвоятся и на мировой рынок поставят 46 млн. тонн новой продукции. В результате на рынке возникает избыток, продавать который куда-либо, кроме Европы, невозможно. Между тем, 45% всех новых мощностей по сжижению СПГ в 2019 году будут запущены в США; максимальная мощность терминалов удвоится с 3,4 до 7,8 млрд. кубических футов в день (80,6 млрд. кубометров в год). Это означает дальнейшее падение газовых цен в Европе.

А значит, «Газпрому», одному из крупнейших игроков на рынке Старого континента, будет сложнее конкурировать с импортом из США. Считается, что российскому монополисту придется опустить цену до 140 долларов за тысячу кубометров, чтобы «изгнать» с европейского рынка американских конкурентов. Это означает финансовые проблемы для «Газпрома», утверждают аналитики. Как пишет газета «Коммерсант», в этом году должны запуститься новые крупные заводы в США и Австралии, что увеличит производство сжиженного природного газа на 46 млрд. кубометров.

Издание «Финансы» напоминает, что США продолжают увеличивать производство сжиженного природного газа, увеличивая и объем предложения на мировом рынке. По оценкам специалистов, в 2019 году будут запущены мощности по сжижению газа на 33 млн. тонн, тогда как спрос вырастет лишь на 17 млн. тонн. Запасы газа в европейских подземных хранилищах в размере 23 млрд. кубометров находятся на максимуме с 2014 года.

Хочу напомнить читателям о том, что в обозримом будущем серьезным игроком на газовом рынке может стать Израиль. Еще 31 января премьер-министр Биньямин Нетанияху и министр энергетики Юваль Штайниц приняли участие в церемонии прибытия базисной части газовой платформы из дока к гигантскому месторождению «Левиафан».

«Газопровод соединит нас с газовой отраслью в Европе, достигнет наших арабских соседей, но в первую очередь будет поставлять чистый газ гражданам Израиля. Две трети каждого шекеля, полученного за газ, добытый здесь, со дна моря, пойдут прямо в казну государства. Это сотни миллиардов шекелей, которые будут служить нам в сфере образования и социального обеспечения, пойдут на другие жизненно важные потребности государства и граждан Израиля», - сказал тогда премьер-министр Нетаньяху.

Планируется, что добыча газа начнется уже в 2019 году. Излишки топлива Израиль будет отдавать в Иорданию и Египет, а потом начнется экспорт в европейские страны, сообщает пресс-служба министерства иностранных дел еврейского государства. Надо еще помнить о том, что другие крупные месторождения имеются на шельфе Египта, Кипра, Сирии и Ливана, что в корне меняет геополитический и энергетический расклад в восточной части Средиземноморья. Но это уже другая история, а мы пока взглянем на северный газовый «фронт».

В Германии скоро начнут строить мощности для приема сжиженного газа. На данный момент в странах ЕС 24 приемных терминала, и пока они загружены лишь на треть. Есть мнение, что этим шагом Берлин демонстрирует уступку Вашингтону, который хочет одновременно «похоронить» газопровод «Северный поток-2» и закрепиться на немецком рынке за счет увеличения поставок сжиженного газа.

«…Вполне возможно, что нынешнее решение германских властей, стимулирующее сооружение СПГ-терминалов, является частью договоренности с Вашингтоном с целью снять его возражения против строительства газопровода «Северный поток-2» или хотя бы предотвратить американские санкции против участников этого проекта», - сообщает «Немецкая волна».

Издание отмечает, что в Берлине рассматривают СПГ именно как альтернативу российскому трубопроводному газу, идущему на отопление, в электроэнергетику и как сырье в промышленность. Поэтому в Германии не собираются использовать СПГ только в жидком виде как топливо для судов и грузового автотранспорта.

Продолжение следует

Похоже, страны ОПЕК под предводительством Саудовской Аравии всё же выбрали более ожидаемый сценарий: не отказываться от снижения добычи и повышения цены. В минувшее воскресенье в Саудовской Аравии прошло заседание министерского мониторингового комитета стран ОПЕК+, где было принято решение о сохранении текущих объемов добычи нефти. Как следствие, уже в понедельник 20 мая цены поползли вверх: стоимость барреля марки Brent превысила 73 доллара, а нефть WTI стала стоить 63,5 доллара, сообщает киевское агентство УНИАН со ссылкой на «Рейтер».

Комитет ОПЕК+ решил занять выжидательную позицию до конца июня, когда пройдет саммит ОПЕК и не-ОПЕК, где должно быть принято окончательное решение о дальнейшей судьбе сделки, сообщает киевское издание «Сегодня». Комитет рекомендовал ОПЕК+ «продолжить мониторинг и анализ ситуации на нефтяном рынке, обращая особое внимание на состояние мировых запасов в ближайшие несколько недель, чтобы подготовить необходимые рекомендации к следующему заседанию».

«Нефть дорожает, поскольку инвесторы считают, что ОПЕК стремится к более жесткому балансу спроса и предложения на рынке, чтобы удержать цены на нефть на текущем уровне, - сказал главный экономист Japan Oil, Gas and Metals National Corp Такаюки Ногами. – Итоги министерского мониторингового комитета ОПЕК+ были ожидаемыми, и неопределенность в отношении того, какое все-таки решение примут нефтедобывающие страны в июне, сохраняется».

Министр энергетики Саудовской Аравии Халид аль-Фалих сказал, что между ОПЕК и союзниками существует консенсус относительно «мягкого» сокращения запасов нефти, но они будут по-прежнему реагировать на потребности «нестабильного рынка». Министр энергетики Арабских Эмиратов Сухейль аль-Мазруи ранее сообщил, что производители способны заполнить любой недостаток нефти и что мягкое сокращение поставок не является «правильным решением».

Журнал «Форбс» анализирует причины стабильного роста нефтяных котировок за последнее время и приходит к выводу о решающей роли внутренней нестабильности. Во-первых, это продолжающееся сокращение добычи в Венесуэле, где в марте объемы упали ниже 1 млн. баррелей – почти на 0,5 млн. по сравнению с февралем.

Во-вторых, в апреле на 0,3 млн. баррелей снизилась добыча в Казахстане по причине ремонта двух крупнейших нефтегазовых месторождений страны: Кашагана и Тенгиза. В-третьих, в конце апреля сократились поставки из России, т.к. в нефти, поставляемой по нефтепроводу «Дружба», Беларусь обнаружила существенное превышение содержания хлорорганических соединений, которые крайне негативно влияют на техническое состояние НПЗ при переработке. В итоге многие страны отказались принимать российскую нефть. Еще одна причина – нестабильность в Судане и Алжире. И, естественно, вокруг Ирана.

В заключение обращусь к российскому блогеру Анатолию Несмияну, который регулярно пишет на тему нефти и еще чаще – о Ближнем Востоке. Он считает, что, несмотря на имеющиеся внушительные запасы нефти, эпоха «черного золота» неумолимо подходит к концу. «Ее переизбыток превращает нефть в обычный товар, геополитическая борьба за регионы добычи перестает быть вопросом выживания, теперь ключевым вопросом становится не добыча, а контроль над логистикой поставок и долей на рынке – то есть, геополитика прочно уступает место геоэкономике», - пишет Эль-Мюрид.

Вместе с тем, он уверен, что вместо нефтяной эпохи приходит газовая, но она продлится еще меньше. «Конец газовой эры будет таким же: как только появятся технологии добычи, позволяющие добывать природный газ непосредственно вблизи мест его потребления, он тоже перестанет быть стратегическим товаром, и его место, по всей видимости, займут автономные источники энергии, работа над созданием которых идет в активнейшей стадии», - резюмирует автор.

Но, как поется в одной забавной песенке, «это завтра, а сегодня…». А сегодня нефть продолжает играть ведущую роль в политике целых стран и регионов, но уже не в таком виде, как еще 15-20 лет назад. Соединенные Штаты, которых мы привыкли видеть главным покупателем «черного золота» в мире, в последние годы стремительно нарастили собственную добычу и экспорт.

И если при Обаме демократы, традиционно более чувствительные к вопросам экологии, не особо усердствовали, то сегодня «экономический эгоизм» администрации Дональда Трампа не оставил никаких сомнений в стремлении американцев стать крупнейшим в мире экспортером нефти. И они им стали уже в 2019 году.

Если 15-20 лет назад американцы преимущественно защищали своих партнеров из числа нефтедобывающих стран ради бесперебойных поставок топлива в США, то сегодня они защищают преимущественно нынешние и будущие рынки сбыта своей нефти и газа. Причем делают это настойчиво, применяя весь спектр политических и экономических рычагов. Сейчас позиция США ясна как никогда: подвиньтесь и дайте мне тут продать наш газ. О газе мы поговорим отдельно.

Часть 1

Încarcă mai mult

XS
SM
MD
LG