Linkuri accesibilitate

Ernest Vardanean

Никогда не думал, что мне доведется написать текст о пожаре. Но вот такой драматический день настал: вечером 15 апреля в Соборе Парижской Богоматери начался сильный пожар, который удалось потушить лишь к утру. Картина была ужасающей, но последствия оказались не такими катастрофическими, как казалось в первые часы.

Сгорели массивные деревянные перекрытия между каменным сводом и крышей, а также сама крыша. Полностью сгорел и обрушился шпиль, надстроенный в XIX веке (поэтому многие говорят, что его «не сильно жалко», т.к. нетрудно восстановить). Но несущие стены, знаменитые северные башни над главным входом, каменный свод – в целом весь каркас здания устоял. Я позволю себе процитировать один материал, увиденный мной в Facebook.

«Готические конструкции продуманы гениально – нагрузки в них распределены по узловым точкам, но именно для них огонь страшнее всего: хрупкий известняк крошится от высоких температур, и вся структура теряет прочность именно в узлах. Поэтому долгое время пожарные не были уверены, что собор удастся спасти», - говорится в материале.

С другой стороны, отмечается в тексте, пожарные не тушили огонь на крыше, а охлаждали стены и опоры – аркбутаны и контрфорсы, чтобы сохранить каркас. «Ждали, пока прогорит дерево, и надеялись, что своды все-таки устоят. Потому что наверху нет стоков для воды, и влить туда несколько тонн жидкости означало бы гарантированно обрушить своды и полностью погубить собор. Готические арки держатся силой собственной тяжести, выбить замковый камень – рухнет всё. Пожарные молодцы и настоящие профессионалы, всё сделали очень грамотно», - сообщают нам в социальной сети.

И самое главное, что удалось спасти, - это уникальные экспонаты. Благодаря усилиям пожарных уцелел Терновый венец Христа, туника короля Людовика Святого и другие бесценные предметы. Спасено содержимое сокровищницы. Сохранился уникальный витраж Собора, хотя есть повреждения. Алтарь и алтарный крест на месте. Все три органа, включая самый большой и старый, с восемью тысячами труб, уцелели, несмотря на мрачные прогнозы (его потеря была бы скорее всего безвозвратной и гораздо более трагичной, чем шпиль или крыша).

Сразу после начала пожара парижская прокуратура начала расследование. На данный момент, по данным французской прессы, версия поджога официально не рассматривается (к этому вопросу я еще вернусь). Наиболее вероятной причиной считается проблема с электричеством – то ли короткое замыкание, то ли неисправная проводка, пишет газета Le Parisien.

Что же дальше? Несмотря на достаточно оптимистические оценки сохранности Собора и его внутреннего убранства, ущерб колоссальный. По некоторым подсчетам, на полное восстановление может уйти десять лет, хотя президент Эмманюэль Макрон пообещал ускорить процесс до пяти лет. Однако всё это перекрывается небывалой солидарностью людей и стран! Едва погасло пламя на крыше Нотр-Дам, как французские власти заявили о начале сбора средств для восстановления жемчужины Парижа, Франции и всего мира. Мэрия столицы выделит на это 50 млн. евро. Администрация региона Иль-де-Франс даст еще 10 млн.

На данный момент известно, что сумма пожертвований от граждан превысила 136 млн. евро. Несколько крупнейших французских компаний заявили о перечислении огромных сумм: L’Oréal и Louis Vuitton – по 200 млн. евро, Total – 100 млн. евро. Американский гигант Apple также сообщил о намерении выделить помощь. Кроме того, в самих Соединенных Штатах начался сбор средств от граждан. Сейчас пресса сообщает, что общая сумма всех пожертвований со всего мира приближается к миллиарду евро (я уверен, что уже больше). Наконец, роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» возглавил список бестселлеров на Amazon.

Всё это прекрасно и внушает надежду. Но есть более зловещие сигналы…

Продолжение следует

* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă

Я решил, что такой короткий и броский заголовок не потребует особых объяснений, тем более что он появился и в других солидных изданиях. Значит, не прошло и десяти лет после первой «версии» крупнейшей региональной метаморфозы арабо-мусульманского мира, как мы стали свидетелями ее второго появления. Строго говоря, по Алжиру и Судану «весна» прошлась и в 2011 году, но как-то незаметно, по касательной. Поэтому сейчас там происходит то, что в той или иной форме происходило в Египте или Тунисе. С другой стороны, сегодня разворачивается очередная драма в Ливии, поэтому в нынешний цикл материалов мы включим и ее.

Итак: где, как и почему опять случилось? Нынешняя арабская весна стала действительно весной, в отличие от событий января-февраля 2011 года. Не далее как 2 апреля нынешнего года после протестов, которые длились с февраля, ушел в отставку президент Алжира, 82-летний Абдель Азиз Бутефлика. Он правил страной с апреля 1999 года, то есть четыре пятилетних срока, и собирался баллотироваться на пятый. Откровенно говоря, на Востоке это решительно никого бы не удивило, если бы не одна «мелочь»: последние несколько лет он был прикован к инвалидному креслу вследствие инсульта и постоянно находился на лечении в швейцарской клинике, так что о полноценном руководстве страной не могло быть и речи.

Поэтому общественность Алжира и международные эксперты недолго гадали, почему «не совсем президент» Бутефлика вдруг решил попытать счастья на очередных выборах: всему виной его коррумпированное окружение, прежде всего четверо его братьев, которые спокойно правили страной от его имени, не забывая о себе любимых.

Однако и после отставки долгожителя проблема не решилась: 9 апреля исполняющим обязанности президента стал председатель парламента Абдель Кадер Бинсала (встречается написание «Бенсалех»), ему «всего» 77 лет. Народ недоволен, считая, что клан Бутефлики никуда не ушел. А семье экс-президента действительно нелегко, потому что ее «задвигает» армия, которая сильна и имеет свои интересы.

14 апреля в нескольких провинциях Алжира прошли мирные студенческие марши с требованием полной смены нынешней политической системы, сообщает ТАСС со ссылкой на Algerie Press Service. Главное требование молодежи – уход Бинсалла, премьер-министра Нуреддина Бедуи, председателя Конституционного суда Тайеба Белаиза и руководителей правящей партии «Фронт национального освобождения». Звучат традиционные в таких случаях лозунги «Банду под суд!», «Долой воров!» и т.д. При этом, как отмечает «Ежедневный журнал», более 30% алжирцев в возрасте до 30 лет не имеют работы. Одна из причин – снижение цен на нефть. «Нефть и газ – основа экономики Алжира – составляют 30% ВВП, 60% доходной части бюджета и 95% экспортной выручки», - говорится в публикации.

Между тем, вопрос сейчас ставится несколько в другой плоскости: господин Бинсалла будет и.о. не более 90 дней и сам не имеет права баллотироваться, а выборы президента состоятся 4 июля. Если он уйдет раньше срока, что получится – будет еще один и.о.? Вопрос совсем не прост, как может показаться, поэтому бывший премьер Алжира, ныне оппозиционер Али Бенфлис сетует на то, что Конституция страны «не позволяет найти быстрое решение политического кризиса». Кроме того, пишет ТАСС со ссылкой на политика, «отсутствует независимый орган для осуществления контроля над проведением президентских выборов, намеченных на 4 июля».

Однако я предлагаю вернуться немного назад и посмотреть на роль армии в фактическом отстранении президента Бутефлики. После нескольких непонятных заявлений с его стороны (на самом деле они были написаны его окружением) в духе «уйду – не уйду» было принято промежуточное решение о том, что он всё-таки оставит свой пост 28 апреля и не станет выдвигаться на новый срок. Но начальник Генерального штаба алжирской армии Ахмед Гаид Салах призвал немедленно принять меры по его отстранению от должности. И армия победила.

Российский блогер Анатолий Несмиян считает, что окружение Бутефлики, поначалу отвергая саму идею отставки беспомощного босса, «было вынуждено поддаться на всё более жесткие требования армии, которая дважды потребовала немедленного ухода Бутефлики». «Теперь у алжирской элиты две задачи: успокоить улицу и разрешить внутренний конфликт. Всё остальное выглядит вполне решаемым. …Опасность представляют лишь стихийные процессы на улице и элитная война внутри правящей группировки. Обе угрозы пока не слишком велики, но если их разрешение снова начать затягивать, то можно потерять ситуацию», - пишет Эль-Мюрид.

В другом материале он называет события в Алжире и Судане «афтершоками» арабской весны, поскольку в этих странах не удалось разрешить существующие противоречия. «Однако сценарий переворотов носит относительно проектный характер: армия и в Алжире, и Судане вопреки правящей клике приняла решение и сумела разрубить накопленные противоречия сама», - отмечает автор.

«По всей видимости, перед нами некая новая реальность, где ранее лояльная власти сила вынуждена принимать на себя ответственность на фоне коллапса страны. Народные волнения не являются причиной коллапса, они лишь окончательно его маркируют», - резюмирует блогер.

Продолжение следует…

* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă

Încarcă mai mult

XS
SM
MD
LG